Развитие высших психических функций детей разных групп с ОВЗ с использованием метода замещающего онтогенеза

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 43 43 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.08.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей развития детей дошкольного возраста с ОВЗ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 5
1.2. Специфика использования метода замещающего онтогенеза в процессе коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 12
Выводы по Главе 1 17
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 18
2.1. Диагностика особенностей развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ 18
2.2. Программа коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием метода замещающего онтогенеза 31
Выводы по Главе 2 39
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Фрагмент для ознакомления

У детей с ОВЗ воображение соответствовало слабому уровню. Дети с ОВЗ тратили больше времени на составление сказки, сюжет был часто модифицированный, бытовой, персонажи (1-2) только назывались, а не характеризовались.Вышеприведенные данные результатов обследования когнитивной сферы свидетельствуют о достоверном снижении средних показателей и уровней развития всех психических функций (восприятия, памяти, речи, мышления, воображения) у детей 5-6 лет с ОВЗ.Установлена ​​зависимость выявленных нарушений от степени нарушения речи. У детей с ОВЗ преобладал слабый уровень развития слухового восприятия, внимания, воображения и средний уровень развития - зрительной и слуховой памяти, связной речи, наглядно-образного и словесно-логического мышления.  Здоровые дети, кроме слухового восприятия, имели хорошие и высокие показатели психического развития.Анализ данных психического обследования обнаружил прямые корреляционные связи умеренной силы (r = 0,4- 0,7; p = 0,0001) между уровнем развития восприятия, памяти, связной речи, внимания, наглядно действенного и наглядно образного мышления, воображения. 2.2. Программа коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием метода замещающего онтогенезаПрограмма предназначена для оказания коррекционно-развивающей помощи детям от 5 до 12 лет, имеющих:• задержку психического развития различной этиологии,трудности формирования регуляторных функций, произвольного внимания и контроля (СДВГ),«мягкую» органическую симптоматику (типология нарушений уточнена в подпрограммах),эмоционально-личностные особенности,свидетельствующие об искаженном типе развития,дискалькулии, дисграфии, дислексии,неустойчивость стато-кинетического баланса, слабость сенсомоторного базиса развития.Программа может быть использована для оказания помощи детям с социальной и/или педагогической запущенностью.Продолжительность программыКомплекс нейропсихолгогических программ для детей от 5 до 12 лет представляет собой коррекционно-развивающие подпрограммы, реализуемыепедагогами-психологами(нейропсихологами).Продолжительность программы различна, указана в каждой подпрограмме и зависит от возраста ребенка, особенностей его психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.Ожидаемые результаты усвоения программыПри условии успешной реализации подпрограммы у ребенка будет отмечаться:оптимизация уровня активности, общего состояния, повышение уровня нейродинамики;положительная динамика в развитии высших психических функций: моторной, сенсорной, мнестической сфер, речи, внимания (контроль и регуляция своего поведения, концентрация внимания на предложенной деятельности), мышления, квазипространственных представлений, создающих основу для успешного обучения ребенка в ДОУ и школе;стабилизируется эмоциональное состояние ребенка, снизится уровень тревожности.Система оценки достижения планируемых результатовОценка достижения планируемых результатов проводится специалистом (или специалистами), реализующими конкретную подпрограмму. Подпрограмма предусматривает входящую и итоговую диагностики (до проведения занятий с целью построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы и после проведения цикла занятий для оценки эффективности реализованной подпрограммы). Формы, методы и методики проведения диагностики зависят от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей, а также направления коррекционно-развивающего воздействия. Используемые методики приведены в описаниях каждой подпрограммы.Режим работы по программеПрограмма реализуется преимущественно в индивидуальной форме, либо в диадном взаимодействии «мама-ребёнок» и включает интегрированную работу различных специалистов Центра.Время проведения занятия:30-35 минут для детей дошкольного возраста;Направленность программы: программа направлена на коррекцию, абилитацию и развитие высших психических функций.Цель программы: коррекция, абилитация и развитие функциональных блоков мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.Задачи:Развитие высших психических функций;Функциональная активация подкорковых образований мозга;Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;Стабилизация межполушарного взаимодействия;Обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации (тактильной, двигательной (кинестетической, динамической), зрительной, слуховой;Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности.Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы. Данная программа основывается на следующих современных представлениях о психологии и генезе (развитии), строении и формировании высших психических функций у детей, представленных А.В. Семенович, Л.С.Цветковой, А.Р. Лурией:Все высшие психические функции сложны по своему генезу и строению, и их правильное формирование и протекание зависит от взаимовлияния с другими психическими процессами.Все высшие психические функции роОВЗются в деятельности и из внешних и развернутых (когда поначалу в их формировании участвует множество афферентаций) становятся внутренними («интериоризированными») и свернутыми (т.е. внешние практические действия становятся внутренними умственными).Нужно учитывать, что при аномальном развитии психической сферы нарушение одного психического процесса ведет к системному эффекту: то есть нарушению других психических процессов, взаимосвязанных с нарушенным структурно или функционально.У детей с аномалией или недоразвитием существуют или имеют место компенсаторные процессы. Следовательно, нужно, при исследовании отдифференцировать дефект от компенсации этого дефекта.Содержание программы:Программа построена на основе коррекционных программ, разработанных Е.В. Пивоваровой, С.В. Колгановой, М.В. Евлампиевой, М.В. Черенковой, Т.Н. Ланиной, А.В. Семенович и учитывает результаты исследовательской работы нейропсихологов центра «Развитие» В.Л. Мамаева, Ю.Ю. Соколовой.Каждое занятие включает в себя 3 обязательных блока упражнений [А.В. Семенович, В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова]:Дыхательные упражнения:Упражнения направлены навосстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребёнка. Под контролем и по разным программам, задаваемым извне, а затем выстраивая собственную программу - ребенок начинает контролировать своё дыхание.Глазодвигательные упражнения: Элементарные движения слеженияглазами за предметом, которые формируются к 3-му месяцу жизни, должны автоматизироваться. Очень часто сведение глаз к переносице (конвергенция), слежение за предметом в горизонтальной или вертикальной плоскости становятся для ребёнка трудновыполнимыми упражнениями.Глазодвигательныеупражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память). Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда-то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь уже их можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них. В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и направлениях. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребёнка рекомендуется использовать яркие предметы. По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом снова врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёнок сможет выполнить это упражнение.Растяжки и упражнения двигательного репертуара: Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела. Работа с пространством на уровне тела начинается с проработки верхней, нижней, задней, передней, правой, левой частей тела. Многие упражнения выполняются в трёх пространственных направлениях. Освоив горизонтальное положение тела (упражнения лёжа), ребёнок постепенно переходит к освоению вертикального положения тела (выполнение упражнений сначала сидя, затем стоя). Упражнения представлены в определённом порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития: перевороты со спины на живот, ползание по-пластунски, сидение и т.д.этап ползания: переворачивание со спины на живот, ползание на спине и на животе.этап ползания: ползание на четвереньках с опорой на руки.этап ползания: хождение на коленях без опоры на руки и хождение на ногах.Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).Продолжительность программы: от 10 до 20 занятий продолжительностью 20 - 45 минут каждое (в зависимости от возраста, психофизиологических особенностей ребенка и показаний) с частотой 1 раз в неделю.Требования к условиям реализации программы:Квалификация специалиста реализующего программу;Гимнастический коврик (легкий мат);Отсутствие перегрузок, учет расписания дня ребёнка, время его школьных занятий.Планируемыми результатами реализации программы являются:Положительная динамика нейродинамических показателей, ВПФ.Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей).Снятие остроты симптомов дезадаптации.Система оценки достижения планируемых результатов. Оценка результатов реализации программы осуществляется за счет планового диагностического обследования детей по методикам А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной, Н.К. Корсаковой, Э.Г. Симерницкой, Ю.В Микадзе и др.. Выбор методики определяется проблематикой и возрастными особенностями ребенка.Пакет диагностических методик применяется для оценки уровня речевого развития, мышления, слухоречевой и зрительной памяти, непроизвольного запоминания, оптико-пространственных функций с целью определения необходимости продолжения цикла, динамики результатов и дальнейшего прогноза.Тематический план программыЗанятия проводятся в соответствии с индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы. Чередование (последовательность) тематических блоков определяется особенностями проблематики и соответствующих целей, задач коррекции данного ребенка.№ п/пНаименование блока (раздела)Всег о часо вВ том числеФорма контролятеоретическихпрактических1Расширение объемазрительного восприятия55Соответствие критериям правильного выполнения2.Формирование и развитие навыков произвольной саморегуляции55Соответствие критериям правильного выполнения3Оптимизацияистабилизация мышечного тонуса, повышение уровня психической активностиРелаксация55Соответствие критериям правильного выполнения4Формирование пространственных55Соответствие критериямпредставленийправильного выполненияИтого:20Выводы по Главе 2Полученные результаты психического тестирования указывают на снижение развития всех когнитивных функций у детей 5-6 летнего возраста с ОВЗ. Выявленные изменения зависели от степени ОВЗ.  Наиболее выраженные нарушения отмечены в развитии слухового восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, связной речи, словесно-логического мышления, воображения. Названные психические функции тесно связаны между собой и взаимосвязи влияют на развитие друг друга. Обращает на себя внимание, что ОВЗ сопровождается достоверным снижением психических показателей. Выявленные изменения в познавательной сфере могут приводить в дальнейшем к нарушению интеллектуального развития детей и их социальной адаптации.      Установлена прямая корреляционная зависимости между уровнем развития когнитивных функций (восприятия, памяти, связной речи, внимания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения) и уровнем развития речи.      Выявленные нарушения обусловливают необходимость ранней диагностики и коррекции ОВЗ. Учитывая важность когнитивных функций для дальнейшего развития детей и возможность совершенствования их под влиянием стимулирующих задач, игр-упражнений, необходимо проводить коррекционные программы, которые включают реабилитационные индивидуальные тренировочные упражнения, направленные на повышение уровня развития психических функций.   Существуют определенныепоследовательные этапы развития, которые запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Каждому определенному возрасту соответствуют определенные навыки. Если какой-либо из этапов был нарушен, упущен и/или не сформирован, то мы можем говорить о риске нарушения высших психических функций на различном уровне. Поэтому важно определить причины нарушения, спрогнозировать и провести коррекционно-развивающую программу обучения.Основой программы является метод замещающего онтогенеза (МЗО). Данный метод является базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.   ЗаключениеПод термином дети с ограниченными возможностями здоровья мы будем понимать категорию детей с трудностями социального функционирования, вытекающими из аномалий развития и неприспособленности внешней среды к их особым нуждам.На наш взгляд нейропсихологическое сопровождение (коррекция, профилактика, абилитация) отклоняющегося развития как варианта индивидуальных и онтогенетических различий это всегда пролонгированный, непрерывный диагностический процесс. Так как именно для детского возраста специфична стремительная подчас динамика межфакторных и межфункциональных перестроек и компенсаций одного другим, что приводит порой к динамической коррекции и частичному восстановлению психических функций и процессов у детей.Следовательно, мы считаем, что исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка-дошкольника неизбежно приводят к наращиванию его психического потенциала, развитию более продуктивных функций мозга, а значит и осознанности, развитию процессов саморегуляции.Полученные результаты психического тестирования указывают на снижение развития всех когнитивных функций у детей 5-6 летнего возраста с ОВЗ. Выявленные изменения зависели от степени ОВЗ.  Наиболее выраженные нарушения отмечены в развитии слухового восприятия, внимания, зрительной и слуховой памяти, связной речи, словесно-логического мышления, воображения. Названные психические функции тесно связаны между собой и взаимосвязи влияют на развитие друг друга. Обращает на себя внимание, что ОВЗ сопровождается достоверным снижением психических показателей. Выявленные изменения в познавательной сфере могут приводить в дальнейшем к нарушению интеллектуального развития детей и их социальной адаптации.      2. Установлена прямая корреляционная зависимости между уровнем развития когнитивных функций (восприятия, памяти, связной речи, внимания, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воображения) и уровнем развития речи.      Выявленные нарушения обусловливают необходимость ранней диагностики и коррекции ОВЗ. Учитывая важность когнитивных функций для дальнейшего развития детей и возможность совершенствования их под влиянием стимулирующих задач, игр-упражнений, необходимо проводить коррекционные программы, которые включают реабилитационные индивидуальные тренировочные упражнения, направленные на повышение уровня развития психических функций.   Существуют определенныепоследовательные этапы развития, которые запускают ряд важнейших механизмов работы мозга. Каждому определенному возрасту соответствуют определенные навыки. Если какой-либо из этапов был нарушен, упущен и/или не сформирован, то мы можем говорить о риске нарушения высших психических функций на различном уровне. Поэтому важно определить причины нарушения, спрогнозировать и провести коррекционно-развивающую программу обучения.Основой программы является метод замещающего онтогенеза (МЗО). Данный метод является базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития.Список используемой литературыАбрамова, И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И.В. Абрамова // Педагогическое образование и наука, 2012. – №11. – С. 98-102.Арцишевская И. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. 64с. (Психологическая служба).Астаева А.В. , Воронкова Д.И.. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. // Вестник ЮрГУ. Психология. – 2010. - №27. – С. 82-86.Астаева А.В. Нейропсихологические особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи / А.В. Астаева, Е.А. Пырьева // Материалы 66-й научной конференции [Электронный ресурс]. – 2014. – С. 1431–1437. https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi. (Дата обращения 12.11.2020)Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском, возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – №4. - С. 71-76. Баранова Т.Ф., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Шоркина Т.Д. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 64с.Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. 320с. (Коррекционная педагогика).Вайнер М.Э. Метод в теории и на практике. «Другие мы». Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 138с.Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов.– М.: В. Секачев, 2019. - 276 с.Выготский JI.C. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. М.: Просвещение, 1966. - С. 236-277.Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2018. - 249 с.Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл. – 2019. – 264 с.Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. – М.: Генезис, 2016. - 336 с.Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008. – 112 с.Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (в 3-х частях). – М.: АЙРИС-ПРЕСС. – 2020. – 94с.Дети с нарушениями развития: хрестоматия для студ. и слушателей спецфакультетов/сост. В.М. Астапов. М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 384с.Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. 167с.Колганова, Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч 1/В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. М.: АЙРИС - пресс, 2018. 416с.: ил.Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти. М.:ООО «Национальный книжный центр», 2016. 144с. (Специальная психология).Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / М. С. Дименштейн. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2013. – 240 с.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-12-е изд. М.: Генезис, 2018. 474с.

Список используемой литературы

1. Абрамова, И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И.В. Абрамова // Педагогическое образование и наука, 2012. – №11. – С. 98-102.
2. Арцишевская И. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. 64с. (Психологическая служба).
3. Астаева А.В. , Воронкова Д.И.. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи. // Вестник ЮрГУ. Психология. – 2010. - №27. – С. 82-86.
4. Астаева А.В. Нейропсихологические особенности развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами речи / А.В. Астаева, Е.А. Пырьева // Материалы 66-й научной конференции [Электронный ресурс]. – 2014. – С. 1431–1437. https://cyberleninka.ru/article/n/neyropsihologicheskiy-analiz-razvitiya-vysshih-psihicheskih-funktsiy-u-detey-v-norme-i-s-obschim-nedorazvitiem-rechi. (Дата обращения 12.11.2020)
5. Астаева, А.В. Основные проблемы нейропсихологического исследования в детском, возрасте // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». – 2010. – №4. - С. 71-76.
6. Баранова Т.Ф., Мартыненко С.М., Басангова Б.М., Шоркина Т.Д. Специальная индивидуальная программа развития для детей с нарушением интеллекта: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2018. 64с.
7. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. 320с. (Коррекционная педагогика).
8. Вайнер М.Э. Метод в теории и на практике. «Другие мы». Коррекционно¬-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 138с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов.– М.: В. Секачев, 2019. - 276 с.
10. Выготский JI.C. Мышление и речь / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
11. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. М.: Просвещение, 1966. - С. 236-277.
12. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2018. - 249 с.
13. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. – М.: Смысл. – 2019. – 264 с.
14. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. – М.: Генезис, 2016. - 336 с.
15. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика дошкольников. – М.: Питер, 2008. – 112 с.
16. Глозман Ж.М., Соболева А.Е., Титова Ю.О. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста (в 3-х частях). – М.: АЙРИС-ПРЕСС. – 2020. – 94с.
17. Дети с нарушениями развития: хрестоматия для студ. и слушателей спецфакультетов/сост. В.М. Астапов. М.:МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 384с.
18. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. 167с.
19. Колганова, Е.В. Пивоварова. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. Ч 1/В. Колганова, Е. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. М.: АЙРИС - пресс, 2018. 416с.: ил.
20. Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти. М.:ООО «Национальный книжный центр», 2016. 144с. (Специальная психология).
21. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / М. С. Дименштейн. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2013. – 240 с.
22. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие.-12-е изд. М.: Генезис, 2018. 474с.

Вопрос-ответ:

Какие основные теоретико-методологические основы используются при изучении особенностей развития детей с ОВЗ?

В исследовании используются такие теоретико-методологические подходы, как замещающий онтогенез, психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, коррекция когнитивной сферы детей с ОВЗ.

Какими особенностями обладают дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ отличаются особенностями в психолого-педагогической характеристике, такими как нарушения в когнитивной сфере и специфические особенности поведения.

Какой метод используется при коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

Для коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ используется метод замещающего онтогенез.

В каких случаях применяется метод замещающего онтогенез при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

Метод замещающего онтогенез применяется в случаях, когда у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ есть нарушения в когнитивной сфере и требуется коррекция этого развития.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной исследованию развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием метода замещающего онтогенеза?

В результате исследования было выявлено, что использование метода замещающего онтогенеза позволяет эффективно корректировать когнитивную сферу детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ и способствовать развитию их высших психических функций.

Что такое замещающий онтогенез и как он применяется в развитии детей с ОВЗ?

Замещающий онтогенез - это методика развития психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она базируется на использовании альтернативных средств и способов обучения, которые заменяют отсутствующую или нарушенную функцию организма. В развитии детей с ОВЗ метод замещающего онтогенеза используется для коррекции когнитивной сферы, то есть для развития познавательных способностей и интеллектуальных функций.

Какие особенности развития наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ могут иметь различные особенности развития в психологической и педагогической сферах. Например, у них может быть задержка развития речи, нарушения в познавательной деятельности, трудности в освоении общественной адаптации и самообслуживания. Также часто наблюдается отставание в развитии эмоционально-личностной сферы, что требует специальной коррекционно-развивающей работы.

Какие специфические подходы используются при использовании метода замещающего онтогенеза для коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ?

При использовании метода замещающего онтогенеза в коррекции когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ применяются специализированные учебные материалы и методические приемы, а также индивидуальная и дифференцированная программа обучения. Основное внимание уделяется развитию внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве и времени, логико-математических представлений.

Что изучает статья?

Статья изучает развитие высших психических функций у детей различных групп с особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) с использованием метода замещающего онтогенеза.