советская культура 60-70г XX века

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История 20 века
  • 14 14 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.10.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Литература в СССР 1960-1970-е г.г. 4
2. Театр, опера, балет 8
3. Кинематограф, архитектура, музыка 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Фрагмент для ознакомления

В кинематографе окончательно утвердилось «интеллектуальное» кино. В сокровищницу российского и мирового киноискусства вошли фильмы «Зеркало», А. Тарковского, «Печки-лавочки», «Калина красная», «Позови меня в даль светлую» В. Шукшина, «Жил певчий дрозд» и «Пастораль» О. Иоселиани, «Белый Бим, черное ухо» С. Ростоцкого, «Долгие проводы» К. Муратовой, «Цвет граната» С. Параджанова, «Агония» Э. Климова, комедии Э. Рязанова. В это время в кино работали изумительные актеры Е. Евфстигнеев, А. Миронов, В. Тихонов, Е. Леонов, Л. Гурченко, Н. Мордюкова, Л. Куравлев.
Все эти и многие другие фильмы 70-х, ставшие широко популярными,  фактически объединяет одна тема – человек, личность, ее нравственные и  психологические проблемы, ее не желание быть «винтиком», всего лишь частью коллектива, теперь и коллектив не сумма безликих характеров, а личности.
Что касается скульптуры и живописи, основная линия изобразительного искусства заключалась в стремлении создания яркого и глубокого образа современника, к полноте правды жизни. Искусство было должно было оказывать эмоциональное влияние на зрителя, формировать его чувства и мысли. Произведения должны были быть идейно завершенными.
В 60-70-е гг. прошлого века продолжало собственное развитие монументальное искусство. Создавались эпические произведения в виде монументально-художественного ансамбля на Мамаевом кургане в Волгограде, мемориальных памятников на Пискаревском кладбище в Ленинграде и в Саласпилсе под Ригой, на месте выжженной фашистами белорусской деревни Хатынь; монумента Легендарная тачанка у г. Каховки, скульптурного ансамбля, посвященного защитникам Брестской крепости.
Наряду с этим значимое место в 60-80-х гг. прошлого века отводилось мастерам станковой скульптуры, которые пытались освободиться от образной парадности и штампов. В числе скульпторов, которые работали в эти годы - А.Г.Пологова, Д.М.Шаховской, Т.М.Соколова, Ю.Д.Митлянский, Ю.Л.Чернов, О.К.Комов, А.Полянский (основатель проекта музея Великой Отечественной войны, который был открыт в 1993 г.).
В 1980 г. в Манеже выставлялись четыре проекта мемориала на Поклонной горе (конкурс длился с 1987 г. по 1990 г.). К продаже было принято произведение авторского коллектива, который возглавлял скульптор Н.Томский и архитектор Я.Белопольский (с 1992 г. куратор мемориала главный архитектор г. Москвы Л.Вавакин и скульптор З.Церетели). Мемориал открылся в 1995 г. (в год пятидесятилетия Великой Победы).
В живописи того периода работали И. Глазунов, М. Сарьян, В. Шилов и другие художники. Сюжеты бытового жанра были изображены художниками Т.Яблонской, Д.Жилинским. Невзирая на итоги бульдозерной выставки 1974 г., продолжало функционировать и развиваться искусство в неформальной форме.
В 60-70-е гг. развивался новый стиль архитектуры – экономный и простой, в котором использовались возможности современной техники материалов. К нему относилось - здание СЭВ (в котором сегодня расположилась московская мэрия) (арх. - М.Посохон и пр.), пятисотметровая башня Центрального телевидения (Д.Бурдин, М.Шкуд и пр.). Согласно типовым проектам возводились здания Метрополитена в Москве, Ленинграде и прочих городах. В 70-е гг. были возведены новые спортивные сооружения, а вместе с тем Олимпийская деревня (на Мичуринском пр.) к Олимпиаде-80, проходившей в Москве.
В 70-е годы прошлого столетия сформировались молодежные неформальные группы вокруг разных музыкальных стилей и направлений (битломаны, металлисты, роллинги, брейкеры). Появляются вместе с тем группы аполитичного характера (панки и хиппи). Данные направления являлись слепками с западных молодежных субкультур. В обстановке ликвидации регламентирующих и репрессивных моментов появилась определенная свобода от условностей, аполитичность, враждебность элитарности. Нонконформизм данной части молодежи выражался во всем: в жаргоне, одежде, манерах.
В течение 70-х гг. прошлого столетия в Советском Союзе сложился рок, связанный с элементами демократизации, массовости послевоенной культуры. Рок изначально рассматривался в качестве контркультуры (это так называемый период андерграунда), но со второй половины 80-х годов. он превратился в культуру нового времени и воспринимался уже в качестве предмета искусства. К числу профессиональных рок-музыкантов того времени необходимо относить Б.Гребенщикова и группу "Аквариум", А. Макаревича и группу "Машина времени" и др.
В молодежной среде пользовалась популярностью эстетствующая группа "митьки", которая была образована в 1982 г. (от имени Дмитрия Шагина), выделявшаяся самоиронией и подчеркнуто гротескным стилем "а lа Русь" (одевались в тельняжки), презиравшая всякое преклонение перед иностранщиной.
Наряду с данными направлениями молодежной культуры продолжала развиваться авторская песня. Во многих городах Советского Союза создавались Клубы самодеятельной песни (КСП), проходили фестивали. Появляется новое поколение бардов - М. Ким, А. Дольский, С. Никитин и прочие исполнители.
По-прежнему среди граждан велико было увлечение эстрадой (популярные программы того времени - "Голубые огоньки", конкурсы "Песня года", "КВНы"), магнитофонными записями, кино.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С уходом с политической арены Н.С. Хрущева и победой партийно-бюрократической номенклатуры произошло усиление консервативных тенденций в руководстве культурной жизнью страны, что выразилось в окончательном свертывании курса на десталинизацию. В печати прекратилась критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение сталинских репрессий.
Процесс развития отечественной культуры в 60-е-начале 80-х гг. характеризовался противоречивостью и двойственностью.
Культурная элита страны продолжала направлять свой творческий потенциал на развитие литературы, искусства, образования, отстаивая идеалы гуманизма и демократии, развивая международные контакты. Достижения отечественной науки тех лет в различных областях составили основу научно-технического прогресса СССР. Научно-технический потенциал СССР был весьма мощным и занимал второе (после США) место в мире.
В обстановке научно-технического прогресса особенную значимость обретала отлаженная система подготовки профессиональных кадров, вместе с тем ее основание – наука и культура.
Процесс развития российской культуры в 60-е-начале 80-х гг. прошлого столетия характеризовался двойственностью и противоречивостью.
Культурная элита государства продолжала направлять собственный творческий потенциал на развитие искусства, литературы, образования, отстаивая идеалы демократии и гуманизма, развивая международные связи. Достижения российской науки тех лет в разных сферах составляли фундамент научно-технического прогресса СССР. Научно-технический ресурс СССР был достаточно мощным и занимал второе (после США) место в мире.
Возникали широкие возможности приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры у рядового населения государства. На этот период приходится пик посещаемости музеев, кинотеатров, публикации печатной продукции. Наблюдался стабильный рост в художественно-творческой активности граждан, проводимой в клубных формах любительской самодеятельности.
Наряду с этим, сохраняющиеся административно-командные методы руководства, остаточный принцип финансирования культурной сферы, компоненты двойной морали в социуме приводили к духовному кризису, отставанию нашего государства в ряде сфер науки, к снижению уровня образования и ограниченности творческой независимости художественной интеллигенции.
Усугубление идеологического нажима на разные области культурной жизни спровоцировало отток из СССР существенной части творческих и интеллектуальных сил государства Советов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. - 220 с.
Алферов Ж. Академия наук в истории культуры России в XVIII-XX веков / Ж. Алферов, Э. Тропп, Г. Смагина. – М.: Наука, 2010. – 712 с.
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2009. 3-е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010.-846 с.
Верт Н. История советского государства. 1900—1991. Пер. с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая, 1917 - 2003 годы - М.: Компания Спутник, 2009.
Волков С. История русской культуры ХХ века от Льва Толстого до Александра Солженицына / С. Волков. – М.: Эксмо, 2008. – 376 с. 
Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2003 - 196 с.
Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2003 – С. 87
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2009. 3-е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010.- С. 412

Алферов Ж. Академия наук в истории культуры России в XVIII-XX веков / Ж. Алферов, Э. Тропп, Г. Смагина. – М.: Наука, 2010. – С. 343

Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. – С. 97













9

1. Алексеев А.И., Измозик В.С., Куликов Ю.С. и др. Культурология. История культуры России: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2005. - 220 с.
2. Алферов Ж. Академия наук в истории культуры России в XVIII-XX веков / Ж. Алферов, Э. Тропп, Г. Смагина. – М.: Наука, 2010. – 712 с.
3. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917–2009. 3-е изд., расш. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2010.-846 с.
4. Верт Н. История советского государства. 1900—1991. Пер. с фр. - М.: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.
5. Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая, 1917 - 2003 годы - М.: Компания Спутник, 2009.
6. Волков С. История русской культуры ХХ века от Льва Толстого до Александра Солженицына / С. Волков. – М.: Эксмо, 2008. – 376 с.
7. Поликарпов В.С., Лысак И.В. История России в XX веке. - Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2003 - 196 с.