Особенности использования документов на новых носителях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Документоведение
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 22.08.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Понятие и характеристика документированной информации 6
1.1 Понятия документ и документированная информация 6
1.2 Классификация документов на современных носителях информации 7
Глава 2. Особенности использования электронных документов 13
2.1 Электронный документ как объект документоведения 13
2.2 Ключевые проблемы теории и практики электронного документа 22
Заключение 31
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, следует отметить, что, хотя электронные документы все больше вторгаются в нашу жизнь, теория электронного документа еще не разработана в необходимой степени.Электронные документы, в отличие от бумажных, имеют не физическую целостность, а логическую целостность. Это признак логической целостности, который необходимо учитывать при идентификации электронных документов в виде гипертекстовых, табличных, мультимедийных документов, а также в виде баз данных.Важной характеристикой электронного документа является формат файла, то есть его структура, которая определяет, как он будет храниться и отображаться на экране или во время печати. В целях управления в основном используются текстовые и графические форматы. Например, для СЭД федерального органа исполнительной власти рекомендуются следующие форматы: PDF, RTF, DOC, TIFF, но разрешены и другие форматы. Веб-документы - важный источник информации для различных видов деятельности, требующих сетевых компьютерных технологий (внутренние и общедоступные сети: интранет, экстранет, интернет).Например, органы государственной власти и местного самоуправления активно используют Интернет для отображения официальной информации (нормативные документы, новости, текущая справочная информация и т. д.). Внедрение сетевых технологий в государственное и муниципальное управление позволяет повысить эффективность взаимодействия власти и населения, повысить скорость и качество оказания государственных услуг в государственных и муниципальных учреждениях. Однако следует понимать, что надежность веб-документов может быть сомнительной, поскольку их содержимое и расположение могут быть изменены намеренно или случайно (например, во время реструктуризации сайта, обновления информации, сбоя веб-сайта). Сайты часто обновляются и отличаются очень высокой «динамичностью». В этих условиях необходимо управлять веб-документами властей: требуемая официальная информация должна быть легко доступна, а граждане должны быть уверены в ее надежности, полноте, точности и актуальности. Информация на официальных веб-страницах может стать основой для принятия деловых решений, поэтому ее необходимо защищать - веб-документ, доступный сегодня, не должен исчезнуть навсегда завтра.Комплекс мер, направленных на обеспечение точности, полноты, доступности, безопасности, юридической силы веб-документов (как и любого другого электронного или бумажного документа), включает, прежде всего, задачу их правильного описания, то есть их включение в структуре документов, их соответствие им или установление ссылок с реквизитами, позволяющими идентифицировать.Именно эти характеристики должны привлечь внимание архивистов. Электронные коммуникации, базы данных, электронные реестры, веб-документы и другие современные информационные ресурсы должны быть изучены с точки зрения документации и архивирования.Необходимо дальнейшее изучение их характеристик с точки зрения соответствия архивных объектов требованиям теории и практики архивирования. Некоторые национальные архивы уже начали отбирать эти типы электронных документов для хранения. Похоже, что в нынешних условиях в России можно говорить только о замене традиционных бумажных документов их электронными аналогами. Именно эти документы необходимо включить в номенклатуру дел и документов, а затем передать в архив. Вопросы кассового состава электронных документов, необходимость введения новых форм для электронных документов и другие чисто методологические вопросы документооборота и архивов остаются дискуссионными, для чего необходимо использовать уроки, извлеченные из международного опыта, и лучшие практики архивов. в компьютеризации своей деятельности. В какой-то степени эти вопросы решаются в разработке.Особенность архивного хранения электронных документов заключается в том, что в организационных, государственных или муниципальных архивах электронные документы хранятся в двух идентичных копиях, которые в рекомендациях называются базовыми копиями и рабочими копиями. Первичный экземпляр является справочным и используется в исключительных случаях, например, для создания рабочего экземпляра для замены отказавшего экземпляра.Рабочая копия, как следует из названия, представляет собой экземпляр, который используется в архиве во всех случаях, когда необходимо воспроизвести электронный документ или создать копии электронного документа, чтобы сделать их доступными для пользователей. Рекомендации предусматривают, что при подготовке электронных документов для хранения в архивах организации они преобразуются в формат архива PDF / A-1, после чего формируются контейнеры электронных документов.Контейнер электронного документа представляет собой сжатую папку - zip-архив, содержащий:- электронный документ в формате PDF / A-1;- метаданные документа в формате XML;- файл (файлы) отсоединенных электронных подписей.Поскольку электронная подпись при электронной передаче документов, хранящихся в архивах организации, а через некоторое время - в государственной или муниципальной библиотеке, будет отменена и не сможет обеспечить целостность документа, предлагаемые рекомендации являются использование технологии хеш-кодирования для расчета контрольной суммы контейнера электронного документа.В рекомендациях также указано, что в случае изменения программно-аппаратной среды и отказа от компьютерных форматов, повреждения носителей в архивах организации (государственных или муниципальных архивах) проводится работа по преобразованию электронных документов в новые форматы и / или переход на новые медиа. Кроме того, разделы Рекомендаций содержат положения об организации хранения электронных документов в архивах, об обеспечении безопасности электронных документов, хранящихся в архиве, организации бухгалтерского учета и использовании электронных документов, а также способы передавать документы из архива государственной организации или муниципальный архив. Важно, чтобы в архивах, в которых хранятся электронные документы, было соответствующее оборудование и программное обеспечение для выполнения необходимых работ: проверка воспроизводимости электронных документов, преобразование и передача, копирование электронных документов и т. д., а также специализированные архивисты со специальной подготовкой в области информационных технологий.Известно, что в настоящее время на рынке программного обеспечения для управления делами существуют десятки различных систем, и различные системы также используются и в федеральных органах исполнительной власти.«Требования к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающие, в частности, необходимость обработки служебной информации с ограниченным распространением через эти системы», утвержденные Приказом Минкомсвязи России № 221. 2 сентября 2011 г., не содержат полного описания требований к функциональности системы, за исключением требований к метаданным документов, необходимых для управления аутентичными, целостными, достоверными и пригодными для использования, на протяжении всего жизненного цикла, при работе с файлами и на этапе их архивирования (от архива организации до республиканского или муниципального архива).Установлены основные процессы управления документами в СЭД как часть жизненного цикла документа, формулируются общие принципы и требования к СЭД, а также схема классификации и бизнес-организация, которые устанавливают требования кприкладным функциям СЭД, требования к информационному обеспечению СЭД, требования к использованию электронной подписи, поиску и передаче информации и коммуникации, требования к управлению информацией в СЭД, к организации хранения информации в СЭД - к администрации и руководству разрешений СЭД, эксплуатационных требований СЭД, ролевой модели и обучения пользователей.Кроме того, описание состава полей формы ввода (карточки регистрации и контроля документов, карточки классификаторов и каталоги, которые являются частью системы проектирования), обеспечивающих идентификацию и управление различными группами документов на протяжении всего жизненного цикла документа. СЭД определяет функциональное назначение информации о документе, включенной в СЭД. При описании полей регистрационных форм вы можете интегрировать документ в информационную систему архивов организации, затем в информационную систему государственных или муниципальных архивов, если документ подлежит постоянному хранению в соответствующих архивах.Таким образом, электронные документы, занимающие все больше места в составе современных документальных фондов и современных информационных системах и обеспечивающие необходимое качество управления и социальных коммуникаций, постепенно становятся предметом и объектом исследований ученых и специалистов в области документации и архивирования.ЗаключениеТаким образом, можно сделать следующие выводы. С помощью документации информация приобретает необходимые свойства и в виде документов выполняет свою основную роль в процессах управления, передавая эффекты управления от объекта к субъекту управления и сигнализируя об обратной реакции.В результате документирования информация закрепляется на носителе, приобретает юридическую силу, возможность идентификации, подтверждение ее подлинности. Таким образом, основной формой организации информации в управлении является документ.Современное понимание документа выделяет информационную составляющую документа и его юридическое сопровождение, позволяя идентифицировать документ в процессе его эксплуатации. Включение юридической составляющей в понимание документа дает возможность реализовать концепцию документооборота на всех этапах его жизненного цикла.Информационная поддержка важна для управленческого документа. Нормальные носители данных меняются в рамках технического прогресса. С развитием новых информационных технологий появляются так называемые электронные документы, носители которых принципиально отличаются от «бумажных» документов.Человек способен воспринимать электронный документ только с помощью специальных технологических процедур и программных средств. Электронные документы имеют физическую и логическую структуру, которая не совпадает с предыдущими представлениями о документе как о жестком и неизменном понятии информации и ее носителя.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 751 "О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"//Консультант Плюс4. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 890 (ред. от 28.04.2021) "О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти"//Консультант Плюс5. Приказ Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 N 221 "Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2011 N 22304) //Консультант Плюс6. "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) //Консультант Плюс7. "ГОСТ Р 52292-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2004 N 135-ст)//Консультант Плюс8. "ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 N 28-ст) //Консультант Плюс9. "ГОСТ Р ИСО 23081-1-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 13.11.2008 N 310-ст) //Консультант Плюс10. "Р 50.1.031-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции" (приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 02.07.2001 N 256-ст) //Консультант ПлюсНаучная литература11. Асалиев А. М. Основы делопроизводства./ Асалиев А. М. - М.: Инфра-М, 2017. 148 с.12. Быкова Т. А. Делопроизводство./ Быкова Т. А. -М.: ДРОФА, 2017. 368 с.13. Доронина Л. А. Документационное обеспечение управления./ Доронина Л. А. - М.: Юрайт, 2019. - 234 с.14. Казакевич Т. А. Документационное обеспечение управления./ Казакевич Т. А. - М.: Юрайт, 2018. - 178 с.15. Корнеев И. К. Документационное обеспечение управления./ Корнеев И. К. - М.: Юрайт, 2019. - 385 с.16. Шувалова Н. Н. Документационное обеспечение управления./ Шувалова Н. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 266 с.Электронные ресурсы17. Коновалова Е.С. Электронный документ в информационном обществе. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)18. Ларин М.В.Электронные документы: вопросы теории и практики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye(дата обращения 23.07.2021)19. Суровцева Н.Г.Электронный документ: к проблеме идентификации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)20. Суровцева Н.Г.Электронный документ как объект документоведения: историографический обзор. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Постановление Правительства РФ от 07.09.2011 N 751 "О внесении изменений в Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти"//Консультант Плюс
4. Постановление Правительства РФ от 06.09.2012 N 890 (ред. от 28.04.2021) "О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти"//Консультант Плюс
5. Приказ Минкомсвязи РФ от 02.09.2011 N 221 "Об утверждении Требований к информационным системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, учитывающих в том числе необходимость обработки посредством данных систем служебной информации ограниченного распространения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.11.2011 N 22304) //Консультант Плюс
6. "ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) //Консультант Плюс
7. "ГОСТ Р 52292-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2004 N 135-ст)//Консультант Плюс
8. "ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 12.03.2007 N 28-ст) //Консультант Плюс
9. "ГОСТ Р ИСО 23081-1-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Процессы управления документами. Метаданные для документов. Часть 1. Принципы" (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 13.11.2008 N 310-ст) //Консультант Плюс
10. "Р 50.1.031-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции" (приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 02.07.2001 N 256-ст) //Консультант Плюс
Научная литература
11. Асалиев А. М. Основы делопроизводства./ Асалиев А. М. - М.: Инфра-М, 2017. 148 с.
12. Быкова Т. А. Делопроизводство./ Быкова Т. А. -М.: ДРОФА, 2017. 368 с.
13. Доронина Л. А. Документационное обеспечение управления./ Доронина Л. А. - М.: Юрайт, 2019. - 234 с.
14. Казакевич Т. А. Документационное обеспечение управления./ Казакевич Т. А. - М.: Юрайт, 2018. - 178 с.
15. Корнеев И. К. Документационное обеспечение управления./ Корнеев И. К. - М.: Юрайт, 2019. - 385 с.
16. Шувалова Н. Н. Документационное обеспечение управления./ Шувалова Н. Н. - М.: Юрайт, 2020. - 266 с.
Электронные ресурсы
17. Коновалова Е.С. Электронный документ в информационном обществе. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)
18. Ларин М.В.Электронные документы: вопросы теории и практики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye(дата обращения 23.07.2021)
19. Суровцева Н.Г.Электронный документ: к проблеме идентификации. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)
20. Суровцева Н.Г.Электронный документ как объект документоведения: историографический обзор. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy(дата обращения 23.07.2021)

Вопрос-ответ:

Что такое документ и документированная информация?

Документ - это носитель записей, который содержит документированную информацию, т.е. фиксированную текст, данные, изображения или другую информацию.

Какие бывают классификации документов на современных носителях информации?

Документы на современных носителях информации можно классифицировать по различным признакам: по форме представления (текстовые, графические, звуковые и пр.), по степени структурированности, по способу хранения и передачи (бумажные, электронные), по степени доступности и др.

Что представляет собой электронный документ?

Электронный документ - это объект документоведения, представленный в электронном виде. Он содержит информацию, сохраненную на электронных носителях, и может быть обработан и передан с использованием информационных технологий.

Какие ключевые проблемы связаны с электронными документами?

В теории и практике электронного документа существуют такие проблемы, как охрана информации от несанкционированного доступа и повреждений, сохранение целостности и аутентичности документов в электронной форме, удостоверение подлинности электронной подписи и др.

В каких источниках можно найти дополнительную информацию по данной теме?

Дополнительную информацию по данной теме можно найти в специальной литературе, журналах, учебниках по документоведению, информационным технологиям, а также на сайтах и форумах, посвященных электронному документообороту.

Какие особенности использования документов на новых носителях?

Особенности использования документов на новых носителях включают возможность быстрого доступа к информации, большой объем хранения данных, возможность автоматизации процессов работы с документами и удобство взаимодействия с ними.

Что такое электронный документ?

Электронный документ - это объект документоведения, представленный в цифровой форме и хранящийся на электронных носителях. Он имеет все свойства и характеристики обычного документа, но обработка и использование его происходят с использованием компьютерных технологий.

Какие проблемы связаны с электронным документом?

Ключевые проблемы теории и практики электронного документа включают безопасность хранения и передачи информации, проблемы целостности и подлинности электронных документов, а также вопросы их поиска, организации и архивирования.

Какие преимущества электронных документов перед традиционными бумажными?

Электронные документы обладают такими преимуществами, как возможность быстрого доступа к информации, экономия места для хранения, удобство взаимодействия с документами и возможность автоматизации процессов работы. Они также могут быть защищены паролями и шифрованием, что обеспечивает большую безопасность информации.

Какие типы документов существуют на современных носителях информации?

На современных носителях информации существуют различные типы документов, такие как текстовые документы (например, файлы Word или PDF), электронные таблицы (например, файлы Excel), графические документы (например, файлы JPEG или PNG), аудио- и видеозаписи, а также специализированные форматы данных, используемые в разных отраслях (например, CAD-файлы или файлы проектов программного обеспечения).

Какие особенности использования документов на новых носителях можно выделить?

Основные особенности использования документов на новых носителях включают возможность хранения и передачи большого объема информации, удобство доступа к информации с помощью электронных устройств, возможность быстрой и точной обработки данных, а также возможность удаленной работы с документами.