Перспективы развития военно-политических объединений в 21 веке
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 61 + 61 источник
- Добавлена 12.10.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Современные международные отношения: теория и практик 5
1.1. Определение понятия «международная организация» в современной политической науке 5
1.2. Международные организации как актор мировой политики и международных отношений 10
1.3. Функции и формы участия международных организаций в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов 15
Глава 2. Современные военно-политические организации 24
2.1. Современные военно-политические блоки и союзы 24
2.2. Международно-правовые формы военного сотрудничества 35
Заключение 48
Список литературы 51
Для осуществления этих мероприятий был создан совместный постоянный совет Россия — НАТО (19+1) для консультаций и сотрудничества (безопасность, предотвращение конфликтов, совместные операции по поддержанию мира, контроль над вооружениями, конверсия оборонной промышленности, борьба с терроризмом).Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана в 1995 году на основе решений Парижской хартии 1990 года, Венской и Хельсинской деклараций 1992 года, принятых СБСЕ.Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению отношений между государствами; поддержка разрядки международной напряженности; развитие сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязи мира и безопасности в Европе и во всем мире; содействие соблюдению прав человека.Основным органом ОБСЕ является Встреча глав государств и правительств, которая проводится каждые два года на сессии. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 года и Парижскую хартию 1990 года. Парламентская Ассамблея оценивает реализацию целей ОБСЕ; обсуждает вопросы, поднятые на заседаниях Совета Министров и на саммитах государств-членов ОБСЕ; разрабатывает механизмы предотвращения и разрешения межгосударственных конфликтов и способствует их реализации; оказывает поддержку демократическим институтам в государствах-участниках ОБСЕ.В 1991 году появилась новая международная организация — Содружество Независимых Государств (СНГ). В нее входят бывшие республики СССР: Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993 году Грузия стала членом Содружества. Учредительными актами СНГ являются: Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года, Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 года, Устав СНГ, принятый 22 января 1993 года. Основными принципами Содружества являются: суверенное равенство государств, уважение суверенитета; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; нерушимость государственных границ; урегулирование споров мирными средствами; невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга; уважение неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без внешнего вмешательства; обеспечение прав человека и основных свобод; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, взятых на себя в соответствии с документами Содружества, в том числе его Уставом; верховенство международного права в межгосударственных отношениях; взаимопомощь при условии согласия на ее оказание; духовное единство народов.Высшим органом Содружества является Совет глав государств. На нем обсуждаются и решаются фундаментальные вопросы, связанные с деятельностью государств в сфере их общих интересов. Совет собирается два раза в год. Для координации взаимодействия представительных ветвей власти создана Межпарламентская ассамблея. Совет глав правительств призван координировать сотрудничество органов исполнительной власти стран СНГ в экономической, военной, социальной и других областях, представляющих общий интерес. Совет собирается четыре раза в год. Совет глав государств и Совет глав правительств могут проводить совместные заседания.Главы государств и главы правительств поочередно председательствуют на заседаниях соответствующих Советов. Совет министров иностранных дел координирует, на основе решений Совета глав государств и Совета глав правительств, внешнеполитическую деятельность стран СНГ, включая их деятельность в международных организациях, а также организацию консультаций по вопросам мировой политики, представляющим взаимный интерес. В рамках СНГ существует Совет министров обороны, который является органом Совета глав государств по военной политике и военному строительству. Главное командование Объединенных Вооруженных сил управляет Объединенными Вооруженными силами, а также группами военных наблюдателей и коллективными силами по поддержанию мира в Содружестве. Совет министров обороны и Главное командование Объединенных Вооруженных сил осуществляют свою деятельность на основании соответствующих положений, утвержденных Советом глав государств. Существует Штаб по координации военного сотрудничества государств Содружества. Совет командующих пограничными войсками является органом Совета глав государств по охране внешних границ стран Содружества и обеспечению стабильной обстановки на них. Совет министров внутренних дел Содружества был создан в целях координации деятельности по борьбе с преступностью. Сотрудничают и другие правоохранительные органы, в том числе военные прокуроры.В последние годы в военно-политических отношениях государств стало меньше взаимной подозрительности и больше доверия. Это новое явление в практике международных отношений также закрепляется в международно-правовых документах о мерах укрепления доверия, о безопасности и разоружении.Между государствами могут заключаться договоры по вопросам обеспечения безопасности в мире. В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме, содержащееся в одном или нескольких связанных документах, а также независимо от его конкретного названия (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и т.д.), устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон, порядок и условия вступления в силу договора, срок действия, устанавливает ответственность сторон за невыполнение договорных обязательств.В зависимости от количества участников соглашения могут быть двусторонними и многосторонними. К числу двусторонних договоров относится, например, Соглашение между СССР (Россией) и Соединенными Штатами о предотвращении ядерной войны (1973 г.), согласно которому государства-участники должны исключить возникновение ядерной войны между собой и между каждой из сторон с другими странами, и если существует риск ядерной войны, стороны должны немедленно начать срочные консультации и приложить все усилия для предотвращения этого риска, проинформировав Совет Безопасности и Генерального секретаря ООН, своих союзников и другие страны; Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (2002 год), в соответствии с которым стороны сокращают и ограничивают стратегические ядерные боеголовки таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года общее количество таких боеголовок не превышало количества 1700-2200 единиц для каждой из сторон. Каждая сторона сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного общего лимита на количество таких боеголовок. В целях осуществления договора государства созывают Двустороннюю комиссию не реже двух раз в год.В зависимости от предметно-территориальной сферы действия соглашения могут быть: универсальными и локальными. Универсальные договоры регулируют правовые отношения, касающиеся большинства субъектов международного права, объектом их регулирования являются важнейшие проблемы современности, в решении которых заинтересованы все государства, это: Устав ООН, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года с Дополнительными протоколами и др. Местные договоры регулируют отношения государств одного географического региона или отношения ограниченного числа государств. Так, Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой (1997 г.) регулирует вопросы взаимного сокращения вооруженных сил в приграничной зоне, а Соглашение стран СНГ (1998 г.) регулирует организацию отношений и взаимодействия в интересах управления вооруженными силами государств-участников СНГ.Международное военно-политическое сотрудничество государств, осуществляемое на уровне глав государств, правительств и министров обороны, регулирует разработку специальных соглашений о военном сотрудничестве между государствами мира на различных пространствах. Например, Договор об Антарктике от 1 декабря 1959 года запрещает любые военные меры в районе земного шара южнее 60-й параллели южной широты (создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, испытания любых видов оружия). Однако это не препятствует использованию военнослужащих в мирных целях.В соответствии с международными соглашениями об использовании космического пространства и небесных тел Луна и другие небесные тела становятся зонами, свободными от ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Создание военных структур, испытания любого оружия и проведение учений здесь недопустимы. В то же время запрещается выводить объекты с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения на орбиту вокруг Земли и размещать их в космическом пространстве. Международное право предусматривает суборбитальный полет межконтинентальных баллистических ракет и других объектов с оружием массового уничтожения на борту через космическое пространство, учитывая, что они не относятся к категории объектов, размещенных на орбите или размещенных в космическом пространстве.Особый подход к международным договорам, касающимся ядерного оружия и противоракетной обороны, имеет большое значение для укрепления международной безопасности. Договор о нераспространении ядерного оружия (1970 г.) предусматривает сдерживание распространения ядерного оружия, государства-участники заявили о своем намерении прекратить гонку ядерных вооружений и предпринять эффективные практические шаги в направлении ядерного разоружения, уничтожения установленных средств доставки ядерного оружия и их запасов. В 1996 году. Россия ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который запрещает проведение "любого испытательного взрыва ядерного оружия или любого другого ядерного взрыва" в любом месте, находящемся под юрисдикцией или контролем государства. Согласно Соглашению между СССР и США "О ликвидации ракет средней и меньшей дальности" 1991 года, все ракетные системы наземного базирования сторон с дальностью запуска от 500 до 5500 километров (за исключением систем ПВО, противоракетной обороны и противоспутниковых систем) были ликвидированы, независимо от их оснащения-ядерного или любого неядерного. Договор 1991 года между СССР и Соединенными Штатами (СНВ-1) "О сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений" предусматривает реальное количественное сокращение развернутых СНВ в течение 7 лет в три этапа. В 1993 году между Российской Федерацией и Соединенными Штатами был подписан и ратифицирован Россией в 2000 году договор СНВ-2, предусматривающий дальнейшее сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений на период до 2003 года.Существует ряд соглашений между Россией (СССР) и зарубежными странами об исключении случайного или несанкционированного применения ядерного оружия, о создании центров по уменьшению ядерной опасности, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Были подписаны решения об участии государств-членов Содружества Независимых Государств в договоре между СССР и Соединенными Штатами о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности и в договоре об ограничении систем противоракетной обороны (Бишкек, 1992 год). Соглашения предусматривают организационные, правовые и технические меры, направленные на установление прямых линий связи между главами правительств (государств), для немедленной передачи информации о ядерных инцидентах, случайных или несанкционированных пусках ракет, которые могут быть неверно истолкованы, о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.Проблемы использования стратегических сил между государствами могут регулироваться в следующих областях: их статус (Соглашение между государствами-членами Содружества Независимых Государств о статусе стратегических сил, 1992 год), использование (Соглашение между государствами — Стратегические силы, 1991), базирование (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об аренде объектов и боевых полей 4-го Государственного Центрального испытательного полигона Российской Федерации, расположенного на территории Республики Казахстан, 1996), эксплуатация систем предупреждения (Соглашение о средствах систем предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства, 1992), безопасность (Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в обеспечении безопасности комплекса Байконур, воинские формирования Российской Федерации, временно расположенные на территории Республики Казахстан, и лица, входящие в их состав, 1994 г.), связь (Соглашение об использовании военных спутниковых систем связи и их дальнейшем совершенствовании, 1993 г.).ЗаключениеСоглашение о предотвращении опасной военной деятельности, действующее с 1989 года, имеет большое значение для укрепления правовых основ отношений между Россией и Соединенными Штатами в военной области. Была создана совместная военная комиссия, которая ежегодно рассматривает выполнение обязательств сторонами. Опасная военная деятельность включает в себя: проникновение личного состава (техники) вооруженных сил одной стороны на государственную территорию другой стороны, совершенное вследствие форс-мажорных обстоятельств или в результате непреднамеренных действий этого личного состава; использование лазеров таким образом, когда их излучение может причинить вред персоналу или повредить оборудование вооруженных сил другой стороны; препятствование действиям персонала (оборудования) и вмешательство в сети управления другой стороны, когда это может нанести вред (ущерб) другой стороне. Соглашение между Россией (СССР) и Соединенными Штатами о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним содержит взаимные обязательства по предотвращению маневрирования и несанкционированных действий, которые могут привести к созданию сложных ситуаций на море. Соглашение предусматривает обмен информацией между ВМФ России и ВМС США, а также ежегодные встречи для рассмотрения хода выполнения его положений и взаимного контроля за их соблюдением. Создан и действует эффективный канал связи между флотами через военно-морского атташе Российской Федерации в Вашингтоне и военно-морского атташе США в Москве. Штабы флотов сторон имеют возможность оперативно обмениваться информацией об инцидентах, произошедших между кораблями и самолетами, и принимать соответствующие меры по их устранению.Государства заключают соглашения об использовании своего воздушного пространства в военных целях. Эти соглашения включают следующие вопросы: порядок использования воздушного пространства, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики о порядке использования воздушного пространства Латвийской Республики авиацией Вооруженных Сил Российской Федерации (1993 г.); обеспечение полетов авиации Вооруженных сил, например, Соглашение об обеспечении полетов авиации Вооруженных Сил государств-участников Содружества Независимых Государств аэронавигационной информацией (Москва, 25 января 2000 г.); организация приема, аэродромной технической поддержки и охраны военных самолетов на военных аэродромах (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана в 1995 г.); Решение о Положении об основных направлениях реализации Концепции защиты воздушного пространства государств-участников СНГ, 1996 г.), которое представляет собой совокупность взглядов на противовоздушную оборону, координацию усилий и взаимодействие войск и сил ПВО государств по защите границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административных и политических центров, населения от нападений с помощью воздушно-космического нападения; создание единой системы ПВО (1995 г.), ее совершенствование (1995 г.), финансирование (2001 г.).Договор по открытому небу, принятый в Хельсинки 24 марта 1992 года, участниками которого являются 24 государства-члена ОБСЕ, включая Российскую Федерацию (ратифицирован в 2001 году), предусматривает инспекции, проводимые военно-воздушными силами стран над территориями друг друга по взаимному согласию. Эта мера снизит риск внезапного применения вооруженных сил и обеспечит доверие государств в военной сфере.Военное сотрудничество государств может также включать следующие вопросы: координация мер укрепления доверия в военно-политической области; заблаговременное уведомление сторон о крупных военных учениях и менее масштабных военных учениях, проводимых вблизи соседних государств, о крупных и других перемещениях войск и военно-морской деятельности; обмен наблюдателями на военных учениях и ежегодных планах военной деятельности; создание всеобъемлющей системы инспекций на местах, в том числе без права отказа от их проведения, с возможностью использования условий воздушного и морского наблюдения; нерасширение военных блоков и группировок (расширение НАТО на Восток противоречит достигнутому соглашению); ограничения на торговлю оружием и вывод войск за пределы национальных границ; создание системы мониторинга выполнения государствами своих договорных обязательств, в рамках ограничений СНВ, по запрещению химического, бактериологического оружия, сокращению обычных вооружений; взаимному сокращению численности вооруженных сил; отказу от проведения военных учений, направленных против другой стороны; уведомлению о предстоящих военных учениях и крупных перемещениях войск; приглашению военных наблюдателей, военных инспекторов на военные учения, уведомлениям о переброске сухопутных войск, учениях десантных и воздушно-десантных войск; создание коллективных миротворческих сил. Эти силы представляют собой коалиционное формирование, которое создается на время проведения миротворческой операции с целью содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства-участника.Военное сотрудничество также включает в себя регулирование следующих вопросов: формирование единого оборонного бюджета и порядок финансирования вооруженных сил государств Содружества; полномочия высших органов Содружества по вопросам обороны; направление военных советников и специалистов в страны Содружества; учреждение должности военного атташе при посольстве; участие в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках реализации Общего рамочного соглашения о мире.; совместное планирование применения войск (сил) в интересах обеспечения совместной безопасности; комплектование Объединенных Вооруженных сил и прохождение в них военной службы; использование и аренда испытательных полигонов в государствах-членах Содружества и т.д.Список литературыБордачев Т.В. Пределы европеизации. Россия и Европейский союз, 1991-2007: теория и практика отношений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. Ганиев Т.А. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. / Т.А.Ганиев. - М.:ВУ 2008. Ганиев Т.А. Проблемы региональной безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ. Монография. / Т.А.Ганиев. - М.ВУ, 2013. Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Чернета О.Г., Толмачев С.Г. Специальное страноведение. Исламская Республика Иран. / Т.А.Ганиев. - М.ВУ, 2014. 9. Князев А. А. Американский тупик в Афганистане, ШОС и значение стран-наблюдателей: поиск новых парадигм / А.А.Князев. / ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и странсоседей : материалы междунар. конф. - М., 2009. Европейский Союз и региональные конфликты / Отв. ред. Н.К. Арбатова, А.М. Кокеев. М.: ИМЭМО РАН, 2011. Емельянова Н.Н. Россия и Евросоюз. Соперничество и партнерство. М.: Междунар. отношения, 2009. Емельянова Н.Н. Европейский Союз, вооруженные силы и международное право. М.: Издат. Дом ЮрисПруденс, 2010. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН – в интересах всех и каждого. М.: Международные отношения, 2011. Капто А.С. Энциклопедия мира. М.: Книга и бизнес, 2002. Кларк Р., Нейк О. Третья мировая война: какой она будет. Высокие технологии на службе милитаризма. СПб.: Питер, 2011. Князев А.А. История Афганской войны 1990-х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. / А.А.Князев. - Изд-во КРСУ. - Изд-е 2-е, переработ. и доп. - Бишкек, 2002. Козырев Н.И. Роль дипломатии в разблокировании «афганского узла»: от «Женевы-88» до наших дней. / Н.И. Козырев. - М., 2009. Кондаков А.В. Постоянный нейтралитет в международном праве. / А.В.Кондаков. — М., 2002. Коргун В. Г. Афганистан и проблемы интеграции Центральной Азии / В.Г. Коргун. / Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение: материалы междунар. конф. - Душанбе, 2007. Коргун В.Г. История Афганистана. / В.Г.Коргун. - М. Издательство «Крафт+», 2004. Кривчикова Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XIX-XX столетия / Э.С.Кривчикова. // Роль международного права в современной внешней политике / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой, Ю.Н. Малеева - М., 1990. - С.57-68.Кутейников А. Е. Международные организации: функции и деятельность. Введение в социологию международных межправительственных организаций. / А.Е.Кутейников. - СПб., 2007; 18. Лавров А.Ю. Политический ислам в Афганистане. / А.Ю.Лавров. - М., Бишкек, 2010. Кутейников А.Е. Международные межправительственные организации. Теоретико-социологический анализ. / А.Е.Кутейников. - СПБ., 2012. Логинов А.В. Национальный вопрос в Афганистане / А.В.Логинов. / Расы и народы. 1990. – М., 1990. Майоров А.С. Правда об Афганской войне. Свидетельства Главного военного советника. / А.С. Майоров. - М.: Права человека, 1996. Майтдинова Г. М. Геополитические концепции «Новый Средний Восток» и «Большая Центральная Азия»: анализ, возможности, механизмы. / Г.М.Майтдинова. / Проблема безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса : материалы междунар. конф. - Душанбе, 2009. Майтдинова Г. М. Модели интеграции государств Центральной Азии: за и против. / Г.М.Майтдинова. / Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии. Сравнительный анализ, возможности и перспективы : материалы междунар. конф. - Бишкек, 2007. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. СПб.: Издательское общество «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1907-1909. 9. Никонова О.Ю. Инструментализация военного опыта в СССР в межвоенный период / Человек и война – Война как явление культуры. Под ред. И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. М. АИФО-ХХ. 2001. Мартынов Б. Ф. Суверенитет, развитие, и проблема «неудавшихся государств» / Б.Ф.Мартынов. / Россия и НАТО: новые сферы партнерства. - СПб., 2004. Международные организации./Международное право: учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, .В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношения, 1999. Морозов Г. И. ООН на рубеже XXI века. / Г.И.Морозов. - М., 1999. НАТО и Россия в глобальном гражданском обществе. / Ред. О. А. Колобов. - М., Н. Новгород, Арзамас: АГПИ, 2005. Никитин А. И. Миротворческие операции: концепции и практика. / А.И.Никитин. - М., 2000. Онищук С.М. Шанхайская организация сотрудничества как международная организация нового типа: становление и развитие. Монография. / С.М.Онищук. - М.: ВУ, 2010. Павлова Е.Б. Миротворчество в современном мире: теория и практика. / Е.Б.Павлова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2008. Пластун В. Н. ШОС и перспективы восстановления безопасности в Центрально-Азиатском регионе. / В.Н. Пластун. / ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. - М., 2009. Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия: проектно-аналит. доклад. - М., 2008. Рейснер И.М. Независимый Афганистан. / И.М. Рейснер. – М.: Институт востоковедения, 1929. Рыжков Н. И., Тетекин В. Н. Югославская голгофа. / Н.И.Рыжков. - М., 2002. Сабоун В. Афганистану нужен переговорный процесс. / В.Сабоун. / Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии. - Бишкек, 2008. Сейранян Ф.Г., Панов А.И., Калачев Д.Н. Россия и НАТО: (конфронтация или сотрудничество?) / М.: Эйдос, 2010. Сергунин А. Восточное партнерство в контексте российскоевропейских отношений. Россия и Восточное партнерство ЕС: вызов или новая платформа для сотрудничества? / Сборник докладов международной конференции, Санкт-Петербург, декабрь 2009 г. / Под ред. Е. Клицуновой, Б. Кузнецова. СПб.: Левша, 2010. Страхование мира: Участникам операций ООН по поддержанию мира / Автор-составитель Е. Г. Барановский. - М., 2000. Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений 1919-1987 / Теплинский Л.Б. - М.: Мысль, 1988. Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. / Н.Хомский. - М.: Логос, 2003. Хохлышева О. О. Международное миротворчество и коллективная безопасность. / О.О.Хохлышева. - М.; Н. Новгород, 2003. Чихринова А.И. Этнические проблемы Афганистана и их влияние на политическую стабильность и безопасность в регионе. / А.И.Чирихинова. / Политическая стабильность: методология сравнительных исследований, анализ региональных проблемных зон: коллективная монография /С.А. Баров, А.И. Зубкова, В.Г. Иванов, А.И. Чихринова А.О. Ярославцева; под ред. В.Г. Иванова. - М.: РУДН , 2012. Шевцова Л.Ф. Одинокая держава: Почему Россия не стала Западом и почему России трудно с Западом. М.: РОССПЭН, 2010. Юн С.М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992 – 2008 гг.). Томск: Томский гос. ун-т, 2009. Archer C. International Organizations. / C. Archer. - 3rd ed. - London; New York, 2001. Barkin J.S. International Organizations. Theories and Institutions. / J.S. Barkin. - Palgrave, 2006. Bell C. Peace Processes, Peace Agreements, and Human Rights: What Are They? / С. Bell. / Peace Agreements and Human Rights. Edited by Bell, Christine, ed. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2000. Brzeziński, Z. The Geostrategic Triad: Living with China, Europe, Russia. / Z.Brzeziński. – Washington, 2000. Cordovez D. Out of Afghanistan. The inside story of the Soviet Withdrawal. / D.Cordovez. - W.Y.,1990. Darby J., Mac Ginty R. Contemporary Peacemaking: Conflict, Violence and Peace Processes. / J. Darby. - Hampshire: Palgrave MacMillan, 2003. Findly T. Challenges for the New Peacekeepers. / T. Findly. - Oxford., 1996. Galtung J. Peace by Peaceful Means / J.Galtung. / Peace and conflict, Development and Civilization. - Oslo, 1996. IriyeA.Global Community: The Role of International Organizations in the Making of Contemporary World. / A.Iriye. – UniversityofCaliforniaPress, 2002. 51. Hoffman S. and Keohane R.O. The New European Community: Decision making and Institutional Change. / S.Hoffman. - Westview Press, 1991. Leurdijk D. A. NATO‘s Shifting Priorities: From Peace Support Operations to Counter-Terrorism / D.A. Leurdijk. / Peace Operations after 11 September 2001. Ed. T. Tardy. - London; NewYork, 2005. McCormick J. The European Union: Politics and Policies. / J. McCormick. - Westview Press: Boulder Colorado, 1999. Pease K-K. S. International Organizations. Perspectives on Governance in the Twenty-First Century. / S. K.-K. Pease. - 4th ed. – Boston etc., 2010. Rittberger V., Zangl B., Staisch M. International Organization. Polity, Politics and Policies. / V. Rittberger. - Basingstoke; New York, 2006. Sloan, S. Permanent Alliance? NATO and the Transatlantic Bargain from Truman to Obama. / S. Sloan. - New York, Continuum, 2010. The Blue Helmets: A Review of UN Peacekeeping. - New York: UN Department for Public Information, 1999. Waltz K.N. Theory of International Politics. / K.N. Waltz. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1979.
1. Бордачев Т.В. Пределы европеизации. Россия и Европейский союз, 1991-2007: теория и практика отношений. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.
2. Ганиев Т.А. Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. / Т.А.Ганиев. - М.:ВУ 2008.
3. Ганиев Т.А. Проблемы региональной безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ. Монография. / Т.А.Ганиев. - М.ВУ, 2013.
4. Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Чернета О.Г., Толмачев С.Г. Специальное страноведение. Исламская Республика Иран. / Т.А.Ганиев. - М.ВУ, 2014. 9. Князев А. А. Американский тупик в Афганистане, ШОС и значение стран-наблюдателей: поиск новых парадигм / А.А.Князев. / ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и странсоседей : материалы междунар. конф. - М., 2009.
5. Европейский Союз и региональные конфликты / Отв. ред. Н.К. Арбатова, А.М. Кокеев. М.: ИМЭМО РАН, 2011.
6. Емельянова Н.Н. Россия и Евросоюз. Соперничество и партнерство. М.: Междунар. отношения, 2009.
7. Емельянова Н.Н. Европейский Союз, вооруженные силы и международное право. М.: Издат. Дом Юрис Пруденс, 2010.
8. Заемский В.Ф. Кому нужна реформа ООН – в интересах всех и каждого. М.: Международные отношения, 2011.
9. Капто А.С. Энциклопедия мира. М.: Книга и бизнес, 2002.
10. Кларк Р., Нейк О. Третья мировая война: какой она будет. Высокие технологии на службе милитаризма. СПб.: Питер, 2011.
11. Князев А.А. История Афганской войны 1990-х гг. и превращение Афганистана в источник угроз для Центральной Азии. / А.А.Князев. - Изд-во КРСУ. - Изд-е 2-е, переработ. и доп. - Бишкек, 2002.
12. Козырев Н.И. Роль дипломатии в разблокировании «афганского узла»: от «Женевы-88» до наших дней. / Н.И. Козырев. - М., 2009.
13. Кондаков А.В. Постоянный нейтралитет в международном праве. / А.В.Кондаков. — М., 2002.
14. Коргун В. Г. Афганистан и проблемы интеграции Центральной Азии / В.Г. Коргун. / Россия и Центральная Азия в условиях геополитической трансформации: внешнеполитическое измерение: материалы междунар. конф. - Душанбе, 2007.
15. Коргун В.Г. История Афганистана. / В.Г.Коргун. - М. Издательство «Крафт+», 2004.
16. Кривчикова Э.С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XIX-XX столетия / Э.С.Кривчикова. // Роль международного права в современной внешней политике / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С.
17. Кривчиковой, Ю.Н. Малеева - М., 1990. - С.57-68.
18. Кутейников А. Е. Международные организации: функции и деятельность. Введение в социологию международных межправительственных организаций. / А.Е.Кутейников. - СПб., 2007; 18. Лавров А.Ю. Политический ислам в Афганистане. / А.Ю.Лавров. - М., Бишкек, 2010.
19. Кутейников А.Е. Международные межправительственные организации. Теоретико-социологический анализ. / А.Е.Кутейников. - СПБ., 2012.
20. Логинов А.В. Национальный вопрос в Афганистане / А.В.Логинов. / Расы и народы. 1990. – М., 1990.
21. Майоров А.С. Правда об Афганской войне. Свидетельства Главного военного советника. / А.С. Майоров. - М.: Права человека, 1996.
22. Майтдинова Г. М. Геополитические концепции «Новый Средний Восток» и «Большая Центральная Азия»: анализ, возможности, механизмы. / Г.М.Майтдинова. / Проблема безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса : материалы междунар. конф. - Душанбе, 2009.
23. Майтдинова Г. М. Модели интеграции государств Центральной Азии: за и против. / Г.М.Майтдинова. / Проекты сотрудничества и интеграции для Центральной Азии. Сравнительный анализ, возможности и перспективы : материалы междунар. конф. - Бишкек, 2007.
24. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / В современной орфографии. СПб.: Издательское общество «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», 1907-1909. 9. Никонова О.Ю. Инструментализация военного опыта в СССР в межвоенный период / Человек и война – Война как явление культуры. Под ред. И.В. Нарского и О.Ю. Никоновой. М. АИФО-ХХ. 2001.
25. Мартынов Б. Ф. Суверенитет, развитие, и проблема «неудавшихся государств» / Б.Ф.Мартынов. / Россия и НАТО: новые сферы партнерства. - СПб., 2004.
26. Международные организации./Международное право: учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, .В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношения, 1999.
27. Морозов Г. И. ООН на рубеже XXI века. / Г.И.Морозов. - М., 1999.
28. НАТО и Россия в глобальном гражданском обществе. / Ред. О. А. Колобов. - М., Н. Новгород, Арзамас: АГПИ, 2005.
29. Никитин А. И. Миротворческие операции: концепции и практика. / А.И.Никитин. - М., 2000.
30. Онищук С.М. Шанхайская организация сотрудничества как международная организация нового типа: становление и развитие. Монография. / С.М.Онищук. - М.: ВУ, 2010.
31. Павлова Е.Б. Миротворчество в современном мире: теория и практика. / Е.Б.Павлова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2008.
32. Пластун В. Н. ШОС и перспективы восстановления безопасности в Центрально-Азиатском регионе. / В.Н. Пластун. / ШОС как фактор интеграции Центральной Евразии: потенциал стран-наблюдателей и стран-соседей. - М., 2009.
33. Путь к миру и согласию в Афганистане определяется позицией, которую займет Россия: проектно-аналит. доклад. - М., 2008.
34. Рейснер И.М. Независимый Афганистан. / И.М. Рейснер. – М.: Институт востоковедения, 1929.
35. Рыжков Н. И., Тетекин В. Н. Югославская голгофа. / Н.И.Рыжков. - М., 2002.
36. Сабоун В. Афганистану нужен переговорный процесс. / В.Сабоун. / Афганистан, ШОС, безопасность и геополитика Центральной Евразии. - Бишкек, 2008.
37. Сейранян Ф.Г., Панов А.И., Калачев Д.Н. Россия и НАТО: (конфронтация или сотрудничество?) / М.: Эйдос, 2010.
38. Сергунин А. Восточное партнерство в контексте российскоевропейских отношений. Россия и Восточное партнерство ЕС: вызов или новая платформа для сотрудничества? / Сборник докладов международной конференции, Санкт-Петербург, декабрь 2009 г. / Под ред. Е. Клицуновой, Б. Кузнецова. СПб.: Левша, 2010.
39. Страхование мира: Участникам операций ООН по поддержанию мира / Автор-составитель Е. Г. Барановский. - М., 2000.
40. Теплинский Л.Б. История советско-афганских отношений 1919-1987 / Теплинский Л.Б. - М.: Мысль, 1988.
41. Хомский Н. Государства-изгои. Право сильного в мировой политике. / Н.Хомский. - М.: Логос, 2003.
42. Хохлышева О. О. Международное миротворчество и коллективная безопасность. / О.О.Хохлышева. - М.; Н. Новгород, 2003.
43. Чихринова А.И. Этнические проблемы Афганистана и их влияние на политическую стабильность и безопасность в регионе. / А.И.Чирихинова. / Политическая стабильность: методология сравнительных исследований, анализ региональных проблемных зон: коллективная монография /С.А. Баров, А.И. Зубкова, В.Г. Иванов, А.И. Чихринова А.О. Ярославцева; под ред. В.Г. Иванова. - М.: РУДН , 2012.
44. Шевцова Л.Ф. Одинокая держава: Почему Россия не стала Западом и почему России трудно с Западом. М.: РОССПЭН, 2010.
45. Юн С.М. Политика Европейского Союза в Центральной Азии: от «открытия» региона к «стратегии нового партнерства» (1992 – 2008 гг.). Томск: Томский гос. ун-т, 2009.
46. Archer C. International Organizations. / C. Archer. - 3rd ed. - London; New York, 2001.
47. Barkin J.S. International Organizations. Theories and Institutions. / J.S. Barkin. - Palgrave, 2006.
48. Bell C. Peace Processes, Peace Agreements, and Human Rights: What Are They? / С. Bell. / Peace Agreements and Human Rights. Edited by Bell, Christine, ed. - Oxford, UK: Oxford University Press, 2000.
49. Brzeziński, Z. The Geostrategic Triad: Living with China, Europe, Russia. / Z. Brzeziński. – Washington, 2000.
50. Cordovez D. Out of Afghanistan. The inside story of the Soviet Withdrawal. / D.Cordovez. - W.Y.,1990.
51. Darby J., Mac Ginty R. Contemporary Peacemaking: Conflict, Violence and Peace Processes. / J. Darby. - Hampshire: Palgrave MacMillan, 2003.
52. Findly T. Challenges for the New Peacekeepers. / T. Findly. - Oxford., 1996.
53. Galtung J. Peace by Peaceful Means / J.Galtung. / Peace and conflict, Development and Civilization. - Oslo, 1996.
54. Iriye A. Global Community: The Role of International Organizations in the Making of Contemporary World. / A.Iriye. – University of California Press, 2002. 51. Hoffman S. and Keohane R.O. The New European Community: Decision making and Institutional Change. / S.Hoffman. - Westview Press, 1991.
55. Leurdijk D. A. NATO‘s Shifting Priorities: From Peace Support Operations to Counter-Terrorism / D.A. Leurdijk. / Peace Operations after 11 September 2001. Ed. T. Tardy. - London; New York, 2005.
56. McCormick J. The European Union: Politics and Policies. / J. McCormick. - Westview Press: Boulder Colorado, 1999.
57. Pease K-K. S. International Organizations. Perspectives on Governance in the Twenty-First Century. / S. K.-K. Pease. - 4th ed. – Boston etc., 2010.
58. Rittberger V., Zangl B., Staisch M. International Organization. Polity, Politics and Policies. / V. Rittberger. - Basingstoke; New York, 2006.
59. Sloan, S. Permanent Alliance? NATO and the Transatlantic Bargain from Truman to Obama. / S. Sloan. - New York, Continuum, 2010.
60. The Blue Helmets: A Review of UN Peacekeeping. - New York: UN Department for Public Information, 1999.
61. Waltz K.N. Theory of International Politics. / K.N. Waltz. - Reading, MA: Addison-Wesley, 1979.
Вопрос-ответ:
Какие перспективы развития военно-политических объединений можно ожидать в 21 веке?
В 21 веке ожидается усиление взаимодействия военно-политических объединений в свете изменяющихся геополитических условий и глобальных вызовов. Это может проявиться в расширении и углублении областей сотрудничества, создании новых форматов взаимодействия и более эффективном решении совместных задач.
Какие функции и формы участия международных организаций выполняют в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов?
Международные организации выполняют ряд функций, включая медиацию в международных конфликтах, урегулирование споров, обеспечение коллективной безопасности, содействие развитию и экономическому сотрудничеству, гуманитарную помощь, мониторинг соблюдения прав человека и многое другое. Формы участия международных организаций могут варьироваться от проведения международных конференций и переговоров до отправки миротворческих сил и гуманитарных помощников на места конфликтов.
Каково определение понятия "международная организация" в современной политической науке?
В современной политической науке международная организация определяется как формально установленная структура, обладающая членством государств, целью которой является сотрудничество в определенной области или решение конкретных задач международного характера. Она обладает своими правилами, механизмами принятия решений и регулярными форумами для обсуждения вопросов и принятия совместных действий.
Какие роли играют международные организации в мировой политике и международных отношениях?
Международные организации играют значительную роль в мировой политике и международных отношениях. Они служат форумом для взаимодействия государств, содействуют диалогу и урегулированию споров, способствуют сотрудничеству в различных областях, таких как экономика, экология, здравоохранение и многое другое. Они также способствуют укреплению прав человека, поддерживают установление международных норм и правил поведения, а также обеспечивают международную безопасность и стабильность.
Какие перспективы развития военно-политических объединений можно предвидеть в 21 веке?
В 21 веке можно предвидеть развитие различных военно-политических объединений, таких как военные альянсы, международные военные организации и др. Одной из перспектив является укрепление роли таких объединений в обеспечении безопасности и урегулировании международных конфликтов.
Как определяется понятие "международная организация" в современной политической науке?
В современной политической науке международная организация определяется как форма кооперации между государствами, в рамках которой они совместно работают над решением определенных проблем и задач, таких как безопасность, экономическое развитие, права человека и т.д. Такие организации имеют свои структуры, правила и процедуры, которые регулируют их деятельность.
Какие функции выполняют международные организации как акторы мировой политики и международных отношений?
Международные организации выполняют ряд важных функций в мировой политике и международных отношениях. Они способствуют укреплению мира и безопасности, оказывают гуманитарную помощь, поддерживают экономическое развитие, урегулируют конфликты и споры между государствами, защищают права человека и т.д. Такие организации являются важными акторами, которые влияют на глобальные процессы.
Как международные организации участвуют в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов?
Международные организации участвуют в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов путем проведения мирных переговоров, разработки и реализации международных соглашений и конвенций, наблюдения за выполнением международных договоров, предоставления гуманитарной помощи и медиации в разрешении конфликтов. Они также могут проводить расследования и принимать решения по спорным вопросам между государствами.
Какие перспективы развития военно-политических объединений в 21 веке?
В перспективе военно-политические объединения могут стать более гибкими и адаптивными в ответ на изменяющиеся вызовы и угрозы, такими как терроризм, кибератаки и глобальные пандемии. Они могут также углубить сотрудничество в сфере обороны и разработки новых военных технологий.
Что такое международная организация в современной политической науке?
Международная организация - это формальное соглашение между двумя или более государствами, которое создает институциональную структуру для регулирования и координации их взаимодействия в определенной области, например, в области безопасности или экономики.
Какие функции и формы участия международных организаций в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов?
Международные организации выполняют различные функции в мирополитических процессах и урегулировании международных конфликтов. Они могут предоставлять платформу для диалога и переговоров между государствами, разрабатывать международные нормы и правила, осуществлять мониторинг и наблюдение за соблюдением международных обязательств, а также предоставлять финансовую и техническую помощь для решения конфликтов и преодоления глобальных проблем.