Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
Глава 1. Сущность понятия и характеристики политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 4
Глава 2. Правовые основы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 16
Глава 3. Существующие проблемы и направления защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 27
Заключение 36
Глоссарий 38
Список использованных источников 41
Список сокращений 42
Приложения 43
Так, например, в научной литературе предлагается закрепление в законодательстве обязанности органов власти субъектов РФ выплачивать детям-сиротам ежемесячную денежную компенсацию за коммерческий наем жилых помещений на срок до предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения [3, с. 91]. Данная идея представляется верной, поскольку она позволит улучшить положение детей-сирот, которые, зачастую, не имеют достаточных средств для того, чтобы самостоятельно обеспечить себя жилым помещением.
При этом нужно отметить, что подобные нормы уже действуют на региональном уровне в некоторых субъектах РФ. Так, например, в Хабаровском крае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до обеспечения благоустроенными жилыми помещениями, предоставляется ежемесячная компенсация расходов за наем (поднаем) жилого помещения [4].
Однако, например, законодательство Республики Крым, Архангельской, Тверской, Сахалинской областей и ряда других регионов не предусматривает возможности выплаты подобных компенсаций. В связи с этим, для установления гарантий всем детям-сиротам, имеющим право на получение жилых помещений, независимо от субъекта РФ, в котором они проживают, целесообразно закрепление в законодательстве обязанности органов власти субъектов РФ выплачивать детям-сиротам ежемесячную денежную компенсацию за коммерческий наем жилья до предоставления им жилого помещения.
Существуют некоторые проблемы и относительно регулирования вопроса места предоставления жилого помещения детям-сиротам. В частности, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ не содержит положений о том, где именно на территории субъекта РФ должно предоставляться такое жилое помещение. При этом в различных регионах данный вопрос решается по-разному, что «создает почву для возможного произвола со стороны органов власти субъектов РФ» и может приводить к созданию неравных условий для реализации жилищных прав детей-сирот, проживающих в разных субъектах РФ [5, с. 84].
В большинстве регионов законодательство предусматривает, что жилое помещение предоставляется детям-сиротам по месту их жительства. Однако зачастую у органов власти субъекта РФ нет объективной возможности предоставить такое жилое помещение по месту жительства детей-сирот в связи с отсутствием жилых помещений, пригодных для этой цели.
Данное обстоятельство также затрудняет реализацию права детей-сирот на получение жилых помещений. В законах ряда субъектов РФ указывается на то, что при невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, детям-сиротам может быть предоставлено жилое помещение в другом населенном пункте данного субъекта РФ. Так, в Ненецком автономном округе жилые помещения предоставляются по месту жительства детей-сирот или с их письменного согласия на территории другого населенного пункта в границах Ненецкого автономного округа в случае невозможности предоставления специализированных жилых помещений по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта [6].
В Хабаровском крае детям-сиротам предоставляются благоустроенные жилые помещения по месту их жительства или по их заявлению в письменной форме в границах другого населенного пункта на территории края [7]. Однако подобные нормы, предусматривающие альтернативные варианты предоставления жилого помещения, также действуют не во всех регионах. Законы Республики Калмыкия, Республики Крым, Архангельской области и ряда других субъектов РФ указывают на возможность предоставления жилых помещений исключительно по месту жительства детей-сирот. Права детейсирот, проживающих в указанных субъектах РФ, являются менее защищенными.
Это обусловлено тем, что при отсутствии жилых помещений по месту их жительства, законодательство не позволяет предложить данным гражданам жилье в ином населенном пункте даже при наличии их согласия, не говоря о возможности выбора ими желаемого места предоставления жилья. В связи с этим, для обеспечения соблюдения жилищных прав детей-сирот, целесообразно закрепить в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ положения о возможности выбора детьми-сиротами места предоставления им жилого помещения: или по месту жительства, или в ином населенном пункте субъекта РФ.
Наконец, существует еще одна проблема, касающаяся правового регулирования вопроса, связанного с определением места жительства детей-сирот, в том числе для целей предоставления им жилого помещения. Так, есть неопределенность относительно того, что нужно считать местом жительства в случае, если дети-сироты устроены на воспитание (под опеку, попечительство, в организацию для детей-сирот) из одного субъекта РФ в другой [8, с. 132].
Ни федеральное, ни региональное законодательство однозначного решения данной проблемы не содержит. Соответственно, по данному вопросу можно согласиться с точкой зрения о том, что «следует более четко определить, что считать местом жительства детей-сирот применительно к обязанности органов исполнительной власти соответствующего субъекта РФ предоставить сироте жилье» [9, с. 72].
Указом Президента РФ В.В. Путина от 29 мая 2017 года 2018- 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства [1]. 7 мая 2018 года издан Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и реализации Стратегии безопасности дорожного движения до 2024 года [3].
Социальная защита детей-сирот сегодня – это очень злободневный вопрос, который является довольно сложным, поскольку включает в себя одновременно такие сферы, как социальная педагогика, законодательство, психология и социология. Помощь детям, лишившимся обоих родителей – это крайне важная часть социальной политики российского общества. Детям-сиротам защита и поддержка государства необходима особенно остро, так как, становясь совершеннолетними и выходя из стен детских домов и интернатов, эти подростки остаются наедине со своими проблемами.
У них нет родственников, которые в дальнейшей жизни помогут им материально или психологически. Именно поэтому государство и общество в целом обязано предоставить сиротам достойные условиями для жизни и труда, то есть обеспечить его жильем и трудоустроить.
Согласно социальной политике нашей страны, каждый ребенок обладает правом на материальное обеспечение, необходимое для его полноценного развития и раскрытия его способностей и талантов, получения образования в соответствии с его способностями. Естественно, что обеспечение прав и интересов детей в первую очередь является обязанностью родителей. Однако, если в силу каких-либо причин ребенок лишен родительского попечения, государство возлагает на себя некоторые функции родителей, предоставляющее им определенные гарантии социальной защите. Статус ребенка определяется на законодательном уровне, а решение проблемы воспитания решается посредством: помещения ребенка в интернат или определения опекуна (для детей до 14 лет) или попечителя (для детей старше 14 лет). Рассмотрим, какие гарантии и льготы предоставляются этой категории граждан. В настоящее время государство осуществляет целый ряд мер, по защите и поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Комплекс этих мер направлен на использование всех доступных ресурсов для максимального сохранения наиболее важных условий для нормальной жизнедеятельности и гармоничного развития личности осиротевшего ребенка, сведение до минимума потери качества его жизни, обеспечения ему доступа к системам образования и здравоохранения.
В этих целях государство стремится развивать различные формы материальной поддержки сирот, воспитание в обществе уважения к правам ребенка. Регулярно создаются новые механизмы профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков. Также совершенствуется обеспечение прав детей на законодательном уровне. В политике социальной поддержки детей сирот в российском обществе в последние годы разрабатывались и претворялись в жизнь новые стратегии, направленные на различные категории детей, в том числе и детей-сирот. В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке – это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования [1].
Наиболее важным изменением в законодательстве последних лет является принятие Федерального закона от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации …» [2].
Этот закон совершенствует порядок предоставления жилья детям-сиротам. Устанавливается единый для всех регионов порядок учета сирот, имеющих право на получение жилья, а также по каждому региону формируется список. Также изменения касаются контроля своевременности подачи заявлений представителями детей-сирот – если заявление не было подано, органы опеки могут принимать соответствующие меры. Это сделано для того, чтобы все нуждающиеся и имеющие право на жилье могли встать в очередь до достижения 23-летнего возраста. Поправки касаются и условий предоставления жилья. По новому закону сиротам не может быть выделено больше 25% от общего числа квартир в конкретном доме [2, с.1].
Договор социального найма на полученное жилье теперь можно продлевать на 5 лет не только 2 раза, а неограниченное число раз. Это должно защитить получателей жилья от мошеннических действий. Также в закон внесены поправки, позволяющие принудительно выселять граждан, которых лишили родительских прав (на основании социального найма), кроме того, теперь супруга и дети-сироты не теряют право жить в выделенной квартире и после его смерти. Помимо государства, помогает детям-сиротам и общество. Форма поддержки детям-сиротам может быть самой разной – от усыновления или опекунства над ребенком до участия в волонтёрском движении.
Волонтёрское движение в нашей стране еще не сильно развито, но во многих регионах существуют организации, объединяющие добровольцев, которые на регулярной основе помогают детским домам и семьям, попавшим в трудную ситуацию. Волонтёры организовывают для детей различные праздники, обучают их полезным навыкам и устраивают интересные мероприятия, привозят им еду, одежду, игрушки [6, c.19].
Благотворительные фонды представляют собой более крупные организации, обладающие более широкими возможностями в финансовом плане. Большинство из них осуществляют свою деятельность на основе пожертвований частных граждан, компаний и организаций. Кроме материальной помощи, они составляют для детей-сирот анкеты и помогают распространять их, увеличивая шансы детей на усыновление. Комплексная государственная поддержка детей-сирот, активное участие в этом деле общества через благотворительные фонды и волонтёрское движение принесли свои плоды. Начиная с 2009 года, число детей без родителей стабильно снижается, а за последние несколько лет их численность существенно сократилась [3].
Однако, несмотря на эти положительные факты, в данной сфере остается много проблем, и политика социальной поддержки детей-сирот сегодня требует оптимизации. Сформулируем основные рекомендации, которые позволят повысить эффективность системы социальной поддержки сирот в нашей стране. В первую очередь необходимо совершенствовать законодательство и увеличить финансирование.
Однако простого увеличения количества выделяемых денег недостаточно, и поэтому основной задачей государства является обеспечение эффективного освоения финансовой помощи. Кроме того, нужно искать новые пути профилактики сиротства и совершенствовать систему патронажа. Проверка граждан, претендующих на роль опекунов, должна быть более тщательной. Также им необходимо оказывать психологическую помощь. Серьезный вклад в меры социальной поддержки детей сирот способны внести введение временной опеки, установление системы преференций и популяризация опеки в средствах массовой информации. Для популяризации опеки можно создать телепередачи по проблемам сиротства, пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также очень важно разработать эффективную систему мониторинга и внедрения технологий раннего выявления детей, нуждающихся в помощи государства. Сегодня очень популярны такие способы повышения эффективности социальной защиты детей, как создание приемных семей и семейных воспитательных групп. В таких воспитательных группах детей, которые имеют родственные связи, стараются воспитывать в общей социальной семье. Также свою высокую эффективность проявила практика комплектации групп из детей разного возраста – это позволяет ускорить социализацию детей младшего возраста, а старшие учатся заботиться о детях, что помогает им формировать определенные привязанности и воспитывает у подростков чувство ответственности за других. Количество детей в таких группах рекомендуется ограничить до 12 детей, чтобы снизить до минимума последствия воспитания в учреждении [5].
Сегодня все чаще приветствуется открытость детских учреждений для сирот, и власти стараются обеспечить образовательную, познавательную и физическую активность детей вне стен интернатов и детских домов, чтобы у подобных детей была возможность контактировать с семейными детьми. При возможности также рекомендуется налаживать общение с кровными родственниками. Таким образом, полученные рекомендации позволяют максимально грамотно осуществить социальную защиту детей-сирот, разработать пути повышения эффективности социальной защиты детей в Домах ребенка, разработать комплекс необходимых программ и проверок по выполнению действующего законодательства по защите законных прав и интересов воспитанников.
Таким образом, правовое регулирование обеспечения и защиты прав детей-сирот в настоящее время нуждается в совершенствовании, что предполагает необходимость внесения изменений в законодательство о социальной поддержке данной категории граждан.
Заключение
Одной из важнейших направлений деятельности и обязанностью государства в сфере социального обеспечения является обеспечение достойной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовыми основами защиты прав вышеназванных детей являются как внутригосударственные, так и международные правовые акты.
Права человека на социальное обеспечение заложены в ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. В статьях 10-12 данного пакта содержатся нормы, предусматривающие охрану и помощь семье, в том числе и детям.
Согласно статье 10 данного пакта говорится о защите семьи как основной ячейке общества, в особенности при не достижении детей до совершеннолетия. Отмечается забота о матерях в дородовой и послеродовой период, об обеспечении им оплачиваемых отпусков и достаточных социальных пособий. Предусматривается охрана и помощь детям при исключении дискриминации по признаку социального происхождения или иных оснований.
Институт замещающей семьи представлен всеми формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения своих кровных родителей, – усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Термин «замещающая семья» является общепринятым и активно используется в профессиональной лексике специалистов сферы защиты семьи и детства, приводится в современных официальных документах.
Так, в 2014 году была утверждена Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, в которой отмечается, что государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей. В документе, в частности, подчёркивается, что одной из задач по развитию системы государственной поддержки семей является «совершенствование гарантированных государством мер социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе замещающих семей».
Таким образом, социальная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации представлена Конвенцией ООН о правах детей, Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановлениями Правительства РФ и региональным законодательством.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1 Антиобщественные действия
действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. 2 Безнадзорный
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. 3 Выявление детей, оставшихся без печения родителей
должностные лица и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
4 Дети-сироты
лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
5 Несовершеннолетний
лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
6 Опека
форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. 7 Подопечный
гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.
8 Социальная помощь
оказывается за счет средств местных органов власти, предприятий, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания дифференцированной помощи нуждающимся, безработным и (или) нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми. 9 Социальная реабилитация ребенка
мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.
10 Социальные службы для детей
организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей.
Список использованных источников
1 Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. 416 с. 2 Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. 264 с. 3 Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с. 4 Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с. 5 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с. 6 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с. 7 Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с. 8 Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с. 9 Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М: Омега-Л, 2015. 170 с. 10 Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с. 11 Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с. Список сокращений
РФ – Российская Федерация
ФЗ – Федеральный закон
СМИ - Средства массовой информации
Приложения
А
2
Вопрос-ответ:
Какова сущность политики в сфере защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Сущность политики в сфере защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей заключается в создании и реализации мер и программ, направленных на обеспечение их социальной защиты, воспитание и образование, а также предоставление им равных возможностей для развития и интеграции в общество.
Какие правовые основы существуют для защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Правовые основы защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей включают законы и нормативные акты, которые устанавливают права и обязанности государства, органов местного самоуправления, родителей перед этими детьми. К таким основам относятся Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон "О защите прав детей", различные региональные и местные законы.
Какие проблемы существуют в области защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Существуют различные проблемы в области защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Некоторые из них включают отсутствие адекватных программ социальной защиты, недостаток финансирования, недостаточное количество психологической поддержки, сложности при поиске приемных родителей и проблемы, связанные с интеграцией этих детей в общество.
Какие меры предпринимаются для защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Для защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей предпринимаются различные меры. Это включает создание приютов и детских домов, программы поиска и воссоединения семей, социальную поддержку и широкий спектр услуг, направленных на воспитание и образование этих детей.
Какие есть направления в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Направления в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей включают улучшение системы воспитания и образования этих детей, предоставление им доступа к медицинским услугам, поддержка приемных семей, содействие их интеграции в общество, информационное просвещение и совершенствование законодательства в этой области.
Что такое социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей - это система мер и программ, направленных на обеспечение прав и благополучия детей, лишившихся родителей или оставшихся без попечения родителей.
Какие основные правовые основы существуют в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Основные правовые основы защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей включают в себя Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О защите прав детей", а также ряд других нормативных актов.
Какие проблемы существуют в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Существуют различные проблемы в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включая отсутствие достаточного финансирования программ социальной защиты, недостаточное количество приемных семей, отсутствие качественного образования и здравоохранения для этих детей, а также недостаточная координация деятельности социальных служб.
Какие направления в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей существуют?
Существуют различные направления в защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, включая развитие системы приемной семьи, создание условий для полноценного образования и здоровья этих детей, а также улучшение сотрудничества между социальными службами и другими организациями.
Какими основными данными можно ознакомиться о работе по защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей?
Основные данными о работе по защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей могут быть статистика по количеству сирот и детей без попечения родителей, информация о мерах социальной поддержки и программы, проводимые для этих детей, а также аналитические отчеты и исследования в данной области.
Какие основные данные изложены в статье?
В статье приведены основные данные о работе по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ней описаны политика в этой сфере, правовые основы защиты таких детей, а также проблемы и направления защиты.