Принятие управленческих решений на основе метода «мозгового штурма»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управленческие решения
  • 27 27 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 09.07.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ МЕТОДОМ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» 5
1.1 Понятие, правила и принципы метода «мозгового штурма» 5
1.2 Достоинства и недостатки метода «мозгового штурма» 7
1.3 Алгоритм и этапы метода «мозгового штурма» 9
1.4 Модификации метода «мозгового штурма» 11
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «МОЗГОВОГО ШТУРМА» В ОРГАНИЗАЦИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 26

Фрагмент для ознакомления

Поэтому простому сбору сотрудников в компании противопоставили создание определенной атмосферы. Здесь могут быть выделены несколько используемых чаще всего моделей. При проведении подготовительного этапа, в организации стараются помнить, что применение методик, не заменяет самого мыслительного процесса, но способствует его усилению.Для того чтобы создать атмосферу непосредственно в рамках самого штурма имеют значение «элементы», связанные с сытостью участников, музыкой, запахами, то есть вхождением в процесс. Для создания атмосферы непосредственно на самом «штурме» важны такие «элементы», как сытый участник, музыка, запахи, то есть вхождение в процесс. В компании«штурмы»проводятся в специально выделенном удобном просторном помещении, где есть столы, создана рабочая обстановка, диваны и цветы для расслабления в перерывах. Перед самым приходом группы осуществляется проветривание помещения. Обустроен удобный гардероб, в котором можно оставить вещи и сумки, верхнюю одежду. Предлагается также снять галстук, снять пиджак (предусмотренные по дресс-коду компании), оставить в специальном шкафу часы и телефоны на время «штурма». Стулья расставляются таким образом, чтобы каждый участник мог видеть остальных, что создает ощущение психологического равенства участников «штурма».Перед «штурмом»организовывается лёгкий перекус. Для того чтобы были задействованы в ходе атаки все пять органов чувств подбирается специальная музыка либо звуки природы, ставятся ароматические свечи и фрукты в нарезанном виде. Используются объёмные фигуры различной фактуры, данные фигуры можно пощупать либо погладить. Участникам предлагается, сняв обувь,походить босыми ногами по разным поверхностям. На стенах могут быть размещены постеры и картинки.Необходимо продумать систему ведения самого«штурма». Небольшой ручной мячик служил в качестве сигнала для передачи слова. Используется он в начале «штурма» для начала процесса. При этом передача мяча осуществляется в произвольном порядке. В какой-то момент участники забывают про него и начинается небольшой хаос, участники перебивают друг друга, так появляются ценные идеи «на грани», ради которых все и организовано. Как сигнал используетсяжёлтая карточка: она позволяет прекратить споры и перейти к оценке идей, критике. Юмор является допустимым, но не должен касаться личности участников.В качестве хорошего оживляющего хода выступает комплимент. Единственное, комплимент не должен быть дежурный. Лучше всего на комплимент реагируют мужчины, особо, когда слова он сделан женщиной. В рамках любого творческого процесса важны поощрения. Использование поощрений может применяться и в самом процессе«мозгового штурма». Это могут бытьнебольшие шоколадки. Возможно, с одной стороны, это выглядит очень по-детски, но дает определенный результат. Кроме этого активизирует процесс в рамках физиологического уровня.Соревновательным моментом может быть внесено оживление, добавлен азарт. В организации в «мозговом штурме»участвуют, как правило, сразу несколько подразделений. Посредством весёлой игры команд можно не просто внести разнообразие, а поспособствовать большему числу неожиданных идей участников. Работа по группам способствует и снижению определенной социальной лености и увеличиваетчисло идей, которые вырабатываются группой.В компании технология по фиксированию мыслей выступила в качестве одной из наиболее главных ошибок «штурма». Помехи, которые связаны с ситуацией работы в рамках группы, вели к снижению продуктивности группы. Высказывались члены группы по очереди, остальные слушали, дожидаясь, когдаочередь дойдет до них, и одновременно удерживали в памяти свои идеи. По инерции все идеи записывали на доске. И, хотя при этом прибегали к использованию одного, а то и двух помощников, вызывало неудовлетворение замедлением процесса, иногда потерей мысли, некоторой заорганизованностью. Выход был найден в использовании записи высказывания идей. Но иногда записывали на доске отдельные мысли, которые вызвали были наиболее бурную реакцию – аплодисменты, смех, возгласы.В соответствии с моделью, которая применяется для вхождения в «штурм», нужен и выход из данного процесса. Раньше в организации просто расходились, почувствовав, что участники «выдохлись». Теперь посредством продуманной системы ведения «штурма» и планапродумали и заключение «штурма», выход из него. Если выход соответствует используемой модели вхождения, то участвующиечувствуют себя более удовлетворёнными, а окончание получается более логичным.Используя модель «Оазис в пустыне», организация выхода из процесса позволяет вернуться к началу. Когда прошло 40-50 минут, в течениекоторых прозвучало не меньше 70-80 идей, и ведущемупонятно, что группа начала повторяться и уже ничего нового не озвучит, ведущий объявляет, чтоучастники «возвращаются домой». После того как сделаны необходимые объявления, большинство участников через «пустыню» покидают помещение. Остаётся лишь несколько сотрудников для «расшифровки». В конце в обязательном порядке зачитывают список тех, кто входит в аналитическую группу, и объявляют день, когда будетосуществляться её сбор.Для приведения полученной информации в наиболее удобную форму, требуется её расшифровка. В компанииэто могут делать как сразу же после проведения «штурма», либо же на следующий день. Участие может принимать не вся группа.Осуществляется запись на карточках всех идей, записанных на любой носитель. Для каждой идеи выделяют свою карточку. На карточках делаютсяпометки. К примеру, «+» отмечается оригинальность (от одного до трех плюсов). Посредством букв отмечается степень возможности реализации (Н – является невозможным в данный момент; Р – является возможным, но сложным; РР – вполне реальным). Знак 0 применяют для отметки идей, не нашедших отклика. В этом случае ноль не является обозначениемабсолютно пустой идеи, но указывает, что идея пока подходит только для резерва.Далее выбирают 5-10 лучших идей (те карточки, имеющие не меньше двух плюсов («++») и не менее двух букв «Р»). Отмечают интересные идеи, реализация которых в данный момент невозможна, они вносятся в резервный журнал, на основе которого после воплощаются в жизнь7.Сегодня в России применение метода«мозгового штурма»является достаточно редким. Многие специалисты в сфере управления недостаточно знакомысо способамииспользования мозговой атаки, а также позитивными результатами, которые могут быть достигнутыс помощью примененияданного метода.Опыт по использованию данного метода в организацииООО «ТЕХНОАВИА-Сургут» способствует более эффективному его использованию в практике других организаций.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе написания данной работы мы пришли к следующим выводам:Метод «мозгового штурма» («мозговой штурм», «мозговая атака», англ. brainstorming) – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности.Метод «мозгового штурма» имеет три этапа подготовка (формирование задачи), генерирование идей во время групповой проработки поставленной задачи, анализ и оценка идей.Главные достоинства метода «мозгового штурма».особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников «мозгового штурма» хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности;коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.Были проведены многочисленные экспериментальные исследования, с целью сравнения количества и качества идей, созданных группами в процессе «мозгового штурма», и людьми, работающими индивидуально. Результаты свидетельствуют о том, что при условии правильного применения данной техники интерактивные группы нередко генерируют большее количество значимых идей, чем отдельные индивиды. У «мозгового штурма»имеется достаточное множество разновидностей, большая часть из которых может применяться в рамках деловых совещанийс целью решений профессиональных задач. К его разновидностям относят: обратный «мозговой штурм», теневой «мозговой штурм» и комбинированный, брейнрайтинг, индивидуальный «мозговой штурм», «мозговой штурм» на доске, «мозговой штурм» в стиле «Соло», визуальный «мозговой штурм». В данной работе также был проведен анализ применения метода «мозгового штурма» ворганизации на примере ООО «ТЕХНОАВИА-Сургут».Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи решены в полном объеме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c.Голубков, Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 264 c.Голубева, М. В. Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы / М. В. Голубева Электронный ресурс // B-trainika.com. – Режим доступа:https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/ (Дата обращения: 08.06.2021).Золотова, Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. - М.: КноРус, 2018. - 381 c.Логинов, В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2018. - 309 c.Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества Электронный ресурс // B-trainika.com. – Режим доступа:https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/ (Дата обращения: 08.06.2021).Метод мозгового штурмаЭлектронный ресурс // Grandars.ru. – Режим доступа:http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html (Дата обращения: 08.06.2021).Метод «Мозговой штурм» и его модификацииЭлектронный ресурс. – Режим доступа:https://iq.hse.ru/ (Дата обращения: 08.06.2021).Рубчинский, А.А. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 526 c.Скотаренко, Н. Д. Методы и правила мозгового штурма / Н.Д. Скотаренко, О. Н. Макушева // Молодой ученый. – 2020. – № 34 (324). – С. 83-85. – URL: https://moluch.ru/archive/324/73268/ (дата обращения: 08.06.2021).Черняк, В.З. Методы принятия управленческих решений: Учебник / В.З. Черняк. - М.: Academia, 2019. - 296 c.

1. Бережная, Е.В. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Бережная, В.И. Бережной. - М.: Инфра-М, 2016. - 384 c.
2. Голубков, Е.П. Методы принятия управленческих решений в 2 ч. Часть 2: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 264 c.
3. Голубева, М. В. Метод мозгового штурма: описание, на чем основан, этапы / М. В. Голубева Электронный ресурс // B-trainika.com. – Режим доступа:https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/ (Дата обращения: 08.06.2021).
4. Золотова, Т.В. Методы принятия управленческих решений (для бакалавров) / Т.В. Золотова. - М.: КноРус, 2018. - 381 c.
5. Логинов, В.Н. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2018. - 309 c.
6. Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества Электронный ресурс // B-trainika.com. – Режим доступа:https://b-trainika.com/blog/metod-mozgovogo-shturma/ (Дата обращения: 08.06.2021).
7. Метод мозгового штурма Электронный ресурс // Grandars.ru. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/marketing/metod-mozgovogo-shturma.html (Дата обращения: 08.06.2021).
8. Метод «Мозговой штурм» и его модификации Электронный ресурс. – Режим доступа: https://iq.hse.ru/ (Дата обращения: 08.06.2021).
9. Рубчинский, А.А. Методы и модели принятия управленческих решений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.А. Рубчинский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 526 c.
10. Скотаренко, Н. Д. Методы и правила мозгового штурма / Н.Д. Скотаренко, О. Н. Макушева // Молодой ученый. – 2020. – № 34 (324). – С. 83-85. – URL: https://moluch.ru/archive/324/73268/ (дата обращения: 08.06.2021).
11. Черняк, В.З. Методы принятия управленческих решений: Учебник / В.З. Черняк. - М.: Academia, 2019. - 296 c.

Вопрос-ответ:

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма - это техника, которая позволяет собрать максимальное количество идей от команды или группы людей для решения определенной проблемы или задачи.

Какие преимущества и недостатки имеет метод мозгового штурма?

Преимущества метода мозгового штурма заключаются в возможности получить большое количество идей за короткий промежуток времени и в ускорении процесса принятия решений. Однако, недостатком этого метода может быть сложность вести конструктивный диалог в больших группах и необходимость правильно организовать процесс.

Каков алгоритм и этапы метода мозгового штурма?

Алгоритм метода мозгового штурма включает следующие этапы: определение цели, создание команды, генерация идей, оценка и отбор идей, разработка решения и его реализация. На каждом этапе важно соблюдать определенные правила, такие как открытость, невмешательство и оценка идей по их потенциалу, а не по автору.

Как метод мозгового штурма может быть модифицирован?

Метод мозгового штурма может быть модифицирован различными способами, например, путем использования разных техник генерации идей, таких как мозговая атака или метод 6-3-5. Также можно изменить размер группы участников или применить онлайн-инструменты для сбора идей.

Как метод мозгового штурма может быть использован в организации?

Метод мозгового штурма может быть использован в организации для решения различных задач, таких как разработка новых продуктов, повышение эффективности процессов, поиск решений для проблемных ситуаций. Он позволяет собрать разнообразные идеи от сотрудников и принять обоснованные управленческие решения.

Какие принципы и правила метода мозгового штурма?

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах: открытое мышление, генерация большого количества идей, отсутствие критики на начальных этапах, свободное обсуждение идеи. Правила метода мозгового штурма включают запрет на критику, стимулирование свободного мышления, использование ассоциативного мышления, стремление к нестандартным решениям.

Какие преимущества и недостатки метода мозгового штурма?

Преимущества метода мозгового штурма включают стимулирование творческого мышления, возможность генерации большого количества идей, повышение уровня коммуникации и включенности участников процесса принятия решений. Недостатки метода могут включать ограничение участников к заданной группе идеи, возможность упустить наиболее рациональное решение из-за эмоциональной нагрузки.

Каковы этапы метода мозгового штурма?

Метод мозгового штурма состоит из нескольких этапов. Первый этап - формулировка проблемы или вопроса, определение цели и ограничений. Затем следует этап генерации идей, когда участники свободно высказывают все возможные варианты решения. Далее проводится этап оценки идей, выбор наиболее перспективных идей и их развитие. Завершающий этап - планирование и реализация выбранного решения.

Какие модификации существуют у метода мозгового штурма?

Существует несколько модификаций метода мозгового штурма. Одна из них - "обратный штурм мозгов", когда участники обсуждают проблему с точки зрения обратных решений. Другая модификация - "мозговая атака", когда участники собираются в команду и активно генерируют идеи на заданную тему. Также существует модификация, где идеи записываются на карточках и рассматриваются независимо от авторства.

Какие преимущества и недостатки метода мозгового штурма?

Преимущества метода мозгового штурма включают в себя возможность генерации большого количества идей, разнообразие и креативность предложений, стимулирование активной и коллективной работы команды. Недостатки метода могут включать неэффективность в больших группах, ограниченное время для разработки идей, возможность участников метода мозгового штурма быть подверженными групповому мышлению или влиянию доминирующих личностей.

Каков алгоритм и этапы метода мозгового штурма?

Алгоритм метода мозгового штурма включает в себя следующие этапы: 1) Подготовка - определение целей и правил сессии мозгового штурма, а также выбор команды участников. 2) Генерация идей - участники предлагают как можно больше идей, без оценки или критики. 3) Классификация идей - идеи классифицируются по группам или категориям. 4) Оценка и выбор - идеи оцениваются и выбираются наиболее перспективные и релевантные. 5) Реализация - выбранные идеи претворяются в жизнь и принимаются конкретные управленческие решения.