Работа с симптомом в психотерапии
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 29.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С СИМПТОМОМ В ПСИХОТЕРАПИИ 6
1.1. Понятие симптома и принципы его формирования 6
1.2. Диагностика симптома. Методы работы с ним и его причиной 9
1.3. Место симптома в семейной системе 15
1.4. Классификация психосоматических заболеваний 18
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ 23
2.1. Техники работы с симптомами 23
2.2. Эклектический подход при работе с психосоматическими больными 33
2.3. Работа с измененными и экстремальными состояниями сознан...........36
2.4. Психопрофилактика 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 53
ТЕСТОВЫЙ КОНТОЛЬ 54
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 57
Результат. В расширенном состоянии сознания клиент начинает активно взаимодействовать со своим прошлым и будущим. Путем непосредственного влияния на свое прошлое, осознания его, изменения его, одновременно восстанавливается целостность человека в настоящем. И тогда вся жизненная цепочка развивается иначе. Оказывается, что достаточно одного факта осознания для избавления от многих симптомов и проблем.Процессуальная терапия.Теоретическое обоснование. В данной терапии объединяются многие психотерапевтические школы, из которых взято самое ценное. Кроме того, терапия обращается к восточному мировоззрению (к буддизму и даосизму).Ее основатель А. Минделл. Основой его теории является увесистый словарь терминов, а идеологией стала восточная философия. Словарьсодержит термины границ, каналов, описание функционирования каналов психического восприятия, трактовку метанавыкоа (то, с каким чувством человек что-либо делает. Особую важность имеют они для коммуникации, для любого общения, для любых действий).Суть терапии в том, что любое событие имеет свой собственный смысл. Наличие смысла моментально облегчает состояние человека, который находится в его поиске.Таким образом, процессуальная психотерапия базируется на том, что в любом происходящем с человеком процессе имеется смысл, который изначально в нем заложен. И здесь важно уметь распознавать, понимать этот смысл и следовать за различными процессами во время психотерапии.Это сближает данное направление с философией даосизма и дзен-буддизма[Минделл А].Возможности, механизм и цели. Процессуальная работа – это сознание движущейся основы, потока событий в нас и вокруг нас.Так как, терапия основывается на феноменологической точке зрения, то первостепенное значение имеют такие термины, как переживания (опыт), осознание, и наблюдения.Данная психотерапияпроводится в двух формах процесса: в первичной форме, которая находится ближе к сознанию, и вторичная форма, не осознаваемая, где, также, имеются различные физические симптомы, непроизвольные движения и сны.Первичная форма процесса связана с обыденной жизнью, с работой, с формальными и традиционными отношениями в социуме.В ходе всех видов общения этой формы всегда сильнейшим образом проявляются влияние общества, родителей, умение привычно ориентироваться в часто встречающихся обстоятельствах. Из этого следует, что роль процесса первого порядка заключается в жизнеобеспечении, что сходно с процессами уровня физиологических потребностей у Маслоу. Но в этой терапии основное отличие – это видеть, прежде всего, не ряд состояний, а именно реку процесса.Специалист обязан сосредоточиться на вторичном процессе, т. к. в нем находится много творческой энергии и ресурсов, которые пациент не используетв повседневной жизни. Вторичные формы процессов представляют интерес особый. Потому, только в этих процессах человек можем быть счастливым, несчастливым, переживать и чувствовать.Психотерапевт, обращая внимание на едва заметные движения, взгляды, на нюансы отношений, способствует разворачиванию этого процесса. Это необходимо для получения доступа к энергии. Таким образом, помощь в понимании того, в чем заключается вторичная форма процесса, поддержка в следовании за ним – это основная задача процессуального психотерапевта.Во втором процессе человек должен обращать внимание, чтобы видеть события в природе, особенности поведения других, наконец – собственные телесные проявления, а затем действовать, прислушиваясь к этой информации.Показания:внутренние переживания, хронические симптомы.Основные техники:процессуально-ориентированная медитация(техника «сны наяву»)- это особая техника, требующая покоя и медитации. это техника медитации, в которой клиент живет полностью в моменте настоящего, при этом он помогает себе всеми возможными способами: своими собственнымичувствами, видениями, голосами, взаимоотношениями, движениями, и телесными проблемами. С ее помощью можно увидеть те вторичные малозаметные сигналы души, которые человеку не слышны в шуме обыденности.Сновидение является процессом предсознательной, чувственной осведомленности о мире или о себе. Сновидение – это инструмент, благодаря которому человек видит сны, способен мечтать, воображать. Особую степень мастерства требует осознанное сновидение, т. е. это, когда во сне человек бодрствует. Желание контролировать свои сны появляется потому, что человека неудержимо влечет к свободе. Так как, то, что наяву никогда не произойдет, происходит в контролируемом сновидении. В психотерапии такое сновидение становится способом изменения клиента, способом научить его воплощать свои желания, завершать гештальты и способствовать тому, чтобы человек осознал свои истинные мотивы, потребности. Упражнение «Базовая работа с симптомом».Инструкция.1. Просите себя выбрать для сосредоточения трудный симптом (очень беспокоит) – предпочтительновыбрать тот симптом, который вы чувствуете сейчас или чувствовали в прошлом, но никогда не понимали (как пример, постоянное чувство давления в мочевом пузыре)2. Самостоятельно или с помощью партнера необходимо сосредоточится на чувстве этого симптома. Для этого направьте на него свое внимание и постарайтесь почувствовать ощущения симптома с максимальной точностью, чтобы вы могли его воссоздать еще чьем-то теле или на теле скульптуры. Опишите симптом настолько реалистичным, что кто угодно мог бы испытывать этот симптом (к примеру, давление в мочевом пузыре ощущается так, будто что-то проталкивается наружу через стенки пузыря).Важно сосредоточиться не только на воздействии симптома, но и на своем переживании, на своем воображении той энергии, которая создает этот симптом (к примеру, при сильной головной боли сосредоточивайтесь на первоначальной энергии или на остроте этой боли).3. Следующий этап – разворачивание энергии, которая скрывается за симптомом, с помощью одной из своих рук. Это движение может привести вас к тому, что называется «создателем симптома», а именно: предшественнику физического симптома в стране грез. Исследуйте перевоплощение в сферу сновидения, и чувствуйте, и двигайтесь, также, как этот создатель симптома до тех пор, пока не возникнет образ этого опыта движения. И издавайте звук, который сопутствует этому движению.Далее требуется определить, что выражают эти звуки и движение. Какое их послание? Что находится на уме у создателя симптома? Осознавайте свои переживания. При этом помните, что в отношении того, что вы переживаете, не может быть общепринятого мнения. Так как, ваша внутренняя реальность является вашим собственным опытом (к примеру, симптом давления в мочевом пузыре может ощущаться так, будто маленький демон пытается вырваться на свободу, а его удерживает тюремная стена).4. На этом этапе требуется найти сущность симптома. Для этого, необходимо перевоплотится в энергию или действие создателя симптома и затем двигаться все меньше и меньше, но все время чувствуя ту же энергию. Затем попросите себя назвать сущность создателя симптома (к примеру, с мочевым пузырем, прижимаются руки к стене и давят на стену. Но до давления, до того, как он так расстроился, «демон» в реальности был лишь чувствительностью к ограничению и побуждением к свободе).5. Сделайте из сущности образ. Он может быть очень непохожим на другие, которые уже были. Этого различия следует ожидать, поскольку мы теперь переходим из страны грез в сновидение.Этапы:когда вы сможете видеть сущность, войдите в ее мир (к примеру, это мир роскошных цветов). Каковы пространство и время этого мира сущности? Каково оно – быть в этом мире? Теперь живите там (к примеру, в мире цветов отсутствует ощущение пространства – было просто ощущение свободы, а время было ощущением естественной смены дня и ночи или времен года);перевоплотитесь и исследуйте мир сущности, и позвольте своему опыту выражать себя в виде звуков, движения руки;думайте о себе, как о живом произведении искусства, движущейся скульптуре, которую создает сила безмолвия. Сохраняйте глубокое сосредоточение, и позвольте своей фантазии развертываться, пока она не объяснит себя вам (к примеру, можете писать; рисовать цветы, солнце, легкий ветерок. Цветы говорили: «Живи спокойнее, человече, ты будешь расти быстрее.)6. Предоставьте себе время на разбор всего этого, и когда будете готовы, спросите себя: «Как этот опыт мог бы влиять на мою повседневную жизнь, мои телесные чувства, мою позу, мое питание, то, как я использую свое тело?» Представьте себе, что вы переживаете сущность этого симптома дома, на работе, и в ваших взаимоотношениях с другими людьми (к примеру, опыт может повысить чувствительность к вашему телу; сделает более осознающими, более внимательными к позе, которую вы используете, когда стоите или сидите. Если вы живете в гиперпространстве симптома, то ваша жизнь и дома, и на работе изменится).7. Подумайте, как этот опыт уже пытался проявляться в вашей жизни? На кого или на что вы проецировали опыт?(к примеру, с давлением в мочевом пузыре, человек проецировал чувствительность на цветы, т. к. любил покупать цветы. Также и на тех людей, которые «были похожи на цветы»).8. В заключение из мира этого опыта почувствуйте, что необходимо взять, чтобы заботиться о вашем теле. Каково «лекарство» сущности?Ответ на данный вопрос очень индивидуален, он представляет собой нечто такое, что только вы можете почувствовать из этого пространства. Сосредотачивайте внимание до тех пор, пока не заметите ответ своей телесной мудрости (к примеру, человеку необходимо проводить больше времени в мире цветов, поэтому он решил создать ритуал медитации, связанный с цветами. Кроме того, у него был лишний вес, и он чувствовал, что ему нужно быть более легким и свободным).Важно!Ощутите, каким образом симптом заключает в себе «лекарство» не только для себя самого, но и для всей вашей жизни в целом.Практика осознания. В процессе работы над своим симптомом, старайтесь не просто его исцелять. Сосредоточивайтесь на том, чтобы узнавать их неизвестные внутренние сферы, экспериментируя с использованием своего осознания различными способами.Приходить к конкретному выводу или пониманию полезно и интересно, но больше всего на симптомы обычно влияет сама практика осознания – ваш доступ к вашим собственным гиперпространствам, ваше расширенное ощущение реальности. Развитие непрерывного осознание ведет вас к все более гармоничному образу жизни. Вы в большей степени становитесь тем, кто вы есть.Практика преобразует ваш повседневный мир в новый вид пространства и времени. Результат. В процессуальной терапии болезнь не является наказанием. Она дает возможность раскрыть очень важный для человека ресурс, который всегда скрыт за тем или иным симптомом. ПсихопрофилактикаТеоретическое обоснование. В профилактику входит системагосударственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, которые направлены на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней.Под профилактикой также подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, которые направлены на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; направленность на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов[Первичная профилактика, с. 66].Профилактика может подразделяться на общую, индивидуальную и специальную. В общей профилактике требуется комплексный подход, приводящий в действие системы и структуры, которые могут предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.Так, профилактическая работа, которая проводится государством через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, является общей социальной профилактикой. Исследователь Н. И. Никитина определяет данное понятие следующим образом: социальная профилактика является конкретной деятельностью по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне путем устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором успешно осуществляются все виды специальной профилактики. Индивидуальная профилактика – это особая профилактическая деятельность в отношении определенных лиц, поведение которых отличается наличием отклонений или проблемностью. Поэтому индивидуальная профилактика может предусматривать обучение соблюдению правил личной гигиены в быту, в образовательной организации или на производстве. В специальную профилактику входят психологическая, педагогическая, медицинская и другие виды профилактики. Она направлена на противодействие конкретным проблемам человека. Ее базовыми принципами являются принцип системности, который подразумевает выявление комплекса причин социальной проблемы; ориентация на создание условий для ее урегулирования; применение всей совокупности доступных форм, методик, приемов и средств в профилактической работе. Специальная профилактика эффективна при предупредительном характере предпринимаемых действий, объективном выявлении степени актуальности той или иной проблемы для личности, а также при активизации собственных сил человека в ходе профилактических мероприятий. Особенностью психологической профилактики является ее мультидисциплинарный характер. Еще И. П. Павлов называл профилактику медициной будущего. В настоящее время усилия педагогов, медиков, социологов, психологов концентрируются в едином направлении повышения устойчивости личности к неблагоприятным условиям среды.Возможности, механизм и цели. Профилактика психосоматических заболеваний предполагает современное понимание причин их возникновения, генезиса болезни, возможностей применения профилактических мер. Так, в процессе развития заболевания у человека постепенно формируется представление о нем. Этому способствует появление соматических симптомов, которые постепенно осознаются человеком. На основе данного процесса формируется отношение к болезни и дальнейшие шаги к ее преодолению. Психопрофилактика – это специальный вид деятельности специалиста, который направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья людей на всех этапах жизни.Содержание психологической профилактики изменяется в зависимости от ее уровня, направленности и места реализации. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.Первичная профилактика, в целом, ориентируется и рассчитана на практически здоровых людей, при этом имеющих психологические и соматические факторы (симптомы), которые специфичны для развития заболевания.Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей, т. к. предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов разных направлений: педагогов, социологов, психологов, врачей, физиологов, гигиенистов и т. д. Она может способствовать предупреждениюнервнопсихических нарушений, возникновение которых может быть связано не только с неблагоприятной наследственностью, соматическими болезнями, травмами мозга, интоксикацией, но и с неблагоприятными социально-психологическими условиями существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация, социальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.д.).Вторичная профилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облегчение течения выявленного заболевания и улучшение его исхода, а также на раннюю диагностику заболеваний и проблем. В отношении психосоматических заболеваний вторичная профилактика включает их раннее выявление путем психопрофилактических осмотров, что предполагает наличие знаний у специалистов о симптоматике проявления начального периода заболеваний, закономерностей формирования психических расстройств в детском и подростковом возрасте. На этом этапе важным является всесторонний анализ причин дезадаптации, которая возникает в результате неблагоприятного социального развития – социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями. Третичная профилактика способствует предупреждению неблагоприятных социальных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих жизнедеятельности человека, предупреждение инвалидности. Третичная профилактика психосоматических заболеваний – это предупреждение неблагоприятных социальных последствий уже возникших и проявившихся заболеваний.Напимер, при неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии. Для предупреждения утраты работоспособности человека применяются реабилитационные мероприятия, сопровождаемые поиском новых ресурсов в деятельности, возможностей личностного роста.Показания:Рекомендации. В профилактике необходимо обратить внимание на следующие аспекты:на создание благоприятных условий для социальной адаптации личности,на осознание личностью собственных проблем;на поиск возможностей для пополнения ресурсов роста;на открытие путей для самоактуализации, самореализации, разностороннего саморазвития.Результат: повышение самопознания индивида, его осознанности. Осознанность выступает как одна из форм переживания той реальности, в которой возникла проблема и имеет особое значение для профилактики собственного здоровья.Профилактика психосоматических заболеваний встраивается в систему понимания субъектом отдельных симптомов этого заболевания, своей роли в сохранении собственного здоровья, формирует приемы работы по сохранению собственного здоровья, купирует ряд психологических факторовпсихосоматики, а также, создает мотивацию к сохранению здоровья до появления психосоматического заболевания. ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность выбранной темы подтверждается тем, что в современной психотерапевтической практике работа с симптомом занимает особое место, т. к. непосредственно связана с решением проблем психосоматических заболеваний. В процессе исследовательской работы сделаны следующие выводы:симптом является проявлением болезни, которое отражено в жалобах клиентов или пациентов, и выражено в разных телесных, психических феноменах, обстоятельствах, изменениях или состояниях, дискомфортных для клиента или его семейной системы. Симптом необходимо воспринимать как послание человеку или семейной системе;в основе психосоматического заболевания лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах. В современной науке перечень заболеваний увеличился и существует ряд классификаций психосоматических заболеваний;существуют различные методы диагностической и терапевтической работы с симптомом. Среди наиболее интересных хотелось бы выделить структурное интервью Отто Кернберга, психотерапевтический подход с техниками отреагирования, эклектический подход, методику работы с психосоматическими проблемами в техниках духовной психотерапии, технику ДМД и работу с эмпирическими и кванто-механическими основаниями разума тела;современные техники работы с симптомамиимеют высокий терапевтический потенциали дают положительные результаты;особое место занимает профилактика, которая ведет к уменьшению риска психосоматических заболеваний, создает возможности предупреждения их появления, препятствует появлению стойких патологических изменений биологических структур личности, их жестких связей в структуре болезни.Разработанные методические рекомендации имеют теоретическую и практическую значимость для обучающихся по программе профессиональной переподготовки по Клинической/практической психологии.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександер Ф. Психосоматическая медицина: принципы и применение / Пер. с англ. А.М. Боровикова, В.В. Старовойтова под науч. ред. С.Л. Шишкина; Ред. Е.В. Косилова. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009. – 336 с.Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии. (часть 2) [Электронный ресурс] / А.Ю. Березанцев // Российский психиатрический журнал, 2011. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/somatopsihicheskie-i-psihosomaticheskie-rasstroystva-voprosy-sistematiki-i-sindromologii-chast-2.Близнюк А.И. Психосоматическая патология, классические теории и современные концепции / А.И. Близнюк // Медицинские новости, 2014. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/psihosomaticheskaya-patologiya-klassicheskie-teoriii-sovremennye-kontseptsii.Громыко Е.В. Исторический аспект внутренней картины болезни (обзор литературы) [Электронный ресурс] / Е. В. Громыко, Э. А. Соколова // Проблемы здоровья и экологии, 2012. –Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-vnutrenney-kartiny-bolezni-obzor-literatury.Джон К. Норкросс: Эклектическо-интегративная психотерапия // Психотерапия – что это? Современные представления / Под ред. Дж. К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 223.Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии / О.Ф. Кернберг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000, с. 298.Косенко Н.А. Многозначность симптома в психотерапии [Электронный ресурс] / Н.А. Косенко, Г.Т. Красильников, В.Г. Косенко, М.И. Агеев // Кубанский научный медицинский вестник, 20 15. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoznachnost-simptoma-v-psihoterapii.Кулаков С. А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.Лиджи-Горяева А.А. Классификация психосоматических расстройств / А.А. Лиджи-Горяева // Инновационная наука, 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-psihosomaticheskih-rasstroystv.Лищук, В.А. Основы здоровья: Актуал. задачи, решения, рекомендации: Обзор / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова; Рос. акад. мед. наук, Науч. совет «Фундам. основы здоровья». - М. : Б. и., 1994. - 134 с.Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 928 с.Мельник Е.В. Психосоматические заболевания: факторы риска, выявление, профилактика: учебное пособие / Е.В. Мельник. – Челябинск : Активист, 2016 – 123 с.Минделл А. Сила безмолвия [Электронный ресурс] / А. Минделл. – Режим доступа: https://bookap.info/trans/mindell_sila_bezmolviya/gl34.shtm.Немеринский О. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту [Электронный ресурс] / О. Немеринский. - МПЖ, 1997г., №1. – Режим доступа: http://gestalt therapy.ru/biblio/theor/psychosomatic_disorders/Пепп П. Семейная терапия и ее парадоксы [Электронный ресурс] / Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – Режим доступа: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1182.Первичная профилактика психосоматических заболеваний с помощью системы психологических технологий / И.А. Фурманов и [др.]; под ред. И.А. Фурманова; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 221 с.Психотерапия – что это? Современные представления [Электронный ресурс] / Под ред. Дж. К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 223. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/psychology/psychotherapy/index.htmРоманова Е. В. Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор [Электронный ресурс] / Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-interpretatsii-fenomena-zdorovya-analiticheskiy-obzor.Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия [Электронный ресурс] / Л.С. Сергеева. - СПб., СПб РОФ «Практическая психотерапия». - 2000. - С. 255-264. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/460396/.Соловьевская Н. Л. История развития психосоматики [Электронный ресурс]/ Н.Л. Соловьевская // Труды Кольского научного центра РАН, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-psihosomatikiУстав ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/governance/constitutionШевляков, В.В. Медицинская психология: учеб.-метод. комплекс / В.В. Шевляков; Минский институт управления. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд-во МИУ, 2010 – 336 с.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.……ТЕСТОВЫЙ КОНТОЛЬВариант 11. ………………………………………………………………….:А)Б) В) 2. ……………………………………………………………..?А) Б)В) 3. ………………………………………………………..?А) Б) В)...15. ………………………………………………………..?А) Б)В)Вариант 2 1. ………………………………………………………………….:А)Б) В) 2. ……………………………………………………………..?А) Б)В) 3. ………………………………………………………..?А) Б) В)...15. ………………………………………………………..?А) Б)В)Вариант 31. ………………………………………………………………….:А)Б) В) 2. ……………………………………………………………..?А) Б)В) 3. ………………………………………………………..?А) Б) В)...15. ………………………………………………………..?А) Б)В)МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫОсвоение курса "_____________________________________" предполагает использование следующего материально-технического обеспечения:
2. Березанцев А.Ю. Соматопсихические и психосоматические расстройства: вопросы систематики и синдромологии. (часть 2) [Электронный ресурс] / А.Ю. Березанцев // Российский психиатрический журнал, 2011. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/somatopsihicheskie-i-psihosomaticheskie-rasstroystva-voprosy-sistematiki-i-sindromologii-chast-2.
3. Близнюк А.И. Психосоматическая патология, классические теории и современные концепции / А.И. Близнюк // Медицинские новости, 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihosomaticheskaya-patologiya-klassicheskie-teoriii-sovremennye-kontseptsii.
4. Громыко Е.В. Исторический аспект внутренней картины болезни (обзор литературы) [Электронный ресурс] / Е. В. Громыко, Э. А. Соколова // Проблемы здоровья и экологии, 2012. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-vnutrenney-kartiny-bolezni-obzor-literatury.
5. Джон К. Норкросс: Эклектическо-интегративная психотерапия // Психотерапия – что это? Современные представления / Под ред. Дж. К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 223.
6. Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии / О.Ф. Кернберг. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000, с. 298.
7. Косенко Н.А. Многозначность симптома в психотерапии [Электронный ресурс] / Н.А. Косенко, Г.Т. Красильников, В.Г. Косенко, М.И. Агеев // Кубанский научный медицинский вестник, 20 15. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogoznachnost-simptoma-v-psihoterapii.
8. Кулаков С. А. Основы психосоматики / С.А. Кулаков. – СПб.: Речь, 2003. – 288 с.
9. Лиджи-Горяева А.А. Классификация психосоматических расстройств / А.А. Лиджи-Горяева // Инновационная наука, 2020. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-psihosomaticheskih-rasstroystv.
10. Лищук, В.А. Основы здоровья: Актуал. задачи, решения, рекомендации: Обзор / В. А. Лищук, Е. В. Мосткова; Рос. акад. мед. наук, Науч. совет «Фундам. основы здоровья». - М. : Б. и., 1994. - 134 с.
11. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 928 с.
12. Мельник Е.В. Психосоматические заболевания: факторы риска, выявление, профилактика: учебное пособие / Е.В. Мельник. – Челябинск : Активист, 2016 – 123 с.
13. Минделл А. Сила безмолвия [Электронный ресурс] / А. Минделл. – Режим доступа: https://bookap.info/trans/mindell_sila_bezmolviya/gl34.shtm.
14. Немеринский О. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту [Электронный ресурс] / О. Немеринский. - МПЖ, 1997г., №1. – Режим доступа: http://gestalt therapy.ru/biblio/theor/psychosomatic_disorders/
15. Пепп П. Семейная терапия и ее парадоксы [Электронный ресурс] / Пер. с англ. В.П. Чурсина. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – Режим доступа: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1182.
16. Первичная профилактика психосоматических заболеваний с помощью системы психологических технологий / И.А. Фурманов и [др.]; под ред. И.А. Фурманова; М-во образования РБ, Гом. гос. ун-т им. Ф. Скорины. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 221 с.
17. Психотерапия – что это? Современные представления [Электронный ресурс] / Под ред. Дж. К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – С. 223. – Режим доступа: http://niv.ru/doc/psychology/psychotherapy/index.htm
18. Романова Е. В. Современные интерпретации феномена здоровья: аналитический обзор [Электронный ресурс] / Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-interpretatsii-fenomena-zdorovya-analiticheskiy-obzor.
19. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия [Электронный ресурс] / Л.С. Сергеева. - СПб., СПб РОФ «Практическая психотерапия». - 2000. - С. 255-264. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/460396/.
20. Соловьевская Н. Л. История развития психосоматики [Электронный ресурс]/ Н.Л. Соловьевская // Труды Кольского научного центра РАН, 2018. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-psihosomatiki
21. Устав ВОЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/ru/about/governance/constitution
22. Шевляков, В.В. Медицинская психология: учеб.-метод. комплекс / В.В. Шевляков; Минский институт управления. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд-во МИУ, 2010 – 336 с.
Вопрос-ответ:
Что такое симптом и как он формируется?
Симптом - это проявление патологического состояния или заболевания, которое выступает в качестве сигнала о нарушениях в организме. Симптомы формируются в результате воздействия различных факторов, таких как физические или психологические стрессы, генетическая предрасположенность, воздействие внешней среды и другие.
Как проводится диагностика симптома и какие методы применяются для его лечения?
Диагностика симптома включает не только оценку клинических проявлений, но и проведение различных исследований (лабораторные анализы, обследования, нейроимиджинг, психологическое тестирование и т.д.). В зависимости от причины симптома используются разные методы лечения, включая фармакотерапию, физиотерапию, психотерапию, хирургическое вмешательство и другие.
Какое место занимает симптом в семейной системе?
Симптом может быть обусловлен дисбалансом внутри семейной системы и служить сигналом о проблемах, неразрешенных конфликтах и негативных взаимоотношениях внутри семьи. Работа с симптомом в психотерапии может помочь выявить и разрешить эти проблемы, что способствует улучшению здоровья и благополучия всей семьи.
Какие есть методы работы с симптомами и как они применяются?
Существует множество методов работы с симптомами, которые могут включать не только лечение физического проявления симптома, но и психотерапевтическую работу с пациентом. Некоторые из таких методов включают в себя эксплорацию симптома, его переинтерпретацию, использование техник релаксации, гипноза, когнитивно-поведенческую терапию и другие.
Как можно работать с измененными и экстериоризованными симптомами?
Работа с измененными и экстериоризованными симптомами может включать различные подходы, включая работу с эмоциональным состоянием пациента, поиск внутренних ресурсов для преодоления симптома, работу с установками и вероятностными моделями. Также может быть полезной работа с телесными ощущениями и восприятиями, а также использование различных методик для уменьшения физического проявления симптома.
Какие принципы формирования симптомов в психотерапии?
Принципами формирования симптомов в психотерапии являются психологические, психосоматические и социальные факторы. Психологические принципы включают психоаналитические концепции, такие как отрицание, рационализация, сублимация. Психосоматические принципы связаны с влиянием эмоциональных и психических факторов на физическое состояние организма. Социальные принципы определяются влиянием окружающей среды и социального контекста на формирование симптомов.
Какие методы диагностики и работы с симптомами используются в психотерапии?
В психотерапии используются различные методы диагностики и работы с симптомами. Для диагностики врач может использовать беседу с пациентом, наблюдение, анкетирование, а также проводить психологические и психофизиологические тесты. В работе с симптомами врач может применять психотерапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, гештальт-терапия, системная терапия и другие.
Как симптомы связаны с семейной системой?
Симптомы могут быть связаны с дисфункциональными взаимоотношениями в семейной системе. Например, симптом ребенка может быть выражением давления со стороны родителей или проблемой взаимодействия между родителями. Работа с симптомами в психотерапии может включать и работу семейной системы, в которой возникли эти симптомы.
Какой подход используется при работе с психосоматическими больными?
При работе с психосоматическими больными часто используется эклектический подход, который включает в себя элементы разных психотерапевтических направлений. Это позволяет подобрать наиболее эффективные методы для каждого конкретного пациента. Например, в работе с психосоматическими заболеваниями могут использоваться как когнитивно-поведенческие методы, так и методы психоанализа или гештальт-терапии.