Исследование взаимосвязи копинг-стратегий и синдрома профессионального выгорания у руководителей высшего звена
Заказать уникальную дипломную работу- 17 17 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 11.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 Теоретическое изучение копинг-стратегий 6
1.2 Определение и подходы к изучению профессионального выгорания 10
Четырехфакторная модель заключается в том, что один из ее компонентов (эмоциональное выгорание, деперсонализация или редукция личных достижений) делится на два отдельных фактора. Например, деперсонализация связана с работой и с реципиентами (субъектами профессиональной деятельности) соответственно.По определению Е.Г. Капитанец, выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия [13,7]. По мнению Г.С. Корытова, эмоциональное выгорание – это дисфункция, вызванная влиянием профессиональной деятельности на личность, которая четко проявляется в сфере субъектных видов труда. По его мнению, стресс не является причиной выгорания, которое имеет чисто профессиональное направление. Ученый делает вывод о близости выгорания к категории психических состояний. В частности, структура эмоционального выгорания включает три основных компонента: 1) эмоциональный (психоэмоциональная нагрузка);2) мотивационный (цинизм);3) оценочный (самооценка профессиональной эффективности) [19, 42].Как считает В.Е. Орел, наиболее удачно понятие синдрома психического выгорания (burn-out), предложенный социальным психологом C. Маслач. Современные исследования по этой теме указывают на расширение круга профессий, которые подверженных «синдрому психического выгорания». К ним относятся как работники профессий субъект-субъектного типа, так и профессии субъект-объектного типа. В связи с этим, синдром психического выгорания является общепрофессиональным феноменом.Результаты анализа литературы, с учетом указанных выше направлений, показали, что проблема выгорания в российской психологии почти не разработана. На сегодняшний день существуют единичные исследования (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, В.Е. Орел, В.Я. Тернопол, Т. В. Форманюк и др.). В зарубежной психологии по этой проблеме имеется достаточное число не только теоретическихработ, но и прикладных, но и сегодня отсутствует единая точка зрения в понимании данного феномена. Кроме того, малоизученными остаются причины и механизмы появления синдрома психического выгорания.В зарубежной психологической литературе выделяются следующие основные подходы к трактовке синдрома психического выгорания и его симптомам: результативный и процессуальный [4].Учёные, которые представляют результативный подход, определяют феномен психического выгорания в качестве некого итога, чьей причиной является набор определённых компонентов этого синдрома: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.С.Маслач - это один из ведущих специалистов по проблеме выгорания в зарубежной психологии. Согласно исследованиям, которые проведены C. Маслачем и С. Джексоном, синдром психического выгорания является трехмерным конструктом. В состав этого конструкта входят эмоциональное истощение, деперсонализация (точнее сказать тенденция развивать негативное отношение к клиентам), редуцирование профессиональных достижений.Поэтому, синдром психического выгорания является состоянием психического, физического истощения, которое развивается в качестве результата хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Его развитие присуще альтруистическим профессиям, где преобладает забота о людях (социальные работники, медики, педагоги и т.д.). C. Маслач акцентирует внимание на возникновении психического выгорания в качестве результатане психических, а профессиональных проблем [12].Как полагает В.Е. Орел, системогенез главных компонентов выгорания характеризуется гетерохронностью и неравномерностью. По его мнению, причина гетерохронного и неравномерного характера подструктур выгорания лежит в изменении структуры личности в ходе выгорания, в котором личностные особенности играют важную роль. При развитии выгорания изменения, которые происходят в структуре личности, ведут к ее невротизации и повышенному уровню выгорания [4]. Ю.Г. Тихонова исследует специфику явления психического выгорания в менеджменте. Исследовательница выявила факторы напряженности и повышенной стрессогенности профессиональной деятельности в современном социуме и выделила следующие основные подходы к описанию выгорания: интерперсональный, индивидуальный и организационный. Результаты анализа трудов, которые посвящены проблеме выгорания руководителей, позволили Ю.Г. Тихоновой установить, что исследования в этой сфере касаются, прежде всего, изучения факторов окружающей среды в появлении выгорания. Вместе с тем она указала на малое число работ, которые касаются личностных факторов и рассматривают взаимодействие данных двух факторов. Она считает, нужно изучать явление выгорания с позиции «общей адаптивной способности человека» [6]. Т.В. Форманюк придерживается индивидуального подхода в описании психического выгорания. Изучая проблему психического выгорания в профессии педагога, ученая предложила связывать исследование синдрома выгорания с исследованием наличия способностей к отдельной профессиональной деятельности [7].Как считает В.Е. Орел результативный и процессуальный подходы объединяет «принцип единства результатирующей и процессуальной сторон любого психического явления», присущий российской психологии. Данный принцип единства рассматривает феномен выгорания с новых точек зрения, которые не соответствуют традиционным подходам, что требует использования нового подхода [4].Результаты проведенного анализа работ российских и зарубежных авторов, которые посвящены теме выгорания, позволяют констатировать, что в приоритете должно быть исследование факторов, которые обуславливают выгорание. Выделают следующие группы: индивидуальные и организационные факторы. К индивидуальным факторам относят социально-демографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы), личностные особенности (выносливость, локус контроля, стиль поведения, самооценка, нейротизм, экстраверсия), профессиональная ориентация (ценностные ориентации, уровень притязаний) и когнитивные процессы (способности и интеллект). Вторую группу образуют организационные факторы. Сюда относят условия работы (рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность трудового дня), содержание труда (число клиентов, степень актуальности их проблем, степень близости с клиентом, степень причастности в принятии решения проблемы, независимость в своей работе) и социально-психологические (ролевой конфликт и ролевая амбивалентность, социальная поддержка, обратная связь) [4]. Как полагает В.Е. Орел, группа организационных факторов занимает значительное место в сфере изучения явления выгорания. Работы зарубежных авторов акцентируют внимание именно на этой группе факторов.Изучается уровень степени значимости условий труда в ходе появления феномена выгорания. Проведенные научные исследования подтверждают гипотезу о влиянии организационных факторов: дополнительных нагрузок и сверхурочной работы, ненормированного трудового дня.Дискуссионным остается вопрос о преобладающем влиянии факторов, которые связаны с условиями работы либо группы факторов, которые связаны с проблемами клиентов.Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой сложный многомерный конструкт, который возникает в результате негативных психических переживаний и сопровождается эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Проблема исследования эмоционального выгорания в современной науке характеризуется наличием многообразия исследовательских подходов к описанию и объективизации самой сущности данного понятия, его структуры и детерминирующих его возникновение факторов. Многоаспектность феномена эмоционального выгорания позволяет проводить его современные исследования в плоскости многих наук.
Вопрос-ответ:
Какие копинг стратегии были исследованы?
В исследовании были изучены различные копинг стратегии, такие как позитивное переоценивание, проблемное фокусирование, исполнение многих ролей, уход от проблемы и другие.
Какие результаты получены в исследовании взаимосвязи копинг стратегий и синдрома профессионального выгорания?
Результаты исследования показали, что некоторые копинг стратегии, такие как позитивное переоценивание и исполнение многих ролей, были связаны с более низким уровнем синдрома профессионального выгорания у руководителей высшего звена.
Какие подходы были использованы в изучении профессионального выгорания?
В исследовании использовались разные подходы к изучению профессионального выгорания, включая однофакторные и многофакторные модели. Например, в этом исследовании была использована четырехфакторная модель, которая включает компоненты эмоционального выгорания, деперсонализации и редукции личных достижений.
Какие факторы включены в четырехфакторную модель профессионального выгорания?
Четырехфакторная модель профессионального выгорания включает компоненты эмоционального выгорания, деперсонализации, редукции личных достижений и связанной с работой деперсонализации.
Какие копинг стратегии были связаны с редукцией личных достижений у руководителей высшего звена?
В исследовании было обнаружено, что копинг стратегии ухода от проблемы и уход внимания от проблемы были связаны с более высоким уровнем редукции личных достижений у руководителей высшего звена.
Какие стратегии копинга используют руководители высшего звена?
Руководители высшего звена могут использовать различные стратегии копинга в своей работе. Некоторые из них включают планирование и организацию, поиск поддержки и помощи у коллег, использование различных техник релаксации и медитации, а также привлечение внешних ресурсов в виде тренингов и консультаций.
Какие причины приводят к профессиональному выгоранию у руководителей высшего звена?
Профессиональное выгорание у руководителей высшего звена может быть вызвано различными причинами. Одна из них - высокая нагрузка на работу, которая может вызывать усталость и истощение эмоциональных ресурсов. Другая причина - конфликты и напряжения в коллективе, а также неэффективное управление командой. Также руководители высшего звена могут испытывать профессиональное выгорание из-за недостатка поддержки и признания со стороны вышестоящего руководства.
Какие эмоциональные проявления можно наблюдать у руководителей, испытывающих профессиональное выгорание?
Руководители, испытывающие профессиональное выгорание, могут проявлять различные эмоциональные состояния. Одним из них является эмоциональное истощение, которое проявляется в ухудшении настроения, отсутствии интереса к работе и чувстве усталости. Другим эмоциональным проявлением является деперсонализация, которая проявляется в отчуждении от коллег и клиентов, а также в отношении их к ним. Третьим эмоциональным проявлением является снижение самооценки и чувства собственной компетентности.
Какие подходы используются для изучения профессионального выгорания у руководителей?
Изучение профессионального выгорания у руководителей включает использование разных подходов. Один из них - количественный подход, который предполагает опросы и анкетирование руководителей для сбора данных о их состоянии и эмоциональном благополучии. Также используется качественный подход, который включает проведение интервью и глубинных исследований, чтобы получить более детальную информацию о профессиональном выгорании у руководителей.
Какие копинг стратегии исследуются в статье?
В статье исследуются различные копинг стратегии, использованные руководителями высшего звена. Они включают в себя проблемное приспособление (поиск активных решений проблемы), эмотивное приспособление (снятие эмоционального напряжения), уход от проблемы (избегание проблемы) и поиск поддержки (поиск помощи и поддержки у других).
Какое определение профессионального выгорания используется в статье?
В статье используется четырехфакторная модель профессионального выгорания, которая включает в себя эмоциональное выгорание (испытываемое руководителями эмоциональное истощение), деперсонализацию (отчуждение от своей работы и коллег), редукцию личных достижений (уменьшение самооценки и ощущения выполнения целей) и редукцию личной эффективности (снижение уверенности в своих способностях и эффективности).