основы исследовательской деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 13.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Информационное общество: специфика и риски 6
1.1. Концепции информационного общества 6
1.2. Угрозы и риски информационной среды 12
ГЛАВА 2. Стратегии противодействия рискам информационной среды 20
2.1. Психологическая безопасность в информационном обществе 20
2.2. Функции и роль информационной грамотности 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Ведущей тенденцией развития высшего профессионального образования в России за последние годы стало активное внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. Обусловлено это рядом объективных предпосылок.Во-первых, сегодня компетентность современного специалиста предполагает активное использование ежедневно меняющейся базы информационно-справочных систем. Кроме того, нарастает глобальная тенденция использования технологий дистанционного обучения, при котором фундаментом организации образовательной системы выступают информационные технологии. Также необходимым условием развития общества в настоящее время является концепция непрерывного образования, реализация которой возможна только в условиях гибкости и мобильности учебных программ и планов, что недостижимо без применения информационно-компьютерных технологий. Это справедливо и для повышения роли самостоятельной работы студентов. Сегодня ее невозможно представить без компьютерных программ, электронных УМК, электронных учебников, компьютерных программ контроля знаний, интерактивных форм обучения.Результатом становится формирование компетентного специалиста, обладающего навыками саморазвития, свободно ориентирующегося в информационной среде и способного трансформировать ее и формировать новые базы знаний в соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартами качества образования, и, в конечном итоге, обществом, государством и производственной сферой.Государство также осуществляет комплекс мер, направленных на формирование у общества информационной грамотности. Примером таких мер является программа «Цифровая культура». К ключевым направлениям Программы «Цифровая культура» относят следующие:создание специальных условий для развития общества знаний;повышение качества жизни населения страны через обеспечение доступа к цифровым технологиям;повышение информационной грамотности граждан;создание качественных доступных государственных услуг;обеспечение безопасности при использовании цифровых услуг.Систему нормативного регулирования внедрения цифровых технологий и повышения информационной грамотности населения представляет указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», закрепляющий повышение роли РФ в мировом культурном пространстве при развитии информационного общества в качестве одной из приоритетных целей стратегических национальных интересов страны.Также, в декабре 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был принят паспорт национального проекта «Культура», предполагающий увеличение посещений гражданами учреждений культуры и увеличение потока обращений к цифровым ресурсам в области культуры.В 2018 г. Министерством культуры РФ была разработана модель развития сферы культуры до 2036 г., которая предполагает модернизацию экономических, организационных и правовых механизмов в области культуры, создание необходимых условий для реализации творческого потенциала населения, цифровизацию услуг, создание условий максимальной доступности для населения России культурных благ; сохранение культурного наследия России.Целями на данный период до 2036 г. являются следующие:обеспечение мер по достижению однородных условий доступа населения регионов страны к образцам культуры и искусства;обеспечение внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны (оцифровка книжных фондов виртуальные концертные залы, он-лайн-трансляции, цифровые гиды);создание и развитие музейных и культурно-образовательных комплексов, а также выставочных площадок;обеспечение мер, нацеленных на укрепление международного имиджа РФ как страны с высоким уровнем культуры.Главными барьерами на пути реализации направлений развития информационной грамотности в обществе, следует назвать следующие: отсутствие в достаточном количестве подготовленных кадров;недостаточную сформированность научно-исследовательских компетенций; относительно неразвитую информационную инфраструктуру;отсутствие законодательного обеспечения, а также механизма экономико-правового регулирования отношений в области информационных технологий.Таким образом, приоритетными шагами в области формирования информационной грамотности общества следует признать следующие:разработка системы норм комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой культуры на федеральном и региональном уровнях, в результате чего будет сформирован благоприятный правовой режим для развития современных технологий в культурной деятельности, связанной с применением инструментов цифровой инфраструктуры;наиболее результативным способом популяризации культурного наследия среди молодежи является образование диапазона цифровых услуг, т. е. «перевод осязаемой традиционной культурной парадигмы в технически доступную, современную виртуальную культурную парадигму».предоставление населению неограниченного права доступа к цифровым услугам и технологиям; использование цифровых технологий с целью популяризации культурного наследия. Таким образом, в информационном обществе существование личности протекает одновременно и в цифровом пространстве, и в реальной жизни. Обучающийся приобретает опыт с работой над информацией о социальных явлениях и объектах, познает и усваивает опыт своего социального взаимодействия с миром посредством современных технологий. В этом процессе определяющее значение имеет уровень информационно-компьютерной компетенции, который отражает степень интеграции конкретного индивида в информационное общество, его способность ориентироваться в информационной среде, решать значимые задачи, накапливать необходимый опыт и оперировать современными технологиями с целью саморазвития и самореализации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе было рассмотрено психологическое воздействие информационной среды на человека.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Становление информационного общества обусловлено процессом социально-технической революцией, в котором наиболее значимую роль играет такой фактор, как информатизация. Понятие информатизации охватывает собой не только сферы материального производства и распределение ресурсов, но и социальную сферу, включая также образование и интеллектуальную деятельность. Таким образом, информационное общество можно определить как общество, в котором средства информационных технологий ориентированы на обеспечение максимально широкой доступности информации и её повсеместное внедрение во все сферы жизнедеятельности, а информация и знания становятся наиболее ценным ресурсом. Концепции информационного общества исследуют его специфику с точки зрения влияния новых коммуникативных стратегий и воздействия информационных потоков на социальные практики и бытие человека. Так, главным тезисом Х. Инниса является утверждение, что тот или иной тип средств массовых коммуникаций – временной или пространственный – непосредственно детерминирует вид государственного устройства и социальную иерархию. По мнению М. Маклюэна, главным результатом развития электронных средств массовой коммуникации является расширение центральной нервной системы человечества. Все сильнее включаясь в повседневную жизнь индивида, средства коммуникации служат одновременным расширением всех органов его восприятия и, соответственной, всей центральной нервной системы человечества. Ю. Хабермас в рамках критического направления, видит влияние информатизации жизни общества на человека в том, что она отрывает его от естественного мира и принуждает включаться в практики потребления и осваивать новые коммуникативные стратегии.В качестве характеристик информационной среды были выделены: цифровая основа – сообщения, передаваемые и получаемые пользователями Интернета, кодируются посредством цифровой базы данных; их взаимосвязанность, которая проявляется в подключении к сети (КПК, компьютер, мобильный телефон и т.д.); возможности вывода и ввода информации из виртуального пространства; интерактивность – информация (текст, изображения, звуки, игры, гипердокументы) доступна в режиме онлайн и представлены в удобной для пользователя форме. Были выявлены следующие риски информационной среды: количественная и качественная характеристика информации (ее объем, количество, достоверность и т.д.); соответствие характеристик информации параметрам реципиентов и установкам внешней среды; присутствие в современных информационных технологиях элементов, изменяющих психическое состояние людей; наличие в информационных потоках усовершенствованных физических носителей информации, оказывающих непосредственное влияние на физиологические носители. Информатизация общества вызвала трансформацию модели образования. Ведущей тенденцией развития высшего профессионального образования в России за последние годы стало активное внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс. Обусловлено это рядом объективных предпосылок.Сегодня компетентность современного специалиста предполагает активное использование ежедневно меняющейся базы информационно-справочных систем. Кроме того, нарастает глобальная тенденция использования технологий дистанционного обучения, при котором фундаментом организации образовательной системы выступают информационные технологии. Информационно-компьютерная грамотность становится необходимой предпосылкой успешной жизнедеятельности индивида. Информационно-компьютерная грамотность представляет собой способность индивида свободно использовать компьютерные и информационные технологии для доступа, поиска, организации, обработки, оценки информации, для получения и трансляции новых знаний, модернизации собственных навыков и умений в области работы с техническими средствами и программным обеспечением для того, чтобы эффективно жить и работать в условиях современного прогрессирующего информационного общества. Необходимость формирования компьютерной грамотности обусловлена запросом современного общества на индивида, активно использующего базы информационно-справочных систем, тенденцией к росту доли дистанционного обучения и удаленной работы, реализацией концепции непрерывного образования.Политика государствав настоящее время реализует целый комплекс мер, призванных сформировать и развить информационную грамотность населения. Инструментами в этом процессе выступают созданные в информационном пространстве культурные платформы, обеспечивающие свободный доступ населения к культурным услугам, объектам и знаниям. Следует отметить, что формирование информационной грамотности общества затруднено рядом факторов, среди которых следует назвать недостаток соответствующе подготовленных кадров и адаптированной к новым целям политики и системы образования, недостаточную подготовленность законодательно-правовой базы, а также неоднородность доступа к информационным услугам.Таким образом, человек ежедневно подвергается воздействию информационной среды и информационная грамотность, соблюдение информационной гигиены являются базисом психологической безопасности человека в информационном обществе.Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту. Наиболее перспективным направлением дальнейшего изучения феномена информационной среды является исследование особенностей социализации личности в информационном обществе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАмиржан К. Ж. Становление теории информационного общества/ К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54. Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.Бакулев Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс] / Г.П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. URL: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/. (Дата обращения: 13.06.2021).Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.Гасумова С. Е. Адаптация пожилых людей в условиях информатизации: понятийный аппарат и анализ государственной политики России / С.Е. Гасумова// Вестник Пермского университета. – 2015. - № 2. – С. 193-207.Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург :УрО РАН, 2002. – 299 с.Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации / М.Х. Дугужева, Е.П. Симаева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2019. - № 44. – C. 190-208. Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека / Т.И. Ежевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. - № 3(27). – С. 38-41.Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий / В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 81-87.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.Зотова О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия/ О. Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 88-94. Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.Калимуллин Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики / Д.Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. - № 1 (24). – С. 205-206.Крюков Д. Информационно-образовательная среда современного вуза / Д. Крюков // Высшее образование в России. – 2008. - № 11. – С. 79-83.Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения: 13.06.2021).Мартин У. Информационное общество: реферат / У. Мартин // Теория и практика общественно-научной информации. – 1990. - № 3. – С. 115-123.Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / Д. Матисон – Москва : Изд-во «Гуманитарный центр», 2013. – 264 с.Найденова С. В., Пономарев П. А. Психологическое влияние информационной среды на современного человека / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - №. 11. – С. 2221-2225. Нескоромных Н. И., Мамадалиев А. М. Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет пространства / Н.И. Нескоромных, А.М. Мамадалиев // Медиаобразование. – 2017. - № 1. – С. 163-175.Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.Ращупкина М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М.Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. - № 2 (24). – С. 106-109.Файтельсон В. А. Цифровая грамотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе / В.А. Файтельсон // KANT. – 2019. - № 3 (32). – С. 163-167.Шамионов Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности / Р.М. Шамионов// Адаптация личности в современном мире :межвуз. сб. науч. тр. –2011. - №. 3. – С. 29-35.
Амиржан К. Ж. Становление теории информационного общества/ К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54.
Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.
Бакулев Г. П. Компьютерная коммуникация: расшатывание основ [Электронный ресурс] / Г.П. Бакулев // Оптимальные коммуникации. URL: http://jarki.ru/wpress/2009/06/17/750/. (Дата обращения: 13.06.2021).
Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.
Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.
Гасумова С. Е. Адаптация пожилых людей в условиях информатизации: понятийный аппарат и анализ государственной политики России / С.Е. Гасумова // Вестник Пермского университета. – 2015. - № 2. – С. 193-207.
Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург : УрО РАН, 2002. – 299 с.
Дугужева М. Х., Симаева Е. П. Трансформация законодательства о культуре в условиях цифровизации / М.Х. Дугужева, Е.П. Симаева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2019. - № 44. – C. 190-208.
Ежевская Т. И. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека / Т.И. Ежевская // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. - № 3(27). – С. 38-41.
Емелин В. А., Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш. Психологические последствия развития информационных технологий / В.А. Емелин, Е.И. Рассказова, А.Ш. Тхостов // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 81-87.
Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.
Зотова О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия / О. Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. – 2012. - № 1(7). – С. 88-94.
Игнатьева Э. А., Софронова Н. В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография / Э.А. Игнатьева, Н.В. Софронова – Москва : Спутник +, 2014. – 158 с.
Калимуллин Д. Д. Интернет как элемент социокультурной динамики / Д.Д. Калимуллин // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2014. - № 1 (24). – С. 205-206.
Крюков Д. Информационно-образовательная среда современного вуза / Д. Крюков // Высшее образование в России. – 2008. - № 11. – С. 79-83.
Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения: 13.06.2021).
Мартин У. Информационное общество: реферат / У. Мартин // Теория и практика общественно-научной информации. – 1990. - № 3. – С. 115-123.
Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов / Д. Матисон – Москва : Изд-во «Гуманитарный центр», 2013. – 264 с.
Найденова С. В., Пономарев П. А. Психологическое влияние информационной среды на современного человека / С.В. Найденова, П.А. Пономарев // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. - №. 11. – С. 2221-2225.
Нескоромных Н. И., Мамадалиев А. М. Стратегии адаптивного поведения лиц пожилого возраста в интернет пространства / Н.И. Нескоромных, А.М. Мамадалиев // Медиаобразование. – 2017. - № 1. – С. 163-175.
Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.
Ращупкина М. Г. Генезис представлений об информационном обществе / М.Г. Ращупкина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2015. - № 2 (24). – С. 106-109.
Файтельсон В. А. Цифровая грамотность как фактор формирования готовности к жизни в сетевом обществе / В.А. Файтельсон // KANT. – 2019. - № 3 (32). – С. 163-167.
Шамионов Р. М. К вопросу об адаптационной готовности личности / Р.М. Шамионов// Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. –2011. - №. 3. – С. 29-35.