Идеи Г.В.Ф. Гегеля о сущности и особенностях права (работа "Философия права").

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 19 19 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 19.04.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Место «Философии права» в истории философии политики и права
2. Содержание «Философии права» в свете философского метода Гегеля
3. Основное содержание работы Гегеля «Философия права»
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

«Освобождение колоний, - пишет Гегель, - оказывается величайшим благом для метрополии, подобно тому как освобождение рабов было величайшим благом для их господина».
Положительное право, то есть законодательство, правосудие и деятельность полиции также рассматриваются в «Философии права» в разделе о гражданском обществе, хотя, если рассуждать на уровне здравого смысла, это сферы государства, а не гражданского общества. Однако Гегель считает, что закон, суд и полиция защищают собственность, которая лежит в основе гражданского общества, поэтому данные категории следует рассматривать именно в разделе о гражданском обществе.
Из концепции Гегеля следует, что границ полицейского вмешательства в частные дела не существует. При этом концепция вездесущего полицейского государства подвергается критике Гегеля. Суд присяжных, судопроизводство и оглашение законов должны носить публичный характер.
Соотношение гражданского общества и государства подобно соотношению рассудка и разума. Государство – это то, что обладает разумностью и действительностью, в то время как гражданское общество – сфера действия внешней необходимости. Развертывание разума в действительность приводит к снятию гражданского общества государством.
Гражданское общество уже чревато государством как своим основанием, поскольку в потенциале оно, как и все, разумно. Государство есть то, внутри чего снимается противоречие между семьей и гражданским обществом, особенное и всеобщее совпадают, и нравственность объективируется в действительность.
Государство есть своеобразная реализация в форме наличного бытия идей разума, свободы и права. «…Государство, - пишет Гегель, - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». Конечно, может существовать дурное государство, однако оно не разумно, и действительность его существования призрачна.
Таким образом, категория государства Гегеля подразумевает по определению правовое государство, в котором воплощается идея свободы. Государство предстает как наиболее конкретное право. Государство является составной частью иерархической структуры правовой действительности.
Идеальность суверенитета является высшим моментом идеи государства. Государство в его отношениях с другими государствами можно отождествить со свободной личностью (лицом абстрактного права). Суверенитет государства является его субстанцией. Жизнь, собственность и права отдельных лиц и объединений суть единичное, особенное и конечное и суть объект абсолютной власти государства, то есть идеального целого, обладающего действительностью, разумностью, свободой и нравственностью. Именно поэтому войны между государствами носят нравственный и необходимый характер, а вовсе не являются чем-то внешним и случайным, а тем более, абсолютным злом. Речь идет, конечно, о войнах как о философской категории. Война обеспечивает торжество идеальности целого над случайностью частей, когда речь идет о взаимоотношениях между государствами, точно так же, как государство обеспечивает торжество идеальности целого над случайностью частей.
Сферой действия внешнего государственного права является область межгосударственных отношений. Там действует международное право, но в отличие от внутреннего государственного права, оно действует лишь на уровне долженствования. Это долженствование может перейти и в действительность, если различные государства, обладающие суверенной волей, пожелают этого. Поскольку государства над государствами нет, соответственно, нет суда и права, государства по отношению друг к другу находятся в состоянии гражданского общества, или естественном состоянии гоббсовской всеобщей войны всех против всех. Однако международное право возможно в принципе реализовать с помощью межгосударственного договора. Такой договор должен признавать государства суверенными и независимыми по отношению друг к другу, что предполагает взаимное уважение и невмешательство в дела другого государства. Если международное право рассматривать как философскую категорию, то есть как всеобщее, значимое в себе и для себя, то его отличие от совокупности позитивных межгосударственных договоров состоит в том, что его принципы должны выполняться.
Суверенные воли государств могут и не прийти к согласию, тогда война оказывается единственным решением спора между государствами. В данном фрагменте своей работы Гегель оппонирует идее вечного мира Канта, который поддерживался бы союзом государств. Правовые принципы, такие как взаимное признание государств, действуют и в «естественном» состоянии войны. «…Война вообще, - писал Гегель, - ведется не против внутренних институтов и мирной семейной и частной жизни, не против частных лиц».
Всемирная история, представляющая собой результат войн между государствами, является своеобразным всемирным судом. Во всемирной истории реализуется всеобщий мировой дух. Всеобщий мировой дух осуществляет суд над духами отдельных народов (суверенными государствами), поскольку обладает наивысшим правом.
Согласно гегелевской диалектике, существует органическая нравственная целостность, и она может иметь проявления бесправия, неразумности и несвободы. Эти моменты преодолеваются исторически и логически с помощью диалектики понятия права. Право развивается от своих абстрактных форм к государству и достигает своего идеального выражения в суверенитете. Насилие и произвол могут возникать и после этого, но только в качестве рецидива преодоленной несвободы.
Заключение

По мнению автора, гегелевское понимание права, истории, как составных элементов «объективного духа» предполагает наличие в истории прогресса и некоторой разумной цели, а также веру в то, что реализация этого прогресса произойдет определенным и правильным путем в соответствии с действием объективных законов, доступных научному познанию.
Данные характерные черты гегелевской философии, в частности права, сильно повлияли на общественное сознание и способы изменения общественного бытия. Собственно, именно такую трактовку истории и права восприняли и Маркс и Энгельс, а значит и их последователи, преобразившие лицо мира в соответствии с данными идеалистическими представлениями. Маркс и Энгельс сделали попытку заменить абсолютную идею Гегеля (структурным элементом которой является объективный дух) в качестве движущей силы истории принципом материального интереса, но поскольку их концепция не была результатом наблюдения непосредственно над историческим процессом, а лишь воспроизводила на новой основе логическую схему исторического прогресса Гегеля, а затем подстраивала под эту схему историю, идеализм в ней не был преодолен.
Приписывание истории и обществу идеальных целей и рационального пути развития исходит из априорных оснований, не подтверждается реальностью и открывает путь построить общество на основании идеальной модели. Это дало многим мыслителям повод относить Гегеля к основоположникам такого стиля мышления, который впоследствии привел к тоталитаризму. В то же время, обоснование неизбежного прогресса общества, его движения на пути реализации идеального разума в действительности, сыграло большую роль в гуманизации общественных нравов. Поэтому можно сказать, что философия права Гегеля несет в себе определенную неоднозначность. Не зря на философию права Гегеля опирались с равным успехом и радикальные, и консервативные мыслители. По мнению автора настоящей работы, обоснование неизбежности прогресса Гегелем связано с такими идеологическими явлениями современности, которые обусловили и социальный прогресс действительной жизни.
Список использованной литературы

Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XYI – начала XIX века. – М.: «Высшая школ», 1989
Нерсесянц В. С. «Философия права»: история и современность / Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 3-39
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1974


Нерсесянц В. С. «Философия права»: история и современность / Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 3

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1974, с. 7
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1974, с. 7-8
Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 60
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XYI – начала XIX века. – М.: «Высшая школ», 1989, с. 322
Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 98

Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 274
Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 284

Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 368

1


1

Список использованной литературы

1.Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990
2.Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XYI – начала XIX века. – М.: «Высшая школ», 1989
3.Нерсесянц В. С. «Философия права»: история и современность / Гегель Г. В. Ф. Философия права. – М.: Мысль, 1990, с. 3-39
4.Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., 1974

Вопрос-ответ:

Какую роль играет философия права в истории философии политики и права?

Философия права занимает важное место в истории философии политики и права, поскольку она исследует сущность права, его особенности, цели и функции. Она помогает понять, каким образом государство и право существуют в обществе, а также влияют на поведение людей.

Какой метод использует Гегель в своей философии права?

Гегель использует диалектический метод в своей философии права. Он считает, что развитие общества и права происходит через противоречия, конфликты и их преодоление. Гегель строит свою философию права на основе идеи диалектики, где абсолютная идея является высшим принципом права и морали.

Какие основные идеи выделяются в работе Гегеля "Философия права"?

В работе "Философия права" Гегель развивает ряд важных идей. Он утверждает, что право является основой гражданского общества и государства, а также средством для реализации свободы и справедливости. Гегель подчеркивает роль положительного права, законодательства, правосудия и полиции в обеспечении порядка и стабильности в обществе.

Какую роль играет освобождение колоний, по мнению Гегеля?

По мнению Гегеля, освобождение колоний является величайшим благом для метрополии, так же как освобождение рабов является величайшим благом для их господина. При освобождении колоний метрополия получает новые возможности для экономического развития и расширения сферы влияния.

Что включает в себя положительное право, согласно Гегелю?

Положительное право, согласно Гегелю, включает в себя законодательство, правосудие и деятельность полиции. Законодательство устанавливает правила и нормы поведения, правосудие осуществляет судебную власть и разрешает споры, а полиция обеспечивает исполнение законов и поддерживает общественный порядок.

Какую роль играет Философия права в истории философии политики и права?

Философия права занимает важное место в истории философии политики и права, так как она изучает сущность и особенности права, его роль в обществе и его отношение к другим социальным явлениям. Она помогает понять, как право формируется, развивается и функционирует в обществе, а также как оно влияет на политические и правовые процессы. Философия права является одной из основных дисциплин, которая помогает анализировать и понимать правовые институты и их значение для общества.

Что можно сказать о философском методе Гегеля в контексте Философии права?

Философия права в свете философского метода Гегеля основана на диалектическом подходе к анализу и пониманию правовых явлений. Гегель развивает свою систему философии, исходя из идеи о триадической структуре реальности, где каждая стадия диалектического процесса (тезис, антитезис, синтез) содержит в себе противоречия и приводит к развитию и прогрессу. В контексте Философии права, Гегель применяет этот метод к изучению сущности и особенностей права, а также его отношения к другим социальным явлениям, таким как политика или мораль.

Какие основные идеи Г.В.Ф. Гегеля о сущности и особенностях права?

Гегель считал, что право является одним из основных элементов социального устройства общества. Он утверждал, что право основано на объективной идеи справедливости и является нормативной системой, которая регулирует отношения между людьми. Гегель также полагал, что право имеет иерархическую структуру, где конкретные правила и законы проистекают из абстрактных нормативов, и каждый индивид получает свои права и обязанности в рамках этой системы. Он считал, что право должно быть основано на рациональном подходе, а не на субъективных предпочтениях и интересах отдельных индивидов.

Какую роль играет философия права в истории философии политики и права?

Философия права играет важную роль в истории философии политики и права, так как она представляет собой систематическое изучение основных принципов и понятий права, а также анализирует его сущность и особенности. Она помогает понять, какое место право занимает в обществе, как оно формируется и каким образом регулирует отношения между людьми.

В чем заключаются основные идеи Г.В.Ф. Гегеля о сущности и особенностях права?

Г.В.Ф. Гегель считал, что право является основой общественного устройства и оно не только регулирует отношения между людьми, но и выражает некоторые общественные ценности и принципы. Он полагал, что право должно быть объективным и универсальным, то есть должно быть применимо к любому индивиду, независимо от его личных характеристик.

Каким образом философия права Г.В.Ф. Гегеля связана с философским методом его работы?

В своей философии права Г.В.Ф. Гегель использует диалектический метод, который позволяет ему анализировать различные стороны и противоречия права. Он рассматривает право как развивающуюся систему, которая претерпевает изменения в соответствии с развитием общества. Гегель исследует противоречия внутри права и показывает, как они влияют на его функционирование.