компьютерное моделирование в табличном процессоре» в средней школе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 30 30 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 16.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 1
Глава 1. Теоретические основы применения лабораторного практикума как средства обучения компьютерному моделированию в рамках школьного курса 4
1.1. Лабораторный практикум как элемент образовательного процесса по информатике в школе 4
1.2. Компьютерное моделирование в школьном курсе информатики 11
Глава 2. Методические рекомендации по проведению лабораторного практикума по разделу «Компьютерное моделирование в табличном процессоре» в средней школе 15
2.1. Организация лабораторного практикума по информатике по разделу «Компьютерное моделирование в табличном процессоре» в средней школе 15
2.2. Конспект урока по информатике на тему: «Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel» с применением заданий лабораторного практикума 22
Заключение 29
Список использованных источников 30


Фрагмент для ознакомления

Задания к теме « Работа с алгоритмами и программами ».Создать алгоритм и реализовать его в любом языке программирования для опроса посетителей компьютерной залы, довольны ли они обслуживанием. Предусмотреть вопросы о расписании, расположение устройств, количество компьютеров, доброжелательности консультанта и форму для ввода собственного пожелания или замечания опрашиваемого.Задания к теме « Выполнение комплексных задач по текстовыми и табличными данными ».Создать в текстовом процессоре документ о наиболее популярные места для отдыха. Указать в тексте не менее 5-ти таких мест. Описать особые условия пребывания там. Вставить таблицу с такими категориями: страна (город, озеро и т.п.), количество туристов за последнее время (год, сезон и т.д.), примерная стоимость отдыха, количество дней. Создать диаграмму (или диаграммы) для наглядного отображения популярности и стоимости. В текстовый документ скопировать диаграмму и проанализировать ее.Задания к теме « Электронная переписка ».На основе документа, созданного на предыдущем занятии об интересных местах для отдыха, создать презентацию не менее 7 слайдов: титульный слайд, описание каждого места отдыха (5 слайдов), диаграмма о популярности мест. Создать группу рассылки одноклассников и учителя. В письме указать собственное мнение о том, какое именно из рассмотренных мест вам лично нравится. Прикрепить оба файла (текстовый и презентацию) и разослать с помощью списка рассылки.Посмотреть получены письма от одноклассников. Дать ответ на один из них, где указать, совпали у вас места отдыха. Если да, то какие именно, если нет, то высказать мнение, которое с мест, предложенное вашим товарищем, вам понравилось больше. Ответить достаточно одному из одноклассников. Сделать скриншот письма вашего ответа и отправить в адрес учителя.Задание к лабораторному практикуму содержались в электронной форме в папке на рабочем столе с соответствующим названием и раскладывались в печатном виде на каждом рабочем месте учеников. Школьники имели возможность пользоваться учебниками, электронными ресурсами, сервисами глобальной сети, методическими рекомендациями учителя, осуществлял консультирование в течение одного рабочего дня и оценивал в конце работы. Оценивания осуществлялось согласно критериям, с которыми учащиеся были ознакомлены в начале каждого задания. Для тех, кто пропустил один из дней или не успели выполнить предыдущее задание, предоставлялась возможность его довиконуваты. Однако обязательным условием это не ставился.2.2. Конспект урока по информатикена тему: «Компьютерное моделирование в среде табличного процессора Excel» с применением заданий лабораторного практикумаЦель урока: Отработать навыки моделирования и исследования компьютерных моделей в среде MS Excel.Задачи урока: Образовательные: Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для моделирования конкретной задачи. Оформление результатов задач в диаграммах и анализ полученных диаграмм.Развивающие: Развитие навыков индивидуальной практической работы. Развитие исследовательских навыков учащихся.Развитие предметных компетентностей.Развитие аналитических способностей, мышления.Воспитательные: Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.Воспитание внимательности, стремления довести дело до намеченного результата.Тип урока: практическая работа.Форма проведения урока: беседа, самостоятельная практическая работа, анализ полученных данных.Программное и техническое обеспечение урока: компьютерный класс;Microsoft Office. Этапы урока (два урока по 40 минут):Организационный момент, постановка цели урока (3 минуты)Актуализация опорных знаний (4 минут) Создание мотивационной ситуации (5 минут)Практическая работа (проект) (53 минут)Физкультминутка (5 минут)Постановка домашнего задания (2 минуты)Подведение итогов, выставление оценок (8 минут)II. Актуализация опорных знаний.Вопросы для фронтального опроса:Перечислите основные этапы моделирования (Ответ: 1. описательная информационная модель, 2. формализованная модель, 3. компьютерная модель, 4. компьютерный эксперимент, 5. анализ полученных результатов и их корректировка).Какое ПО используется при построении и исследовании моделей? (Ответ: возможно использовать ЭТ Excel)Перечислите правила написания формул в электронных таблицах Excel. (Ответ: адреса ячеек в формулах записываются на английском языке, запись формулы начинается со знака «=», проставляются все знаки арифметических операций и необходимые скобки, есть возможность использовать встроенные функции, для фиксации адреса ячейки используется знак «$»)Вспомните, что означают относительные и абсолютные ссылки в Excel? (Ответ: Относительные ссылки - при перемещении или копировании формулы из активной ячейки относительные ссылки автоматически изменяются в зависимости от положения ячейки, в которую скопирована формула. Абсолютные ссылки в формулах используются для указания фиксированного адреса ячейки. При перемещении или копировании формулы абсолютные ссылки не изменяются).III. Создание мотивационной ситуации.Существует легенда о том, что в Древнем Китае монахи день за днем вели наблюдение за человеком, записывая параметры его физической активности, умственных способностей и эмоционального состояния. В результате многолетних исследований они пришли к выводу, что эти три функции являются периодическими: с периодами для физической активности 23 дня, эмоциональной - 28 дней и интеллектуальной - 33 дня. Характерная особенность данной гипотезы заключается в том, что функции состояния человека в момент рождения равны нулю, затем начинают возрастать, и каждая за свой период принимает одно максимальное положительное и одно минимальное отрицательное значение.Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что биологические ритмы могут быть описаны функциями sin(2π(t-t0)/Tr), где t - время (настоящая дата), Tr - периоды, r - номер периода. Началом всех трех кривых является день рождения t0.Возможная интерпретация этого закона следующая: в первой половине каждого периода значение синуса положительное - это дни рабочего приподнятого настроения; в дни второй половины периода, когда значение синуса отрицательное, человек находится в пассивном состоянии. В каждом периоде имеется четыре критических дня: два раза синусоида находится в нулевой точке и по одному разу достигает максимума и минимума. Психологи-интерпретаторы говорят, что в такие дни состояние психики человека неустойчиво, легко ранимо.Зная, как изменяются биоритмы, можно предположить состояние человека, его интеллектуальную, физическую или эмоциональную активность. Предлагаю заняться таким прогнозированием.IV. Практическая работа (проект).Построение информационной и математической модели учащиеся выполняют в тетради, с участием учителя.Определите цель данного моделирования и запишите ее.Цель моделирования: составить модель биоритмов для конкретного человека.Какие данные необходимы для составления прогноза?Необходимо знать дату рождения человека.Построение информационной модели (в тетради):ОбъектПараметрыДействияНеуправляемые (константы)УправляемыеЧеловекПериод физического цикла: 23 дняПериод эмоционального цикла: 28 днейПериод интеллектуального цикла: 33 дняДата рожденияДень отсчетаДлительность прогнозаРасчет и анализ биоритмовНа основе информационной модели, запишем математическую модель (вместо разности t-t0, возьмем переменную х, которая будет соответствовать возрасту человека в днях (разность между текущей датой и датой рождения):Физический цикл =sin(2πx/23)Эмоциональный цикл =sin(2πx/23)Интеллектуальный цикл =sin(2πx/23).Компьютерную модель, проведение компьютерного эксперимента и анализ графиков выполняют самостоятельно при помощи компьютера в электронных таблицах Excel. Для этого заполняем следующую расчетную таблицу по описанному ниже алгоритму:Заполните расчетную таблицу:Ввести фамилии (свою и второго ученика) в ячейки B3 и С3;В ячейки В4 и С4 ввести дату рождения (например, 05.04.1992);Для даты отсчёта выбрать текущую дату;Длительность прогноза определите сами (любое кол-во дней);В ячейке A9 будет записана формула =В5, т.к. порядковые дни являются датами. В ячейку А10 запишите формулу =А9+1. И скопируйте с помощью маркера автозаполнения ячейки на необходимое количество дней.Количество прожитых дней – это разность между датой рождения и текущей датой. Значит в В9 будет формула =А9-$В$4 (С9 = А9-$С$4).Расчетная формула для ячейки D9 будет следующей: =SIN(2*ПИ()*B9/33 (E9 = SIN(2*ПИ()*C9/33)).Формулы для расчёта биоритмов различаются только значением периода. Поэтому формула записывается один раз для расчета интеллектуального биоритма, а в остальные ячейки (F9 и I9) копируется, проверяются ссылки и изменяется значение периода. С помощью маркера заполнения формулы копируются для всего периода прогноза.Получается такая готовая таблица (в режиме отображения формул):И в режиме отображения значений:Проведение компьютерного эксперимента:Постройте диаграммы, содержащие графики трёх биоритмов конкретного ученика (выделяя столбцы Порядковый день и любой биоритм). Примечание. Чтобы выделить несмежные диапазоны ячеек, используйте клавишу Ctrl.Постройте сравнительную диаграмму конкретного ученика, содержащую все три биоритма.* Дополните компьютерную модель столбцами для расчётов средних значений биоритмов и постройте соответствующую диаграмму.Анализ графиков:Сделайте прогноз на ближайшую неделю. Физическое состояние / Эмоциональный настрой / Интеллектуальные способности (умственные процессы): хорошее (плохое), высокий (низкий), на подъеме (на убывании).V.Физкультминутка.Проводится во время работы учащихся за компьютерами. Учащимся включается презентация физкультминутки.VI.Постановка домашнего задания.Повторить определения в тетради.VII.Подведение итогов, выставление оценок.Учитель вместе с учащимися делают выводы по уроку.ЗаключениеУченики после проведенных итоговых контрольных работ преимущественно теряют мотивацию и интерес к обучению. Работа, будет содержать интересные с точки зрения ученика задача привлекает внимание, сосредоточивает ученика на работе. Таким образом, лабораторный практикум является той формой организации обучения, дает возможность учителю удержать внимание и мотивацию ученика на уроке. Рассмотрение формирования отдельных компонентов компетенций школьника, критерии оценки работы ученика и результаты внедрения лабораторного практикума в 7 класс является темами дальнейшей работы авторов.Список использованных источниковЕршов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники. Части 1, 2. [Текст] Пробное учебное пособие для средних учебных заведений / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков, Я.Э. Гольц, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.С. Лесневский, Ю.А. Первин, Д.О. Смекалин. Под редакцией А.П.Ершова и В.М. Монахова. - Москва: Издательство «Просвещение», 1985. - 139 с.Каймин, В.А., Щеголев, А.Г., Ерохина, Е.А., Федюшин, Д.П. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для 10-11 класса средней школы. - Москва: «Просвещение», 1989. - 272 с.Кушниренко, Л.Г., Лебедева, Г.В., Сворень, Р.Л. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних учебных заведений. Учебное издание. - Москва: «Просвещение», 1991. - 224 с.Гейн, А.Г., Житомирский, В.Т., Линецкий, П.В., Сапфир, М.В., Шолохови, В.Ф. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11 классов средней школы. Москва: «Просвещение». - 1993. - 254 с.Бешенков, С.А. Формализация и моделирование // С.А. Бешенков, В.Ю. Лыскова, Н.В. Матвеева, Е.А. Ракитина // Информатика и образование. - 1999 - №5. С. 1114.Бояршинов, М.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики [Текст] / М.Г. Бояршинов // Информатика и образование. - 1999 - №7. С. 13-17.Гейн, А.Г. Понятие модели // Информатика. 1996. - № 20. С. 3-36.Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова - М.: Изд. центр Академия, 2003. - 192 с.Кузнецов, А.А., Современный курс информатики: от элементов к системе [Текст] / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина // Информатика и образование - 2004 - № 1-2. С. 2-6.Могилев, А.В., Пак, Н.И., Хеннер, Е.К. Информатика / Учебное пособие под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Академия, 1999.Шестаков, А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы (10-11-е классы) на основе курса "Компьютерное математическое моделирование" (КММ) [Текст] / А.П. Шестаков // Информатика - 2002 - №34 - С. 3-12.Босова Л.Л. Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 208 с.Поляков К.Ю. Информатика. 9 класс: учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 288 с.Н. В. Дегтярева, В. В. Макарова Лабораторный практикум как форма организации учебной деятельности учащихся 7 классов // ФМО. 2018. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratorniy-praktikum-yak-forma-organizatsiyi-navchalnoyi-diyalnosti-uchniv-7-klasiv (дата обращения: 09.06.2021).Горностаева Татьяна Николаевна, Горностаев Олег Михайлович Компьютерное моделирование в школьном и вузовском курсе информатики // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternoe-modelirovanie-v-shkolnom-i-vuzovskom-kurse-informatiki (дата обращения: 09.06.2021).

Список использованных источников

1. Ершов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники. Части 1, 2. [Текст] Пробное учебное пособие для средних учебных заведений / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков, Я.Э. Гольц, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, А.С. Лесневский, Ю.А. Первин, Д.О. Смекалин. Под редакцией А.П.
Ершова и В.М. Монахова. - Москва: Издательство «Просвещение», 1985. - 139 с.
2. Каймин, В.А., Щеголев, А.Г., Ерохина, Е.А., Федюшин, Д.П. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для 10-11 класса средней школы. - Москва: «Просвещение», 1989. - 272 с.
3. Кушниренко, Л.Г., Лебедева, Г.В., Сворень, Р.Л. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних учебных заведений. Учебное издание. - Москва: «Просвещение», 1991. - 224 с.
4. Гейн, А.Г., Житомирский, В.Т., Линецкий, П.В., Сапфир, М.В., Шолохови, В.Ф. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10-11 классов средней школы. Москва: «Просвещение». - 1993. - 254 с.
5. Бешенков, С.А. Формализация и моделирование // С.А. Бешенков, В.Ю. Лыскова, Н.В. Матвеева, Е.А. Ракитина // Информатика и образование. - 1999 - №5. С. 11¬14.
6. Бояршинов, М.Г. Математическое моделирование в школьном курсе информатики [Текст] / М.Г. Бояршинов // Информатика и образование. - 1999 - №7. С. 13-17.
7. Гейн, А.Г. Понятие модели // Информатика. 1996. - № 20. С. 3-36.
8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Г. Захарова - М.: Изд. центр Академия, 2003. - 192 с.
9. Кузнецов, А.А., Современный курс информатики: от элементов к системе [Текст] / А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, Е.А. Ракитина // Информатика и образование - 2004 - № 1-2. С. 2-6.
10. Могилев, А.В., Пак, Н.И., Хеннер, Е.К. Информатика / Учебное пособие под ред. Е.К. Хеннера. - М.: Академия, 1999.
11. Шестаков, А.П. Профильное обучение информатике в старших классах средней школы (10-11-е классы) на основе курса "Компьютерное математическое моделирование" (КММ) [Текст] / А.П. Шестаков // Информатика - 2002 - №34 - С. 3-12.
12. Босова Л.Л. Информатика. 9 класс: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 208 с.
Поляков К.Ю. Информатика. 9 класс: учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 288 с.
Н. В. Дегтярева, В. В. Макарова Лабораторный практикум как форма организации учебной деятельности учащихся 7 классов // ФМО. 2018. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/laboratorniy-praktikum-yak-forma-organizatsiyi-navchalnoyi-diyalnosti-uchniv-7-klasiv (дата обращения: 09.06.2021).
Горностаева Татьяна Николаевна, Горностаев Олег Михайлович Компьютерное моделирование в школьном и вузовском курсе информатики // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternoe-modelirovanie-v-shkolnom-i-vuzovskom-kurse-informatiki (дата обращения: 09.06.2021).