Современные технологии профессионального образования
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 02.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие проективной технологии 4
2. ИКТ технология 9
3.Проблемная технология 11
4.Дистанционные образовательные технологии 19
Заключение 23
Список литературы 24
Безусловно, дистанционное обучение имеет как достоинства, так и недостатки. Оценивая экономические недостатки и достоинства дистанционного обучения, следует заметить, что, в целом, специалистами дистанционное обучение оценивается как экономически рентабельное как для учащихся, так и для педагогов. Такое образование чаще всего имеет невысокую стоимость, а позволяет получить знания, не выходя из дома, то есть, не затрачивая средств на транспорт и т.п. То же касается и педагогов, во многих учебных заведениях оплата труда учителей, педагогов, работающих по системе ДОТ, бывает выше, чем исключительно при традиционной форме работы. Тем не менее, есть и экономические недостатки. А именно, чтобы образовательный процесс был качественный, следует вложиться в качественное оборудование, техническое оснащение. И с этой проблемой столкнулись многие студенты которые не могли по многим причинам приобрести качественное оборудование. Таким образом, речь идет о высокой стоимости построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, значительных расходах на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения; высокой трудоемкости разработки курсов дистанционного обучения. В целом,дляДОТ требуются особые методы и формы, которые будут способствовать удержанию вниманию студентов, повышения мотивации, а это крайне непростая задача. Далее рассмотрим социальные последствия дистанционного обучения. Здесь важно выделить проблему возникновения трудностей в коммуникации, в реальном общении, кроме того, увеличивается риск интернет-зависимости (а это и сейчас крайне актуальная проблема современного общества), усиливается социальное неравенство (согласно прогнозам специалистов, возможно, что оффлайн обучение станет в дальнейшем крайне дорогим и доступным только «элите», безусловно, мы не можем исключать такой возможности). У системы дистанционного обучения также есть культурные плюсы и минусы. Плюсы представлены стремительным развитием технического интеллекта и навыков общества, стиранием географических границ (например, можно обучаться из любой точки мира и в любом заведении), расширением культурно-образовательного пространства. Меняется сама культурная роль педагога, она становится более универсальной. Минусы представлены слабой возможностью использования стандартов в обучении, что может негативно сказаться на качестве образования и знаний, трансформацией ценностей молодежи, которая в будущем может привести к серьезным проблемам. Также отметим, что как преимущества, так и недостатки дистанционного обучения могут использоваться в политических целях. Тем не менее, если перед государством стоит задача вырастить поколение мыслящих людей, должна быть разработана грамотная политическая стратегия дистанционного образования и обучения. Наконец, отметим, что дистанционное обучение влияет на человека, меняет его мыслительные процессы, режим дня и т.п. Формируется особый тип мышления - студентов обучают «тестовому взгляду» на мир, когда перед ними всегда есть выбор из нескольких готовых вариантов. Студенты перестают задумываться и ждут, когда им дадут варианты на выбор. Режим дня становится гибким, что отчасти можно считать позитивным следствием, тем не менее, далеко не во всех случаях. Дистанционное обучение отчасти мешает полноценному становлению учебной мотивации, умению критически мыслить и рассуждать, особенно на раннем этапе развития личности. Внимание рассеивается, поскольку не все могут сосредоточиться на лекции, находясь дома перед монитором, появляется соблазн отвлечься, заглянуть в телефон и т.п. Педагог не всегда может проконтролировать данный процесс.Несмотря на то, что дистанционное образование имеет как преимущества, так и недостатки, оно оказалось эффективным способом продолжения образования во время пандемии коронавируса для миллионов студентов во всем мире. При правильном включении в систему онлайн-обучение может стать полезным и постоянным дополнением к традиционному обучению в долгосрочной перспективе. Главным фактором, отличающим очное обучение от дистанционного, является время, которое в одном случае играет положительную, а в другом может сыграть и отрицательную роль. При классическом подходе временные рамки ограничены: сроками обучения, в которые входят продолжительность семестра, лекции, перемены, а также ориентированное время на выполнение домашнего задания соответственно уровню; расписанием, которое включает в себя определённое количество лекций определённой направленности в соответствии с санитарными нормами; количеством тем для изучения и лекций, практики в них. Влияние педагога на учащегося в рамках оговоренных условий также является нормированным, так как ограничивается вышеизложенным. При дистанционном обучении именно вышеизложенное является причиной возникающих проблем. Понимая, что мотивация при обучении в дистанционном формате меньше, чем при обучении в аудитории, когда практика проходит «вживую», когда все участники чувствуют себя более свободно и не зависят от скорости интернета, нужно обязательно привносить интерактивный элемент в дистанционное обучение. Частичное или полное отсутствие эмпатии и рефлексии в процессе переписки и обезличенной электронной коммуникации педагога со студентами – ещё один фактор, способствующий возникновению психологических трудностей. Педагог не имеет возможности удостовериться в том, что его студенты выполняют задания самостоятельно, не прибегая к списыванию или подлогам. Кроме того, удалённое преподавание более трудоёмкое ввиду особой сложности организации процесса обучения, это увеличивает трудозатраты в работе и влечёт за собой излишнее эмоциональное напряжение. Сенсорная деградация в общении также наносит ущерб психике ввиду того, что при этом происходит обезличивание субъектов образовательного процесса, студенты могут испытывать информационный дефицит. Для психологического комфорта человеку важно полноценное существование и общение в социуме, не ограниченное обстоятельствами, вынуждающими коммуницировать с педагогами и сверстниками посредством только электронной связи. Учитывая особенности дистанционного обучения, а также его массовые результаты, полученные на практике в 2020 г., возникает необходимость в обязательном внедрении психологической поддержки и создания оптимальных психологических условий для удалённого взаимодействия студентов и педагогов на регулярной основе.ЗаключениеТаким образом, на основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что все современные педагогические технологии направлены на то, чтобы достичь высокого качества воспитательного и образовательного процесса. Эффективность процесса воспитания и обучения требует реализации комплекса определенных психолого-педагогических условий в рамках образовательной среды СПО. Это как раз и достигается за счет использования инновационных технологий. Инновационные технологии в образовательном и воспитательном процессе направлены на то, чтобы оптимизировать воспитательный процесс и создать максимально комфортную психологическую среду для развития и становления, обучения личности студента. Как уже отмечалось ранее, на современном этапе особое внимание уделяется личностно-ориентированным технологиям в обучении студентов. Эти технологии связаны с традициями гуманистической психологии и педагогики, а также позволяют сделать процесс обучения более комфортным и эффективным для учащегося за счет того, что в учебном процессе учитываются его личностные особенности. Проективные технологии в современной практике представляют собой один из самых эффективных методов. Данная технология способствует становлению творческих способностей, развивает воображение, познавательный интерес. Проективные технологии выполняют воспитательную функцию, помогают учиться общаться друг с другом. Кроме того, следует сказать о значимости проблемной технологии, дистанционной технологии. Преобразования в сетевой структуре, техносфере и информационном пространстве являются доминантой дальнейшего развития человеческой цивилизации, то есть человеку будущего придётся научиться жить, учиться и работать в новом экономическом мире, который является фрагментированным, технизированным и информатизированным, соответственно, все человеческие коммуникации, в том числе и образовательные, будут меняться.Список литературыБабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников / Ю.К. Бабанский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 148 с. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 478 с. Губарева, А.Н. Головнева, Н.А. Технология проблемного обучения / А.Н. Губарева, Н.А. Головнева. [Электронный ресурс]//Режим доступа: [http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7302.pdf ] Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с. Дроздова, О.Е. Язык как инструмент воспитания школьников в условиях современных стандартов образования /О.Е. Дроздова// Ценности и смыслы, 2013. – № 6. – С. 61-69. Илюшенко, Л.Ю. Инновационный педагогический проект «Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций» / Л.Ю. Илюшенко // Общепедагогические технологии. 2013. № 3. С. 70–77.Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/635/Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. М.: ДиректмедиаПаблишинг, 2014. – 392 с.Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniyaКуринков, В.А. Проблемное обучение – технология, адекватная компетентностному подходу / В.А. Куринков // Методическое пособие для преподавания школьного курса права. М.: АСТ, 2013. – 94 с.Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – 3 изд. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с.Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19.Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2020. 384 с. Шмакова, И.А. Формы активизации мыслительной деятельности учащихся / И.А. Шмакова // Первое сентября. 2014. № 4. С. 22–25. Экспертная оценка последствий дистанционного обучения и образования - https://www.expertsud.ru/content/view/293/36/
2. Бороздина Г. В. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 478 с.
3. Губарева, А.Н. Головнева, Н.А. Технология проблемного обучения / А.Н. Губарева, Н.А. Головнева. [Электронный ресурс]//Режим доступа: [http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7302.pdf ]
4. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 430 с.
5. Дроздова, О.Е. Язык как инструмент воспитания школьников в условиях современных стандартов образования /О.Е. Дроздова// Ценности и смыслы, 2013. – № 6. – С. 61-69.
6. Илюшенко, Л.Ю. Инновационный педагогический проект «Проблемно-развивающее обучение как основа формирования ключевых компетенций» / Л.Ю. Илюшенко // Общепедагогические технологии. 2013. № 3. С. 70–77.
7. Краснова, В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения / В. В. Краснова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6.1 (9.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/635/
8. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспектива / В.Т. Кудрявцев. М.: Директмедиа Паблишинг, 2014. – 392 с.
9. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya
10. Куринков, В.А. Проблемное обучение – технология, адекватная компетентностному подходу / В.А. Куринков // Методическое пособие для преподавания школьного курса права. М.: АСТ, 2013. – 94 с.
11. Махмутов, М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. – 3 изд. – М.: Педагогика, 2013. – 368 с.
12. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19.
13. Руденко А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник. М.: Феникс, 2020. 384 с.
14. Шмакова, И.А. Формы активизации мыслительной деятельности учащихся / И.А. Шмакова // Первое сентября. 2014. № 4. С. 22–25.
15. Экспертная оценка последствий дистанционного обучения и образования - https://www.expertsud.ru/content/view/293/36/
Вопрос-ответ:
Что такое проективная технология?
Проективная технология - это методика обучения, основанная на реализации проектов, которые представляют собой систему взаимосвязанных и целенаправленных действий. В проективной технологии акцент делается на самостоятельной работе учащихся, развитии их творческого мышления и социальных навыков.
Какие достоинства и недостатки имеет дистанционное обучение?
Дистанционное обучение имеет ряд достоинств, таких как гибкость расписания, возможность обучения в любом месте и в любое время, экономия времени и денег на поездки в учебное заведение. Однако, недостатками дистанционного обучения являются ограниченный контакт с преподавателем, необходимость самостоятельной организации обучения и возможные технические проблемы.
Какие технологии используются в дистанционном образовании?
В дистанционном образовании используются различные технологии, такие как онлайн-классы, видеоконференции, интерактивные задания, электронные учебники и т.д. Такие технологии помогают обеспечить эффективное обучение на расстоянии.
Что такое ИКТ технология?
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) - это совокупность методов и средств, используемых для обработки, передачи и хранения информации. В образовании ИКТ технологии используются для организации интерактивного обучения, доступа к информации и коммуникации между преподавателями и учащимися.
Каковы особенности проблемной технологии обучения?
Проблемная технология обучения основана на решении реальных проблем и задач, что позволяет учащимся активно применять полученные знания и навыки. Основные особенности проблемной технологии включают групповую работу, активное взаимодействие, самостоятельное и исследовательское обучение.
Что такое проективная технология?
Проективная технология - это методика обучения, основанная на активном вовлечении учащихся в проектную деятельность, позволяющая развивать творческое мышление, самостоятельность и коммуникативные навыки.
Что такое ИКТ технологии?
ИКТ технологии - это совокупность методов и средств использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе с целью повышения эффективности и качества обучения.
Что такое проблемная технология?
Проблемная технология - это метод обучения, основанный на активной учебно-познавательной деятельности учащихся, подразумевающий решение реальных проблем, развитие творческого мышления и самостоятельности.
Какие преимущества и недостатки имеют дистанционные образовательные технологии?
Дистанционное обучение имеет следующие преимущества: гибкость в расписании занятий, доступность обучения в любом месте и в любое время, экономия времени и денег на поездки, возможность индивидуального темпа обучения. Однако также существуют некоторые недостатки, такие как ограниченная возможность практического опыта и взаимодействия с преподавателями и другими учащимися.