Семья как институт социализации
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ И ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ 5
ГЛАВА 2.СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Г.]. Если говорить об учебной деятельности, то можно заметить, что она обладает в подростковом возрасте теоретическим характером. То есть, речь идет о появлении у подростка интереса к самим знаниям, их применению, происхождению, порождению. В конце прошлого века в США, Канаде и ряде европейских стран были проведены многочисленные исследования, сопоставляющие «статусы идентичности» подростков и юношей с их возрастом, полом, образованием, родом занятий, социальным происхождением, самоуважением, структурой общения и т.д. Было выявлено, что для более высоких уровней идентичности характерно более высокое самоуважение. Непосредственных связей между уровнем идентичности и интеллектом не было выявлено, но установлены значимые различия в стиле мышления. «Диффузной идентичности» и «предрешенности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях. «Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами, более развитой рефлексией. Другими словами, в процессе переживания кризиса идентичности в подростковом и юношеском возрасте происходит не столько накопление умений и изменение отдельных свойств интеллекта, сколько формирование индивидуального стиля мышления. А центральным возрастным новообразованием является окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни и перейти к практической самореализации[Казанская В.Г.].Несмотря на все выше перечисленное самым важным и влиятельным фактором социализации была и остается семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Условия, в которых живет семья, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Практика показывает, что подростки, в семьях которых существуют проблемы, так же имеют проблемы либо в учебе, либо во взаимоотношениях с окружающими его людьми. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.Самым лучшим средством воспитания правильных отношений является именно личный пример матери и отца, их взаимное уважение, забота и помощь, проявление ласки и нежности. Если подростки видят хорошее отношение в своей семье, то, уже став взрослыми, и сами будут стараться и стремиться к таким же хорошим и красивым отношениям. В детском возрасте очень важно воспитывать чувство любви ко всем своим близким – к сестрам и братьям, к родителям, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо и своих сверстников, а также нежность и привязанность к младшим. Огромная роль семье отводится в трудовом воспитании. Дети вовлекаются непосредственно в бытовой труд, учатся выполнять некоторые трудовые обязанности в помощь матери, отцу, учатся обслуживать себя[Овчарова Р.В., 2016, с. 78]. Вне всякого сомнения, родителям необходимо постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям.Существует несколько механизмов влияния родителей на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых, постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражая родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.Подростковый возраст отличается повышеннойконфликтогенностью. Соответственно, успешность социализации зависит от того, в какой мере родители способны сглаживать конфликты с ребенком. У ребенка есть потребность доверять близкому взрослому, иметь от него защиту и под флагом этой защиты делать дальнейшие шаги в окружающий мир, чтобы увереннее действовать в нем. Если ребенок вырван из-под защиты, он меняет свое поведение. Согласно исследованиям, успешность социализации детей зависит от того, придерживаются ли родители гармоничного стиля воспитания, который исключает проявления манипулирования, равнодушия, антипатии. ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование показало, что семья является важнейшим институтом, без которого невозможно представить себе жизнь общества. Семья выполняет целый ряд важных функций – воспитательную, функцию обеспечения защиты и безопасности, экономическую, демографическую, функцию социализации и т.д.Семья играет важнейшую роль в социализации подростков. Данное исследование показывает, что многие дети сталкиваются с противоречиями между потребностями материального и духовного порядка. В особенности подросткам свойственна нетерпеливость, они желают получать все и сразу. Также особенно важно выделить идею исследователей о том, что чувство взрослости у подростка может иметь различное содержание, наполненность. В частности, есть такие подростки, которые под влиянием чувства взрослости начинают интересоваться учебой, получением знаний, а есть и такие, которые начинают уделять повышенное внимание собственной внешности, одежде, начинают подражать кумирам. Третьи под влиянием чувства взрослости осознают значимость самовоспитания. Интересы подростка могут меняться очень быстро. Таким образом, во многом от родителей зависит, какие основы нравственности, социальные установки будут заложены. Решающее значение для нравственного развития личности имеет общение с родителями: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций. Родителям важно заботиться о своевременном разрешении конфликтов в семье, а также постоянно повышать свой воспитательный потенциал, усваивать новые педагогические знания, грамотно взаимодействовать с педагогами, создавать в семье благоприятный эмоциональный микроклимат, не позволять таких погрешностей в воспитании, как гиперопека или попустительство, небрежное отношение к ребенку и его потребностям. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБолотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 478 c.Буцева К.Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист. 2016. № 7.Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. URL:https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/Камбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. 2016. №28. С. 1045-1047.Кисляков П.А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. Москва:Русайнс, 2018. 184 c.Кравченко А.И. Социология. URL:http://www.twirpx.com/file/127355/Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб.заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2017.232 с.Митичева Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/ Овчарова Р.В. Семейная академия: вопросы и ответы. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 2016. 142 с.Сидорина Е.В., Смирнова Н.С. Особенности социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. Москва : ИздательствоЮрайт, 2019. 406 с. URL: https://urait.ru/bcode/432866 Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141.Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707. URL https://moluch.ru/archive/61/9043/ Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1378-1381. URL https://moluch.ru/archive/114/29915/ Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. Москва: Дело, 1999. 426 с.
2. Буцева К. Н. Психолого-педагогическое просвещение родителей. // Методист. 2016. № 7.
3. Ганичева А. Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. Москва: Эксмо, 2016. 340 с.
4. Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. URL: https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/
5. Камбарова К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность // Молодой ученый. 2016. №28. С. 1045-1047.
6. Кисляков П. А. Психология развития человека как субъекта деятельности / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Е.А. Петрова. Москва: Русайнс, 2018. 184 c.
7. Кравченко А.И. Социология. URL: http://www.twirpx.com/file/127355/
8. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2017. 232 с.
9. Митичева Т. И. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях / Т. И. Митичева, А. В. Соловьева // Молодой ученый. 2016. № 1 (105). С. 739-742. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24891/
10. Овчарова Р. В. Семейная академия: вопросы и ответы. – Москва: Просвещение: Учебная литература, 2016. 142 с.
11. Сидорина Е. В., Смирнова Н. С. Особенности социализации младших подростков в полных и неполных семьях // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/70076
12. Толстых Н. Н. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 406 с. URL: https://urait.ru/bcode/432866
13. Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи // СОЦИС. 2003. № 11. С. 137-141.
14. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. 2014. №2. С. 704-707. URL https://moluch.ru/archive/61/9043/
15. Халилова Н. И., Каюмова Д. Н. Стиль семейного воспитания и особенности развития рефлексивности // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1378-1381. URL https://moluch.ru/archive/114/29915/
16. Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт.//Социология и современное общество: учебное пособие. Москва: Дело, 1999. 426 с.
Вопрос-ответ:
Какова роль семьи в социализации в современном обществе?
Семья играет важную роль в социализации в современном обществе. Она является первичным институтом социализации, где дети учатся основным нормам, ценностям и поведенческим схемам. В семье ребенок получает первые жизненные уроки, узнает о взаимоотношениях, любви и заботе. Семья также передает культурные и идентификационные ценности, формирует личность и поведение ребенка.
Какие функции выполняет семья в процессе социализации?
Семья выполняет несколько функций в процессе социализации. Она обеспечивает физическое и эмоциональное благополучие ребенка, создает условия для его воспитания и образования. Семья также передает культурные традиции и ценности, формирует социальные навыки и роли, развивает у ребенка этические принципы и моральные ценности. Кроме того, семья является основой для формирования личности и самоидентификации ребенка.
Какие проблемы существуют в сфере воспитания в семье?
Существует несколько проблем в сфере воспитания в семье. Одной из них является недостаток времени и внимания со стороны родителей, что может привести к недостаточному развитию эмоциональной связи и коммуникации. Также возникают конфликты между поколениями из-за различных ценностей и подходов к воспитанию. Некоторые семьи сталкиваются с проблемами экономического характера, что затрудняет доступ к образованию и развлечениям для детей.
В чем заключается роль учебной деятельности в социализации подростков?
Учебная деятельность играет важную роль в социализации подростков. Она способствует формированию академических и практических навыков, развитию познавательных процессов и социальной адаптации. Через учебу подростки учатся работать в коллективе, соблюдать правила и дисциплину, решать проблемы и принимать ответственность за свои действия. Учебная деятельность также способствует развитию самооценки и самореализации подростка.
Какую роль играет семья в социализации?
Семья играет ключевую роль в социализации, она является первичным социальным институтом, где дети усваивают основные нормы, ценности, и поведенческие модели общества.
Какие функции выполняет семья в современном обществе?
Семья выполняет различные функции, такие как репродуктивная, воспитательная, экономическая, эмоциональная, образовательная и социализационная.
Что такое социализация и как она связана с семьей?
Социализация - это процесс усвоения индивидом социальных норм, ценностей и ролей общества. Семья является основным агентом социализации, она передает детям социокультурный опыт и помогает им адаптироваться к обществу.
Какие проблемы воспитания возникают в семье?
В семье могут возникать различные проблемы воспитания, например, недостаточная коммуникация, нарушение авторитета родителей, конфликты между членами семьи, неблагоприятная эмоциональная атмосфера, неподходящие методы воспитания и т.д.
Какие аспекты учебной деятельности подростков можно выделить?
В учебной деятельности подростков можно выделить теоретический аспект, проявляющийся в интересе к знаниям, их применению и происхождению. Также можно отметить практический аспект, который связан с использованием полученных знаний в реальной жизни.