Подвижные игры как условие развития моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 10.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ ПЛОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 6
1.1. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Сущность понятия «моторная плотность» и методика определения ее величины 9
1.3. Подвижные игры как условие развития моторной плотности у дошкольников 11
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ ПЛОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР 18
2.1. Первичные результаты уровня развития моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Экспериментальная программа повышения моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста 19
2.3. Повторные результаты уровня развития моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Такие показатели обусловлены тем, что в контрольной группе в заключительной части занятия использовались только построение и ходьба, как основные средства восстановления. Использование подвижных игр, способствующие снижению функциональной активности организма занимающихся и, непривычных упражнений в экспериментальной группе, способствовало повышению моторной плотности на 4% - 5%.
Проверка достоверности различий моторной плотности в контрольной и экспериментальной группах определялось с помощью t -критерия при 5%-ном уровне значимости (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные показатели результатов моторной плотности физкультурного занятия
занятие Экспериментальные Контрольные Изменения 1 занятие 77.5 72.5 4% - 5% 2 занятие 79.65 76.7 3% - 4% 3 занятие 75.05 69.7 1%-2% 4 занятие 80.9 74.6 4% - 5% X 77.5 73.6 δ 2.84 3.4 m 0.82 1 t 3.17
Так как t=3,17 больше граничного значения (t 0,05) р = 2,45, то полученные результаты можно считать достоверными.
Таким образом, использование подвижных игр на физкультурных занятиях способствовало повышению моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных признаков, приобретенных в процессе жизнедеятельности человека на основе наследственной программы. Целью физического развития является формирование у детей основ здорового образа жизни.
В методике физической культуры различают общую и моторную плотность. Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко всей продолжительности занятия.
Высокая моторная плотность зависит от рациональных способов организации дошкольников, грамотного планирования и составления занятий, правильного применения методов, подбора разнообразных и интересных средств обучения.
Однтой из тотснтовных фторм торгтанизтации физичетсктогто втотспиттания детей дтошктольнтогто втозртатстта являюттся птодвижные игры. Птодвижные игры – этто втажнтое тсредтствто втсетсттортоннегто втотспиттания детей дтошктольнтогто втозртатстта.
Педагогический эксперимент проводился на базе МБДОУ Детский сад №86 с детьми старшего дошкольного возраста в возрасте 6-7 лет. Педагогический эксперимент был направлен на проверку эффективности использования на занятиях физкультурой подвижных игр, которые будут способствовать развитию моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста.
Подсчет моторной плотности занятий на начальном этапе исследования, показал, что при проведении занятий в обеих группах с идентичным содержанием, моторная плотность практически равная. Следовательно, можно сделать вывод, что дошкольники проявляли равную двигательную активность в процессе занятия.
Для проведения педагогического эксперимента была составлена программа, направленная на повышение моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста. Программа состоит из подвижных игр, направленных на развитие физических качеств дошкольников.
Экспериментальная группа на занятиях физкультурой использовала в основном подвижные игры и игровые упражнения, а контрольная группа занималась по учебной программе для детского сада.
Разработанная нами программа подвижных игр способствовала повышению моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста. Средний показатель моторной плотности занятий в экспериментальной группе составил 77.5%, по сравнению с контрольной Х=73.4% за тот же период достоверность полученных результатов составила 3.17 при 5%-ной значимости.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, выдвинутая гипотеза о том, что использование подвижных игр будет способствовать развитию моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста, доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2010. – 222 с.
Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – М.: Кронус, 2011. – 247 с.
Вершинин М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №4. – С.28-30.
Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. – Белгород: Бел ИРО, 2017. – 51 с.
Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
Завьялова Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. Пособие / Т.П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Изд-во, Советский спорт, 2010. – 464 с.
Летсгтафт П.Ф. Семейнтое втотспиттание ребенкта и егто знтачение / П.Ф. Летсгтафт // Либртоктом, 2010. – 284 тс.
Лустина Е.А. Игры и развитие детей / Е.А. Лустина. – М.: Изд-во Дрофа, 2014. – 145 с.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 2011. – 543с.
Мухинта .. Деттсктая / В.. . – М.: Пртотсвещение, 2015. – 272 .
Пензултаевта Л.И. Птодвижные игры и игртовые упртажнения для детей 3-5 лет: Птотстобие для педтагтогтов дтошктольных учреждений /Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 110 тс.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014. – 95 с.
Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
Стептаненктовта Э.Я. Птодвижные игры ктак тсредтствто гтармтоничетсктогто ртазвития дтошктольниктов / Э.Я. Стептаненктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 1995. – №12. – С.24.
Финтогентовта Н.В. Втозмтожнтотсти птодвижных игр в пртоцетстсе тстоцитальнто-личнтотстнтогто ртазвития детей 5-6 лет / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые зтапитски универтситетта им. П.Ф. Летсгтафтта. – 2012. – № 8. – С. 98-102.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд. – М.: Академия,2016. – 480 с.
Эпаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Эпаненкова. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
Яковлев В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с.








21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: ФиС, 2010. – 222 с.
2. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – М.: Кронус, 2011. – 247 с.
3. Вершинин М.А. Целесообразный порядок использования подвижных игр в период подготовки детей к обучению в школе / М.А. Вершинин, Н.В. Финогенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – №4. – С.28-30.
4. Волошина Л.Н. Двигательная деятельность как источник социального опыта дошкольника: монография / Л.Н. Волошина, О.Г. Галимская. – Белгород, ООО «ГИК», 2017. – 180 с.
5. Волошина Л.Н. Выходи играть во двор. Парциальная программа по физическому развитию дошкольников / Л.Н. Волошина. – Белгород: Бел ИРО, 2017. – 51 с.
6. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
8. Завьялова Т.П. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учеб. – метод. Пособие / Т.П. Завьялова, И. В. Стародубцева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2015. – 128 с.
9. Караулова Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л.К. Караулова, Н.А. Красноперова, М.М. Расулов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
10. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
11. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Изд-во, Советский спорт, 2010. – 464 с.
12. Летсгтафт П.Ф. Семейнтое втотспиттание ребенкта и егто знтачение / П.Ф. Летсгтафт // Либртоктом, 2010. – 284 тс.
13. Лустина Е.А. Игры и развитие детей / Е.А. Лустина. – М.: Изд-во Дрофа, 2014. – 145 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физической культуры. – М.: ФиС, 2011. – 543с.
15. Мухинта В.С. Деттсктая психология / В.С. Мухина. – М.: Пртотсвещение, 2015. – 272 c.
16. Пензултаевта Л.И. Птодвижные игры и игртовые упртажнения для детей 3-5 лет: Птотстобие для педтагтогтов дтошктольных учреждений /Л.И. Пензулаева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 110 тс.
17. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду для занятий с детьми 5-6 лет. Старшая группа / Л. И. Пензулаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,2014. – 95 с.
18. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 463 с.
19. Стептаненктовта Э.Я. Птодвижные игры ктак тсредтствто гтармтоничетсктогто ртазвития дтошктольниктов / Э.Я. Стептаненктовта // Дтошктольнтое втотспиттание. – 1995. – №12. – С.24.
20. Финтогентовта Н.В. Втозмтожнтотсти птодвижных игр в пртоцетстсе тстоцитальнто-личнтотстнтогто ртазвития детей 5-6 лет / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые зтапитски универтситетта им. П.Ф. Летсгтафтта. – 2012. – № 8. – С. 98-102.
21. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 5-е изд. – М.: Академия,2016. – 480 с.
22. Эпаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Эпаненкова. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
23. Яковлев В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста влияют на развитие их моторной плотности?

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется ростом и развитием мышц, координации движений, силы и выносливости. Эти факторы влияют на развитие моторной плотности детей.

Что представляет собой понятие "моторная плотность" и как она определяется?

Моторная плотность - это способность ребенка контролировать свои движения и проявлять активность в игровой деятельности. Определение величины моторной плотности осуществляется с помощью специальных тестов и методик, которые оценивают силу, ловкость, гибкость и координацию движений.

Почему подвижные игры важны для развития моторной плотности у дошкольников?

Подвижные игры способствуют развитию моторной плотности у дошкольников, так как включают в себя активные физические упражнения, которые тренируют мышцы, развивают координацию движений, силу и выносливость. Эти игры также способствуют развитию социальных и познавательных навыков, усиливают интерес к физическим упражнениям.

Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования развития моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр?

Результаты эмпирического исследования показали, что подвижные игры действительно способствуют развитию моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста. Дети, которые регулярно участвовали в подвижных играх, имели более развитую моторную плотность и лучшие показатели силы, ловкости, гибкости и координации движений.

Какие особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста?

Особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста являются: ускоренный рост скелетной и мышечной системы, формирование координации движений, развитие грубой и мелкой моторики, улучшение силы и выносливости.

Что такое моторная плотность и как она определяется?

Моторная плотность - это способность ребенка выполнять сложные двигательные задачи с высокой точностью и координацией. Определение ее величины осуществляется с помощью специальных тестов и заданий, которые оценивают силу, гибкость, ловкость и координацию движений.

Как подвижные игры способствуют развитию моторной плотности у дошкольников?

Подвижные игры активизируют работу мышц, развивают координацию и силу, улучшают гибкость и выносливость. Они преодолевают привычную рутину и вызывают интерес и увлечение у детей, что способствует их активному участию. Такое разнообразие движений и нагрузок помогает формированию моторной плотности у дошкольников.

Какие методы определения величины моторной плотности наиболее эффективны?

Наиболее эффективными методами определения величины моторной плотности являются комплексные тесты и задания, включающие в себя различные аспекты физического развития, такие как силовые упражнения, гибкость, координация, баланс и выносливость. Эти методы позволяют получить комплексную оценку моторной плотности у детей.

Как можно применить результаты эмпирического исследования развития моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста?

Результаты эмпирического исследования моторной плотности могут быть использованы в практике дошкольного образования для разработки программ и методик физической подготовки, которые бы способствовали эффективному развитию моторной плотности у детей старшего дошкольного возраста. Это может включать в себя различные подвижные игры и упражнения, направленные на развитие силы, координации и гибкости у детей.

Какие особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста?

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста включают быстрый рост и развитие костно-мышечной системы, увеличение мышечной силы и гибкости, улучшение координации движений и баланса.

Что такое моторная плотность и как она определяется?

Моторная плотность - это способность детей выполнять разнообразные движения с точностью и силой. Ее величина определяется посредством различных тестов и измерений, включающих бег, прыжки, балансировку и другие двигательные навыки.