Оценка финансовой деятельности предприятия на примере ОАО "Аэрофлот"

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 83 83 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 01.06.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа эффективности финансовой деятельности компании
1.1 Сущность, значение и методы анализа финансового состояния организации
1.2 Абсолютные показатели финансовой устойчивости организации
1.3 Финансовое состояние организации и относительные показатели, его характеризующие
Выводы
Глава 2. Анализ технико-финансовых показателей деятельности ОАО «Аэрофлот»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка имущественного потенциала ОАО «Аэрофлот»
2.3 Оценка ликвидности и платежеспособности ОАО «Аэрофлот»
2.4 Оценка финансовой устойчивости ОАО «Аэрофлот»
2.5 Оценка прибыльности и рентабельности ОАО «Аэрофлот»
2.6 Оценка рыночной привлекательности ОАО «Аэрофлот»
Выводы
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию финансовой деятельности ОАО «Аэрофлот»
3.1 Разработка проекта
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Чтобы разрешить эти проблемы, можно использовать существующие в компании модели бюджетирования, в принципе работы которых заложена подобная логика. Если это невозможно, то потребуется создать новые расчетные модели. Одной из них является пооперационный метод калькуляции себестоимости – ABC (Activity Based Costing) .
Обобщенная схема внедрения модели EVA.
Внедрение модели EVA начинается с анализа и весовой оценки параметров стоимости (маржинальной прибыли, средневзвешенной стоимости капитала, инвестированного капитала, теневых активов). Именно они определяют значение EVA. При этом должны учитываться такие факторы, как: отраслевая специфика, фаза жизненного цикла, структура инвестированного капитала, степень капиталоемкости бизнеса, уровень технологической оснащенности и наличие развитой ресурсной базы, политика риск-менеджмента, наличие и степень влияния «теневых» компетенций и т. д.
Затем происходит ранжирование объектов управления (цена и качество продукции, объем скидок, степень загруженности используемых ресурсов, политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, налоговая нагрузка и т. д.) по степени их влияния на расчетный показатель EVA. Для оценки степени влияния того или иного показателя используется весовой анализ – определяется, насколько изменится значение EVA при изменении на 1 процент одного из параметров (при фиксированном значении всех остальных). Далее каждому объекту управления присваивают соответствующие весовые коэффициенты. Для одних направлений бизнеса более сильное влияние может оказывать увеличение темпов и объемов продаж, для других – более эффективное управление активами и снижение текущих операционных издержек и т. д.
После этого необходимо определить степень влияния каждой из групп менеджеров (топ-менеджмента, операционного менеджмента, функционального менеджмента и проч.) на тот или иной показатель, участвующий в расчете значения EVA. Каждой группе также назначаются соответствующие весовые коэффициенты, как правило, методом экспертной оценки.
Таким образом, мы получили две группы коэффициентов. В первую входят показатели влияния объектов управления на расчетное значение EVA. Во вторую - коэффициенты влияния той или иной группы менеджеров на данные показатели. Исходя из этого, можно рассчитать обобщенные весовые коэффициенты, которые будут отражать степень влияния каждого менеджера на целевое значение EVA.
В заключение разрабатывается политика и механизмы мотивации персонала. Естественно, при этом основное внимание уделяется менеджерам, которые оказывают наибольшее влияние на факторы создания стоимости. Активизация их усилий, направленных на создание положительного тренда параметра EVA, в перспективе приведет к увеличению стоимости бизнеса.
Управление значением EVA.
Основной стратегической задачей менеджмента является увеличение стоимости бизнеса. Поэтому задача эффективного управления EVA сводится к тому, чтобы обеспечить стабильное неотрицательное значения этого показателя. Его положительная динамика означает, что бизнес компании развивается более эффективно, чем рынок в целом. Следовательно, при росте EVA повышается инвестиционная привлекательность данной компании. И наоборот, если наблюдается устойчивая динамика к снижению показателя EVA, то можно говорить об уменьшении стоимости фирмы и падения к ней интереса внешних инвесторов.
Максимизация прироста EVA при эффективном управлении активами сводится к выявлению факторов, позволяющих добиться:
- роста операционной прибыли (NOPAT);
- минимизации стоимости используемого капитала при оптимальном соотношении собственных и заемных средств.
К факторам, увеличивающим значение NOPAT, можно отнести:
- повышение темпов роста реализации;
- увеличение оборачиваемости активов;
- построения эффективного соотношения активов по группам ликвидности;
- снижение суммарных издержек на производство и реализацию продукции.
Оптимизация структуры капитала и управление его стоимостью происходит по двум направлениям. Первое - привлечение более дешевых заемных средств (но с учетом оптимального соотношения собственного и заемного капитала). Второе - перераспределение финансовых резервов между центрами инвестирования компании, исходя из максимизации прибыли, создаваемой этими центрами.
Еще одним важным аспектом при использовании модели EVA является решение задачи оптимизации соотношения прибыльности (Profitability) или спреда (Spread) и темпов роста бизнеса (Growth Rate). Спред рассчитывается по формуле:
Spread = ROCE-WACC, (3.5)
Где ROCE (Rate Of Return On Investors Capital) – рентабельность инвестированного капитала, WACC – средневзвешенная стоимость капитала.
Исходя из анализа существующих статистических данных, был получен усредненный результат. Данная матрица позволяет классифицировать компании по степени их привлекательности для внешних инвесторов и рынка в целом, исходя из оценок спреда и темпов роста. Наиболее привлекательными являются компании группы «A». Для них значение спреда превышает 2,5 процента, а темпы роста объемов реализации составляют более 25 процентов в год.
Компании, относящиеся к группам «B» и «C», имеют определенный потенциал (либо по увеличению темпов роста реализации, либо по увеличению прибыльности). Они также могут представлять интерес для внешних инвесторов (в первую очередь – компании группы «C»).


Рис. 3.2. Классификация компаний по степени привлекательности на основе показателей спреда и темпов роста

Компании группы «D» имеют низкие показатели и, соответственно, низкую инвестиционную привлекательность.
Этапы реализации модели управления на основе EVA.
Этап 1. Прежде всего, необходимо выработать долгосрочную стратегию на основе оценок перспектив развития компании. Для этого следует проанализировать альтернативные стратегии и выбрать наиболее оптимальную из них. Естественно, выбранная стратегия развития компании должна постоянно анализироваться на предмет ее соответствия текущей рыночной ситуации.
Этап 2. Менеджеры должны придти к осознанию идеологии EVA. Достаточно часто они ориентируются на краткосрочные задачи, например, на увеличение прибыли в текущем периоде. При этом они не отслеживают эффективность использования ресурсов, в которых заключен основной капитал владельцев компании.
Необходимо, чтобы менеджмент компании четко осознавал тот факт, что в операционной работе используется акционерный капитал, который имеет определенную стоимость. Ее величина не должна быть ниже среднерыночной доходности по данному сегменту рынка. Иначе говоря, нужно стремиться к тому, чтобы во всех циклах деловой активности рентабельность инвестированного капитала (ROCE) была бы не меньше затрат на его привлечение (WACC).
Этап 3. Разрабатывается расчетная методология и определяются целевые индикаторы (рентабельность инвестированного капитала ROCE, коэффициенты, отражающие структуру капитала компании, показатели ликвидности баланса, величина оборотного капитал и т. д.). На данном этапе необходимо сформировать расчетные модели основных параметров, участвующих в формировании EVA. В частности, необходимо определить:
- методику расчета чистой прибыли с учетом всех корректирующих показателей (базы и коэффициентов распределения накладных и общекорпоративных расходов и т. д.);
- методику расчета размера капитала с определением его оптимальной структуры;
- минимальный уровень доходности по структурным подразделениям (проектам, продуктам, направлениям бизнеса);
- систему планирования текущей деятельности и составление прогнозных бюджетов;
- систему мотивации и оценки результатов работы персонала с целью их ориентации на повышение значения EVA для всей компании в целом.
Этап 4. На заключительной стадии методологии данной модели управления внедряется в текущую операционную деятельность организации. Данный этап предполагает осознание менеджментом необходимости использования стоимостного подхода к управлению бизнесом. Одновременно с этим внедряются соответствующие управленческие технологии. Например, Сбалансированная система показателей, функционально-стоимостной анализ, построение бюджетных моделей на базе многомерных аналитических кубов и другие.
Показатель EVA понимается как чистая прибыль от производственной деятельности, уменьшенная на затраты на капитал (собственный и заемный). Основной формулой для расчета показателя EVA является следующая:
EVA = NOPAT – К x IC (3.6)
Где NOPAT — прибыль от операционной деятельности компании (прибыль от основной деятельности) после налогообложения, но до процентных выплат по заемным средствам (NOPAT = EBIT-Taxes);
К — капитал, вложенный в активы, которые служат для обеспечения оперативной деятельности компании, т.е. в активы, необходимые для осуществления основной деятельности (как правило, это сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств, хотя иногда под К понимаются все пассивы, необходимые для финансирования основной деятельности. В концепции EVA это выражение обозначается специальным термином «чистые операционные активы» (Net Operating Assets — NOA);
IC — средневзвешенная стоимость капитала, WACC (Weighted Average Cost of Capital).
Концепция EVA состоит в следующем. Чистая операционная прибыль после налогообложения — это доход, полученный после вычитания расходов и амортизации. Часть этого дохода идет на оплату ресурсов (выражается в затратах на собственный и заемный капитал), другая часть характеризует созданную (добавленную) стоимость — EVA. Такой подход означает, что для компании недостаточно иметь положительный финансовый результат (например, показатели рентабельности или ликвидности, приемлемый уровень дохода на одну акцию — EPS и др.) Любой хозяйствующий субъект или его структурное подразделение должны достичь такого уровня развития, при котором создается дополнительная стоимость. А это возможно при условии, если компания получает отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на его привлечение. Традиционный индикатор — рентабельность работающего капитала (отношение чистой прибыли к средней сумме активов) не включает оценку капитала, необходимого для развития бизнеса.
Итак расчет показателя EVA можно представить схематически следующим образом.

Рис. 3.3. Схема расчета показателя EVA

Оценка величины показателя EVA очень проста. Компания имеет ценность для владельца, если EVA > 0. Рассмотрим следующие три варианта взаимоотношений значения показателя EVA с поведением собственников:
1. EVA= 0, т.е. WACC= ROI и рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости чистых активов. В этом случае рыночный выигрыш собственника при вложении в данное предприятие равен нулю, поэтому он равно выигрывает, продолжая операции в данном предприятии или вкладывая средства в банковские депозиты.
2. EVA>0 означает прирост рыночной стоимости предприятия над балансовой стоимостью чистых активов, что стимулирует собственников к дальнейшему вложению средств в предприятие.
3. EVA<0 ведет к уменьшению рыночной стоимости предприятия. В этом случае собственники теряют вложенный в предприятие капитал за счет потери альтернативной доходности.
Первой возможностью использования показателя EVA является оценка компании в рамках финансового анализа. Причинами все более частого применения этого показателя являются его преимущества перед учетными показателями доходности и денежного потока. Для повышения эффективности бизнеса необходимо, чтобы значение показателя EVA было положительным или равным нулю. Чем выше величина показателя EVA, тем большую прибыль компания приносит своим владельцам.
Показатели EVA используются как инструмент финансовой диагностики не только внутри компании, но и при сравнении конкурентоспособности аналогичных компаний. В последнее время несколько сотен крупных зарубежных компаний используют механизм EVA, что помогает им сфокусироваться на прибыльных сегментах рынка или секторах деятельности, отдать приоритет в инвестировании наиболее эффективным проектам. Концепция EVA часто используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения эффективности деятельности подразделений, нежели чистая прибыль. Такой выбор объясняется тем, то EVA оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен (т.е. какой объем капитала и по какой цене использовался).
В целом, подводя итог, можно обозначить роль, которую играет показатель экономической добавленной стоимости в оценке эффективности деятельности предприятия:
EVA выступает как инструмент, позволяющий измерить действительную прибыльность предприятия, а также управлять им с позиции его собственников;
EVA- это также инструмент, показывающий руководителям предприятия, каким образом они могут повлиять на прибыльность;
ЕVA отражает альтернативный подход к концепции прибыльности (переход от расчета рентабельности инвестированного капитала (ROI), измеряемой в процентном выражении, к расчету экономической добавленной стоимости (EVA), измеряемой в денежном выражении);
EVA выступает инструментом мотивации менеджеров предприятия;
EVA повышает прибыльность в основном за счет улучшения использования капитала, а не за счет направления основных усилий на уменьшение затрат на пользование капиталом.
Таким образом, можно предположить, что использование показателя EVA в управленческом учете будет способствовать повышению качества оценки эффективности деятельности российских предприятий.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать следующее: изучив экономическую сущность и методику расчета финансовой устойчивости и экономической добавленной стоимости можно сделать вывод о том, что между финансовой устойчивостью и экономической добавленной стоимостью существует взаимосвязь. Дело в том, что классическими показателями для измерения прибыльности компании являются различные показатели рентабельности (ROE, ROI и т.д.), рассчитанные на основе бухгалтерских данных по итогам хозяйственной деятельности. Диагностика финансовой устойчивости на основе коэффициентов структуры активов и пассивов не может быть полной, поскольку сами коэффициенты отражают следствие происходящих экономических процессов, являются внешними индикаторами устойчивости. Поэтому необходимо рассчитывать экономическую добавленную стоимость, которая оценивает не только конечный результат, но и то, какой ценой он был получен (т.е. какой объем капитала и по какой цене использовался). И здесь можно проследить взаимосвязь в следующем: по своей сути EVA имеет сходства с показателями рентабельности, базируется на стоимости капитала, но при этом имеет абсолютное выражение и учитывает внешние факторы. Использование метода EVA менеджерами для принятия управленческих решений позволяет добиться более эффективного использования капитала, точной оценки привлекательности инвестиционных проектов, помогает избавиться от низкоприбыльных активов. В результате компания создает дополнительную добавленную стоимость. Это положительно отражается на курсе акций, ставке банковских процентов по кредитам, что в свою очередь увеличивает EVA. Использование современных методов финансового анализа позволит российским компаниям реструктурировать свой бизнес в соответствии с западными стандартами финансового менеджмента и стать полноправными участниками на мировых финансовых рынках.
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
Сущность EVA проявляется в том, что этот показатель отражает прибавление стоимости к рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности деятельности предприятия через определение того, как это предприятие оценивается рынком. Использование метода EVA менеджерами в принятии управленческих решений позволяет повысить эффективность работы компании за счет перераспределения финансовых ресурсов в те сферы деятельности, которые создают наибольшую добавленную стоимость.
Для того, чтобы рассчитать экономическую добавленную стоимость нам необходимо, прежде всего, посчитать чистую прибыль, чем сейчас мы и займемся.
Таблица 3.2
Калькуляция чистой прибыли (NORAT) ОАО «Аэрофлот» на период с 2007 по 2009 года, млн.руб.
Наименование показателя Года 2007 2008 2009 1 2 3 4 Выручка 81099,613 97403,524 114699,07 Операционные расходы 70848,983 82618,284 106283,96 Прибыль (убыток) от продаж 10250,63 14785,24 8415,11 Финансовые доходы 108,76 1585,96 109,384 Финансовые расходы 834,733 1360,856 4897,42 Прочие доходы / расходы 1022,344 -1273,884 725,912 Прибыль до налогообложения (EBITA) 10547,001 13736,46 4352,986 Налог на прибыль 2531,2802 3296,7504 1044,7166 Чистая прибыль (NORAT) 8015,7208 10439,71 3308,2694
Итак, чистую прибыль мы посчитали, как уже было отмечено ранее, чистая прибыль у нас в 2009 году существенно сократилась, причиной которой были описаны выше. Снижение операционной эффективности деятельности Общества, вызванное влиянием мирового топливного и экономического кризиса.
После того, как мы провели калькуляцию чистой прибыли, рассчитаем теперь экономическую добавленную стоимость, для более удобного представления выразим все это в таблице.
Таблица 3.3
Расчет экономической добавленной стоимости ОАО «Аэрофлот» на период с 2007-2009 годы, млн.руб.
Наименование показателя Года 2007 2008 2009 1 2 3 4 Долгосрочные активы 38055,12 53718 54669,68 Амортизация 2642,868 3709,1 3960,198 Чистые основные активы 35412,252 50008,9 50709,48 Текущие активы 27366,74 33210,51 28631,26 Кредиторская задолженность 13198,026 16110,284 16636,31 Рабочий капитал 14168,714 17100,226 11994,95 Чистый инвестированный капитал 49580,966 67109,126 62704,43 Собственный капитал 21450,191 30314,858 24810,28 Доля собственного капитала (Ws), % 36,41 38,23 32,27 Заемный капитал 37462,382 48980,584 52064,3 Доля заемного капитала (Wd), % 63,59 61,77 67,73 Дивиденды на 1 акцию 0,82 1,29 0,18 Рыночная цена акции 58,81 92,9 27,55 Темп роста дивидендов 7 7 7 Стоимость собственного капитала (Ks), % 8,39 8,39 7,67 Годовая процентная ставка, % 7,30 10,25 11,00 Ставка налога на прибыль (Т), % 24,00 24,00 24,00 Стоимость заемного капитала (Kd) 5,56 7,79 8,36 Средневзвешенная стоимость капитала (WACC) 6,58 8,02 8,14 Затраты на использованный капитал 3263,80 5381,74 5102,45 Скорректированная прибыль после уплаты налогов (NORAT) 8015,7208 10439,71 3308,269 Экономическая добавленная стоимость (EVA) 4751,92 5057,97 -1794,19 Экономическая добавленная стоимость (EVA) за период нарастающим итогом 4751,92 9809,89 8015,70 Доходность инвестированного капитала (ROCE) 16,17 15,56 5,28 Спред (разница между ROCE и WACC) 9,58 7,54 -2,86

Итак, как мы видим, из выше представленной таблицы, рассчитав экономическую добавленную стоимость, мы получили следующие результаты: начиная с 2007 года, экономическая добавленная стоимость снижалась. И уже в 2009 году мы получили отрицательную экономическую добавленную стоимость. Более наглядно представим это в виде рисунка.

Рис. 3.4. Экономическая добавленная стоимость ОАО «Аэрофлот» на период с 2007 по 2009 гг., млн. руб.

Итак, сейчас попытаемся разобраться в причинах уменьшения экономической добавленной стоимости более подробно. Как мы видим, наибольшая экономическая добавленная стоимость, из рассматриваемого периода, была в 2007 году. А в 2008 году несмотря на увеличение чистой прибыли, экономическая добавленная стоимость снижалась в связи с тем, что увеличивались затраты на использованный капитал. В данном случае компании следовало бы сократить затраты на использованный капитал, путем сокращения доли собственного капитала и увеличить долю заемного капитала, т.к. стоимость собственного капитала была гораздо выше стоимости заемного капитала. Но компания приняла подобное решение лишь в 2009 году, когда и прибыль сократилась в 9 раз по сравнению с 2008 годом, росли затраты на обслуживание заемного капитала, при этом возросла и стоимость заемного капитала, в свою очередь стоимость собственного капитала упала. Значительно ухудшилась ситуация на рынке, упали акции в цене, что отразилось и на стоимости компании.

Рис. 3.5. Динамика котировок акций ОАО «Аэрофлот» в 2009 году

Как мы видим, в 2009 году котировки акций Аэрофлота упали, причем так упали, что были ниже европейских и мировых авиакомпаний. На конец декабря 2009 года цена акции ОАО «Аэрофлот» составляла 27,55 руб., что на 70% ниже уровня 2008 года, когда акция «Аэрофлота» стоила 92,9 руб.

Рис. 3.6. Рыночная капитализация ОАО «Аэрофлот» с 2002 по 2009 гг., млрд.долл.

По данному рисунку следует сказать, что на протяжении периода с 2002г по 2008 год мы наблюдаем, рост рыночной капитализации компании «Аэрофлот», а рассчитанная нами экономическая добавленная стоимость в 2007 и 2008 годах, сыграла свою положительную роль при этом.
Существенно выросла капитализация авиакомпании, превысившая на конец 2008 года 4 млрд долл. США. Помимо фактора общего роста российской экономики, большое влияние на этот показатель оказало обновление Аэрофлотом авиапарка, высокое качество производственной деятельности, корпоративного управления и финансового менеджмента. Немалую роль играет и надежность Аэрофлота, у которого система менеджмента качества и уровень безопасности полетов соответствуют высочайшим международным стандартам.
Однако, в связи с ухудшением ситуации на фондовом рынке, вызванным экономическим финансовым кризисом, падением чистой прибыли, получение отрицательной экономической добавленной стоимости- всё это отразилось на рыночной стоимости компании в 2009 году, которая упала на 73% по отношению к 2008 году.
Проведя данный анализ, следует сказать, что между финансовой устойчивостью и экономической добавленной стоимостью существует прямая взаимосвязь. Данную гипотезу можно подтвердить следующим образом: изменение экономической добавленной стоимости прямо отражается на финансовой устойчивости компании и наоборот. Предложение данной гипотезы мы наблюдаем в нашем случае.
Дело в том, что как я уже говорила, финансовая устойчивость предприятия - это понятие более широкое, нежели финансовая устойчивость баланса. Помимо показателей ликвидности и платежеспособности, она в себя включает показатели рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости. Так вот именно через показатели рентабельности можно установить взаимосвязь с экономической добавленной стоимостью. В свою очередь показатели рентабельности повлияют на показатели ликвидности, платежеспособности, деловой активности.
В основу экономической добавленной стоимости закладываются показатели рентабельности: либо рентабельность инвестиций, либо рентабельность собственного капитала. Но дело в том что, экономическая добавленная стоимость помимо рентабельности учитывает еще и стоимость капитала.
Поэтому изменение рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности напрямую отражается на экономической добавленной стоимости.
Так, что касается рассматриваемой компании ОАО «Аэрофлот»: на протяжении рассматриваемого периода с 2007 по 2009 года финансовая устойчивость компании носит не стабильный характер. Дело в том, что с 2007 по 2008 года в компании наблюдается рост основных финансовых коэффициентов - ликвидность, платежеспособность, деловая активность, а вот показатели рентабельности плавным темпом начинают снижаться, что объясняется не рациональной структурой капитала. Рост данных показателей отражался и на экономической добавленной стоимости, хотя и в 2008 году произошел небольшой спад, на что повлияло снижение рентабельности инвестиций и снижение рентабельности собственного капитала. Но благодаря совокупной экономической добавленной стоимости за период 2007 - 2008гг, наблюдались положительные тенденции на фондовом рынке. То есть акции в цене росли, прирост в цене акций в декабре 2008 года составило + 34 руб., относительно аналогичного периода 2007 года. Дивиденды на 1 акцию также возрастали, с каждым годом все больше производились отчисления чистой прибыли на выплату дивидендов - в 2007 году направлялось 18% от чистой прибыли, а в 2008 году- 25% от чистой прибыли. Всё это существенно отразилось и на рыночной стоимости компании - в 2008 году рыночная капитализация ОАО «Аэрофлот» составила 4,1 млрд.долл., что на 70,8% больше, чем в 2007 году, и данная стоимость была зафиксирована как максимальная на протяжении всего существования компании «Аэрофлот».
Если мы рассмотрим 2009 год, то здесь ситуация совсем иная, я бы сказала критическая.
Дело в том, что в связи со влиянием топливного кризиса, который привел к повышению операционных расходов и в итоге снизил операционную эффективность, ещё и влияние экономического кризиса привело к снижению общей эффективности деятельности компании.
Заключение
На российских предприятия наибольшее распространение получили учетные формы оценки бизнеса, основанные на данных бухгалтерской отчетности. Основными недостатками такой оценки эффективности деятельности предприятия является то, что она не учитывает внешние факторы деятельности организации. Однако, деятельность современных предприятий тесно связана с финансовым рынком: банковские кредиты, фондовый рынок и др, что снижает эффективность учетной модели.
Необходимо отметить, что оценка эффективности деятельности компании только на основе финансовых показателей является достаточно ограниченной и не определяет все стороны деятельности компании. Поэтому в третьей главе работы автором были рассмотрены системы оценки эффективности деятельности tableau de bord и BSC. Так система BSC отвечает на вопросы не только о финансовом состоянии предприятия, но и дает характеристику клиентов, внутренних процессов, развитие и обучение
Наиболее эффективной моделью оценки эффективности деятельности компаний является стоимостная оценка бизнеса, которая увеличивает роль финансовых механизмов в деятельности организации по сравнению с учетной моделью, которая была ориентирована в большей степени на результаты экономической деятельности самой компании и меньшее значение придавала финансовым механизмам рыночной экономики.
Проведенный анализ показал, что предприятие ОАО «Аэрофлот» обладает высоким имущественным потенциалом. Оно обладает достаточно мощной материально-технической базой, высоким значением чистых активов, а также наблюдается положительная динамика соответствующих показателей. Также финансовое положение компании характеризуется довольно высоким уровнем ликвидности и платежеспособности. Однако есть проблемы с внутрифирменной эффективностью: поскольку статья «запасы» в данном виде деятельности не так актуальна, обращает на себя внимание дебиторская задолженность, доля которой очень высока в активах компании. Оборачиваемость средств в расчетах свидетельствует о проблемах предприятия в плане платежной дисциплине и правил работы с контрагентами.
Согласно показателям финансовой устойчивости состояние компании ОАО «Аэрофлот» можно охарактеризовать как финансово устойчивое только лишь за счет высокой доли собственных средств в источниках финансирования. Оставшаяся часть пассивов состоит в основном из краткосрочных обязательств, что не совсем верно для предприятия такой отрасли. Также предприятие демонстрирует снижение показателей рентабельности и рыночной привлекательности, кроме показателя чистой рентабельности продаж, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности. Можно предположить, что существенную роль в ухудшении финансового положения ОАО «Аэрофлот» сыграл финансовый кризис, разразившийся во второй половине 2008 года, однако для обоснования данного предположения необходим более глубокий анализ.
Таким образом, исходя из вышесказанного и принимая в качестве шкалы оценки подход «плохое/среднее/хорошее» финансовое состояние, финансовое положение компании ОАО «Аэрофлот» заслуживает оценку «среднее» как предприятие с большим имущественным и финансовым потенциалом, но текущими проблемами в управлении относительно эффективности деятельности и источников ее финансирования.
В третьей главе работы автором была предложена оценка эффективности финансовой деятельности компании на основе более современной стоимостной оценки, которая показала, что на протяжении рассматриваемого периода с 2007 по 2009 года финансовая устойчивость компании носит не стабильный характер. Дело в том, что с 2007 по 2008 года в компании наблюдается рост основных финансовых коэффициентов - ликвидность, платежеспособность, деловая активность, а вот показатели рентабельности плавным темпом начинают снижаться, что объясняется не рациональной структурой капитала. Рост данных показателей отражался и на экономической добавленной стоимости, хотя и в 2008 году произошел небольшой спад, на что повлияло снижение рентабельности инвестиций и снижение рентабельности собственного капитала. Но благодаря совокупной экономической добавленной стоимости за период 2007 - 2008гг, наблюдались положительные тенденции на фондовом рынке. То есть акции в цене росли, прирост в цене акций в декабре 2008 года составило + 34 руб., относительно аналогичного периода 2007 года. Дивиденды на 1 акцию также возрастали, с каждым годом все больше производились отчисления чистой прибыли на выплату дивидендов - в 2007 году направлялось 18% от чистой прибыли, а в 2008 году- 25% от чистой прибыли. Всё это существенно отразилось и на рыночной стоимости компании - в 2008 году рыночная капитализация ОАО «Аэрофлот» составила 4,1 млрд.долл., что на 70,8% больше, чем в 2007 году, и данная стоимость была зафиксирована как максимальная на протяжении всего существования компании «Аэрофлот».
Если мы рассмотрим 2009 год, то здесь ситуация совсем иная, я бы сказала критическая.
Дело в том, что в связи со влиянием топливного кризиса, который привел к повышению операционных расходов и в итоге снизил операционную эффективность, ещё и влияние экономического кризиса привело к снижению общей эффективности деятельности компании.

Список литературы
7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В.В. Кондратьева. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 976 с.
Бланк И. А. Финансовый менеджмент. − Киев: ЭЛЬГА, 2001. – 489 с.
Боди З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2008. – 584 с.
Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 365 с.
Борисов А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, 2008. - №4. – С. 15-19
Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 400с.
Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./Гл. ред. серии Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 800 с.
Данилин В.И. Финансовый менеджмент. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Проспект, 2008. – 360 с.
Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 1016 с.
Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 280 с.
Лапуста М. Г., Спасский Л. Г. Основы предпринимательства. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
Материалы официального сайта ОАО «Аэрофлот» – [Электронный документ]. Режим доступа: www.aeroflot.ru
Материалы официального сайта издательства «Российская газета» – [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.rg.ru/
Материалы официального сайта информационного агентства «Труд». – [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.trud.ru/
Минаев Н. М. Методы прогнозирования и оценки банкротства предприятий, организаций // Консультант директора, 2008. № 14. – С. 9.
Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании, М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 412с.
Переверзев Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard, "Финансовый менеджмент", No 3 (март) 2003. – С.9-11
Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
Рассказов С.В., Рассказова А.Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании, «Финансовый менеджмент», №3, 2002. – С.27-29
Редченко К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau De Bord, «Финансовый директор», No 4 (апрель) 2007. – С.31-32
Рубченко М. Финансовый хай-тек / М. Рубченко // Эксперт. - 2000. - №45. - С. 41-54.
Синадский В. Расчет ставки дисконтирования, «Финансовый директор», No 4 (апрель) 2003. – С.17-18
Степанов Д.В. Value-Based Management и показатели стоимости, «Финансовый менеджмент», №3, 2008. – С.31-33
Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 345с.
АК&М – 10.03.09 - -[электронный ресурс] - http://www.akm.ru/rus/
EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
David Young and Stephen F.O'Byrne - EVA and Value Based Management

Приложения
Приложение 1
Агрегированный баланс ОАО «Аэрофлот»
Актив 31.12.2009 31.12.2008 31.12.2007 I. Внеоборотные активы 13 296 12 789 11 281 Нематериальные активы 96 94 70 Основные средства 5 081 5 085 4 774 Незавершенное строительство 3 514 3 209 1 635 Долгосрочные финансовые вложения 4 605 4 401 4 802 II. Оборотные активы 38 685 37 551 33 590 Запасы 3 308 3 206 3 604 Дебиторская задолженность 31 870 30 811 27 699 Краткосрочные финансовые вложения 115 182 87 Денежные средства 2 980 3 014 1 790 Прочие активы 412 338 410 БАЛАНС 51 981 50 340 44 871 Пассив 31.12.2009 31.12.2008 31.12.2007 III. Капитал и резервы 34 114 33 085 30 442 Уставный капитал 1 245 1 111 1 111 Собственные акции, выкупленные у акционеров 0 -406 0 Добавочный капитал 1 745 1 811 2 901 Резервный капитал 278 278 278 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) прошлых лет 24 987 24 484 20 078 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года 5 859 5 807 6 074 IV. Долгосрочные обязательства - - V. Краткосрочные обязательства 17 867 17 255 14 429 Заемный средства 1 915 1 820 1 703 Кредиторская задолженность 15 798 15 272 12 465 Прочие пассивы 154 163 261 БАЛАНС 51 981 50 340 44 871

Приложение 2
Агрегированный отчет о прибылях и убытках ОАО «Аэрофлот»
Доходы 31.12.2009 31.12.2008 31.12.2007 Выручка от основной деятельности, в т.ч.: 102 586 95 014 77 095 Реализация пассажирских перевозок 81 457 76 162 60 251 Реализация грузо-почтовых перевозок 3 189 3 083 3 375 Прочая реализация 17 940 15 769 13 469 Другие доходы       Проценты к получению 81 74 109 Доходы от участия в других организациях 215 220 283 Прочие доходы 14 211 13 201 14 367 Расходы       Себестоимость реализованных работ, услуг 84 650 79 323 61 461 Коммерческие расходы 5 420 5 390 4 983 Управленческие расходы 3 620 3 750 2 927 Проценты к уплате 122 110 79 Прочие расходы 13 838 10 550 11 657 Прибыль до налогообложения 9 443 9 386 10 747 Отложенные налоговые активы/обязательства, налог на прибыль и иные налоговые платежи 3 584 3 578 4 673 Чистая прибыль отчетного года 5 859 5 807 6 074











2



Сравнение активов и обязательств по степени ликвидности

Активы

Быстро реализуемые активы
(денежные средства +
+ краткосрочные финансовые вложения)

Средне реализуемые активы
(дебиторская задолженность)


Медленно реализуемые активы
(Запасы)


Трудно реализуемые активы
(статьи раздела I
«Внеоборотные активы»


А1



А2



А3



А4

Пассивы

Наиболее срочные
обязательства (кредиторы)


Краткосрочные обязательства
(статьи раздела V баланса)


Долгосрочные обязательства
(статьи раздела IV баланса)

Постоянные пассивы
(статьи раздела III баланса)


П1




П2



П3


П4



EVA

NORAT

WACC*IC

1-T

Операц.
прибыль

Выручка

Затраты

Общие

Админ-ые

Комер-ие

С/с

WACC

1-T

ЗК(доля)

Стои-ть %

СК(доля)

Стои-ть %

Чистые активы (Инвест.капитал)

Долгоср.
Активы

Амортиза-ция

Текущие активы

Кредит.
Зад-ть

Чистые основные активы

Рабочий капитал

Список литературы
1. нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В.В. Кондратьева. – 7 изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2008. – 976 с.
2.Бланк И. А. Финансовый менеджмент. ? Киев: ЭЛЬГА, 2001. – 489 с.
3.Боди З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2008. – 584 с.
4.Большаков С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2008. – 365 с.
5.Борисов А.Н. Организация финансового менеджмента на малых предприятиях // Финансовый менеджмент, 2008. - №4. – С. 15-19
6.Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 400с.
7.Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ./Гл. ред. серии Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 800 с.
8.Данилин В.И. Финансовый менеджмент. Задачи, тесты, ситуации. – М.: Проспект, 2008. – 360 с.
9.Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 768 с.
10.Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 560 с.
11.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 1016 с.
12.Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения): учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
13.Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис, 2001. – 280 с.
14.Лапуста М. Г., Спасский Л. Г. Основы предпринимательства. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
15.Материалы официального сайта ОАО «Аэрофлот» – [Электронный документ]. Режим доступа: www.aeroflot.ru
16.Материалы официального сайта издательства «Российская газета» – [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.rg.ru/
17.Материалы официального сайта информационного агентства «Труд». – [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.trud.ru/
18.Минаев Н. М. Методы прогнозирования и оценки банкротства предприятий, организаций // Консультант директора, 2008. № 14. – С. 9.
19.Ольве Н.-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании, М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 412с.
20.Переверзев Н. Управление предприятием с помощью системы Balanced Scorecard, "Финансовый менеджмент", No 3 (март) 2003. – С.9-11
21.Перминова А.С. Менеджмент, интернет ресурс, открытый ресурс, http://www.ma-na-ger.ru/theory, 20.02.2011.
22.Рассказов С.В., Рассказова А.Н. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании, «Финансовый менеджмент», №3, 2002. – С.27-29
23.Редченко К. Показательное несогласие: Balanced Scorecard и Tableau De Bord, «Финансовый директор», No 4 (апрель) 2007. – С.31-32
24.Рубченко М. Финансовый хай-тек / М. Рубченко // Эксперт. - 2000. - №45. - С. 41-54.
25.Синадский В. Расчет ставки дисконтирования, «Финансовый директор», No 4 (апрель) 2003. – С.17-18
26.Степанов Д.В. Value-Based Management и показатели стоимости, «Финансовый менеджмент», №3, 2008. – С.31-33
27.Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 345с.
28.АК&М – 10.03.09 - -[электронный ресурс] - http://www.akm.ru/rus/
29.EVA – райская модель мотивации. - [электронный ресурс] - http://devbusiness.ru/development/finances/EVA_vdmsti.htm
30.David Young and Stephen F.O'Byrne - EVA and Value Based Management


Вопрос-ответ:

Какие методы используются для анализа финансового состояния предприятия?

Для анализа финансового состояния предприятия используются различные методы, такие как горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, анализ цепочки показателей и другие. Они позволяют выявить и оценить финансовые риски и возможности предприятия, а также оценить эффективность его деятельности.

Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость предприятия?

Финансовую устойчивость предприятия характеризуют такие абсолютные показатели, как общая величина активов, чистая прибыль, собственный капитал и долгосрочные обязательства. Также относительные показатели, такие как коэффициент финансовой независимости, коэффициент текущей ликвидности и коэффициент автономии, дают представление о финансовой устойчивости предприятия.

Какое значение имеет анализ финансового состояния организации?

Анализ финансового состояния организации позволяет оценить ее финансовую устойчивость, эффективность использования ресурсов, рентабельность и другие аспекты деятельности. Это важный инструмент для принятия управленческих решений, планирования и контроля финансовых показателей предприятия.

Какие относительные показатели характеризуют финансовое состояние предприятия?

Относительные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, включают такие показатели, как коэффициент ликвидности, коэффициент рентабельности продаж, коэффициент оборачиваемости активов и другие. Они позволяют оценить эффективность использования активов, платежеспособность и прибыльность предприятия.

Какое значение имеет анализ технико-финансовых показателей деятельности предприятия?

Анализ технико-финансовых показателей деятельности предприятия позволяет оценить эффективность использования производственных ресурсов, таких как оборудование, транспортные средства и другие. Этот анализ позволяет выявить проблемные зоны и оптимизировать процессы производства и снабжения, что в свою очередь может повысить эффективность предприятия.

Какие методы анализа финансового состояния организации существуют?

Существуют различные методы анализа финансового состояния организации, включая горизонтальный и вертикальный анализ, коэффициентный анализ, анализ денежных потоков и другие.

Какие абсолютные показатели финансовой устойчивости организации можно выделить?

В качестве абсолютных показателей финансовой устойчивости организации можно рассмотреть общую сумму активов, собственный капитал и долгосрочные обязательства.

Какие относительные показатели характеризуют финансовое состояние организации?

Относительные показатели финансового состояния организации включают коэффициенты рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости, оборачиваемости активов и другие.

Какова краткая характеристика предприятия ОАО Аэрофлот?

ОАО Аэрофлот - это крупнейшая российская авиакомпания, предоставляющая пассажирские и грузовые авиаперевозки как внутри страны, так и за рубежом. Компания была основана в 1923 году и на сегодняшний день является одним из крупнейших авиаперевозчиков в мире.