Чувства как системы поведения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 26 26 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 11.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Понятие чувства в социальной психологии 4
Глава 2.Исследования чувств как систем поведения 18
Заключение 25
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Партнеры по свиданию и супруги обычно похожи не только с точки зрения ценностей и установок, но также и внешности, социальному происхождению и личностным чертам (Schoen, Wooldredge, 1989; Stevens, Owens & Schaefer, 1990). Например, в ходе исследования встречающихся пар обнаружилось, что партнеры имели тенденцию к сходству в возрасте, интеллекте, образовательных устремлениях, религиозной принадлежности, физической привлекательности и т.п.Таким образом, исследования показали, что схожесть способствует формированию установки на доверие к человеку, становлению чувства симпатии.Несмотря на достаточно убедительные доказательства существования эффекта сходства, оставался не до конца выясненным вопрос о конкретных механизмах, побуждающих находящихся в близких взаимоотношениях людей иметь сходные установки. Исследователи выявили три возможных механизма (например, Aron, 1988; Kalick, Hamilton, 1988) формирования долгосрочной симпатии и чувства доверия людей друг к другу, а именно:• Избирательная привлекательность. Одна возможность заключается в том, что каждый человек обладает определенными религиозными убеждениями и использует их при отборе потенциальных партнеров. Приемлемы только партнеры со сходными взглядами; непохожие — отвергаются. Этот отбор может происходить на начальной стадии выбора друзей и романтических партнеров или позднее, когда партнеры лучше узнают друг друга и принимают решение о том, следует ли им продолжать взаимоотношения.• Социальное влияние. Другая возможность состоит в том, что установки партнеров изначально различаются, но постепенно люди подталкивают друг друга к их изменению. Как следствие, со временем они могут становиться все более похожими друг на друга. Механизмом здесь служит социальное влияние, в результате которого установки партнеров изменяются в направлении большего сходства. • Факторы окружения. Третья возможность состоит в том, что на взаимоотношения двух людей оказывают сильное влияние факторы общего окружения, которые сводят вместе людей со сходными установками. Например, все студенты, посещающие религиозный колледж, могут иметь довольно сходные взгляды на религию. В этом случае их очевидное «соответствие» является в действительности результатом социального окружения, ограничивающего круг потенциальных партнеров.Исследователи также предпринимали попытку выявления некоторых общих характеристик, которые ассоциируются у людей с возникновением чувства симпатии. В частности, психологомНорманом Андерсоном (Anderson, 1968а) был составлен список из 555 личностных качеств, которые использовались для описания людей. Далее он просил студентов колледжа США указать, в какой мере они стали бы испытывать чувство симпатии к человеку, который обладал бы данными характеристиками.Исследование показало, что почти все студенты были едины во мнении о том, какие качества в большей мере желательны, а какие – менее.Список желательных качеств возглавляли те характеристики, которые были связаны с доверием, например, с искренностью, честностью, верностью, правдивостью и надежностью. Наиболее низкая оценка была получена такими качествами, как лживость, нечестность. Высокая оценка была дана сердечности и компетентности. В целом, многочисленные исследования показали, что нам свойственно чувствовать расположение к людям, выражающим сердечную теплоту, мы уважаем людей, которых считаем компетентными (Lydon, Jamieson & Zanna, 1988; Rubin, 1973).Это аспект привлек внимание психологов. Соответственно, были проведены соответствующие исследования.Участники одного из исследований прослушивали аудиозапись выступления студента, который принимал участие в отборочной викторине на кубок колледжа (Aronson, Willerman & Floyd, 1966). В первом случае кандидат показывал превосходные результаты и отвечал правильно практически на каждый вопрос. Во втором случае кандидат демонстрировал посредственные результаты. В качестве дополнительного условия эксперимента испытуемые иногда слышали, как после завершения своего выступления кандидат проливал на свой костюм кофе. Результаты засвидетельствовали обычный эффект влияния компетентности на возникновение чувств доверия и симпатии: кандидат, продемонстрировавший прекрасную подготовку, нравился гораздо больше, чем посредственный. Однако первый кандидат нравился людям еще больше, когда он допускал незначительную ошибку или оплошность, по сравнению с тем, когда его исполнение было полностью безупречным. Очевидно, пролитый кофе делал умного студента более «человечным» в глазах аудитории, что в результате усиливало чувство симпатии. Напротив, если оплошность совершал посредственный кандидат, то оценка понижалась. Наконец, были проведены исследования, доказывающие влияние физической привлекательности человека на возникновение симпатии и доверия к нему. Исследования показали, что привлекательных людей также наделяют качествами, казалось бы, никак не связанными с внешностью, такими как психическое здоровье, доминантность и интеллект (Jackson, Hunter & Hodge, 1995). Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Учителя оценивают привлекательных детей как более способных и более приятных в общении, чем непривлекательных детей с такими же учебными показателями (Clifford, Walster, 1973). Студенты считали, что лекция женщины-преподавателя более интересна, если она выглядела привлекательно, если же преподаватель читала лекцию без грима, то данный эффект пропадал (Chaikin, Gillen, Derlega, Heinen & Wilson, 1978). И, соответственно, лекция уже слушалась не так внимательно и увлеченно. Были проведены исследования, показывающие, что нa возникновение чувства доверия к политическим кандидатам влияет физическая привлекательность кандидата (Budesheim, DePaola, 1994). И эти люди выразили свою готовность голосовать именно за привлекательного кандидата. В целом, вышеназванные примеры свидетельствуют о социальной обусловленности чувства, необходимости рассмотрения чувства именно как системы поведения. Итак, в социальной реальности через восприятие или акт перцепции, который принимает форму общения, далее формируется непосредственное отношение. Благодаря этому процессу у личности появляется представление о личности другого, идет процесс формирования оценки и чувства симпатии или антипатии. Согласно общепринятым концепциям, отношение в данном случае выступает в следующих формах:1) в качестве процесса, то есть, если возникают новые и положительные впечатления, то отношение становится лучше, трансформируется в сторону позитивного,2) в качестве статичного образования, то есть, отношение никак не трансформируется, так происходит, если информация о том объекте, который воспринимается, носит противоречивый характер. Конечно же, в ходе жизни многие люди, общаясь с другими людьми, могут видеть, что есть различия или сходства, человек невольно сравнивает себя с другими, иными словами, важная роль принадлежит Я-концепции личности, которая выступает как призма, через которую идет процесс восприятия, кроме того, ее можно назвать матрицей, на базе которой идет построение образа человека в целом. Иными словами, на процесс формирования восприятия оказывает влияние принцип редупликации или сбор индивидуально-психологических свойств и качеств других людей на основе собственных, кроме того, нельзя игнорировать фактор идентификации, посредством которой субъект находит те свойства, которыми он наделен сам в других. Так выглядит в упрощенном виде механизм возникновения резонанса личностных особенностей воспринимающего и воспринимаемого. Этот резонанс может быть либо слабым, если совпадений мало, либо сильным, если таких совпадений много и в процессе общения возникает состояние «родства душ». Таким образом, как мы видим, в восприятии другого человека у личности идет процесс актуализации целого множества категорий, которые связаны между собой системой сложных отношений, причем, каждый человек обладает индивидуальным набором оценок – все зависит от специфики ценностей. Это значит, в процесс общения должен выстраиваться с обязательным учетом того, что у каждого человека есть собственная система ценностей. Если у нас с другим человеком ценности общие, то это ведет к формированию общего положительного отношения. То есть, формирование отношения имеет неразрывную связь с общением, именно в процессе общения коммуниканты осуществляют фиксацию специфики внешнего облика друг друга, пытаются уловить актуальные переживаемые состояния, воспринимают и дают собственные трактовки поведению, определяя цели и мотивы поведения другого человека. В процессе формирования отношения всю эту информацию личность обязательно принимает во внимание. ЗаключениеКак показывает исследование, в социальной психологии принято отличать чувства от иных значений в аспекте того, что они базируются на эмпатии. То есть, эмпатия и чувства взаимосвязаны. Общение предполагает возникновение некой сочувственной идентификации с иной персоной, мы признаем, что эта персона есть человеческое существо, создание, способное к совершению выбора, к страданиям, мы осознаем, что это существо, способное радоваться, надеяться, мечтать, любить, реагировать тем или иным образом. Как указал Бубер, признание другого человека как «Вы», а не как «Это» предполагает представление о нем как о существе, одаренном качествами, которые во многом подобны моим собственным чувствам.Итак, в социальной психологии провозглашается тезис о том, что чувства основываются на том, что мы приписываем свойства, которые человек обнаруживает в себе самом, другому человеку. Чувства базируются на способности принятия роли определенного человека, идентификации себя с данным человеком, определении ситуации с его позиции. Безусловно, люди значительно отличаются друг от друга по способности к эмпатии, соответственно, социальные психологии учитывают тот факт, что существуют индивидуальные различия в способности испытывать чувства.При отсутствии эмпатии человеческие существа рассматриваются и воспринимаются исключительно как физические объекты. Социальные психологи обращают внимание на то, что многие социальные контакты, которые разворачиваются в крупном городе, вообще не имеют сантиментов. К шоферу автобуса, например, часто относятся так, словно это лишь придаток рулевого колеса. И таких примеров достаточно много. Кроме того, чувства изучаются как социально обусловленный феномен, который формируется под влиянием стереотипов, установок и т.п. Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/ Андреева Г.М. Психология социального познания. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_ss/00.aspx Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/aronson_obshchestvennoe_zhivotnoe_vvedenie_v_sotsialnuyu_psihologiyu/ Майерс Д. Социальная психология. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/index.php Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 767 с. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1999

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/andrg01/
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/andreeva_ss/00.aspx
3. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – Режим доступа: https://bookap.info/sociopsy/aronson_obshchestvennoe_zhivotnoe_vvedenie_v_sotsialnuyu_psihologiyu/
4. Майерс Д. Социальная психология. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/mayers/index.php
5. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
6. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. — 10-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 767 с.
7. Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1999

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на сходство партнеров по свиданию или супругов?

Партнеры по свиданию и супруги обычно похожи не только с точки зрения ценностей и установок, но также и внешности, социальному происхождению и личностным чертам.

Какие исследования были проведены для изучения сходства пар или супругов?

В ходе исследований встречающихся пар было обнаружено, что партнеры имели тенденцию к сходству в возрасте.

Что еще влияет на сходство партнеров или супругов, кроме возраста?

Партнеры по свиданию или супруги также могут быть похожи в интеллектуальных способностях, образовании, характере и ценностях.

Какие исследования подтверждают сходство партнеров по социальному происхождению?

Студия Schoen и Wooldredge (1989) обнаружила, что партнеры имеют сходство в образовательном и экономическом уровне.

Какие исследования свидетельствуют о сходстве партнеров по внешности?

Исследование Stevens, Owens и Schaefer (1990) показало, что партнеры имеют сходство в облике, физической привлекательности и типе внешности.

Что такое чувства в социальной психологии?

Чувства в социальной психологии рассматриваются как системы поведения, которые влияют на наше взаимодействие с окружающим миром.

Какие исследования проводились по изучению чувств как систем поведения?

Были проведены исследования, в которых было обнаружено, что партнеры на свидании и супруги часто похожи друг на друга не только по ценностям и установкам, но и по внешности, социальному происхождению и личностным чертам.

Какие результаты получены в исследовании встречающихся пар?

Исследование показало, что партнеры встречающихся пар имеют тенденцию к сходству в возрасте и интересах.

Какие факторы влияют на сходство партнеров по внешности?

Сходство партнеров по внешности может быть обусловлено генетическими факторами, средой обитания или взаимным влиянием в процессе взаимодействия.

Какие выводы можно сделать из исследований о сходстве партнеров?

Исследования показывают, что партнеры на свидании и супруги обычно имеют сходство не только в ценностях и установках, но и во многих других аспектах, таких как внешность, социальное происхождение и личностные черты.

Что такое чувства в социальной психологии?

В социальной психологии чувства рассматриваются как системы поведения, которые включают физиологические реакции, эмоциональные состояния и субъективные ощущения.