Влияние здоровьесберегающих технологий на профилактику эмоционального выгорания на примере
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 12.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников и технологии здоровьясбережения 6
1.1 Синдром эмоционального выгорания: понятие, сущность, история 6
1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания 13
1.3 Понятие здоровьесберегающих технологий 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 22
Глава 2. Анализ эмпирического исследования проблемы эмоционального выгорания у медицинских сотрудников ГУЗ «Липецкая областная психоневрологическая больница» 26
2.1 Диагностика эмоционального выгорания у медицинских сотрудников ГУЗ «Липецкая областная психоневрологическая больница» 26
2.2 Результаты исследования и интерпретация полученных данных 28
2.3. Содержание формирующего эксперимента и его результаты 37
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
Заключение 61
Список литературы 67
Для сплочения коллектива мы взяли упражнения: «ДавайЗнакомится», «Поймай меня», «Выступление», «Психологическая поддержка и обратная связь», «Отражение», «Рисуем вместе», «Посчитаем», «Посмотри мне в глаза», «Чем похожи», «Узелок».Упражнения, для душевного равновесия и гармонии — «Что на душе моей», «Учимся расслабляться», «Мудрые слова греют душу».Работой с самооценкой велась через упражнения: «Рассказать о благом деле», «В чем я профи», «плюс и минус», «Похвали себя», «Способы помощи себе», «Расскажите обо мне».Для осознания места в жизни и ценностей мы использовали упражнения: «изображение», Три рисунка «в разных временных рамках», «Прокурор и адвокат», «Что обо мне скажут люди», «За и против», «Какой я в квартире, на работе».Чтобы научиться управлять своими эмоциями проводились упражнения «Расскажи о самочувствии», «Узнай себя», «Цвета эмоций», «Позитивная карточка», «Какого цвета твоя эмоция», «Выражай эмоцию», «Улыбнись», «технологии профилактики».После окончания треннингамы снова провели повторную диагностику по методике В.В. Бойко для того, чтобы узнать эффективность нашей программы. Результаты диагностикиуровня эмоционального выгорания работников ГУЗ «Липецкая областная психоневрологическая больница» после формирующего эксперимента представлены в таблице 6 на стр 54. На Рис 4 стр 55 и Рис 5 стр 56 показаны изменения: у71% нашей группы эмоциональное выгорание продолжает оставаться на разных фазах эмоционального выгорания, но у 29% больше не выявляются симптомы эмоционального выгорания, и они хотят вернуться на рабочее место, как можно быстрее. Полученные данные доказывают нам, что нашу программу можно применять в качестве здоровье сберегающих технологий для профилактики эмоционального выгорания для медицинских работников. Треннинг может быть использован психологами, работающими с коллективом медицинских работников, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.По окончанию тренинга медицинские работникиовладеют следующими навыками: - познакомятся с понятием профессионального выгорания, его видами и формами проявления; - проанализируют наличие или отсутствие симптомов у себя и других; - освоят методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;- на основе полученных знаний и умений научатся оказывать помощь своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.Уважаемые члены комиссии доклад окончен. Спасибо за внимание!»
1. Абдуллаева М.М. Отношение к юмору на профессиональные темы как показатель стрессоустойчивости врачей // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. С. 78-85
2. Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2017. – № 2. – С. 25–29.
3. Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2019. – 237 с.\
4. Бойко, В.В. Энергия эмоций. — СПб. Питер, 2014. -474 с.
5. Булыгина В.Г., Анисимова Т.Г. Факторы риска синдрома эмоционального выгорания у сотрудников судебно-психиатрических служб Методические рекомендации. – М.: ФГБУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России, 2020. – 24 с.
6. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2017. – № 11. – С. 28.
7. Влах, Н.И. Модель психологической помощи при эмоциональном выгорании / Н.И. Влах // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 9-4 (40). – С. 90-92.
8. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2018. – С. 443–463.
9. Выговская Е. М., Пырков С. Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология 2019 №04. С. 45-49
10. Горохов М.Ю. Мотивация обучения как условие предупреждения развития феномена «Эмоционального выгорания» у специалистов социальной сферы деятельности // Вестник, 2/2014, С. 118.
11. Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Попурри, 2019. – 337 с.
12. Денисов, А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / А.А. Денисов, Н.В. Терехина // Развитие личности. – 2015. – № 4. – С. 98-112.
13. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2018.
14. Загорюев А.Л. Личностный адаптационный потенциал как фактор процесса эмоционального выгорания Социокультурные проблемы современного человека / Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2020 г., г. Новосибирск). Ч.2. С. 390 – 393
15. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? [Электронный ресурс http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748]
16. Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание. Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. 14-15февраля 2013. ГОУ ВПО МГППУ и ФГБУ «НЦПЗ» РАМН / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва, 2017 – 197 с.
17. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. Питер, 2015. — 412 с.
18. Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2018. – № 3. – С. 27–38.
19. Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии [Электронный ресурс http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm]
20. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания Учебное пособие для студ. факультета психологии. — Куйбышев, 2020. — 96 с.
21. Кузнецова Ю.М. Психосемантический подход к описанию влияния эмоционального выгорания на ценностный контекст педагогической деятельности Психологическая диагностика. 2017. №5. С. 36-58.
22. Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы, 2017, №2. С. 101-116.
23. Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики [Электронный ресурс http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#] (дата обращения 20.06.2021)
24. Лукьянова В.В., Леонова А.Б., Водопьянова Н.Е. и др. Выгорание и профессионализация Сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т.– Курск, 2018. — 440 с.
25. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания / Г.А. Макарова // Психотерапия. – 2018. – № 11. – С. 2-11.
26. Мищенко, М.С. Особенности исследования синдрома эмоционального выгорания с помощью методики «диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко / М.С. Мищенко // Молодой ученый. – 2015. – № 4-3 (19). – С. 103-105.
27. Молчанова Л.Н. Состояние выгорания медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации // Психологическое сопровождение лечебного процесса Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». 2020. – С. 23-31.
28. Недуруева Т.В. Состояние выгорание как источник возникновения профессионально-личностных деформаций врачей. // Психологическое сопровождение лечебного процесса Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». 2020. – С. 79-92.
29. Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб. Речь, 2016. – 256 с.
30. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2014, Т. 22, №1. С. 90-101.
31. Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей / Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2016. – № 4. – С. 3–8.
32. Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2018. – 406 с.
33. Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 312 с.
34. Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 20–21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: 2018. – 380 с.
35. Решетова, Т.В. Эмоциональное выгорание, астения и депрессия у медицинских и социальных работников – ресурсы коррекции // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. – 2019. – № 3. – С. 105-111.
36. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях /Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2017. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
37. Россинский Ю.А., Семке В.Я., Асланбекова Н.В. Качество жизни и психическое здоровье врачей стационарного профиля Монография. – Павлодар: Республиканский научно-практический Центр медико-социальных проблем наркомании, 2018. — 319 с.
38. Сандомирский М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь фармацевта? [Электронный ресурс http://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM]
39. Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами [Электронный ресурс http://www.doctor.ru/onkos/ together/conf2.htm#5]
40. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания [Электронный ресурс http:www.tsale.ru/index.htm]
41. Скляр, Е.Н. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности / Е.Н. Скляр, М.Н. Шабарова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3-1. – С. 113-114.
42. Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (риски и вызовы современности), VII всероссийская весенняя молодежная научная конференция / под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2020. – 360 с.
43. Таткина Е. Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета 2019 №11 (89) С. 200-210.
44. Уварина, Н.В. Проблема синдрома эмоционального выгорания в современной педагогике и психологии / Н.В. Уварина // Плэнэр. – 2016. – № 3. – С. 153-164.
45. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2014. – № 3. – С. 8–13.
46. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2016. – № 3. – С. 24–27.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2019. – 490 с.
48. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. Учебное пособие. — К.: МАУП. — 2016. — 240 с.
49. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2015. – № 6. – С. 34–35.
50. Черникова Т.В., Болучевская В.В., Новикова Ю.Г. Технологии психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2017. С. 119-132
51. Шаньгина Н.В., Загорюев А.Л. Дифференцирующая способность пунктов опросника В.В. Бойко Эмоциональное выгорание Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 ноября 2019 г., г. Санкт-Петербург). С. 324-328.
52. Шурма И. М. Синдром выгорания у руководящих работников системы здравоохранения, его причины и принципы коррекции // Медицинская психология 2016 №03. С. 31-40
Вопрос-ответ:
Что такое синдром эмоционального выгорания и какова его сущность?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние психического и физического истощения, которое возникает в результате длительного и интенсивного переживания стрессовых ситуаций на работе. Он характеризуется эмоциональной истощенностью, деперсонализацией и снижением личной эффективности.
Какие факторы оказывают влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников?
Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, включают высокую нагрузку на работу, несправедливое распределение трудовых ресурсов, ограничение профессионального развития, конфликтные отношения с коллегами и пациентами, низкую оплату и недостаточные возможности для восстановления после работы.
Что такое здоровьесберегающие технологии и как они влияют на профилактику эмоционального выгорания?
Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мероприятий и методов, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников. Они включают в себя психологическую поддержку, обучение навыкам управления стрессом, организацию здорового рабочего окружения и физическую активность. Здоровьесберегающие технологии помогают предотвратить эмоциональное выгорание и поддерживать психическое и физическое благополучие медицинских работников.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
В первой главе статьи рассмотрены теоретические аспекты проблемы синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, в том числе его понятие, сущность и история. Описаны факторы, оказывающие влияние на возникновение данного синдрома. Также в главе приведено понятие здоровьесберегающих технологий и их роль в профилактике эмоционального выгорания. Выводы главы указывают на важность использования здоровьесберегающих технологий в медицинской практике, чтобы предотвратить возникновение эмоционального выгорания у работников.
Что такое синдром эмоционального выгорания и почему он встречается у медицинских работников?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние, при котором человек испытывает неудовлетворенность своей работой, чувство страха и отчаяния, усталость и истощение эмоциональных ресурсов. У медицинских работников он встречается из-за высокой нагрузки, постоянного стресса, эмоциональной и физической перегрузки, а также эмоционально сложного контакта с пациентами.
Какие факторы оказывают влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников?
На возникновение синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников оказывают влияние различные факторы, такие как высокая нагрузка, постоянное чувство ответственности, недостаточная поддержка со стороны руководства и коллег, низкая самооценка, эмоциональное и физическое истощение, эмоциональные конфликты с пациентами и их близкими.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии - это комплекс мер и методов, направленных на поддержание и укрепление физического и эмоционального здоровья человека. Они включают в себя различные практики, такие как психологическое консультирование, тренинги по управлению стрессом, физические упражнения, правильное питание и отдых, поощрение самоуважения и самопомощи.
Какие здоровьесберегающие технологии могут помочь в профилактике эмоционального выгорания у медицинских работников?
Для профилактики эмоционального выгорания у медицинских работников могут быть полезны различные здоровьесберегающие технологии, такие как психологическая поддержка и консультирование, тренинги по управлению стрессом, организация отдыха и релаксации, физическая активность, правильное питание, создание комфортного и благоприятного рабочего окружения.
Что такое синдром эмоционального выгорания?
Синдром эмоционального выгорания - это состояние физической и эмоциональной истощенности, возникающее в результате длительного стресса и отрицательных эмоциональных реакций, связанных с работой.
Какие факторы могут влиять на возникновение синдрома эмоционального выгорания?
На возникновение синдрома эмоционального выгорания могут влиять различные факторы, включая высокую нагрузку на работе, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, конфликты на рабочем месте, неправильное распределение рабочего времени и отсутствие возможности отдыха и восстановления.