Специфика угроз международной информационной безопасности на современном этапе международных отношений
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы международной информационной безопасности 6
1.1. Понятие международной информационной безопасности 6
1.2. Правовые основы международной информационной безопасности 9
2. Оценка существующих угроз международной информационной безопасности и их особенности на современном этапе 12
2.1. Глобальные угрозы информационной безопасности мира 12
2.2. Международный механизм защиты от угроз в области информационной безопасности и основные проблемы на современном этапе 15
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Институциональная основа обеспечения МИБ опирается на систему субъектов международного права, деятельность которых направлена на выработку политики в области МИБ, координирования деятельности, международного сотрудничества. На международном уровне, прежде всего, ключевое значение имеют международные организации. Все институты МИБ, как международные организации, так и государства, как субъекты международной политики находятся в постоянном взаимодействии, что предопределяет особенности МИБ как системы.Система управления ИБ строится на взаимодействии различных органов. Реализация полномочий по обеспечению информационной безопасности осуществляется как в рамках внешних, так и внутренних угроз.На сегодняшний день, значение имеют международные стандарты и международные институты в области МИБ. Так, среди международных организаций стоит указать на ООН и ее структурные подразделения и, прежде всего, Совет Безопасности ООН (далее по тексту СБ ООН).В 2018 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила два процесса для обсуждения вопроса МИБ до 2021 г: рабочую группу открытого состава и группу правительственных экспертов. В рамках этой инициативы было подчеркнуто, что «преступные действия в киберпространстве способствуют снижению доверия между государствами». Также стоит обозначить роль и других организаций. ISO (Международная организация по стандартизации) и IEC (Международная электротехническая комиссия) имеют ключевое значение в институционализации процессов ИБ на международном уровне.Международное сотрудничество в области ИБ во всем мире, основано на заинтересованности стран в обеспечении ИБ не только на национальном уровне, но и в целом, как мировая проблема. В структуре международных институтов существуют технические структурные комитеты, которые разрабатывают международные стандарты, которые применимы в любом государстве, то есть, носят унифицированный характер.На сегодняшний день, МИБ, по-видимому, означает сложную, сильно изменяющуюся или текучую виртуальную онлайн-среду, и, в связи с чем, очень трудно сопоставить связанные с этим информационные риски. Угрозы МИБ носят трансграничный характер, и кибератака на критически важные объекты странможет влиять на всю систему мирового сообщества. В этой связи существует необходимость в сильной институциональной основе, которая должна контролировать МИБ.Стоит также указать и на научную составляющую. Международные исследования в области МИБ необходимы для разработки инновационных решений, которые могут защитить от новейших и самых передовых киберугроз.В обеспечении МИБ стоит отметить три ключевых аспекта защиты: люди, политики и технологии. Стоит отметить, что как понятие МИБ, и ее правовое регулирование строится на комплексной основе, так и применение конкретных мер, а также выработка их в будущем, также должна иметь комплексный характер. Это обусловлено тем, что решение только технологических проблем, позволить устранить угрозы примерно на 20 %. Но большая часть проблем останется. Поэтому обеспечение МИБ, это как система технологического, так и правового, а также институционального обеспечения.Получение цифровых доказательств в международных делах по-прежнему затруднено: государства стремятся получить быстрый доступ к информации. Это еще более проблематично, когда доказательства находятся за пределами России. Американские технологические компании, такие как Facebook или Microsoft, получают в среднем 100 000 прямых запросов в год. Не существует закона, регулирующего такие запросы, поэтому вся система работает при условии, что интернет-компании просто передадут информацию правоохранительным органам. Как подчеркивают современные исследователи, для обеспечения МИБ следует «создать международный документ, который регулировал бы отношения в сфере информационных технологий, препятствовал бы нарушению международной безопасности, способствовал бы социальному и экономическому развитию, регулировал бы споры и конфликты, возникающие в связи с нарушением документа.Также на его основании всем государствам следует отказаться от осуществления любых неправомерных действий в информационном пространстве».В краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе прогнозируется дальнейшее усиление вызовов, угроз и рисков. Таким образом, на практике и в методологии принятых документов нет четкого определения и типологии современных кибератак, а также эффективного отражения их или заранее предусмотренного механизма предотвращения. Несмотря на большое количество мер, не создано эффективного механизма предотвращения угроз в рамках международного уровня.Сегодня нуждаются в научных исследованиях механизмы трансформации международно-правовых норм, регулирующих вопросы МИБ. Необходимавыработка новых основ международного регулирования ИБ, его современного состояния и проблем. ЗаключениеМИБ в современной литературе понимается как степень защищенности информационной сферы, отражающая состояние безопасности глобального уровня и в рамках которой имеет значение обеспечение свойств информации на основе защиты не раскрытия (не разглашаемости) информации, возможности доступа к информации и сохранения ее целостности. В современных условиях, транснациональный характер информационно-коммуникативного развития, требует от государств более тесного сотрудничества в области обеспечения МИБ, а также повышения роли международных организаций.Правовое обеспечение МИБ на сегодняшний день, обуславливается в основном актами международных организаций, способствующих и содействующих обеспечению ИБ в мире, как на основе своей деятельности по выработке конкретных норм, так и взаимодействия государств на принципах сотрудничества. В больше степени, проблемы ИБ находят отражение в реализации норм национального права конкретных государств.Специфика существующих угроз МИБ отражает: быстроменяющуюся среду, в которой возникают новые угрозы, наличие пробелов и механизмов предотвращения угроз, не поспевания вырабатываемых систем международной защиты новым угрозам, так как информационно-коммуникативное развитие постоянно развивается.Различного рода негативные события и прецеденты, складывающиеся в информационной сфере за последние годы, подчеркивают насущную необходимость предпринять важнейших мер нового порядка. На практике и в методологии принятых документов нет четкого определения и типологии современных кибератак, а также эффективного отражения их или заранее предусмотренного механизма предотвращения. Несмотря на большое количество мер, не создано эффективного механизма предотвращения угроз в рамках международного уровня.Сегодня нуждаются в научных исследованиях механизмы трансформации международно-правовых норм, регулирующих вопросы МИБ. Необходимавыработка новых основ международного регулирования ИБ, его современного состояния и проблем.Список использованной литературы
1. Устав ООН // [Электронный ресурс]: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 53/70 от 4 января 1999 г. «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // Российская газета 2000. № 187
Научная литература
4. Абидарова А.А. Кибератаки на информационные и автоматизированные системы и комплексы // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. № 11. С. 347-349.
5. Антонова Н.Л., Бабикова И.И. Информационная безопасность в условиях цифровой экономики // Заметки ученого. 2020. № 13. С. 111-117.
6. Васильева В.А. Кибербезопасность и информационная безопасность // В сборнике: Цифровые технологии в международных отношениях. Сборник материалов девятой международной студенческой научно-практической конференции. 2020. С. 22-26.
7. Волошин М.Г. Направления развития информационной безопасности в России и проблемы правового регулирования // В сборнике: Молодежная инициатива - 2020. Материалы Городской научно-практической конференции с международным участием. 2020.
8. Жаксыбекова Е.А. Международная информационная безопасность в практике международных отношений // Евразийское Научное Объединение. 2021. № 1-5 (71). С. 391-393.
9. Канчукоев В.О., Коков Н.С., Кокова С.Ф., Канкулова З.Р. Программа стратегии управления информационной безопасностью в системе цифровой экономики // В сборнике: приоритетные направления инновационного развития сельского хозяйства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нальчик, 2020. С. 136-139.
10. Капустин А. Я. К вопросу о международно-правовой концепции угроз международной информационной безопасности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 6. С. 44–51.
11. Корнеева Е.Д. Международное сотрудничество государств в сфере обеспечения информационной безопасности // В сборнике: Седьмые юридические чтения: Государство и право в эпоху информатизации. Сборник статей. 2020. С. 59-.
12. Международная информационная безопасность: Теория и практика: в 3-х тт. Т. 1: Учебник для вузов. Под общ. ред. А.В. КРУТСКИХ. Т. 1. – М.: Аспект Пресс, 2019.
13. Муцурова З.М. Информационная безопасность против киберпреступности //В сборнике: Информационные технологии в образовании. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 2020. С. 134-139.
14. Полякова Т.А. Развитие конституционно-правовых основ обеспечения информационной безопасности как составляющей национальной безопасности // Правовое государство: теория и практика. 2020. № 4-1 (62). С. 54-63.
15. Ромашкина Н.П. Проблема международной информационной безопасности в ООН // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 12. С. 25-32.
16. Сидорова Т.Ю. Международная информационная безопасность: правовые аспекты и деятельность ООН // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3 (90). С. 103-108.
17. Синещук Ю.И., Родин В.Н., Иванов А.Ю. Организационная защита информации - Санкт-Петербург, 2020.
18. Текнеджан Э.В. Методы обеспечения информационной безопасности // Матрица научного познания. 2021. № 2-1. С. 169-171.
19. Ясносокирский Ю.А. К вопросу о применимости международного права в информационной сфере // Международная жизнь. 2021. № 7. С. 12-17.
Электронные ресурсы
20. Зиновьева Е.С. Международная информационная безопасность // [Электронный ресурс]: https://mgimo.ru/about/news/experts/256505/
21. Разница между кибербезопасностью и информационной безопасностью. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - https://megaobzor.ru/raznica-mezhdu-kiberbezopasnostyu-i-informacionnoj-bezopasnostyu.html.
22. Россия подготовила новую концепцию Конвенции о международной информационной безопасности // [Электронный ресурс]:https://tass.ru/politika/11732803
Иностранная литература
23. Developments in the field of information and telecommunications in the context of international security // [Электронный ресурс]: https://www.un.org/disarmament/ict-security/
24. ISO // [Электронный ресурс]: https://www.iso.org/ru/home.html
25. Olayemi O. Olasehinde A Stacked Ensemble Intrusion Detection Approach for the Protection of Information System // International Journal for Information Security Research (IJISR) 2020. Volume 10. Issue 1. РР. 910-923. Р. 910.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет понятие "международная информационная безопасность"?
Международная информационная безопасность - это состояние защищенности информационных систем и данных от угроз, которые могут возникнуть в международном контексте. Это важное понятие для современных международных отношений, так как информационные угрозы и воздействия играют существенную роль в политике и экономике многих стран. Защита информационной безопасности важна для обеспечения стабильности, развития и безопасности международного сообщества.
Какие правовые основы существуют в области международной информационной безопасности?
Правовые основы международной информационной безопасности включают в себя международные договоры, конвенции и соглашения, которые регулируют поведение государств и международных организаций в сфере информационной безопасности. Примерами таких документов являются Киберконвенция Совета Европы, Конвенция о киберпреступности ООН и другие. Эти правовые основы помогают установить правила игры и сотрудничество между государствами в области информационной безопасности.
Какие глобальные угрозы информационной безопасности существуют на современном этапе их международных отношений?
На современном этапе существует множество глобальных угроз информационной безопасности. К ним относятся кибератаки, кибершпионаж, распространение вредоносного программного обеспечения, фейковые новости и дезинформация, хактивизм и другие. Эти угрозы могут быть использованы для политических, военных, экономических или иных целей и могут причинить значительный ущерб государствам и международному сообществу в целом.
Какие особенности имеют современные угрозы международной информационной безопасности?
Современные угрозы международной информационной безопасности характеризуются высокой степенью сложности и инновативности. Киберпреступники и государственные акторы постоянно разрабатывают новые методы и инструменты для проведения атак и воздействия на информационные системы. Также эти угрозы часто имеют глобальный характер и могут быть направлены на любую точку планеты, что усложняет их предотвращение и реагирование на них со стороны государств и организаций.
Какие основные понятия связаны с международной информационной безопасностью?
Основные понятия, связанные с международной информационной безопасностью, включают понятие угрозы информационной безопасности, правовую основу, международное сотрудничество, государственные и негосударственные акторы.
Какие правовые документы регулируют международную информационную безопасность?
Международная информационная безопасность регулируется рядом правовых документов, включая Всемирную конституцию информационной безопасности, Декларацию ООН об использовании информационных технологий в контексте международной безопасности, Конвенцию ООН о применении компьютерных средств в международных отношениях и другие.
Какие глобальные угрозы информационной безопасности существуют на современном этапе?
На современном этапе существуют глобальные угрозы информационной безопасности, такие как кибервойны, кибертерроризм, киберпреступность, кибершпионаж, распространение вредоносного программного обеспечения, кибератаки на критическую информационную инфраструктуру и т.д.
Что такое международный механизм защиты информационной безопасности?
Международный механизм защиты информационной безопасности включает в себя сотрудничество государств в области информационной безопасности, разработку согласованных правил и принципов, мониторинг уровня информационной безопасности в мире, а также совместные меры по предотвращению и реагированию на угрозы информационной безопасности.
Какие акторы участвуют в обеспечении международной информационной безопасности?
В обеспечении международной информационной безопасности участвуют государственные акторы, такие как правительства и военные структуры, а также негосударственные акторы, такие как международные организации, частные компании и гражданское общество.