Формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 53 + 53 источника
- Добавлена 14.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Состояние проблемы формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды в научной литературе 8
1.1 Сущность понятия «психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды» 8
1.2 Стрессогенные факторы среды в профессиональной деятельности медицинских работников 17
1.3 Методы формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды 25
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Эмпирическое исследование по проблеме формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ результатов исследования 42
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список литературы 60
Приложения 66
Это оказывает большое влияние на психологическое состояние медицинских работников, ведет к формированию профессионального выгорания, эмоциональной неустойчивости. В соответствии с этим возникает необходимость по повышению уровня психологической устойчивости к стрессогенным факторам среды.
9
На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по повышению уровня психологической устойчивости к стрессогенным факторам среды у медицинских работников. Для этого предлагается комплекс мероприятий в форме тренинговых занятий. Мы предполагаем, что данная программа тренинговых занятий будет способствовать повышению уровня психологической устойчивости к стрессогенным факторам среды у медицинских работников.
10
Теоретическая новизна исследования заключается в уточнении понятия «психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды», выявлении стрессогенных факторов в профессиональной деятельности медицинских работников, методов формирования психологической устойчивости медицинских работников к стрессогенным факторам среды, условий формирования психологической устойчивости медицинских работников к стрессогенным факторам среды.
Практическая значимость заключается в исследовании особенностей стрессоустойчивости медицинских работников, обосновании необходимости разработки комплекса мероприятий по формированию формирования психологической устойчивости медицинских работников к стрессогенным факторам среды. Полученные результаты реализованы в практике работы психологической службы ГУЗ Липецкая областная психоневрологическая больница.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.
Спасибо за внимание!
7
2. Благодатских О.А. Состояние стресса и стрессоустойчивости у медицинских работников [Текст] / О.А. Благодатских // Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции «XIII Левитовские чтения»: в 2-х томах. – Москва, 2018. – С. 320-321.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klex.ru/s4
4. Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры [Текст] / В.Ю. Большаков. – СПб.: Речь, 1996. – 228 с.
5. Бонкало Т.И. Стресс в профессиональной деятельности медицинских работников [Текст]: учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям медицинского образования / Т.И. Бонкало, О.Б. Полякова. – Москва, 2021. – 229 с.
6. Вачков, И.В. Основные технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие [Текст] / И.В. Вачков. – М. Владос, 2012. – 214 с.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr5/457.php
8. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
9. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: учеб. пособие [Текст] / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 1981. – 63 с.
10. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
11. Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития [Текст] / Д.У. Джонсон. – М.: Наука, 2000. – 189 с.
12. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности / Б.И. Додонов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844126.htm
13. Егорова, Т.В. Стрессоустойчивость как ресурс профессионального развития [Текст] / Т.В. Егорова, М.Н. Евлентьева // Психология. Социология. Педагогика. – 2013. – № 4 (29). – С. 26-27.
14. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности [Текст] / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2008. – 464 с.
15. Зинченко Ю.П. Восприятие стресса различными категориями медицинского персонала во время первой волны пандемии COVID-19 в России [Текст] / Ю.П. Зинченко, О.О. Салагай, Л.А. Шайгерова // Общественное здоровье. – 2021. – Т. 1, № 1. – С. 65-89.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Литера, 2011. – 599 с.
17. Каменюкин, А.Г. Антистресс-тренинг [Текст] / А.Г. Каменюкин, Д.В. Ковпак. – СПб.: Питер, 2008. – 224 с.
18. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен [Текст] / А.П. Катунин // Молодой ученый. – 2012. – № 9. – С. 243-246.
19. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности [Текст] / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанов, М.В. Ловчева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 524 с.
20. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 1988. – 192 с.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2014. – 176 с.
22. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопкин. – М.: Наука, 1980. – 256 с.
23. Кораблина, Е.П. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи [Текст] / Е.П. Кораблина, И.А. Акиндинова, А.А. Баканова; под ред. Е.П. Кораблиной. – СПб.: Союз, 2001. – 319 с.
24. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/271772/
25. Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы [Текст] / Е. Лепешова // Школьный психолог. – 2012. – №9. – С. 40-43.
26. Лобачев, А.В. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями [Текст] / А.В. Лобачев, К.К. Конюшенко, Т.М. Ятманова, Г.П. Костюк // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – № 1. – С. 172-177.
27. Ломоносова, Л.А. Стрессоустойчивость как фактор социально-психологической адаптации [Текст] / Л.А. Ломоносова, А.Ю. Мухарлямова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 90-91.
28. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения [Текст] / Г.И. Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 192 с.
29. Маляренко, Г.Ю. Природа творчества и пути его активизации [Текст] / Г.Ю. Маляренко. – М.: Прометей, 1991. – 63 с.
30. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу; пер. А.М. Татлыбаевой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/masla01/
31. Мечников, И.И. Этюды оптимизма [Текст] / Н.И. Мечников. – М.: Наука, 1987. – 327 с.
32. Митберг О.И. Влияние профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания на деятельность медицинских работников [Текст] / О.И. Митберг // Диспут плюс. – 2012. – № 8 (8). – С. 26-29.
33. Мостиков, С.В. Специфика психологической поддержки клиентов при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / С.В. Мостиков // Вестник Гуманитарного университета. – 2014. – № 1 (4). – С. 26-30.
34. Нагирнер, И.И. Стрессоустойчивость и адаптация: теоретический анализ понятий [Текст] / И.И. Нагирнер // Актуальные вопросы психологии. – 2015. – № 8. – С. 51-57.
35. Никитина, Г.Р. Стрессоустойчивость личности в условиях работы оперативно-диспетчерского управления [Текст] / Г.Р. Никитина, Н.Г. Гайфуллина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. С. 94.
36. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники [Текст] / Э. Парслоу, М. Рэй. – СПб.: Речь, 2003. – 204 с.
37. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие [Текст] / В.И. Петрушин. – М.: ВЛАДОС,1999. – 176 с.
38. Пузин М.Н. Проявления профессионального стресса у медицинских работников (обзор литературы) [Текст] / М.Н. Пузин, Е.С. Кипарисова // Вестник Медицинского стоматологического института. – 2020. – № 3 (54). – С. 30-35.
39. Пятницкая, Е.В. Психология травматического стресса [Текст] / Е.В. Пятницкая. – Балашов: Николаев, 2007. – 140 с.
40. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития и тренинги [Текст] / Н.В. Рождественская. – СПб.: Речь, 2006. – 320 с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн; сост. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб: Питер, 2008. – 720 с.
42. Рудестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Рудестам. – М.: Владос, 2004. – 315 с.
43. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье. – М.: МЕДГИЗ, 1991. – 54 с.
44. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2001. – 247 с.
45. Слабинский, В.Ю. Профессиональное выгорание и восприятие времени при посттравматическом стрессовом расстройстве [Текст] / В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева, Е.И. Чехлатый, С.А. Подсадный // Экология человека. – 2018. – № 2. – С. 45-50.
46. Темрокова С.Б. Специфика врачебной деятельности и особенности проявления профессионального выгорания у медицинских работников [Текст] / С.Б. Темрокова // Апробация. – 2014. – № 2. – С. 70-74.
47. Тимошенко, П.С. Посттравматическое стрессовое расстройство: новые вызовы современности [Текст] / П.С. Тимошенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 59. – С. 177-181.
48. Уласень, Т.В. О толерантном поведении с интолерантными последствиями в медицинской практике или «светя другим, сгораю сам...» [Текст] / Т.В. Уласень, С.В. Ваулин // Смоленский медицинский альманах. – 2018. – № 3. – С. 137-141.
49. Уткина, О.В. Посттравматическое стрессовое расстройство как психологическая проблема [Текст] / О.В. Уткина // Инвалиды и общество. – 2015. – № 4 (18). – С. 22-31.
50. Черепанова, Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку [Текст] / Е.М. Черепанова. – М.: Академия, 1997. – 96 с.
51. Шараева А.Ю. Стресс и стрессоустойчивость как неотъемлемые компоненты в деятельности медицинских работников [Текст] / А.Ю. Шараева // Молодежь и наука XXI века. Психология особых состояний: от теории к практике: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. ответственный редактор Н.А. Лисова. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. – С. 34-36.
52. Шепель, В.М. Ортобиотика. Слагаемые оптимизма [Текст] / В.М. Шепель. – М.: ЮНИТИ, 1996. – 295 с.
53. Эмель У.О. Влияние усталости и стресса на организационные обязательства у работников здравоохранения: на примере частной больницы [Текст] / У.О. Эмель // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2019. – № 1. – С. 95-99.
Вопрос-ответ:
Что такое психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды?
Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды - это способность человека противостоять воздействию стрессовых ситуаций, сохранять психическое равновесие и успешно адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
Какие стрессогенные факторы среды существуют в профессиональной деятельности медицинских работников?
В профессиональной деятельности медицинских работников существуют такие стрессогенные факторы среды, как высокая нагрузка на эмоциональную сферу, постоянное взаимодействие с больными и травматические ситуации, связанные с необходимостью принятия решений в условиях ограниченного времени и ресурсов.
Какие методы существуют для формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды?
Для формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды применяются такие методы, как тренинги по управлению стрессом, психотерапия, релаксационные практики, когнитивно-поведенческая терапия и другие психологические методики.
Какие стрессогенные факторы среды особенно влияют на медицинских работников?
Медицинские работники подвержены влиянию таких стрессогенных факторов среды, как высокая ответственность за жизнь и здоровье пациентов, необходимость работать в экстремальных условиях и отсутствие возможности контроля над результатами своей работы.
Какое значение имеет психологическая устойчивость к стрессогенным факторам среды для личности?
Психологическая устойчивость к стрессогенным факторам среды играет важную роль для личности, так как позволяет ей сохранять эмоциональное равновесие, справляться с трудностями и успешно адаптироваться к изменениям в окружающем мире.
Какие стрессогенные факторы влияют на психологическую устойчивость личности?
В научной литературе упоминаются различные стрессогенные факторы, такие как высокая нагрузка на работе, конфликтные ситуации, неопределенность, низкая социальная поддержка, перегрузка информацией и другие. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на психологическую устойчивость личности, вызывая стресс и дезадаптацию к окружающей среде.
Какова сущность понятия "психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды"?
Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды - это способность индивида справляться с негативными воздействиями окружающей среды, не позволяя им негативно сказываться на его психическом и физическом состоянии. Человек, обладающий психологической устойчивостью, лучше справляется с стрессовыми ситуациями, более адаптирован к переменам и имеет больше ресурсов для решения проблем.
Какие стрессогенные факторы в профессиональной деятельности медицинских работников?
У медицинских работников в профессиональной деятельности существуют различные стрессогенные факторы. Это постоянная нагрузка, связанная с высокой ответственностью за жизнь и здоровье пациентов, неопределенность и неожиданность ситуаций, эмоциональная перегрузка, конфликты с пациентами и коллегами, нехватка времени и ресурсов. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на психологическую устойчивость медицинских работников и приводить к профессиональному выгоранию и другим проблемам.
Какие методы можно использовать для формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды?
В научной литературе описываются различные методы формирования психологической устойчивости личности. Это обучение стратегиям эмоционального саморегулирования, развитие позитивной психологии, тренинги по управлению стрессом, психотерапевтические методы, снижение негативного воздействия стрессогенных факторов среды, улучшение условий работы и другие подходы. Выбор конкретного метода зависит от индивидуальных особенностей и потребностей каждой личности.
Какие стрессогенные факторы среды влияют на психологическую устойчивость личности?
Стрессогенные факторы среды могут быть разные: конфликты на работе, перегрузка информацией, нестабильность социальной среды, экологические проблемы и другие. Они могут оказывать негативное влияние на психическое состояние и здоровье человека, вызывая стресс и ухудшая его устойчивость.
Какова сущность понятия "психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды"?
Психологическая устойчивость личности к стрессогенным факторам среды - это способность человека справляться с негативными ситуациями и стрессами, возникающими вокруг него. Это умение сохранять эмоциональную и психическую стабильность, адаптироваться к новым условиям, бороться с межличностными конфликтами и находить позитивные решения.
Какие методы помогают формировать психологическую устойчивость личности к стрессогенным факторам среды?
Существует множество методов формирования психологической устойчивости личности к стрессогенным факторам среды. Некоторые из них включают психотерапевтическую работу, тренинги по управлению стрессом, развитие эмоционального интеллекта, использование релаксационных и медитативных практик, а также развитие позитивного мышления и саморегуляции.