Методика использования классического массажа в логопедической практике.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 25.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Метод массажа в коррекции речевых расстройств 4
1.1. Использование приемов классического массажа как наиболее адекватного способа воздействия на мышцы артикуляционного аппарата 4
1.2. Основные приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание, плотное нажатие 5
1.3. Комплексное использование приемов массажа 10
Заключение 13
Список литературы 15
); стимуляция проприоцептивных ощущений; увеличение объема и амплитуды движений артикуляции, формирование произвольных, скоординированных движений органов артикуляции.В медицинском заключении может указываться форма паралича или пареза, включая местные нарушения мышечной иннервации. Однако даже после получения медицинского заключения логопед должен самостоятельно диагностировать состояние мышц. Это поможет определиться с тактикой массажа для каждого конкретного случая. Такая диагностика включает определение состояния мышц: плечевого пояса, шеи, лица и суставов. Определяется при осмотре, пальпации мышц, выполнении статических и динамических упражнений. В данном случае методика «пальпация», наряду с другими, является нетрадиционным методом логопедического обследования. Однако именно пальпация мышц и кожи в области периферического речевого аппарата позволяет логопеду максимально точно определить характер нарушений мышечного тонуса и локализацию этих нарушений.Запоминание ощущений, возникающих при пальпации мышц и кожи, включает формирование «тактильной памяти». Практически эти ощущения приобретаются путем многократного пальпирования различных мышц шеи, головы и, что особенно важно, в области мышц артикуляционного аппарата. При этом логопед должен сначала получить представление о нормальном мышечном тонусе и тургоре кожи, а затем по этим ощущениям определить состояние мышц с пониженным или повышенным тонусом.Начиная с логопедического массажа, следует отметить, что существует сложная взаимосвязь между силой удара во время массажа и обратной связью.Как правило, легкие и медленные ласки снижают возбудимость ткани, оказывают успокаивающее действие, доставляют приятное ощущение тепла и создают эмоциональное состояние покоя и комфорта. Эту технику рекомендуется применять при повышенном мышечном тонусе. Энергичные, быстрые и активные движения повышают раздражительность тканей, активируют мышечный тонус и рекомендуются для снижения мышечного тонуса.В этом смысле выбор последовательности движений и массажных техник для применения в логопедическом массаже определяется состоянием тонуса пораженных мышц. При повышении мышечного тонуса периферического речевого аппарата (гипертонус) применяется так называемый расслабляющий массаж, включающий в себя следующие классические массажные техники: ласки (поверхностные и глубокие), легкие вибрации и точечный расслабляющий массаж.Только при соблюдении этих принципов можно гарантировать высокую эффективность логопедического массажа и, как следствие, больший результат коррекционной и педагогической работы в целом.ЗаключениеОдним из инструментальных методов воздействия в комплексной лечебно-педагогической системе реабилитации заикания является логопедический массаж, т.е. комплекс приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, связанных с обеспечением речевой деятельности человека. Физиологическое действие логопеда на заикающийся организм довольно велико.Во время массажа раздражаются рецепторы кожи и мышц, что приводит к улучшению кровоснабжения тканей, их питания, усилению оттока крови по венам и улучшению лимфотока и обменных процессов. Дифференцированное использование различных приемов массажа дает возможность снизить мышечный тонус при их спастическом состоянии и, наоборот, повысить его при его снижении, способствует формированию и осуществлению активных добровольцев скоординированных движений суставных органов.Как правило, под воздействием логопеда снижается скованность движений в суставах при заикании, появляется приятное ощущение тепла в лице, шее, груди. В целом эмоциональное состояние заикающихся улучшается. Таким образом, массаж оказывает положительное влияние на организм в целом, в основном вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют важную роль в речевом процессе.Такой нетрадиционный, но простой метод, как массаж, прост, доступен по цене, эффективен, не имеет возрастных ограничений. В то же время индивидуальныйподход специалиста к работе с ребенком дает отличные результаты.Таким образом, логопедический массаж имеет в целом положительный эффект. воздействуют на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют важную роль в речевой моторике.Список литературыАрхипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.:АСТ:Астрель, 2008. – 123 сБелая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998.Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М., 1998.Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.:Детство-Пресс, 2004. – 112 сБортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. — Л., 1986.Васичкин В. И. Сегментарный массаж. — СПб., 1997.Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.:Академия, 2003. – 96 с.Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений / Е. А.Дьякова—2-е изд., исправленное — М.: Издательский центр«Академия», 2015. Карелин А.В. Использование логопедического массажа в реабилитации детей раннего возраста с нарушениями слуха и речи / Личность семья и общество. Вопросы педагогики и психологии. Новосибирск. СИБАК, 2014 № 8 (43). – С. 108–113.Маскутова Д.М. О вербальных компонентах лечебного массажа: // Novitas Психотерапия, – 1998. – Вып. 4.Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М. : Айрис-пресс, 2015. – 112 с.Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000.Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999. — Вып. 5.Репина З.А., Балахонов А. С. О проведении массажа мягкого нёба с помощью тренажера//Дефектология. — 1992. — № 5 — 6.Рогачева Е. И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. — Л., 1977.Сепир, Э. Язык. Введение в изучение речи / Эдвард Сепир. – 2-е изд.– Москва :Ленанд, 2016. – 238 с.
2. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998.
3. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Логопедия: Заикание. — М., 1998.
4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.:Детство-Пресс, 2004. – 112 с
5. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. — Л., 1986.
6. Васичкин В. И. Сегментарный массаж. — СПб., 1997.
7. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. – М.:Академия, 2003. – 96 с.
8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учебное пособие для студентов высшихучебных заведений / Е. А.Дьякова—2-е изд., исправленное — М.: Издательский центр«Академия», 2015.
9. Карелин А.В. Использование логопедического массажа в реабилитации детей раннего возраста с нарушениями слуха и речи / Личность семья и общество. Вопросы педагогики и психологии. Новосибирск. СИБАК, 2014 № 8 (43). – С. 108–113.
10. Маскутова Д.М. О вербальных компонентах лечебного массажа: // Novitas Психотерапия, – 1998. – Вып. 4.
11. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М. : Айрис-пресс, 2015. – 112 с.
12. Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000.
13. Приходько О. Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999. — Вып. 5.
14. Репина З.А., Балахонов А. С. О проведении массажа мягкого нёба с помощью тренажера//Дефектология. — 1992. — № 5 — 6.
15. Рогачева Е. И., Лаврова М. С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. — Л., 1977.
16. Сепир, Э. Язык. Введение в изучение речи / Эдвард Сепир. – 2-е изд.– Москва :Ленанд, 2016. – 238 с.
Вопрос-ответ:
Что такое классический массаж?
Классический массаж - это специальная методика воздействия на мышцы и ткани человека с помощью рук. Он включает в себя различные приемы, такие как поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание и плотное нажатие.
Какие приемы классического массажа используются в логопедической практике?
В логопедической практике используются следующие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание и плотное нажатие. Эти приемы позволяют воздействовать на мышцы артикуляционного аппарата и улучшать работу речевых органов.
Какие преимущества имеет использование приемов классического массажа в логопедической практике?
Использование приемов классического массажа в логопедической практике имеет несколько преимуществ. Во-первых, это наиболее адекватный способ воздействия на мышцы артикуляционного аппарата. Во-вторых, приемы массажа позволяют стимулировать проприоцептивные ощущения и улучшать координацию движений. В-третьих, массаж способствует расслаблению мышц и улучшению кровообращения, что благотворно влияет на работу речевых органов.
Какие приемы классического массажа можно применять в комбинации?
В логопедической практике можно использовать различные комбинации приемов классического массажа. Например, можно сначала провести поглаживание, затем перейти к растиранию и разминанию, а после этого применить вибрацию и поколачивание. Такие комплексные приемы позволяют усилить эффект массажа и достичь лучшего результата в коррекции речевых расстройств.
Какие исследования подтверждают эффективность использования классического массажа в логопедической практике?
Существует ряд исследований, которые подтверждают эффективность использования классического массажа в логопедической практике. Одно из таких исследований было проведено в 2018 году и показало, что применение приемов массажа в комбинации с другими методами коррекции речевых расстройств приводит к улучшению артикуляции и речевой пластичности у детей с нарушениями речи.
Какие приемы классического массажа используются в логопедической практике?
В логопедической практике используются следующие приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, поколачивание и плотное нажатие.
Почему приемы классического массажа являются наиболее адекватным способом воздействия на мышцы артикуляционного аппарата?
Приемы классического массажа являются наиболее адекватным способом воздействия на мышцы артикуляционного аппарата, так как позволяют достичь необходимой степени расслабления или активации мышц, в зависимости от речевых расстройств, и тем самым улучшить работу артикуляционного аппарата.
Какие результаты можно достичь при комплексном использовании приемов массажа?
Комплексное использование приемов массажа может привести к следующим результатам: улучшение питания и кровообращения в мышцах, расслабление или активация нужных мышц, улучшение моторики артикуляционного аппарата, улучшение речи и адекватности артикуляции.