Взаимосвязь уровня тревожности детей дошкольного возраста с уровнем осмысленности жизни родителей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 58 58 страниц
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 16.09.2021
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ 7
1.1. Понятие тревожности в психологии 7
1.2. Особенности проявления тревожности в детском возрасте 11
1.3. Влияние родителей на уровень тревожности детей дошкольного возраста. Понятие осмысленности жизни 16
ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УРОВНЕМ ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ полученных результатов 33
2.3. Рекомендации по снижению уровня тревожности детей дошкольного возраста с учетом коррекции осмысленности жизни родителей 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

Фрагмент для ознакомления

Это тоже подтверждает высказанное нами выше предположение о том, что родители пытаются дистанцироваться от проблемы, используя стратегии избегания и отрицания.В воспитателей же такой необходимости нет, поэтому они могут более объективно оценить ребенка.Обобщение полученных данных показал, что по четырем методикам 17,5% исследуемых дошкольников имеют достаточно высокий уровень тревожности, то есть нуждаются в привлечении к коррекционной работы и снижение тревожности в повседневной деятельности.Среди ситуаций, которые усиливают тревожность, нами замечено следующие: резкое изменение привычных окружения и обстоятельств, потенциальная агрессия со стороны окружающих и старших, одиночество (в частности, риск разлуки с матерью), авторитарное отношение родителей, изоляция со стороны сверстников.Все дети дошкольного возраста в перечисленных ситуациях ожидают чего-то неприятного, но ожидания тревожных детей значительно более негативные, чем у нетревожных.Для данного исследования осмысленности жизни была выбрана методика тест Смысложизненные ориентации Д. А. Леонтьева. Анализ результатов исследования показал, что у большинства родителей 63,33% средний уровень осмысленности жизни. Это говорит о том, что процессы социализации, личностного и профессионального самоопределения у большинства родителей протекают без особых затруднений.У 33% родителей уровень осмысленности жизни высокий. Это может говорить о том, что большая часть испытуемых имеют субъективное объяснение и значение тех событий, объектов и явлений, которые происходили и происходят в их жизни. У них сформирована определенная система отношений к этим явлениям и событиям. Они способны управлять этим процессом, и в целом их жизнь наполнена смысломТолько у 3,33% процента родителей уровень осмысленности жизни низкий, это говорит в пользу того, что родители, в большинстве своем, это те люди, которые четко умеют ставить цели и их добиваться. Возможно, родители с низким уровнем осмысленности жизни - это родители, с субъективно заниженным мнением о своих качествах, либо разочаровавшиеся в своем выборе профессии, испытывающие смешанные чувства относительно предстоящих изменений после окончания учебного заведения.Для проверки взаимосвязей между полученными результатами по различным методикам нами были использованы корреляционный анализ с вычислением коэффициента корреляции рангов Спирмена.Была обнаружена значимая корреляция (р <0,01) между высоким уровнем тревожности за «Анкетой определения уровня тревожности дошкольника» и:заниженной самооценкой по методике «Ступеньки» (0,262)показателю «невроз был или будет в ближайшее время» по тесту для родителей «Уровень тревожности и психического напряжения ребенка» (0,371)высоким индексом тревожности по методике «Выбери нужное лицо» (0,548)обратная корреляция с показателем «отклонения незначительны и проявляются как возрастные особенности развития ребенка» по тесту для родителей «Уровень тревожности и психического напряжения ребенка» (-0,433).- с уровнем осмысленности жизни (обратная корреляция)Считаем, что можно говорить о том, что чем ниже самооценка, тем выше уровень тревожности, и чем больше ребенок склонен к проявлениям невроза, тем быстрее в нее проявляется тревожность, а те дети, которые не имеют невротических отклонений, не имеют и повышенного уровня тревожности.Проведенное нами экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы. В различных видах деятельности тревожность детей проявляется по-разному. В частности, в обучении тревожность проявляется больше, а в игре вообще не проявляется. Это свидетельствует об определенных сложностях в освоении учебного материала и вообще процесса обучения и подтверждает, что совместная деятельность, в частности игровая, в дошкольном возрасте является наиболее значимой. Можно считать, что игровая коллективная деятельность в большей степени способствует развитию общения детей друг с другом по сравнению с учебной и, следовательно, можно предположить, что в дошкольном учреждении состоит более благоприятная психологическая ситуация для эффективной коррекционной работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андрос Е. И. Интеллект в структуре человеческого бытия: [монография.] / Евгений Иванович Андрос. – М .: Стилос 2010.
2. Аплетаев, М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография [Текст] / М.Н. Аплетаев. – Омск. гос. пед. ун–т – Омск: ОмГПУ, 1998. – 78 с.
3. Аракелов, Н.Е, Шишкова, Н. Р. Тревожность: методы её диагностики и коррекции [Текст] / Н.Е. Аракелов, Н. Р. Шишкова // Вестник Московского Университета, сер. Психология. – 1998. – № 1. – С. 18 – 32.
4. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности [Текст] / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 1997. – № 2. – С. 34 – 38.
5. Безруких, М.М. Ребёнок идет в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
6. Бех И. Д. Жизнь личности в измерении духовности [Текст] / Д. Бех // Теоретико–методические проблемы воспитания детей и учащейся молодежи: [сб. наук. пр.]. – Вып. 13. Кн. 1. – Каменец–Подольский: Изд. Зволенко Д. Г., 2009. – С. 3–16.
7. Бех И. Духовная энергия поступка [Текст] / И. Бех // Образование и упр. – 2005. – Т. 8, № 1. – С. 50–70.
8. Божович, Л.И. О мотивации ученика // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В Зацепин. – М.: Академия, 2001. – С. 111 – 113.
9. Большой психологический словарь / [сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко]. – СПб .: прайм ЕВРОЗНАК, 2007. – 672 с. – (Большая университетская библиотека).
10. Бородкина, Е. В. Осмысленность жизни как фактор субъективного благополучия[Текст] /Е.В. Бородкина // Молодой ученый, 2009. — №2. — С. 90–93.
11. Вайзер, Г.А. Проблема смысла жизни и акме – [Электронный ресурс] URL https://portalus.ru/modules/psvchologv/print.php?subaction=showfull&id=110778 0803&archive=1120045907&start_from=&ucat=27& . Дата обращения:01.08.2021
12. Вергелис, Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей [Текст] / Г.И. Вергелис, Л.А. Матвеева, А.И. Раев. – СПб.: Союз, 2000. – 159 с.
13. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Перова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
14. Гозман, Л.Я. Самоактуализационный тест [Текст]/: Учебное пособие Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. – М.: Российское педагогическое агенство, 1995. – 44с.
15. Гормоза, Т.В. Динамика тревожности в младшем школьном возрасте [Текст] / Т.В. Гормоза. – Мн.: Наука, 2000. – 264 с.
16. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В. В. Давыдов // Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Академия, 2004. – С. 145 – 162.
17. Донцова М.В. Психология развития детских возрастов: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст [Текст]/ М.В. Донцова, Л.В. Сенкевич, Л.Ф. Сенкевич, Г.Р. Консон. – М.: Литео, 2015. – 174 с.
18. Дубровина, М.В. Индивидуальные особенности школьников [Текст] / М.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2002. – 200 с.
19. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] / А. И. Захаров // Серия «Психология ребёнка». – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 448 с.
20. Захаров, А. И. Игра как способ преодоления неврозов у детей [Текст] / А. И. Захаров. – СПб.: КАРО, 2006. – 416 с.
21. Захаров, А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха [Текст] / А.И. Захаров. – СПб.: Педагогика, 1995. – 188 с.
22. Илларионова, И.В. Особенности проявления тревожности у детей 4–7 лет [Текст] / И.В. Илларионова // Вестник ВятГУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti–proyavleniya–trevozhnosti–u–detey–4–7–let (дата обращения: 28.07.2021).
23. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. 2–е изд. [Текст]/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. –783 с.
24. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. – Изд. 2–е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 349 с.
25. Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт–Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт–Петербург : Реноме, 2011. — С. 23–25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 28.07.2021).
26. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми[Текст] / Л.M. Костина.– СПб.: Речь, 2003. – 160 с.
27. Костина, Л.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников [Текст] / Л.M. Костина. – Казань, 2000. – 206 с.
28. Костяк, Т. В. Тревожный ребёнок: младший школьный возраст [Текст] / Т. В. Костяк. – М.: Академия, 2008. – 96 с.
29. Кравцова, М. Тревожные дети [Текст] / М. Кравцова // Школьный психолог. – 2003. – №19. – С. 6 – 7.
30. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей [Текст] / [авт.–сост. Н. Н. Рогалевич]. – Минск: Харвест, 2008.– 286 с.
31. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник // Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие [Текст] / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис, 2002. – 208 с.
32. Кученко, Т.О детской тревожности [Текст] / Т.О. Кученко // Воспитание школьников. – 2002. – №5. – С.43 – 44.
33. Леонтьев, Д.А. Методика Смысложизненные ориентации. [Электронный ресурс] URL: https://psvcabi.net/testv/256–test–smvslozhiznennve– orientatsii–metodika–szho–d–a–leontev
34. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
35. Леонтьев, Д.А. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций [Текст] / Д. А. Леонтьев, М. О. Калашников, О. Э Калашникова// Психологический журнал. – 1993. – № 1. – Т. 14. – С. 150 –155.
36. Лисовская, Е.Б. Самоактуализирующаяся личность [Текст]/Е.Б. Лисовская // Научно–техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. – М.: Наука, 1981. – С. 76 – 84.
37. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, 2007. – 136 с.
38. Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений [Текст]/ С. Р. Мадди // Психологический журнал, 2005. – № 6. – Т.26. – С. 87 – 101.
39. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности её снижения у детей [Текст] / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 15 – 19.
40. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте [Текст]/ Г.Ю. Мартьянова. – М.: Классикс Стиль, 2007. – 160 с.
41. Матвеева, Л.А. Развитие свойств субъекта учебной деятельности в младшем школьном возрасти [Текст] / Л.А. Матвеева. – Л.: Наука, 1991. – 124 с.
42. Меньшикова, Е.А. Активная познавательная позиция как психологическое новообразование младшего школьного возраста [Текст] / Меньшикова, Е.А. // Психология обучения. – 2008. – №9. – С. 34 – 42.
43. Микляева, А.В, Румянцева, П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.
44. Микляева, А.В. Диагностика школьной тревожности [Текст] / А.В. Микляева // Педагогическая диагностика. – 2006. – №1. – С. 32 – 53.
45. Нартова, О. В. Изучение и формирование мотивации учащихся [Текст] / О.В. Нартова // Воспитание школьников. – 2008. – №3. – С. 8 – 14.
46. Нартова–Бочавер С. К. Человек суверенные: психологическое исследование субъекта в его бытии [Текст] / С. К. Нартова–Бочавер. – СПб .: Питер, 2008. – 400 с .
47. Немов, Р.С. Общие основы психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
48. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребёнка [Текст] / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002. – 639 с.
49. Овчарова, Р.В. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников [Текст] / Р.В. Овчарова // Технологии практического психолога образования. – М.: Сфера, 2000. – С. 161 – 173.
50. Панченко, С. Проективная методика «Школа зверей» [Текст] / С. Панченко // Школьный психолог. – 2000. – №12. – С. 12 – 13.
51. Петрова Е. А. Знаки общения [Текст]/ Е.А. Петрова. – М.: Гном и Д, 2001. – 256 с.
52. Петрова Е. А., Шмелева С. В., Голенков А. В. Психология [Текст] / Е.А. Петрова, С.В. Шмелева, А.В. Голенков. – М.: РГСУ, 2013. – 352 с.
53. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2–е изд. [Текст]/А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
54. Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 11 – 17.
55. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
56. Прихожан, А.М. Занятия для тревожных первоклассников [Текст] / А.М. Прихожан // Школьный психолог: Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №16. – С. 8 – 9.
57. Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми [Текст] / А.М. Прихожан // Активные методы в работе школьного психолога. Киров: Кировский ГПУ, 1991. – С. 26 – 44.
58. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: МОДЭК, 2000. – 304 с.
59. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] // Тревога и тревожность / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2001. – С.143 – 156.
60. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова. перераб. и доп. М.: Педагогика–Пресс, 1999. 440 с.
61. Психология [Текст] // Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
62. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А.А. Реана // Серия «Психологическая энциклопедия». – СПб.: Еврознак, 2001. – С. 242 – 254.
63. Савина, Е. Тревожные дети [Текст] / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – С. 21 – 27.
64. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст] /В.Ф. Сержантов. – М., 1990. – 212 с.
65. Смирнова, М. В. Уровень явной тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / М. В. Смирнова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 70 – 76.
66. Социологическая энциклопедия / [сост. В. Г. Городяненко]. – М .: Академвидав, 2008. – 456 с. – (Серия "Энциклопедия эрудита»).
67. Степанова, Н. А. Динамика развития личности младшего школьника [Текст] / Н. А. Степанова // Воспитание школьников. – 2011. – № 10. – С. 36 – 39.
68. Суворова, В.В. Психофизиология стресса [Текст] / В.В. Суворова. – М.: Педагогика, 1975. – 156 с.
69. Тимофеева О.А. Проявление тревожности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Тимофеева // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie–trevozhnosti–u–detey–starshego–doshkolnogo–vozrasta (дата обращения: 28.07.2021).
70. Удовенко, М. Введение в школьную жизнь [Текст] / М. Удовенко // Школьный психолог. – 2006. – №3. – С. 28 – 31.
71. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.
72. Феррои, Л.М. Причины возникновения тревожности и её проявления у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Л.М. Феррои // Школа здоровья. – 2005. – № 3. – С. 32 – 38.
73. Философский словарь / [под ред. чл.–корр. АН УССР В. И. Шинкарука]. – М .: Гл. ред. УРЕ АН УССР, 1973. – 600 с.
74. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. — М. : Прогресс, 1990.
75. Хорни К. Невротизация нашего общества [Текст] / К. Хорни. – М., 1991. – 148 с.
76. Цукерман, Г.А. Роль сверстников в психологическом развитии ребёнка [Текст] / Г.А. Цукерман // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В Зацепин. – М.: Академия, 2001. – С. 122 – 125.
77. Чудновский, В.Э. Вступительное слово [Текст] / В.Э. Чудновский // Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – С. 9 – 33.
78. Шишова, Т. Л. Как помочь ребёнку избавиться от страхов [Текст] / Т. Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.

Вопрос-ответ:

Какой связи ищут исследователи в статье?

Исследователи ищут связь между уровнем тревожности детей дошкольного возраста и уровнем осмысленности жизни у их родителей.

Что такое тревожность, и как она проявляется у детей дошкольного возраста?

Тревожность - это психологическое состояние, характеризующееся повышенной тревожностью и беспокойством. У детей дошкольного возраста тревожность может проявляться через нервозность, слезливость, отказ от общения, проблемы со сном и другие симптомы.

Какие особенности родительского влияния на уровень тревожности детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматривается влияние степени осмысленности жизни родителей на уровень тревожности их детей дошкольного возраста.

Что такое осмысленность жизни, и как она связана с тревожностью детей?

Осмысленность жизни - это понятие, описывающее степень, в которой человек проживает свою жизнь с чувством смысла и цели. Уровень осмысленности жизни родителей может влиять на уровень тревожности их детей, поскольку степень осмысленности жизни родителями может определять степень их эмоциональной стабильности, что влияет на эмоциональное состояние детей.

Какие теоретические основы используются в статье для изучения взаимосвязи между тревожностью детей дошкольного возраста и осмысленностью жизни родителей?

Статья использует понятия тревожности, осмысленности жизни, а также рассматривает влияние родителей на уровень тревожности детей дошкольного возраста. Внимание также уделяется особенностям проявления тревожности и понятию осмысленности жизни.

Какое понятие изучается в данной статье?

В данной статье изучается взаимосвязь уровня тревожности детей дошкольного возраста с уровнем осмысленности жизни родителей.

Что такое тревожность в психологии?

Тревожность в психологии - это состояние беспокойства и неуверенности, которое может возникать у человека в различных ситуациях.

Как проявляется тревожность у детей дошкольного возраста?

Тревожность у детей дошкольного возраста может проявляться через повышенную реактивность на стрессовые ситуации, ухудшение адаптации, снижение самооценки, проблемы с сном и поведением.

Влияют ли родители на уровень тревожности детей дошкольного возраста?

Да, родители могут оказывать влияние на уровень тревожности детей дошкольного возраста через свои отношения с ними, тип воспитания, уровень эмоциональной поддержки и т.д.

Что такое осмысленность жизни?

Осмысленность жизни - это понимание человеком смысла своего существования, целей и ценностей, которые помогают ему придавать смысл своим действиям и делам.

Какая взаимосвязь существует между уровнем тревожности детей дошкольного возраста и уровнем осмысленности жизни родителей?

Существует связь между уровнем тревожности детей дошкольного возраста и уровнем осмысленности жизни родителей. Исследования показывают, что дети, чьи родители испытывают низкий уровень осмысленности жизни, имеют более высокий уровень тревожности. Это может быть связано с тем, что родители, которые сами не осознают смысл своей жизни, могут передавать эту неуверенность и беспокойство своим детям.