Характеристика экономической функции социального обеспечения
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 02.10.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 4
1. Основные характеристики 4
2. Экономическая функция и ее особенности 5
3. Экономическая роль социального обеспечения 8
Заключение 15
Глоссарий 16
Список использованных источников 18
Список сокращений 19
Приложения 20
Опережающий рост социальных расходов консолидированных бюджетов регионов привел к разбалансированности бюджетов, большому дефициту и долгу. Возможности экономии за счет несоциальных статей расходов ограничены, поскольку доля социальных расходов очень высока. В ближайшее время тренд оптимизации социальных расходов будет распространяться на все большее число регионов. Однако трансформация сложившейся структуры расходов, смена приоритетов весьма сложны изза высокой степени инерционности системы: взятые публичные нормативные обязательства бюджетов впоследствии почти невозможно отменить без политических рисков.
Если основой роста социальных расходов в последние годы выступило пенсионное обеспечение, то в отношении средств, выделяемых на образование и здравоохранение, рост был гораздо более умеренным. Их величина в процентном отношении к ВВП увеличилась на 1,3% и 1,6% соответственно, причём наибольший подъем пришелся на 2011-2012 годы [5].
В целом же можно сказать, что данные направления развивались сообразно всей экономике страны. Хотя финансовое обеспечение образования и здравоохранения за данный период, действительно, заметно улучшилось: несколько вырос уровень заработной платы, постепенно проводится модернизация, – однако это улучшение находится в русле общего восстановления России этого периода.
Состояние социальной политики государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них. К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды. Эти выплаты минимальны.
Преодоление имеющихся диспропорций в оплате труда работников бюджетной сферы. Образование, здравоохранение, культура и социальная защита в последние годы развиваются соразмерно со всем национальным хозяйством. Несмотря на рост материального достатка их работников в абсолютном выражении, отставание этих секторов от отраслей экономики по уровню оплаты труда и другим показателям останется неизменным.
Сегодняшнюю ситуацию с уровнем оплаты труда нельзя считать способствующей решению задач по оздоровлению и гармоничному развитию России. Правда, в последние годы уже отмечается, пусть и недостаточно динамичное, но устойчивое сокращение имеющегося разрыва в уровне оплаты труда. Так, например, в образовании за последние три года этот разрыв снизился на 10%, в культуре и дошкольном образовании – на 4%, в здравоохранении и высшем образовании – на 2%. «Для сравнения: в электроэнергетике официальная заработная плата составляла 150%, в страховых организациях – 170%, а в банковских учреждениях, добыче топливно-энергетических ресурсов и в трубопроводном транспорте – более 200% от средней по экономике» [1].
Если разрыв зарплат между промышленностью и транспортом можно в некоторой степени объяснить сложными условиями труда, то диссонанс между социальной сферой и финансово-кредитными учреждениями явно свидетельствует о серьёзных проблемах в приоритетах развития общества. Однако и здесь в большинстве случаев можно отметить постепенное сокращение дифференциации доходов со среднеэкономическим уровнем, что ведёт к сглаживанию разрыва с социальной сферой, в чем видится признак движения к оздоровлению страны.
Все это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. [4]
Итак, в финансовом механизме реализации расходной социальной политики по-прежнему преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится огромная сеть бюджетных учреждений, но цели ее функционирования, критерии оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. По существу, большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение.
Заключение
Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном влиянии на потребности и интересы людей как участников производственного процесса, на экономику в целом. Он имеет внутреннюю сложную структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: безопасности, распределения и производства. С помощью подфункции распределения конкретные материальные услуги и товары доставляются потребителю особым экономичным способом.
Такая подфункция включает способы концентрации средств в фондах и их распределения на различные цели - это действия государственных органов, организаций, органов местного самоуправления, по выделению средств в фонды, которые предназначены для социальной защиты, но по направлению эти средства на выплату пособий, пенсий и услуг пенсионерам.
Суть функции обеспечения заключается в поддержании достойного материального благосостояния лиц, для которых фонды социального обеспечения (пособия, пенсии) являются источником существования с целью предотвращения обнищания людей. Производственная подфункция предполагает повышение производительности труда и стимулирование граждан, освобождение трудовых ресурсов от инвалидов и пожилых работников и воспроизводство рабочей силы за счет создания благоприятных условий для формирования трудоспособности среди несовершеннолетних.
Таким образом, социальное обеспечение способствует осуществлению экономических реформ и созданию рыночных отношений.
Глоссарий
№ п/п Понятие Определение 1 Социальное обеспечение система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются фонды денежных средств для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, в иных случаях установленных законодательством. 2 Экономическая функция Заключается в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу всевозможных жизненных обстоятельств – в связи с возрастом, инвалидностью, потерей кормильца, болезнью, безработицей и др.; 3 Льготы дополнительное право, предоставляемое определённым категориям граждан, семьям или домохозяйствам для поддержания их приемлемого уровня жизни с помощью освобождения их от каких-либо обязательных платежей или обязанностей, или путём социальных выплат 4 Социальная функция это направление деятельности государства в социальной сфере. Список использованных источников
1 Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2017. 416 с. 2 Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспече-ния. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. 264 с. 3 Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с. 4 Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с. 5 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с. 6 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с. 7 Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с. 8 Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с. Список сокращений
ЛНР Луганская Народная Республика
ДНР Донецкая Народная Республика
РФ Российская Федерация
ВВП Внутренний Валовый продукт
Приложения
А Функции социального обеспечения
3
2 Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспече-ния. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. — М: 2019. 264 с.
3 Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. — М: Проспект, 2017. 238 с.
4 Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.
5 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
6 Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. — М: Юрайт, 2019. 428 с.
7 Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
8 Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики экономической функции социального обеспечения?
Основными характеристиками экономической функции социального обеспечения являются: опережающий рост социальных расходов, разбалансированность бюджетов, большой дефицит и долг. Также возможности экономии за счет несоциальных факторов.
Какие особенности экономической функции социального обеспечения?
Особенности экономической функции социального обеспечения включают в себя: опережающий рост социальных расходов, разбалансированность бюджетов, возникновение большого дефицита и долга. Также возможны экономии за счет несоциальных факторов.
Какую роль играет экономическая функция социального обеспечения?
Экономическая функция социального обеспечения играет важную роль в обеспечении благосостояния и социальной защищенности населения. Она позволяет опережающе регулировать социальные расходы, но при этом может привести к разбалансированности бюджетов, дефициту и долгу.
Возможно ли экономить за счет несоциальных факторов?
Да, возможно экономить за счет несоциальных факторов. В долгосрочной перспективе такие экономии могут быть эффективными и способствуют более устойчивому развитию экономики и социального обеспечения.
Какие последствия могут быть у разбалансированных бюджетов и большого долга в связи с экономической функцией социального обеспечения?
Разбалансированные бюджеты и большой долг в результате экономической функции социального обеспечения могут привести к финансовым проблемам, ухудшению кредитного рейтинга, снижению инвестиций и экономическому нестабильности. Это может создать трудности для устойчивого развития и социальной защищенности.
Какие основные характеристики экономической функции социального обеспечения?
Основные характеристики экономической функции социального обеспечения включают в себя механизмы, инструменты и методы, которые обеспечивают гарантии населению в получении социальной защиты, преодолении социальной неравенности, уровне доходов и жизненном уровне.
Какие особенности экономической функции социального обеспечения?
Особенности экономической функции социального обеспечения включают: целенаправленность предоставления социальной помощи населению, учет социально ориентированных потребностей, государственное регулирование и координация социальных программ и мер, финансирование социальной защиты через налоговую систему.
Какую экономическую роль играет социальное обеспечение?
Экономическая роль социального обеспечения состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивости экономики за счет снижения неравенства доходов, улучшения условий жизни и уровня благосостояния населения, повышения занятости, стимулирования экономического роста и инвестиций.
Какие возможности экономии с помощью несоциальных мер?
Возможности экономии с помощью несоциальных мер включают оптимизацию государственных расходов, повышение эффективности бюрократических процессов, привлечение частного сектора к предоставлению определенных услуг, реформирование системы социального обеспечения с целью устранения просчетов и злоупотреблений, а также развитие финансового и налогового менеджмента.