Характеристика основных направлений государственной долговой политики в РФ на 2018-2020 гг по данным Министерства финансов РФ
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность управления государственным долгом, его формы и виды 4
Глава 2. Характеристика долговой политики России в 2018-2020 гг. и оценка долговой устойчивости 7
Глава 3. Проблемы государственного долга и пути их решения 10
Заключение 14
Список литературы 16
Приложения 19
Список литературыБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020)Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020).Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 № 385-ФЗ.Аблаев, И. И. Роль и сущность государственного кредита и государственного долга в РФ // И.И. Аблаев, К.М. ОсмановФорум молодых ученых. – 2019. – № 6 (34). – С. 56-59.Абгарян, Э.С. Правовая природа института государственного долга в структуре государственного бюджета Российской Федерации: двойственная сущность / Э.С. Абгарян // Актуальные вопросы развития юридической науки: вопросы теории и практики. сборник научных статей по материалам Вузовской научно-практической конференции. – 2019. – С. 41-44.Головин А.А., Роль государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / А.А. Головин, О.В. Сивцев // Молодежь и XXI век – 2020 – Том 1 – С. 72-75.Государственные и муниципальные финансы : учебник / И.Н. Мысляева. — 4е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 444 с. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / коллектив авторов под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой.- Москва : КНОРУС, 2019. — 336 с. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020Гладченко, С.А. Анализ расходов федерального бюджета России по обслуживанию государственного и муниципального долга / С.А. Гладченко, Н.Д. Дмитриева // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона. Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 31-35.Колесов, Р.В. Эффективное и ответственное управление государственными и муниципальными финансами: актуальные проблемы и пути их решения: монография / Р.В. Колесов; Финуниверситет, Ярославский филиал ; науч. ред. В.А. Кваша. — Ярославль: Союз-Пресс, 2020 – 195 с.Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, C. Л. Брю. – М.: Республика, 2018. – С. 365.Оганесян, С.А. Структура и органы управления государственными финансами / С.А. Оганесян // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 5 (21). – С. 606-609.Петридис, М.Ю. Анализ роли государства в распределении финансовых ресурсов / М.Ю. Петридис, Е.А. Болотнова // Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – 2020. – С. 69-74.Темаева, Д.Ю. Финансовая деятельность государства и управление государственными финансами / Д.Ю. Темаева // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Самара Издательство Самарского государственного экономического университета, – 2020. – С. 749-753Филина, М.А. Роль государственных финансов в социально-экономическом развитии России / М.А. Филина, Д.Е. Багомедова // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 355-358.Хинкис, Л.Л. Финансы и финансовая система РФ: учебное пособие для студентов направления «Экономика» / Л.Л. Хинкис. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 94 с.Яруллин Р.Р., Емец О.А. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 12. – С. 210-212Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по совершенствованию системы управления государственным и муниципальным долгом https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/glossary/ Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/12/main/Rekomendatsii.docx Приложение 1Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 годаКатегория долгаэквивалент млн. долларов СШАэквивалент млн. евроГосударственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией)56 702,946 193,8Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба349,5284,7Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами473,8386,0Задолженность по внешним облигационным займам38 257,731 167,1 внешний облигационный заем с погашением в 2022 году2 000,01 629,3 внешний облигационный заем с погашением в 2023 году3 000,02 444,0 внешний облигационный заем с погашением в 2025 году2 148,11 750,0 внешний облигационный заем с погашением в 2026 году3 000,02 444,0 внешний облигационный заем с погашением в 2027 году920,6750,0 внешний облигационный заем с погашением в 2027 году2 404,61 958,9 внешний облигационный заем с погашением в 2028 году2 499,92 036,5 внешний облигационный заем с погашением в 2029 году3 000,02 444,0 внешний облигационный заем с погашением в 2030 году2 250,11 833,1 внешний облигационный заем с погашением в 2032 году1 534,41 250,0 внешний облигационный заем с погашением в 2035 году4 000,03 258,7 внешний облигационный заем с погашением в 2042 году3 000,02 444,0 внешний облигационный заем с погашением в 2043 году1 500,01 222,0 внешний облигационный заем с погашением в 2047 году7 000,05 702,6Задолженность по ОВГВЗ2,72,2Прочая задолженность22,618,4Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте17 596,614 335,3Приложение 2Оценка ключевых (базовых) показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня долговой устойчивости России№Специальный показательПороговое (допустимое/ недопустимое) значение и уровень долговой устойчивости,%2017201820192020высокийсреднийнизкий1.Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета)менее < 5в пределах 5-8более > 8высокий3,3высокий3,8высокий4,3высокий4,72.Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета)не более « 13в пределах 1318более > 18высокий9,3высокий9,2высокий9,6высокий8,03.Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета)не более « 50в пределах 50-85более > 85низкий86,6низкий89,7низкий94,9низкий99,8приложение 3Оценка показателей долговой устойчивости РФ для установления уровня влияния государственного долга РФ на национальную экономическую безопасность России№Специальный показательПороговое (допустимое/ недопустимое) значение,%2017 г., %2018 г., %2019 г., %2020 г., %.Показатели, включающие общий долг государства — государственный долг1.Отношение госдолга РФ к ВВП (Государственный долг / ВВП)<25-50-6013,212,912,612,12.Удельный вес (доля) расходов на обслуживание госдолга РФ в общем объёме расходов федерального бюджета (Платежи на обслуживание госдолга / Расходы бюджета)< 55-8> 83,33,84,34,73.Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание и погашение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Платежи на обслуживание и погашение госдолга / Доходы бюджета)< 1313-18> 189,39,29,68,04.Отношение госдолга РФ к доходам федерального бюджета (Государственный долг / Доходы бюджета)< 5050-85> 8586,689,794,999,8Показатели, включающие внутренний долг государства 5.Удельный вес (доля) внутреннего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг)> 5066,772,075,272,96.Удельный вес (доля) внешнего долга РФ в общем объёме госдолга РФ (Внутренний долг / Государственный долг)< 2533,328,024,827,17.Отношение внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Внешний долг / Экспорт)< 22015,218,418,317,68.Отношение годовой суммы расходов (платежей) на обслуживание внешнего долга РФ к годовому объёму экспорта товаров и услуг (Платежи по внешнему долгу / Экспорт)< 250,71,41,81,49.Объём ВВП, млрд руб.-83 09486 01492 101103 87610.Объём госдолга РФ, млрд руб.-10 95211 11011 56012 591
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020).
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 08.12.2020 № 385-ФЗ.
4. Аблаев, И. И. Роль и сущность государственного кредита и государственного долга в РФ // И.И. Аблаев, К.М. Османов
Форум молодых ученых. – 2019. – № 6 (34). – С. 56-59.
5. Абгарян, Э.С. Правовая природа института государственного долга в структуре государственного бюджета Российской Федерации: двойственная сущность / Э.С. Абгарян // Актуальные вопросы развития юридической науки: вопросы теории и практики. сборник научных статей по материалам Вузовской научно-практической конференции. – 2019. – С. 41-44.
6. Головин А.А., Роль государственных финансов в финансовой системе Российской Федерации / А.А. Головин, О.В. Сивцев // Молодежь и XXI век – 2020 – Том 1 – С. 72-75.
7. Государственные и муниципальные финансы : учебник / И.Н. Мысляева. — 4е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 444 с.
8. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / коллектив авторов под ред. В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой.- Москва : КНОРУС, 2019. — 336 с.
9. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020
10. Гладченко, С.А. Анализ расходов федерального бюджета России по обслуживанию государственного и муниципального долга / С.А. Гладченко, Н.Д. Дмитриева // Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона. Материалы II Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 31-35.
11. Колесов, Р.В. Эффективное и ответственное управление государственными и муниципальными финансами: актуальные проблемы и пути их решения: монография / Р.В. Колесов; Финуниверситет, Ярославский филиал ; науч. ред. В.А. Кваша. — Ярославль: Союз-Пресс, 2020 – 195 с.
12. Макконнелл, К. Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 1 / К. Р. Макконнелл, C. Л. Брю. – М.: Республика, 2018. – С. 365.
13. Оганесян, С.А. Структура и органы управления государственными финансами / С.А. Оганесян // Аллея науки. – 2018. – Т. 7. – № 5 (21). – С. 606-609.
14. Петридис, М.Ю. Анализ роли государства в распределении финансовых ресурсов / М.Ю. Петридис, Е.А. Болотнова // Трансформация российской экономики: рычаги управления и развитие региональных экономических систем. Сборник статей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей факультета Финансов и кредита Кубанского государственного аграрного университета. Составители А.А. Храмченко, Е.А. Болотнова. – 2020. – С. 69-74.
15. Темаева, Д.Ю. Финансовая деятельность государства и управление государственными финансами / Д.Ю. Темаева // Российская наука: актуальные исследования и разработки: сборник научных статей IX Всероссийской научно-практической конференции. Самара Издательство Самарского государственного экономического университета, – 2020. – С. 749-753
16. Филина, М.А. Роль государственных финансов в социально-экономическом развитии России / М.А. Филина, Д.Е. Багомедова // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. – 2018. – С. 355-358.
17. Хинкис, Л.Л. Финансы и финансовая система РФ: учебное пособие для студентов направления «Экономика» / Л.Л. Хинкис. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. – 94 с.
18. Яруллин Р.Р., Емец О.А. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 12. – С. 210-212
19. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по совершенствованию системы управления государственным и муниципальным долгом https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/glossary/
20. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2015/12/main/Rekomendatsii.docx
Вопрос-ответ:
Какие были основные направления государственной долговой политики в РФ в 2018-2020 гг?
Основные направления государственной долговой политики в РФ в 2018-2020 гг включали управление государственным долгом, обеспечение долговой устойчивости, решение проблем государственного долга и соблюдение бюджетного кодекса Российской Федерации.
Какие формы и виды управления государственным долгом существуют?
Формы и виды управления государственным долгом включают привлечение внутреннего и внешнего заемного финансирования, выпуск государственных ценных бумаг, управление государственными кредитными ресурсами, контроль и анализ долговых обязательств.
Как можно оценить долговую устойчивость России в 2018-2020 гг?
Долговую устойчивость России в 2018-2020 гг можно оценить по показателям долговой нагрузки, долгового сервиса, способности государства выплачивать проценты и погашать государственный долг, а также по структуре и срокам погашения долга.
Какие проблемы связаны с государственным долгом и какие могут быть пути их решения?
Проблемы, связанные с государственным долгом, включают рост долговой нагрузки, растущие затраты на обслуживание долга, риск неплатежеспособности, влияние внешних факторов на долговую политику. Пути их решения могут быть связаны с улучшением эффективности бюджетных расходов, привлечением инвестиций, развитием рынка государственных ценных бумаг и диверсификацией источников финансирования.
Какой бюджетный кодекс Российской Федерации регулирует государственный долг?
Государственный долг Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ в редакции от 15.10.2020 года.
Что такое управление государственным долгом и какие формы и виды оно имеет?
Управление государственным долгом - это система мер, направленных на установление и выполнение государством задач по обслуживанию и управлению государственным долгом. Оно имеет следующие формы и виды: экономическое, организационное, финансовое, правовое.
Какая характеристика долговой политики России в 2018-2020 гг и что можно сказать о долговой устойчивости?
Долговая политика России в указанный период характеризовалась контролем и управлением долговой нагрузки, уровень которой снижался. Долговая устойчивость также улучшалась, что свидетельствует о том, что страна способна обслуживать свои долговые обязательства.
Какие проблемы связаны с государственным долгом и какие пути их решения предлагаются?
Среди проблем, связанных с государственным долгом, можно выделить высокую долговую нагрузку, зависимость от внешних источников финансирования, рост расходов на обслуживание долга. Для их решения предлагается разнообразие источников финансирования, снижение долговой нагрузки, улучшение качества долгового портфеля, укрепление финансовой дисциплины.
Какие законодательные акты регулируют государственный долг в РФ?
Государственный долг в РФ регулируется Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ в последней редакции от 15.10.2020 года.
Какие основные направления государственной долговой политики в России были определены на 2018-2020 гг?
В рамках указанных лет основными направлениями государственной долговой политики в России были: повышение эффективности управления государственным долгом, снижение рисков и обеспечение его устойчивости, разнообразие и оптимизация источников финансирования, соблюдение принципов открытости и прозрачности в информировании о состоянии и движении государственного долга.
Какие формы и виды управления государственным долгом существуют в России по данным Министерство финансов РФ?
В России существуют следующие формы и виды управления государственным долгом: управление государственным долгом внутреннего происхождения, управление государственным долгом внешнего происхождения, управление государственным внутренним долгом с использованием долговых обязательств центрального банка России и иные формы и виды, определенные законодательством Российской Федерации.