Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля и обвиняемого.
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 26 + 26 источников
- Добавлена 16.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 7
1.1. Понятие и сущность допроса как следственного действия 7
1.2. Уголовно-процессуальный порядок допроса несовершеннолетних 12
1.3. Психологические, педагогические и этические основы допроса несовершеннолетних 17
1.4. Проблемы участия педагога (психолога), защитника, законных представителей при допросе 21
2. ОСОБЕННОСТИ ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ И ОБВИНЯЕМОГО 26
2.1. Приемы мнемической помощи, используемые при допросе несовершеннолетних свидетелей, обвиняемых 26
2.2. Тактические приемы при проведении допроса несовершеннолетних обвиняемых 28
2.3. Тактические приемы при проведении допроса несовершеннолетних свидетелей 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Мотивами заведомо ложных показаний несовершеннолетних могут быть: «личный интерес, корысть, зависть; неправильно понятое чувство дружбы и товарищества; семейные отношения; хорошие отношения с обвиняемым или потерпевшим; опасение обнаружить свои неблаговидные поступки».Подросток, который делает ложные заявления,описывает обстоятельства события – обычно, просто. Это связано не только с трудностью заполнения пропусков в повествовании вымышленными деталями, но и с представлением о том, что подробные показания легче проверить. Поэтому «несовершеннолетние иногда хвастаются, не имея возможности подробно изложить свои ложные показания. Однако если он дополнит свои показания вымышленными подробностями, его неоднократные допросы по одним и тем же фактам позволят выявить несоответствия в таких показаниях и определить их как ложные. Необходимо подчеркнуть, что применяемая в данном случае тактика должна основываться только на методах убеждения.Важной составляющей допроса обвиняемого несовершеннолетнего является установление психологического контакта. По мнению криминалистов, установление психологического контакта между следователем и несовершеннолетним и его поддержание во время допроса зависит от: «... организационных мер, принимаемых при подготовке к допросу и непосредственно во время допроса; профессиональные, морально-психологические качества исследователя».Наиболее распространенная тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых (или обвиняемых) - это выявление положительных качеств личности и обсуждение темы, представляющей взаимный интерес. Первый метод предполагает, что несовершеннолетний подозреваемый (или обвиняемый), дающий ложные показания, предполагает, что следователь в ответ начнет осуждать его.Однако возникает совершенно другая ситуация. Следователь (или дознаватель) обращается к положительным личным качествам ребенка, и это заставляет его осознать всю аморальность своего поведения. В следственной практике немало случаев, когда следователи, ловко используя целеустремленность, честность, желание быть первыми и другие положительные качества несовершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и правдивые показания. Акцент на негативных сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого, обычно приводит к тому, что он закрывается и обычно отказывается давать показания.Таким образом, рассмотрев тактику при допросе несовершеннолетних, можно сделать вывод, что их психологические особенности не позволяют использовать тактику допроса, которую следователь использовал бы при допросе взрослого. При опросе этой категории людей необходимо комплексно применять тактические приемы, формируя тактические комбинации.2.3. Тактические приемы при проведении допроса несовершеннолетних свидетелейТактические особенности допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля зависят от возраста и индивидуальных особенностей несовершеннолетних, их психического состояния, восприятия происходящего и, конечно же, их отношения к расследуемому событию. Эта позиция дает возможность учесть полноту и достоверность их информации и разделить несовершеннолетних свидетелей на следующие категории: «1) очевидцы и другие добросовестные свидетели; 2) потерпевшие; 3) несовершеннолетние из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого; 4) несовершеннолетние из числа сообщников, производство по которым прекращено из-за недостижения ими возраста уголовной ответственности; 5) малолетние свидетели».При допросе определенных категорий несовершеннолетних свидетелей особое внимание следует уделять выявлению некоторых психических характеристик и их индивидуальных особенностей, которые важны при формировании их показаний и которые свидетельствуют о положении несовершеннолетнего во время допроса.Первая категория несовершеннолетних свидетелей - это очевидцы преступления или лица, случайно ставшие свидетелями какого-либо события, связанного с совершенным преступным деянием. В большинстве случаев они предоставляют правдивые показания, но необходимо как можно скорее провести допрос с их участием, поскольку на целостность и достоверность их информации могут повлиять «совпадающие обстоятельства, которые могут быть источником предположений».Кроме того, на это могут влиять объективные (например, условия восприятия) и субъективные (например, эмоциональное состояние несовершеннолетнего) факторы, которые необходимо учитывать. У свидетеля могут возникнуть трудности с воспроизведением события, поскольку с момента события прошло много времени. В таких случаях желательно принять меры по «освежению памяти». В большинстве случаев второстепенные свидетели действительно пытаются помочь следователю (или дознавателю) в расследовании преступления.При допросе несовершеннолетних свидетелей из окружения обвиняемого важно обращать внимание на то, что эти несовершеннолетние имеют близкие отношения с преступником, они знакомы с его друзьями, знают, где и как он проводит свободное время. Поэтому, как правило, такие свидетели на допросе неискренни, так как боятся испортить отношения с обвиняемым и стать предателем в глазах друзей. С такой категорией несовершеннолетних необходимо проводить воспитательную работу. Им необходимо объяснить, что такое «дружба» и чем она отличается от взаимной ответственности, насколько важно давать правдивые показания, которые помогут установить истину по делу, а также разъяснить ответственность за лжесвидетельство.При допросе таких несовершеннолетних могут выявляться обстоятельства их антиобщественного поведения, что очень часто создает препятствия для получения от них правдивых показаний. Следователь (или дознаватель) в этом случае должен объяснить вред такого поведения и на примере несовершеннолетнего обвиняемого показать, к чему это может привести.Несовершеннолетний должен сам понимать свои аморальные поступки, но также подчеркивать незаконность действий своего друга. Другая категория несовершеннолетних свидетелей - это подростки, участвующие в общественно опасных действиях, дело которых по тем или иным причинам закрыто. По своему поведению они ближе к несовершеннолетнему обвиняемому, поэтому при допросе используются методы получения правдивых показаний и те, которые связаны с особым процессуальным положением этого лица. Такие подростки неохотно дают показания о других несовершеннолетних, причастных к преступлению. Следователь (дознаватель) может продемонстрировать несовершеннолетнему осведомленность об обстоятельствах преступления на основании фактов, извлеченных из других показаний. Тактический прием, например детализация, также можно использовать для более подробного освещения события.Исходя из вышеизложенного, при допросе несовершеннолетних свидетелей можно выделить следующие тактики:выслушивание легенды; пресечение лжи; отвлечение внимания; уточнение; детализация; сопротивление; напоминание; контроль; наглядность. Таким образом, рассмотрев тактические приемы допроса несовершеннолетних, можно сделать вывод, что при определении оптимального комплекса тактических приемов данного следственного действия, как правило, учитываются индивидуальные качества допрашиваемого, его психическое состояние, категория уголовных дели следует принять во внимание ситуацию расследования. Правильно подобранная тактика допроса несовершеннолетних свидетелей поможет повысить эффективность следственного действия, а также раскрыть расследуемое преступление.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги этого исследования, я прихожу к следующим выводам:1. На основе анализа международных актов и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации раскрывается сущность уголовно-процессуального статуса несовершеннолетних обвиняемых и свидетелей. Отмечается, что с учетом возможностей восприятия, осознания и реализации этого статуса, допрос несовершеннолетних представляет собой частично измененный уголовно-процессуальный статус взрослого подозреваемого и охватывает не только общеизвестные процессуальные права и обязанности, но и специальные.2. Предлагается определение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, которое следует понимать как следственное действие, настраивающее психологический информационный процесс взаимодействия субъектов, которые его проводят (обязательные участники), присутствующих и имеющих право задавать вопросы (дополнительные участники) с допрашиваемым, в ходе которых лицо, проводящее допрос, используя тактические приемы и разрешенные методы психологического воздействия, получает от допрашиваемого и фиксирует в протоколе или ином порядке, установленном законом, информацию об известных ему обстоятельствах, которые имеют значение для расследования совершенного преступления.3. Особенность допроса несовершеннолетних заключается в том, что уголовный процесс по выяснению обстоятельств преступленияследственными органамивключает процессуальные, тактические, психологические, воспитательные и этические аспекты. Проанализировав отдельные статьи УПК РФ, можно выработать уголовно-процессуальные особенности процедуры допроса несовершеннолетних. Тактика опроса этой группы лиц также имеет свои особенности, которые можно отнести к индивидуальным особенностям и уровню физического и умственного развития несовершеннолетних. Исходя из этого, следуют требования к выбору определенной тактики допроса несовершеннолетних. В каждой ситуации тактика следственного действия определяется с учетом возраста, пола и уровня развития человека. В уголовно-процессуальном законодательстве не установлен минимальный возраст свидетелей. Поэтому следователь должен учитывать специфику психики детей, в частности, их склонность к фантазиям, восприимчивость к внушениям и самовнушению, а опрашивать малолетних необходимо только в исключительных случаях.4. Допрос несовершеннолетних предъявляет к следователю определенные требования: он должен иметь хорошую юридическую подготовку, опыт следственной работы, знание педагогики, общей и детской психологии и т. д. Органы также должны проводить учебные курсы для сотрудников, непосредственно участвующих в расследовании дел с участием несовершеннолетних.5. Возникла проблема с участием педагога или психолога. На мой взгляд, в уголовно-процессуальный закон следует внести следующие изменения:1) признать педагога и психолога независимыми субъектами уголовного судопроизводства вместе с их правами и обязанностями и регулировать их деятельность в уголовном праве;2) дополнить статью 5 УПК РФ в отношении педагога и психолога; 3) определить требования к педагогу и психологу относительно диплома, стажа работы, места работы и тому подобное;СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫКонвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года / Сайт ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения: 08.08.2021).Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 08.08.2021).Абдуразаков М. А. Особенности тактики проведения допроса несовершеннолетних свидетелей // Проблемы совершенствования законодательства: Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2020. – С. 14-16.Алексеева С.О. Особенности тактики допроса несовершеннолетних / С. О. Алексеева, Е. Р. Понамаренко // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 4. – С. 80-84.Алиев Г.Ш. Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) проводимого с участием защитника // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. – № 12(21). – С. 65-69.Антонова К. В. Допрос несовершеннолетних: вопросы криминалистической тактики и психологии // Правовая система и вызовы современности: Материалы XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках II Международного юридического молодежного форума, Уфа, 19–21 октября 2017 года / Ответственный редактор Р.И. Зайнуллин. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 158-166.Балтыкова З.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – № 5(100). – С. 87-91.Бочкарева К.Г. Особенности тактики допроса несовершеннолетних / К. Г. Бочкарева, П. А. Ковалева // Инновационные подходы к правопониманию, правотворчеству и правореализации: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 05 июня 2020 года / Редколлегия: Г.П. Кулешова (отв. ред.) [и др.]. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2020. – С. 47-51. Вдовина О. В. Проблемные аспекты в тактике проведения допроса несовершеннолетних лиц / О. В. Вдовина, А. В. Мордюк // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 12(39). – С. 554-557.Галимханов А.Б. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого с участием защитника // Криминалистические проблемы эффективности борьбы с преступностью и иными правонарушениями среди молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию профессора Л.Л. Каневского, Уфа, 25 апреля 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 118-121.Галяутдинов Р.Р. К вопросу о тактике поведения допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля / Р. Р. Галяутдинов, Д. И. Бикташев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 25. – С. 19-25.Жмуркина Н.А. Особенности тактики допроса несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления // Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 20 апреля 2017 года / Под ред. А.М. Багмета. – Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – С. 93-97.Качур А. Н. К вопросу о тактике допроса несовершеннолетних на предварительном следствии / А. Н. Качур, И. А. Качур // Научные меридианы - 2019: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Новороссийск, 09–10 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.Г. Рзун, Н.О. Старковой. – Новороссийск: Академия знаний, 2019. – С. 35-38.Кашаева А.А. Тактика допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) // Студенческие южно-уральские криминалистические чтения: Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Уфа, 01 декабря 2018 года / Ответственный редактор Р.И. Зайнуллин. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. – С. 77-83.Крамаренко В.П. Ситуационное моделирование в превенции ошибок в тактике допроса несовершеннолетних // VII Балтийский юридический форум «закон и правопорядок в Третьем тысячелетии»: Материалы международной научно-практической конференции, Калининград, 14 декабря 2018 года / Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. – Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. – С. 48-50.Малюшина Ю. А. Психологические основы тактики ведения допросов несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых: научно-методическое пособие / Ю. А. Малюшина ; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, Курганский государственный университет. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009. – 120 с. Мащенко В.А. Особенности тактики допроса несовершеннолетнего // Глобальные риски - локальные решения: сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18 мая 2016 года. – Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2016. – С. 55-60.Наджафова Э.Э. К вопросу о тактике допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого // Организационное, процессуальное и криминалистическое обеспечение уголовного производства: материалы VII Международной научной конференции студентов, курсантов и магистрантов, Симферополь, 14 декабря 2018 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 72-73.Науразбаева А.А. О некоторых проблемах тактики производства допроса несовершеннолетних потерпевших // Студенческие южноуральские криминалистические чтения : Сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Уфа, 24–25 декабря 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 169-173.Пыжиков М. А. Особенности использования метода интервью в тактике допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1(181). – С. 148-151.Пыжиков М. А. Особенности использования метода интервью в тактике допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1(181). – С. 148-151.Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) // Научные исследования. – 2018. – № 4(23). – С. 42-45.Сибякин А. Е. Криминологическое интервью в тактике допросов несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Правда и Закон. – 2021. – № 1(15). – С. 56-63.Стручкова Л.В. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) // Молодой ученый. – 2019. – № 37(275). – С. 61-63.Ульмаскулова Р. М. О тактике допроса несовершеннолетнего // Студенческие Южно-уральские криминалистические чтения: сборник научных статей по материалам VI-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Институт права Башкирского государственного университета, 22 декабря 2017 года. – Институт права Башкирского государственного университета: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 159-162.Фомина И. А. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего / И. А. Фомина, Е. В. Горбачева // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 3(82). – С. 94-99.
1. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года / Сайт ООН. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org (дата обращения: 08.08.2021).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ дата обращения: 08.08.2021).
3. Абдуразаков М. А. Особенности тактики проведения допроса несовершеннолетних свидетелей // Проблемы совершенствования законодательства: Сборник научных статей студентов юридического факультета. – Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «АЛЕФ», 2020. – С. 14-16.
4. Алексеева С.О. Особенности тактики допроса несовершеннолетних / С. О. Алексеева, Е. Р. Понамаренко // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2019. – № 4. – С. 80-84.
5. Алиев Г.Ш. Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) проводимого с участием защитника // Вестник науки. – 2019. – Т. 2. – № 12(21). – С. 65-69.
6. Антонова К. В. Допрос несовершеннолетних: вопросы криминалистической тактики и психологии // Правовая система и вызовы современности: Материалы XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых в рамках II Международного юридического молодежного форума, Уфа, 19–21 октября 2017 года / Ответственный редактор Р.И. Зайнуллин. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 158-166.
7. Балтыкова З.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – № 5(100). – С. 87-91.
8. Бочкарева К.Г. Особенности тактики допроса несовершеннолетних / К. Г. Бочкарева, П. А. Ковалева // Инновационные подходы к правопониманию, правотворчеству и правореализации: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 05 июня 2020 года / Редколлегия: Г.П. Кулешова (отв. ред.) [и др.]. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «ЮрЭксПрактик», 2020. – С. 47-51.
9. Вдовина О. В. Проблемные аспекты в тактике проведения допроса несовершеннолетних лиц / О. В. Вдовина, А. В. Мордюк // Аллея науки. – 2019. – Т. 3. – № 12(39). – С. 554-557.
10. Галимханов А.Б. Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого с участием защитника // Криминалистические проблемы эффективности борьбы с преступностью и иными правонарушениями среди молодежи: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию профессора Л.Л. Каневского, Уфа, 25 апреля 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 118-121.
11. Галяутдинов Р.Р. К вопросу о тактике поведения допроса с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля / Р. Р. Галяутдинов, Д. И. Бикташев // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 25. – С. 19-25.
12. Жмуркина Н.А. Особенности тактики допроса несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления // Раскрытие, расследование и предупреждение преступлений, связанных с насилием над несовершеннолетними: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 20 апреля 2017 года / Под ред. А.М. Багмета. – Москва: Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 2017. – С. 93-97.
13. Качур А. Н. К вопросу о тактике допроса несовершеннолетних на предварительном следствии / А. Н. Качур, И. А. Качур // Научные меридианы - 2019: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, Новороссийск, 09–10 ноября 2019 года / Под общей редакцией И.Г. Рзун, Н.О. Старковой. – Новороссийск: Академия знаний, 2019. – С. 35-38.
14. Кашаева А.А. Тактика допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) // Студенческие южно-уральские криминалистические чтения: Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Уфа, 01 декабря 2018 года / Ответственный редактор Р.И. Зайнуллин. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2018. – С. 77-83.
15. Крамаренко В.П. Ситуационное моделирование в превенции ошибок в тактике допроса несовершеннолетних // VII Балтийский юридический форум «закон и правопорядок в Третьем тысячелетии»: Материалы международной научно-практической конференции, Калининград, 14 декабря 2018 года / Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. – Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России, 2019. – С. 48-50.
16. Малюшина Ю. А. Психологические основы тактики ведения допросов несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых: научно-методическое пособие / Ю. А. Малюшина ; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, Курганский государственный университет. – Курган: Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, 2009. – 120 с.
17. Мащенко В.А. Особенности тактики допроса несовершеннолетнего // Глобальные риски - локальные решения: сборник материалов ежегодной международной междисциплинарной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 18 мая 2016 года. – Санкт-Петербург: ООО «НИЦ АРТ», 2016. – С. 55-60.
18. Наджафова Э.Э. К вопросу о тактике допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого // Организационное, процессуальное и криминалистическое обеспечение уголовного производства: материалы VII Международной научной конференции студентов, курсантов и магистрантов, Симферополь, 14 декабря 2018 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2018. – С. 72-73.
19. Науразбаева А.А. О некоторых проблемах тактики производства допроса несовершеннолетних потерпевших // Студенческие южноуральские криминалистические чтения : Сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Уфа, 24–25 декабря 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 169-173.
20. Пыжиков М. А. Особенности использования метода интервью в тактике допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1(181). – С. 148-151.
21. Пыжиков М. А. Особенности использования метода интервью в тактике допроса несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 1(181). – С. 148-151.
22. Сапова А.Г. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) // Научные исследования. – 2018. – № 4(23). – С. 42-45.
23. Сибякин А. Е. Криминологическое интервью в тактике допросов несовершеннолетних потерпевших от развратных действий // Правда и Закон. – 2021. – № 1(15). – С. 56-63.
24. Стручкова Л.В. Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) // Молодой ученый. – 2019. – № 37(275). – С. 61-63.
25. Ульмаскулова Р. М. О тактике допроса несовершеннолетнего // Студенческие Южно-уральские криминалистические чтения: сборник научных статей по материалам VI-й Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Институт права Башкирского государственного университета, 22 декабря 2017 года. – Институт права Башкирского государственного университета: Башкирский государственный университет, 2017. – С. 159-162.
26. Фомина И. А. Отдельные аспекты участия педагога и психолога в тактике допроса несовершеннолетнего / И. А. Фомина, Е. В. Горбачева // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 3(82). – С. 94-99.
Вопрос-ответ:
Каковы основные теоретические аспекты допроса несовершеннолетних?
Основные теоретические аспекты допроса несовершеннолетних включают в себя определение и сущность допроса как следственного действия, уголовно-процессуальный порядок допроса, психологические, педагогические и этические основы данного процесса, а также проблемы участия педагога, психолога и защитника законных представителей при допросе.
Что такое допрос и какова его сущность?
Допрос - это следственное действие, которое состоит в извлечении показаний участников преступления или свидетелей. Его сущность заключается в получении информации о преступлении, установлении обстоятельств и выявлении правды на основе показаний свидетелей или обвиняемых.
Каков уголовно-процессуальный порядок допроса несовершеннолетних?
Уголовно-процессуальный порядок допроса несовершеннолетних предусматривает особые требования и условия для защиты и безопасности ребенка. Допрос проводится в соответствии с принципами правильности, легальности и справедливости. Он осуществляется с учетом возраста и психологических особенностей ребенка, а также в присутствии педагога, психолога или законных представителей.
Какие психологические, педагогические и этические основы должны соблюдаться при допросе несовершеннолетних?
При допросе несовершеннолетних необходимо соблюдать психологические, педагогические и этические основы. Ребенка следует охранять от психологической травмы, обеспечивать доверительные отношения, использовать педагогические методы общения и объяснения. Кроме того, необходимо соблюдать этические принципы, такие как справедливость, уважение прав ребенка и неразглашение информации о допросе.
Каковы основные теоретические аспекты допроса несовершеннолетних?
Основные теоретические аспекты допроса несовершеннолетних включают понятие и сущность допроса, уголовно-процессуальный порядок его проведения, а также психологические, педагогические и этические основы данного процесса.
Каков уголовно-процессуальный порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых?
Уголовно-процессуальный порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и обвиняемых определен законодательством и включает ряд особенностей, учитывающих возрастные и психологические характеристики детей.
Какие психологические, педагогические и этические основы учитываются при допросе несовершеннолетних?
При допросе несовершеннолетних учитываются их возрастные особенности, психологические особенности развития, а также принципы педагогики и этики, направленные на защиту и интересы детей.
Возможно ли участие педагога, психолога и защитника в процессе допроса несовершеннолетних?
Да, при допросе несовершеннолетних может быть предусмотрено участие педагога, психолога и защитника для обеспечения прав и интересов ребенка и его защиты в рамках закона.
Какие тактические приемы используются при допросе несовершеннолетних?
При допросе несовершеннолетних осуществляются тактические приемы, учитывающие психологические особенности и развитие ребенка, с целью достижения объективной информации и справедливого рассмотрения дела.