Формирование экономического Союза стран ЕС
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 24.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Экономисты выделяют 4 этапа экономической интеграции:Классическим примером интегративного союза служит Европейский Союз – возникший в 1992 году. Европейский Союз (ЕС) – экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, ЕС был юридически закреплен Маастрихтским договором, подписанным 7 февраля 1992 г. и вступившим в силу 1 ноября 1993г. на принципах Европейских сообществ. Сегодня экономический потенциал и рынок ЕС сопоставим с американскими аналогами, а по некоторым показателям даже превосходит последние (по итогам 2017 года): объем американского ВВП равен 19,36 трлн. долларов, ЕС - 19,97 трлн.долларов; численность населения США - 326 млн. человек, население ЕС же составляет 511 млн. человек;доля США в мировом экспорте составляет 18%(1,54 трлн. долларов), совокупный экспорт ЕС равен 2,17 трлн. долларов. Тем не менее, на наш взгляд, ЕС сегодня неустойчив и переживает жесткий кризис - угрожающе нарастает внешний долг, набирает силу сепаратизм, бизнес уходит в теневой сектор, происходит спад капиталовложений. Причинами всего этого, на наш взгляд являются следующие факторы: 1) торопливое расширение ЕС привело к нарушению изначальной стабильности государств «старой Европы». На лицо выраженная социальная дифференциация участников внутри союза - наличие богатых, экономически мощных государств, и бедных стран, которых «тянут» за собой экономические лидеры.Германия, Франция и Италия (до «Brexit», также и Великобритания) являются бесспорными лидерами и «локомотивом» всего ЕС, вклад остальных стран (доля ВВП) несоизмеримо мал, по сравнению со странами первой тройки. Такой большой разброс в уровне развития экономик, свидетельствует о больших диспропорциях и «перекосах» внутри союза, что и предопределяет «социальную» дифференциацию стран участников и общую неустойчивость ЕС. Во-вторых, имеются широкие структурные противоречия – денежно-кредитную политику ведет независимый ЕЦБ, а фискальную - национальные правительства. Кроме того, отсутствие доверия между участниками и заинтересованность в национальном благосостоянии привели к политике протекционизма и торговым войнам,когда каждая страна стремится продавать свои товары на рынки сопредельных государств,защищая свой внутренний рынок, ведь согласно п. 1 ст. 23. Договора об учреждении ЕЭС (Рим, 25 марта 1957 г., с посл. изм.) запрещено вводить импортные и экспортные таможенные пошлины и любые обременения, имеющие эквивалентный эффект в торговых отношениях между участниками. Конкуренцию никто не отменял, тем не менее, каждая страна стремится «сбагрить» свои товары в другую страну, что в корне противоречит принципам ЕЕР. Например, Греция, до вступления в ЕС имела положительный баланс ВТ сельхозпродуктами, теперь она вынуждена только импортировать, так как еврокомиссары ввели ЭК, дабы предотвратить перепроизводство товаров на рынке. И сегодня Греция вынуждена покупать польские и литовские томаты, огурцы, кукурузу и т.д., хотя всегда могла сама обеспечить себя сельскохозяйственной продукцией в полной мере. Основным преимуществом ЕС считается безвизовый режим для перемещения по странам ЕС. Но от этого страдают коренные жители развитых стран, лишаясь рабочих мест, так как люди из «менее богатых» стран, иммигранты едут в Великобританию, Германию и Францию, где готовы работать за минимальную оплату труда, лишая местных жителей рабочих мест что, вызывает недовольство у последних.Несмотря на умеренный рост ВВП в 2014-2017 гг., безработица в некоторых странах-членах превышает средний уровень по ЕС, это свидетельствует о заметном дисбалансе в развитии и росте экономики. Ведь, показатели положения дел на рынке труда значительно варьируются от страны к стране. Некоторые эксперты считают, что это сказываются последствия мирового кризиса 2008-2009 гг., после которого Европа все еще не восстановилась. Также, благодаря безвизовому режиму, Европа стала магнитом притяжения беженцев, приток которых в 2015 году вылился в миграционный бунт, ставший настоящим испытанием для всей Европы и приведший к ряду негативно вытекающих последствий. - Во-первых, наплыв беженцев во многом послужил причиной Brexita,и в целом увеличил риск распада союза, ибо большинство стран негативно восприняли план распределения беженцев по Европе; - Во-вторых, возросло число террористических атак, а общественная безопасность оказалась полностью дестабилизированной; - В-третьих, усилились оппозиционные силы, выступающие за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой. Страна, которая вступает в ЕС, получает рынок Европы, но товары этой страны покупаются за меньшие деньги хотя, может быть, и в больших количествах. При этом экономически мощные страны вынуждены тащить за собой «отстающие страны» например, такие как Греция, государственный долг которой за 2017 год по данным МВФ приблизительно оценивается в 180% от ВВП, или Италии с долгом в 131,2% от ВВП, а также и Испании, чей долг насчитывает 96,7% от ВВП. Подводя итоги, можно сказать, что создание интеграционных объединений, в общем, повышает уровень экономик национальных экономик и увеличит стабильность государств-членов. Но, существуют противоречия: стремление каждого участника союза сохранить свою независимость и при этом заработать за счет «соседа», в конечном итоге каждую страну интересуеттолько ее благосостояние. Европе жизненно необходимо усилить политику экономического выравнивания регионов с целью создания на европейской территории пространства с одинаковым уровнем благосостояния. Это должно оказать позитивный эффект на развитие внутреннего сбыта европейских товаров, а также минимизировать материальные разногласия, на почве которых и возникают сепаратистские тенденции. Также стоит обратить внимание на проблему различия мировоззрений и менталитета европейских народов. В противном случае ЕС ожидает участь «бумажной интеграции».Вывод по главе 1Из всего перечисленного выше, вывод можно сформулировать следующим образом: после экономического кризиса 2008-2009 годов Европейский Союз относительно успешно восстановил экономические показатели, однако современные реалии развития экономики не идут ему на пользу. Финансовый кризис, связанный сБрекзитом, скачками цен на нефть, торговыми войнами США и многими другими факторами маловероятно станет серьезным фактором дезинтеграции Европейского Союза, но может внести серьезные изменения в структуру, как органов Союза, так и в его экономику. Будут ли все без исключения страны - участницы согласны с такими переменами - в данный момент времени предсказать сложно.Цели и задачи Евросоюза осуществляются, исходя из принципов субсидиарности и пропорциональности, то есть, при выполнении своих полномочий ЕС, если его действия вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер лишь в том случае, если на уровне стран-членов они не могут быть осуществлены эффективно и на должном уровне. Одной из перспективных задач, при создании ЕС, провозглашалось создание политического объединения в виде конфедеративного или федеративного типа. Насколько же выгодна странам-участницам такая интеграция, как Евросоюз? Для вступления в Евросоюз многие европейские страны готовы были пройти определённые экономические барьеры, чтобы обладать рядом преимуществ, таких как: - единая политика "таможенного союза" (отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле; введён единый таможенный тариф по отношению к третьим странам) - единая внешнеторговая политика; - совместная региональная политика по развитию отсталых и депрессивных районов. А также используется единая европейская валютная система и осуществляются совместные научно-технические программы. Еврозона предоставляет и свободу передвижения. Граждане Евросоюза могут путешествовать, работать и учиться в любом из государств ЕС. Евросоюз старается привести все законы и требования различных стран к единому стандарту. Практически по всей территории ЕС можно путешествовать без паспорта и без пограничного контроля. Таможенные ограничения также сведены к минимуму. Общее экономическое пространство, единые стандарты и «приоритет европрава" также составляют весомые преимущества странам ЕС. Так общее экономическое пространство для граждан ЕС это означает, что они могут работать в любой из стран Евросоюза без специальных разрешений. То же самое касается и ведения экономической деятельности. Единые стандарты. Законодательства стран Евросоюза и их социальные институты приведены к общему стандарту. Это означает, что, например, школьная программа во всех странах одинакова, т.е. каждый учащийся может в любой момент переехать в другую страну и продолжить там обучение. Единые стандарты существуют и в системах здравоохранения и пенсионного обеспечения стран ЕС. Судом ЕС провозглашён "приоритет европрава". Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.ЗаключениеУсиленное взаимодействие между государствами возросло в середине XX века. В это период становится актуальной интеграционная форма объединения, под которой подразумевается определенная в учредительном документе группу государств, объединенных для достижения совместной цели (или целей) посредством выполнения стратегических задач. В современной экономике наибольшее значение играет Европейский союз (ЕС), действующий с 1992 года. ЕС имеет под собой серьезную историческую основу, связанную с напряженным реабилитационным периодом после военных действий 1941-1945 года. Объединение на межнациональном уровне стран Европы берет свое начало с 1951 г. Изначально в рамках Европейского объединения целью этого экономического взаимодействия было объединение угля и стали (в нем участвовали 6 стран). Для решения проблем, связанных с преодолением проблем в сфере торговли через границы ЕС в 1986 г. был подписан Единый Европейский Акт, что явилось фактической основой образования единого рынка. При подписании Маастрихтского договора в 1992 г., объединение государств Европейского континента получило официальное название – Европейский союз. Европейский союз — мощный экономический блок из 28 государств с населением более 500 млн чел. Совокупный ВВП стран Европейского союза (далее — Евросоюз, союз, ЕС) превышает 20 трлн долл., что составляет около 25% мирового ВВП. Это сосед и крупный экономический партнер России. Такие экономически развитые крупные страны как Россия, США, Китай рассматривают ЕС на предмет будущего эффективного и выгодного взаимодействия. На протяжении всего существования Европейский Союз оказывается в центре мирового внимания в связи с торговыми, валютными, энергетическими или миграционными проблемами.Необходимо подчеркнуть, что Европейский Союз имеет ряд определённых особенностей, которые коренным образом отличают его от других международных организаций и интеграционных объединений: 1) ЕС обладает собственной системой институтов (которые имеют собственные полномочия и занимаются правотворческой деятельностью), например, Евросовет, Европарламент, ЦБ; 2) европейское интеграционное образование имеет собственную обособленную правовою систему, к которой относятся учредительные акты и нормативно-правовые акты органов ЕС; 3) союз располагает собственным автономным бюджетом (который формируется за счет налогов и соборов от импорта сельхозпродукции, от НДС и отчислений от ВВП стран-участниц); 4) Евросоюз имеет собственную валюту; 5) в союзе действует собственное гражданство; 6) в ЕС есть собственная территория, состоящая из территорий стран-участниц (соответственно внешнюю границу ЕС составляет граница страну-частниц с открытым морем и с иностранными государствами).Для вступления в Евросоюз стране необходимо соответствовать компенгагским критериям, а именно соблюдение государством демократических принципов (принцип свободны, равенства, а также принцип правового государства), действие рыночной конкурентоспособной экономики, признание общих правил ЕС. На сегодняшний момент 6 стран имеют официальный статус претендентов для вступления в Евросоюз, а именно Албания, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория и Украина. Таким образом, можно сделать вывод, что Европейский союз на протяжении долгих лет своего существования сохраняет главные позиции в мире, благодаря объединению интересов стран-участниц и формированию единой политики во всех сферах своей жизнедеятельностиСписок использованных источниковThe need for a negotiating strategy and programmer to July 1971. The EEC Negotiations – Strategic Review / PREM 15/62Meeting Between the Chancellor of the Duchy of Lancaster and the Secretary General of the President of the French Republic. British Embassy. Paris, 9 November, 1970. CAB 164 / 771.The European Economic Communuties.Memorandum by the Prime Minister. 2 August 1971. Cab 129-158.EEC White Paper, 21 March 1975. Annex A. Degree of Divergence Between the Economic Performance of the United Kingdom and Other Member States. CAB 129- 182. Availableat: http://www. nationalarchives.gov.ukЧепик В. Н. Политика Великобритании в ЕЭС: вопросы экономического и валютного союза в первой половине 1970-х гг. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 19. 2019. С. 147.ДоговороЕвропейскомСоюзе. – URL: https://www.cvce.eu/en/ collections/unit-content/-/unit/d5906df5-4f83-4603-85f7-0cabc24b9fe1/957566e6- e056-48a1-b192-2dad609d3660/Resources#2c2f2b85-14bb-4488-9ded13f3cd04de05_ru&overlayПрокопенко Е.В. Основные направления региональной политики в странах ЕС // Менеджер. Вісникдонецького державного університетууправління. – 2014. – №2. – С. 236-239.Решиев С.С. Формирование региональной политики на уровне Европейского Союза // Региональная Экономика: Теория и Практика. – 2010. – №40. – С. 44-51.Махновский Д.Е., Мазаева Я.С. Особенности региональной политики в странах Евросоюза // Сборник материалов I Всероссийской научнопрактической студенческой конференции. Волгоградский филиал НОУ ВПО «Институт управления». – 2015. – С. 144-146.Гусейнов А.Г. Формирование региональной политики на уровне ЕС // Фундаментальные исследования. – 2014. – №8-1. – С.133-140.Региональная политика стран ЕС / Под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. – М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2009. – 230 с.
2. Meeting Between the Chancellor of the Duchy of Lancaster and the Secretary General of the President of the French Republic. British Embassy. Paris, 9 November, 1970. CAB 164 / 771.
3. The European Economic Communuties.Memorandum by the Prime Minister. 2 August 1971. Cab 129-158.
4. EEC White Paper, 21 March 1975. Annex A. Degree of Divergence Between the Economic Performance of the United Kingdom and Other Member States. CAB 129- 182. Available at: http://www. nationalarchives.gov.uk
5. Чепик В. Н. Политика Великобритании в ЕЭС: вопросы экономического и валютного союза в первой половине 1970-х гг. // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. № 19. 2019. С. 147.
6. Договор о Европейском Союзе. – URL: https://www.cvce.eu/en/ collections/unit-content/-/unit/d5906df5-4f83-4603-85f7-0cabc24b9fe1/957566e6- e056-48a1-b192-2dad609d3660/Resources#2c2f2b85-14bb-4488-9ded13f3cd04de05_ru&overlay
7. Прокопенко Е.В. Основные направления региональной политики в странах ЕС // Менеджер. Вісник донецького державного університету управління. – 2014. – №2. – С. 236-239.
8. Решиев С.С. Формирование региональной политики на уровне Европейского Союза // Региональная Экономика: Теория и Практика. – 2010. – №40. – С. 44-51.
9. Махновский Д.Е., Мазаева Я.С. Особенности региональной политики в странах Евросоюза // Сборник материалов I Всероссийской научнопрактической студенческой конференции. Волгоградский филиал НОУ ВПО «Институт управления». – 2015. – С. 144-146.
10. Гусейнов А.Г. Формирование региональной политики на уровне ЕС // Фундаментальные исследования. – 2014. – №8-1. – С.133-140.
11. Региональная политика стран ЕС / Под ред. А. В. Кузнецова, О. В. Кузнецовой. – М.: Изд-во ИМЭМО РАН, 2009. – 230 с.
Вопрос-ответ:
Что такое экономический Союз стран ЕС?
Экономический Союз стран ЕС - это объединение 28 европейских государств, целью которого является региональная интеграция и создание единого рынка.
Какие этапы экономической интеграции выделяют экономисты?
Экономисты выделяют 4 этапа экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический союз.
Когда возник Европейский Союз и как он был закреплен юридически?
Европейский Союз возник в 1992 году. Он был юридически закреплен Маастрихтским договором, который был подписан 7 февраля 1992 года и вступил в силу 1 ноября 1993 года.
Что входит в задачи Европейского Союза?
Задачи Европейского Союза включают регулирование экономических и политических вопросов, поддержку и развитие единого рынка, сотрудничество в области безопасности и обороны, защиту прав и свобод граждан.
Сколько государств входит в Европейский Союз?
В Европейский Союз входит 28 европейских государств, которые работают над экономической интеграцией и сотрудничеством в различных областях.
Какие этапы выделяют экономисты в формировании экономического Союза стран ЕС?
Экономисты выделяют 4 этапа: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и экономический союз.
Когда возник Европейский Союз?
Европейский Союз возник в 1992 году.
Сколько государств входит в состав Европейского Союза?
В Европейском Союзе насчитывается 28 государств-членов.
С какой целью был создан Европейский Союз?
Европейский Союз был создан с целью региональной интеграции.
Когда вступил в силу Маастрихтский договор?
Маастрихтский договор вступил в силу 1 ноября 1993 года.
Что такое Европейский Союз (ЕС)?
Европейский Союз (ЕС) - это экономическое и политическое объединение 28 европейских государств, созданное в 1992 году. Основная цель ЕС - региональная интеграция.