- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УСТАВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Источники конституционного права 5
1.2. Конституционное уставное регулирование 9
1.3. Устав региона как основной закон субъекта РФ 11
2. ОСОБЕННОСТИ УСТАВОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ УСТАВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 15
2.1.Общая характеристика Устава Хабаровского края и регулирование статуса органов власти 15
2.2. Права и свободы человека и гражданина в Уставе Хабаровского края 20
2.3. Характеристика иных положений Устава Хабаровского края 25
Заключение 29
Список используемых источников 31
Фрагмент для ознакомления
Политические права и свободы охватывают право на участие в управлении обществом, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, свободу петиций. Они могут принадлежать в основном только гражданам Российской Федерации. Политические права и свободы тесно связаны с осуществлением и организацией политической власти на государственном и муниципальном уровнях. В ст. 15 Устава Хабаровского края указано, что «граждане, проживающие на территории Хабаровского края, имеют право на участие в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни края».Институт омбудсмена на протяжении последних лет является одним из основных элементов в системе государственной защиты прав человека в Хабаровском крае. Созданные в целях дополнительных гарантий институт Уполномоченного по правам человека (ст. 24.1. Устава Хабаровского края) и уполномоченного по правам ребенка (ст. 24.2. Устава Хабаровского края) в субъекте Российской Федерации зарекомендовали себя как действенные механизмы по защите прав граждан благодаря своей доступности, знанию специфики и проблем региона.Долгое время в подходе к формированию института омбудсменов в субъектах Российской Федерации не было единой позиции, каждый из региональных законодателей принимал собственный нормативно-правовой акт, закрепляя правовой статус, элементы которого разнились в зависимости от региона. В настоящее время институт Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка закреплен Уставом.Институт омбудсмена активно развивается, это связано с тем, что в рамках государственной политики Российской Федерации на первый план ставятся вопросы соблюдения прав человека. Таким образом, согласно Уставу Хабаровского края в крае гарантируется признание и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина. В крае признаются и обеспечиваются права и законные интересы коренных малочисленных народов и народов, традиционно проживающих на территории Хабаровского края.2.3. Характеристика иных положений Устава Хабаровского краяКонституция РФ не отображает и, совершенно очевидно, не может отображать все исключения, особенности или специфику характера реализации права на местное самоуправление в различных субъектах федерации. Для этого предназначены соответствующие конституционные акты и/или уставы субъектов федерации, а также законодательные акты субъектов федерации принятые во исполнение Конституции РФ, но учитывающие особенности практических условий осуществления местного самоуправления.Правовое регулирование организации системы органов местного самоуправления в Хабаровском крае осуществляется: 1) федеральными нормативно-правовыми актами; 2) нормативно-правовыми актами Хабаровского края;3) нормативно-правовыми актами муниципальных образований и городских округов Хабаровского края.УставХабаровского края определяет систему местного самоуправления, что установлено в главе 10 Устава. Перечень вопросов местного значения муниципальных образований устанавливается федеральным законом. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральным законодательством и законами края. В ст. 54 Устава Хабаровского края устанавливаются полномочия муниципальных органов власти.Органы местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.Участие органов государственной власти края и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленным федеральным законом.В соответствии со ст. 54 Устава Хабаровского края органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы организации местного самоуправления, формируют, утверждают соответствующие органы власти, устанавливают права и обязанности должностных лиц органов местного самоуправления.В соответствии с Уставом Хабаровского края могут проводиться выборы и референдумы. Порядок проведения выборов и референдумов, а также система избирательных комиссий, комиссий референдумов, обеспечивающих реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ на территории Хабаровского края, устанавливаются федеральными и краевыми законами. В соответствии со ст. 4.1. Устава установлена избирательная система края.В соответствии со ст. 62 Устава, экономической основой деятельности органов государственной власти является находящееся в собственности Хабаровского каря имущество, средства бюджета края и территориального государственного внебюджетного фонда края, а также имущественные права края. Кроме того, Хабаровский край ведет социальную политику. Устав края также определяет политику охраны окружающей среды (ст. 22 Устава Хабаровского края). Необходимо отметить, что Устав Хабаровского края, можно сказать, регулярно претерпевает изменения. В первую очередь это вызвано тем, что общество не стоит на месте и постоянно развивается, развивается и нормативная правовая база, которая регулирует отношения в нем. В соответствии с этим в Устав Хабаровского края вносились и по сей день вносятся закономерные изменения, но, как правило, связанные с изменениями в федеральном законодательстве.Для многих основных законов субъектов РФ характерно заимствование из федеральной Конституции двух моделей изменения конституционного (уставного) текста – пересмотра и внесения поправок. Изменение Устава Хабаровского края устанавливается в главе 13.Более того, в Уставе существует перечень субъектов, имеющих право вносить предложения об изменении и дополнении Устава, но отсутствует перечень субъектов, которые вправе выступить с инициативой по принятию нового Устава. Можно лишь предполагать, что это одни и те же субъекты, а порядок принятия нового Устава аналогичен внесению изменений.Устав Хабаровского края и порядок его пересмотра (принятия совершенно нового Устава) устанавливает возможность изменений посредством рассмотрения поправок краевой Думой на основании ст. 74 Устава края. Поправки могут внести: председатель Думы, Губернатор края, группа депутатов Думы численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Думы, представительные органы муниципальных образований края.Однако, анализируя изменения Устава Хабаровского края, можно с уверенностью утверждать, что он не только соответствует Конституции РФ и федеральному законодательству, но и, отвечает потребностям людей, населяющих этот субъект РФ. Понятно, что усовершенствования, которые произошли в Уставе, призваны улучшить нормативно-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся на ее территории. Таким образом, анализируя структуру Устава в целом, а также его основные положения, необходимо, сделать вывод о том, что Устав Хабаровского края на сегодняшний день, закрепляет нормы, регламентирующие положение региона, как равноправного субъекта РФ. Определяет систему власти в субъекте, основные вопросы, касающиеся обеспечения нормального функционирования субъекта РФ, а также реализации прав и свобод ее жителей. Путем создания в рамках своих полномочий отдельных органов и институтов государственной власти, реализации экономической, социальной и культурной политики на уровне субъекта, обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан.ЗаключениеИсточники конституционного права это юридические формы, способы выражения норм права, первостепенное значение среди которых имеет Конституция Российской Федерации. Источники конституционного права могут выстраиваться по иерархии системы управления на основе принципов федерализма и разделения властей, то есть имеют уровневый характер. По юридической силе источники соподчинены друг с другом. Так, федеральные конституционные законы будут выше по отношению к простым федеральным законам. Постановления Правительства и других органов ниже по силе по отношению к законам.Конституционное уставное регулирование опирается, прежде всего, на Конституцию РФ и иные федеральные законы. Уставное регулирование предполагает необходимость не противоречия актов субъектов РФ Конституции РФ. Устав субъекта РФ с правовой точки зрения относится к региональным законам субъектов РФ и влияет на все сферы регулирования в том или ином регионе.Конституции (уставы) субъектов действуют непосредственно и не требуют подтверждения какими-либо органами и лицами, а юридические свойства конституций (уставов) характеризуются субсидиарностью юридических свойств с юридическими свойствами Конституции РФ.Устав Хабаровского края имеет ключевое значение в системе правового регулирования региона. В Уставе закреплены основные принципы и полномочия органов государственной власти региона на основе принципа разделения властей, что предполагает наличие в субъекте РФ законодательной, исполнительной и судебной власти.Согласно Уставу Хабаровского края в крае гарантируется признание и осуществление всех прав и свобод человека и гражданина. В крае признаются и обеспечиваются права и законные интересы коренных малочисленных народов и народов, традиционно проживающих на территории Хабаровского края.Анализируя структуру Устава в целом, а также его основные положения, необходимо, сделать вывод о том, что Устав Хабаровского края на сегодняшний день, закрепляет нормы, регламентирующие положение региона, как равноправного субъекта РФ. Определяет систему власти в субъекте, основные вопросы, касающиеся обеспечения нормального функционирования субъекта РФ, а также реализации прав и свобод ее жителей. Путем создания в рамках своих полномочий отдельных органов и институтов государственной власти, реализации экономической, социальной и культурной политики на уровне субъекта, обеспечивается соблюдение прав и свобод граждан.Список используемых источников Нормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета 1993. 25 декабря.Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ 1999 № 42. ст. 5005.Устав Хабаровского края 1995 г. (с изм. на 2021 г.) // [Электронный ресурс]: официальный Интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. – Режим доступа: http://laws.khv.gov.ru.ЛитератураАкчурина А.В. К вопросу о проблемах правового регулирования организации исполнительной власти в субъектах РФ // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2019. № 2. С. 28-34. Алешкова И.А., Агапов Т.С. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126). С. 77-80.Афисов Я.В. Характеристика функций конституций (уставов) субъектов РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 95-98.Human Rights Today: A United Nations Priority // The United Nations, 2000. // [Электронный ресурс]: http://www.un.org/rights/HRToday/Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 161 - 167. Акимов С.В. Источники конституционного права в зарубежных странах // В сборнике: высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании материалы II Международной научно-практической конференции. 2017. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации – М.:Норма, 2020.Безуглов С. В., Бутурлина Е. С. Устав Краснодарского края как источник права // Власть закона. 2019. № 1 (37). С. 54-57.Дуллуев Р.И. Конституционно-правовая ответственность // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 215-217.Лигидова Л.А. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (в современном российском обществе) //Известия Кабардино-балкарского научного центра РАН 2018. № 4. С. 80-85.Саликов М.С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002. Боброва Н.А. Особенности предмета конституционного права как метаотрасли // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С.3-5.Рублев А.Г. Гарантии соблюдения социальных прав человека и их защиты // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 1 (38). С. 140-145.Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – М., 2015. Невакшонов Ю.И. Источники конституционного права в зарубежных странах //В сборнике: Наука в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021.Материалы судебной практикиОпределение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 250-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции РФ» // СПС Консультант плюс 2021По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ (1998) : постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П // СПС Консультант плюс 2021
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета 1993. 25 декабря.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // СЗ РФ 1999 № 42. ст. 5005.
3. Устав Хабаровского края 1995 г. (с изм. на 2021 г.) // [Электронный ресурс]: официальный Интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. – Режим доступа: http://laws.khv.gov.ru.
Литература
4. Акчурина А.В. К вопросу о проблемах правового регулирования организации исполнительной власти в субъектах РФ // Вестник Бурятского государственного университета. Юриспруденция. 2019. № 2. С. 28-34.
5. Алешкова И.А., Агапов Т.С. Юридические свойства конституций (уставов) субъектов Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126). С. 77-80.
6. Афисов Я.В. Характеристика функций конституций (уставов) субъектов РФ // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 3. С. 95-98.
7. Human Rights Today: A United Nations Priority // The United Nations, 2000. // [Электронный ресурс]: http://www.un.org/rights/HRToday/
8. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. пособие: В 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 161 - 167.
9. Акимов С.В. Источники конституционного права в зарубежных странах // В сборнике: высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании материалы II Международной научно-практической конференции. 2017.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации – М.:Норма, 2020.
11. Безуглов С. В., Бутурлина Е. С. Устав Краснодарского края как источник права // Власть закона. 2019. № 1 (37). С. 54-57.
12. Дуллуев Р.И. Конституционно-правовая ответственность // Вестник Академии. 2015. № 1. С. 215-217.
13. Лигидова Л.А. Политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (в современном российском обществе) //Известия Кабардино-балкарского научного центра РАН 2018. № 4. С. 80-85.
14. Саликов М.С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. М., 2002.
15. Боброва Н.А. Особенности предмета конституционного права как метаотрасли // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 4. С.3-5.
16. Рублев А.Г. Гарантии соблюдения социальных прав человека и их защиты // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. № 1 (38). С. 140-145.
17. Толстик В. А. Иерархия источников российского права. – М., 2015.
18. Невакшонов Ю.И. Источники конституционного права в зарубежных странах //В сборнике: Наука в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021.
Материалы судебной практики
19. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 250-О «По запросу Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции РФ» // СПС Консультант плюс 2021
20. По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции РФ (1998) : постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П // СПС Консультант плюс 2021
Вопрос-ответ:
Какие основные положения содержит Устав Хабаровского края?
Устав Хабаровского края содержит основные положения, касающиеся регулирования статуса органов власти, прав и свобод человека и гражданина, а также другие важные аспекты функционирования края.
Какие источники конституционного права использовались при разработке Устава Хабаровского края?
При разработке Устава Хабаровского края использовались источники конституционного права, такие как федеральные конституционные законы и нормативные акты, а также конституции и уставы других субъектов Российской Федерации.
Какова особенность Устава Хабаровского края в сравнении с Уставами других субъектов Российской Федерации?
Особенностью Устава Хабаровского края является его содержание, которое охватывает не только регулирование статуса органов власти, но и прав и свобод человека и гражданина, что делает его более полным и комплексным в своем содержании.
Какие права и свободы человека и гражданина урегулированы в Уставе Хабаровского края?
В Уставе Хабаровского края урегулированы такие права и свободы, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести, права в сфере образования и труда, а также многие другие права и свободы.
Какие полномочия и ответственность имеют органы власти в соответствии с Уставом Хабаровского края?
Органы власти, в соответствии с Уставом Хабаровского края, обладают определенными полномочиями и несут ответственность за свою деятельность. Они осуществляют управление на территории края, принимают решения по вопросам развития и благосостояния края, а также решают другие вопросы, связанные с управлением и организацией жизни в крае.
Что такое Устав Хабаровского края?
Устав Хабаровского края - это основной закон края, который определяет его правовой статус, принципы организации и функционирования органов власти, а также права и свободы его жителей.
Какие источники конституционного права края упоминаются в статье?
В статье упоминаются источники конституционного права, включающие Конституцию Российской Федерации, Конституцию Хабаровского края, а также законы и иные нормативные акты Российской Федерации и Хабаровского края.
Что регулирует Устав Хабаровского края?
Устав Хабаровского края регулирует статус органов власти края, порядок их формирования и деятельности, а также определяет права и свободы людей, проживающих на территории края.
Какие особенности имеет Устав Хабаровского края?
Устав Хабаровского края имеет общую характеристику, которая включает регулирование статуса органов власти и защиту прав и свобод граждан на территории края.
Какие права и свободы человека и гражданина определены в Уставе Хабаровского края?
Устав Хабаровского края определяет права и свободы человека и гражданина, включающие право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения, свободу мысли и совести и другие гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Какие источники конституционного права регулируют Устав Хабаровского края?
Источниками конституционного права, которые регулируют Устав Хабаровского края, являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Хабаровского края, а также иные нормативные правовые акты, принятые во исполнение Конституции и законов.