Влияние уровня коммуникации на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 21.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические аспекты изучения коммуникации и социального статуса детей в группе старшего дошкольного возраста 6
1.1. Изучение коммуникации и соцального статуса в трудах отечественных и зарубежных ученых 6
1.2. Особенности коммуникативного развития дошкольников 15
1.3. Особенности социального статуса в группе дошкольников 28
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня коммуникации на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста 40
2.1. Результаты исследования взаимосвязи уровня коммуникации на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста 40
2.2. Программа развития коммуникативных навыковдетей в группе старшего дошкольного возраста 55
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 75
Неиспользуйтепринижающихобращенийтаких,как«малыш»,«зайка»,«сынуленька»ит.п.Старший дошкольникготовитсяквзрослойроли.- Обсуждайте с ребенком свои планы. Заранее сообщайте, что идете навыходныхвгости,чтождетенаужинсвоегодругаилипланируетепоездкунаприроду.- Стучитесь, когда входите в комнату.- Спрашивайте мнение ребенка по самым разным вопросам – что онхотелбысъестьнаужин,кудалучшепойтиснимнавыходных,когоприглашатьнапраздник.- Спрашивайтесоветов,взависимостиотвозрастаребенка.Какоеплатье вам больше идет? Какой фильм стоит посмотреть? Возможно, ребенокс удовольствием сходит с вами в магазин, чтоб помочь выбрать вам модноеплатье,илиизучитанонсыпопулярныхфильмов.- Старайтесь больше доверять. Если ребенок уже достаточно большой,чтобы самостоятельно приготовить еду и пообедать – не контролируйте этотпроцесс.- Заменитезапретыиугрозынаразумныепозитивныестимулыиситуациюуспеха,основываясьнапозитивном пониманииличностного опытавсе, что с человеком происходит, это не потому что ты такой и заслужилэто, а для того, чтобы развиваться, учиться, совершенствоваться (то есть, опромахеребенкастоитразговариватьспозиции«еслитысделаешьвподобнойситуации воттак…,тосможешьизбежатьэтоговбудущем»).- Увеличивайтестепеньсвободыребенкапомеретого,какбудетформироватьсяегопониманиеответственностиисамоконтроляипостарайтесьизбегатьнаказания,если онсразу несправится.- Будьтепоследовательны:есливыговоритеребенку,чтоонужевзрослыйипоэтомудолженчто-токонкретноеделатьсамостоятельно(убирать за собой, серьезно относиться к учебе, выполнять поручения, иметьобязанности и пр.), то будьте готовы предоставлять ему некоторую свободудлятренировки«взрослости».- Замените формулу «а мы тебя предупреждали» на «в следующий раз вподобнойситуациитыбудешьзнать,чтоделатьи/иличегостоитизбегать».- Будьтеготовыподдержатьребенкавлюбойситуациибезобиды,крика и осуждения. Просто выслушайте и ответьте ровно столько, сколькоспросилитогда,когдаспросил(ваши«вычитывания»и«причитания»услышаны не будут, а если будут услышаны, то кроме агрессии тихой илибурнойвы ничего вответне получите).- Делегируйтеполномочия.Урастущегочеловекаестьпотребностьбыть значительным, значимым. При этом без содействия взрослых ребеноквполнеможетдемонстрироватьсвоюсилуизначимостьчерезтроллинг,буллинг, унижение сверстников или младших. При содействии взрослых тежепотребностиудовлетворяютсяприсовместнойдеятельностисболеемладшимиилидляних,сменеесильнымиилиздоровыми,припомощиживотным.- Открытообъявляйтеолюбыхвкладахребенка(благодаритезапомощь, отмечайте хорошо сделанную работу, своевременно выполненныепоручения,инициативуиактивность).Раскрывайтесильныестороны,замечая позитивное, говорите ребенку об этом, напишите личное сообщение.Демонстрируйтеверу внего:«Язнаю,тысможешь!»- Учитеверноанализироватьуспехиинеудачи.Успех-результатдостаточногоколичестваусилий(конкретноопишитето,чтовыполненохорошо).Неудача-результатнедостаточногоколичестваусилий(«нужно ещепоработать»,«обративниманиенаэтивопросы»,«постарайсяеще»,«попробуй снова»). Учите ребенка мыслить позитивно: «Я могу», «У меняполучится».Учитеговоритьосебетольковпозитивномключе.- Используйте прием «Ощутимое развитие» - практикуйте рассказы вформате «вчера-сегодня-завтра»: что я умел вчера (что у меня получалосьвчера); что я умею (могу) сегодня; чему я планирую научиться завтра. Учитеребенка самопризнанию, т. е. принимать собственное решение о том, чтополучилосьхорошо.- Принимайтеребенка,оноченьнуждаетсявтепломотношенииродителей, думайте о нем с точки зрения «мне нравится…». Интересуйтесьребенком: чем он занимается, что его волнует, в чем нуждается. Учите егозамечатьпозитивноевдругих,учитевыражатьпризнаниеиодобрение.Примите его ценности (признать сам факт их наличия, а не подстроиться подних).Продуктивноеиинтересноеобщениеивозникаетнаматериалеобсужденияценностей.- Учитесь слушать ребенка, давать обратную связь, поддерживать иразвивать контакт. В случае ошибки, поддержите ребенка в выборе вариантаееисправления,ведьошибка- этопопытка,пустьинеудачная.- По мере возможности, сведите к минимуму потенциально опасныестимулыипровоцирующиеусловия(невозможно научить ребенкауважительномуотношениюкокружающим,ихмнению,еслипостоянноунижать и оскорблять его и других в его присутствии; трудно ожидать отребенка разумного отношения к играм, если окружающие демонстрируютобратное).- Будьтедляребенкапримеромвразвитиииндивидуальности.Поддержите его в утверждении и развитии его индивидуальности, тогда онпочувствует себя более компетентным и обретет самоуважение, в которомоченьнуждается.Выводы по исследованию1. У большинства детей (по 17,5%)трудно определить, активные они в общении или пассивные илиочень пассивные.15% детей пассивные: только иногда участвуют в играх, когда их настойчиво приглашают. По 12,5% дошкольников или активные илизамкнутые, не реагируют на игры сверстников. 10% детей очень активные: вовлекают и сами активно участвуют в играх и общении.По 7,5% детей скорее пассивные, чем активные или скорее активные, чем пассивные: участвуют в играх, общении, но сами не понуждают к этому других.2. Большинство детей (35%) принимают вербально-оценочное решение в конфликтной ситуации взаимодействия со сверстником. Довольно большая часть детей (27,5%) выбирает агрессивный выход из конфликтных ситуаций. 17,5% дошкольников дают реакции ухода от ситуации. 15% детей находят конструктивное решение в сложных коммуникативных ситуациях. У 5% дошкольников не развиты компетенции выхода из конфликтных ситуаций. 3. У большинства дошкольников (37,5%) низкий уровень социальной компетентности, у них плохо развиты коммуникативные навыки, в конфликтных ситуациях они выбирают либо уход из конфликта, либо конфронтацию, агрессию. У 35% дошкольников средний уровень социальной компетентности, у них средне развиты коммуникативные навыки, они могут оценить и описать ситуацию взаимодействия, хотя это и не всегда продуктивно.У 27,5% дошкольников высокий уровень социальной компетентности, у них хорошо развиты коммуникативные навыки, они умеют договариваться и сотрудничать с другими, умеют уступать, но не дают себя в обиду.4. У дошкольников в содержании общения преобладает игровой мотив,иногда встречается познавательный мотив общения. У них нейтральное отношение к сверстникам, средний круг общения. Дети иногда стремятся к лидерству,могут проявить как автономию так и подчиняются сверстнику. Применяют как неконструктивные стратегии в ситуациях отвержения (обида, агрессия), так и конструктивные способы реагирования (договориться, попросить, организовать свою игру), дети проявляют среднюю активность в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда могут оказать сопротивление, негативизм, упрямство.5. В группе дошкольников есть представители разных статусов. Большинство детей (42,5%) имеют статус предпочитаемых. У многих (27,5%) выявлен статус «отвергаемый», такие дети получают в основном отрицательные выборы и, возможно, единичные положительные выборы. 15% дошкольников имеют статус звезд. Также 15% ребят оказались изолированными в группе. 6. Результаты корреляционного анализа показали, что чем лучше развиты коммуникативные навыки дошкольников (активность в социальных контактах, участие в играх, вовлечение сверстников в игры, общение) и чем выше их социальная компетентность, умения договариваться и сотрудничать с другими, тем выше социальный статус детей в группе.Чем позитивнее дети относятся к сверстникам, чем больше они проявляют активность в общении, автономию, самостоятельность при взаимодействии со сверстниками и чем выше уровень развития межличностных отношений, тем выше социальный статус детей в группе. На основе результатов исследования была разработанапрограмма развития коммуникативных навыковдетей в группе старшего дошкольного возраста.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось выявление влияния уровня коммуникации на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что коммуникация трактуется как передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе. В дошкольном возрасте общение со сверстниками выходит на первое место. Дети пытаются сотрудничать друг с другом для достижения одной цели, могут проявлять взаимопомощь, привязанность и дружбу. Ребёнок начинает видеть в своём товарище равного себе, начинает учитывать его интересы, помогать ему, требовать того же взамен.Если ребёнок не получает признания и уважения у сверстников, у него накапливается обида, снижается успешность в совместной деятельности, что приводит к полному отказу от неё.Социальный статус человека раскрывается через набор ролей, которые он играет в данной группе. Социометрический статус – более узкое понятие. Это то положение, которое занимает субъект в системе межличностных отношений в конкретной малой социальной группе. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – длительный по времени, систематический и целенаправленный процесс. Развитию коммуникативных навыков у детей способствует совместная деятельность. Работа по развитию коммуникативных навыков у детей может проводиться в условиях разного вида игр как условия совместной деятельности. В группе дошкольников представлены практически те же социометрические категории, что и в группах детей более старшего возраста, — высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные дети. Популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или индифферентное отношение других детей. Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства детей трудно определить, активные они в общении или пассивные илиочень пассивные.Дети чаще всего принимают вербально-оценочное решение в конфликтной ситуации взаимодействия со сверстником, но многие выбирают агрессивный выход из конфликтных ситуаций. У большинства дошкольников низкий уровень социальной компетентности, у них плохо развиты коммуникативные навыки, в конфликтных ситуациях они выбирают либо уход из конфликта, либо конфронтацию, агрессию. В содержании общения дошкольников преобладает игровой мотив,иногда встречается познавательный мотив общения. У них нейтральное отношение к сверстникам, средний круг общения. Дети иногда стремятся к лидерству,могут проявить как автономию так и подчиняются сверстнику. Применяют как неконструктивные стратегии в ситуациях отвержения (обида, агрессия), так и конструктивные способы реагирования (договориться, попросить, организовать свою игру), дети проявляют среднюю активность в общении, при общении со взрослым склонны подчиняться, иногда могут оказать сопротивление, негативизм, упрямство.В группе дошкольников есть представители разных статусов. Большинство детей имеют статус предпочитаемых, многих выявлен статус «отвергаемый», такие дети получают в основном отрицательные выборы и, возможно, единичные положительные выборы. Результаты корреляционного анализа показали, что чем лучше развиты коммуникативные навыки дошкольников (активность в социальных контактах, участие в играх, вовлечение сверстников в игры, общение) и чем выше их социальная компетентность, умения договариваться и сотрудничать с другими, тем выше социальный статус детей в группе. чем позитивнее дети относятся к сверстникам, чем больше они проявляют активность в общении, автономию, самостоятельность при взаимодействии со сверстниками и чем выше уровень развития межличностных отношений, тем выше социальный статус детей в группе.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: уровень коммуникации детей старшего дошкольного возраста оказывает существенное влияние на их социальный статус в группе.На основе результатов исследования была разработана программа развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.Список литературыАвдеева, Е.И. Формирование коммуникативных УУД: от учебного взаимодействия к сотрудничеству / Е.И. Авдеева, Л.Р. Саубанова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2016. – №4 (4). – С. 26 – 30.Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 137с.Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 362с.Барамзина, С.А. Активизация учебной деятельности дошкольников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. Наук / С.А. Барамзина. – Киров, 2014. – 20 с.Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.Веселкова, О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук / О.А. Веселкова. – Омск, 2000. – 21с.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Academia, 2002. – 409с.Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб: Питер, 2008. – 192с.Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2014. – 240 с.Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2007. – 800с.Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье / Г.Н. Гришина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 1. – С. 43–49.Дьяченко, В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения / В.К. Дьяченко // Дошкольное образование. – 2017. – № 12 – С.9−13.Захарова, С.Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82–93.Землянская, Е.Н, Родители — лишь консультанты и помощники / Е.Н. Землянская, М.К. Чугреева // Воспитатель. – 2017. – № 5. – С. 5−8.Зотова, Т.В. Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения / Т.В. Зотова // Наука и школа. – 2015. – №2. – С. 166 – 172.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.Капитонова, Т.А. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников: автореф. дис.канд. пед. наук / Т.А. Капитонова. – Саратов, 2017. – 20 с.Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.Г. Антипов и др., общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с. Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. – СПб.: Питер 2000. – 368с.Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.:Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1990. – 212 с.Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2017. – 939с.Красноплахтова, Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л.И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981 – 354с.Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 240 с.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Психология, 1998. – 276 с.Наследов, А.В. Математические методы психологического исследования / А.В. Наследов. – СПб., 2016. – 392с.Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М., 2006. – 374 с.Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 280 с.Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / под ред. Т.А. Репиной. – М. : Педагогика, 2008. – 200 с.Павлова, Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность – 2015. – №38. – С. 118 – 122.Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики / А.А. Романов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.Сенникова А.А. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности с социометрическим статусом в подростковой группе / А.А. Сенникова // Научный альманах. – 2016 – №2-4(16). – С. 204-206.Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: ВЛАДОС, 2010. – 128с.Смирнова, Н.Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку / Н.Н. Смирнова // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 732-735.Смолева, Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников / Т.О. Смолева // Психология развивающейся личности. Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. – Иркутск, 2008. – С. 33 – 36.Соловьева, Е.А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.Степанов, С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 384 с.Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Р. Хузеева. – СПб.: Владос, 2014. – 80с.Цой, Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. – М.: Глобус, 2001. – 233 с. ПриложениеМетодика «Картинки»Стимульный материал№1№ 2№ 3 №4№ 5Интерпретация: Уход от ситуации – ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» - 1 балл.Агрессивный выход (всех прогоню, побью, покусаю и пр.) – 2 балла.Вербально-оценочное решение (скажу, что так нельзя; скажу, что она плохо сделала; объясню как надо) – 3 балла.Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) – 4 балла.Уровень коммуникативной компетентности оценивается как: низкий (до 8 баллов); средний (8 – 12 баллов); высокий (13 – 16 баллов) Методика «Особенности межличностных отношений» (ОМО) для детей в модификации Г.Р. ХузеевойИнструкция. Давай поиграем, я начну читать предложение, а ты его закончишь. Постарайся отвечать быстрее. 1. Когда ребята собираются вместе, я обычно…….2. Когда ребята говорят мне, что я должен делать…..3. Когда взрослые обсуждают мое поведение……4. Я думаю, что иметь много друзей …..5. Когда мне предлагают участвовать в разных играх….6. Отношения с ребятами в группе ……7. Когда мне предлагают придумать и провести игру, я…..8. Дружить со многими ребятами……9. Быть главным в группе…..10. Ребята, которых не приглашают в совместные игры……11. Когда я прихожу в детский сад, ребята …….12. Обычно мы с ребятами……..13. Когда другие ребята что-то делают вместе, я…….14. Когда меня не принимают в игру……15 Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать…….(можно отдельно спрашивать про родителей и воспитателя)16. Когда у ребят что-то не получается, …….17. Когда я что-то хочу сделать, ребята……Оценка и анализ результатовКлюч:Критерии оценкиНомер предложения1Содержание общения1,122Особенности отношений со сверстниками6,11,16,17, 103Широта круга общения 4, 84Отношение к лидерству, доминированию в группе 7,95Автономия или подчинение сверстнику 26Поведение в случае отвержения 10,13,147Активность в общении.1,13,148Особенности общения со взрослым3,151. Содержание общения: преобладание делового мотива -1 балл; преобладание игрового мотива – 2 балла; преобладание, познавательного или личностного мотива – 3 балла.2. Особенности отношений со сверстниками: проявления отрицательного отношения – 1 балл, при положительном отношении – 2 балла.3. Широта круга общения: узкий круг общения оценивается в 1 балл, широкий круг общения в 2 балла.4. Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников: отрицательное отношение к лидерству - 1 балл, положительное отношение к лидерству - 2 балла.5. Автономия или подчинение сверстнику: реакция подчинения – 1 балла, автономия – 2 балла.6. Поведение в случае отвержения, принятие ребенка в группу сверстников: неконструктивные способы оцениваются как 1 балл, конструктивные способы как 2 балла.7. Степень активности в общении: активная позиция в общении оценивается в 2 балла, пассивная позиция - 1 балл.8. Особенности общения со взрослым: сопротивление – 1балл, подчинение – 2 балла, сотрудничество – 3 балла.Содержание тренинговой программыЗанятие 1I. Вводная частьИгра «Мяч» для знакомства.Участники встают в круг, в руках у ведущего – мяч. Ведущий называет свое имя, добавляет еще несколько слов о себе и кидает мяч другому участнику. Участник называет свое имя, добавляет несколько слов о себе и кидает мяч следующему и т.д. Дополнительные условия: мяч передается в произвольном порядке, мяч должен побывать у каждого только один раз.Введение правил тренинга:1. Говорите от первого лица - участники могут говорить самостоятельно, без обобщений.2. Принцип действия - каждый навык создается в многократных повторениях, и те участники, которые получают максимальную отдачу от обучения, являются наиболее эффективными. Тренировки - как шведский стол - каждый примет столько, сколько сможет.3. Принцип положительной обратной связи (все участники могут рассказать друг другу, как они вели себя в игре, что они сделали хорошо и что можно сделать по-другому. Полезный навык - положительно комментировать положительные комментарии).II. Основная частьУпражнение «Ваше настроение» для установления контакта, снятия напряжения.Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент (цветные карточки М. Люшера). Далее ведущий трактует значение цвета и предлагает подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.Упражнение «Подчеркивание общности» для развития навыков при-соединения к другому, уважения к мнению другого человека.Один из участников получает от тренера мяч. Он должен передать кому-нибудь из участников группы со словами: «Мне кажется, …, нас объединяет такое качество, как...» (и здесь он называет качество). Участник, которому передали мяч, отвечает на обращенное к нему высказывание либо «Согласен!», либо «Я подумаю над этим». Упражнение «Когда нам хорошо...» для отреагирования негативных эмоций, закрепление позитивных эмоций. Участникам предлагается вспомнить и изобразить мимикой и пантомимой (ведущий помогает, показывает), что с нами происходит, когда: нас ругают, нас хвалят, нам страшно, нам весело, вызывает директор, получаем задание и т.д.Релаксация. Представьте себе две картины.Первая. Посреди лужайки стоит громадный круглый стол. В самом центре стола – большой котел, из которого доносится аромат чего-то очень вкусного. Вокруг же расположились сытые и весело смеются. В руках у них – двухметровой длины ложки. Именно из-за их длины они не могут кормиться сами, поэтому кормят друг друга и веселятся. И точно такая же вторая картина, но вокруг стола стоят голодные и горько плачут, хотя в их руках точно такие же ложки, однако, кормить друг друга им невдомек. Кем стать сытым или голодным? Выбор за каждым из нас!Вывод: стресса не нужно бояться; необходимо развивать у себя способности и компетентности, которые помогают преодолевать трудности, достигая высокой жизненной эффективности, сохраняя здоровье. III. Заключительный этапРефлексия занятия. Что понравилось? Какие впечатления? Какие планы? Какие ожидания?Упражнение «Доброе животное»Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Мы – одно большое доброе животное, давайте послушаем, как оно дышит». Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседей. «А теперь подышим вместе». Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад (повторить три раза). Прощание.Занятие 2I. Вводная частьУпражнение «Волшебный клубочек», дальнейшее знакомство, раскрепощение. Стимульный материал – клубок ниток.Ведущий и участники сидят в кругу. Ведущий передает клубок ниток участнику слева от себя, тот наматывает нить на палец и при этом говорит свое имя и рассказывает о том, что он любит делать.II. Основная частьУпражнение «Аналоговые линии». Лист формата А4 делится на 8 равных частей, каждая часть соответствует определенному состоянию (гнев, радость, депрессия, спокойствие, мужественность, женственность, болезнь, последнее на выбор). С помощью одних только линий, участник заполняет каждый квадрат рисунком, после, каждый квадрат вырезается и дополняется самодельной рамкой. Обратная связь – обсуждение чувств, возникших в процессе упражнения.Упражнение «Снеговик» для развития эмоциональной устойчивости, терпимости к окружающим.Ребята сидят в кругу, не двигаясь и изображая снеговиков, то есть никак не реагируют ни на что вокруг. Ведущий (сперва психолог, а потом желающие из группы) выходит в центр круга и пытается «растопить» кого-то из ребят. Он может пользоваться жестами, мимикой, речью. При этом его задача – вызвать у них ответное проявление мимики или движение тела. Ведущему можно делать практически все, что угодно, за исключением прикосновений к другим участникам и конечно же все должно быть в рамках этики. Если кто-то изменил свою мимику или сделал какое-то движение, он присоединяется к ведущему. Каждый последующий «растаявший» присоединятся к ним.Упражнение «Визитная карточка»Каждый участник делает себе визитную карточку – рисует к каждой букве имени небольшую картинку, каким-то образом имеющую отношение к личности участника (например, отражают черты его характера).Затем каждый представляет себя другим.Рефлексия. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?Осваиваем техники снятия напряжения:1. Дыхание животом. 2. Замедленное дыхание. 3. Эскимо. 4. Морское побережье. 5. Семь свечей. 6. Все получится. III. Заключительный этапРефлексия занятия. Коммуникативная игра «Комплименты»Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешнийвид, и личные качества и многое другое. Прощание.Занятие 3I. Вводная частьУпражнение «Скульптура» для разогрева, развития коммуникативных качеств. Стимульный материал: карточки-задания: человек, который ничего не боится; который всем доволен; выполнил сложное задание, получил похвалу, получил подарок, выздоровел, победил в соревнованиях.Участники разбиваются на 2 группы. Получают задание вылепить скульптуру. Один из участников - «глина», остальные - скульпторы. Затем участники меняются ролями. После проведения игры обсуждение, что чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.II. Основная частьСегодня мы с вами будем знакомиться с «волшебными» средствами понимания, будем учиться понимать другого человека. Скажите мне можно ли по лицу человека понять, какое у него настроение? Давайте сейчас попробуем угадать, какое настроение на этих лицах».Ведущий показывает детям картинки с изображением различных эмоций, а дети должны попытаться отгадать эмоцию, если дети затрудняются ответить, то ведущий задает наводящие вопросы:- радость;- гнев, злость;- страх;- обида и т. п.Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу. А теперь давайте попробуем применить волшебные средства понимания, с которыми мы сейчас познакомились.Воспользовавшись волшебными средствами понимания, дети должны помочь:- девочка плачет – у неё забрали мяч;- мальчик сидит грустный – он потерял свою любимую игрушку;- девочка смеётся – её подарили куклу и т. д.Игра «Узнай сказку»Цель: стимуляция речевой активности и улучшение коммуникации.Время: 15-20 мин.Материалы: Куклы – персонажи известных ребенку сказок «Репка»,«Колобок», «Курочка Ряба» и др. или иллюстрации к сказкам.Дети с ведущим рассаживаются за стол полукругом настульчиках. На столе лежат игрушки или картинки с иллюстрациями ксказкам. Детей просят рассмотреть иллюстрации, игрушки и назватьзнакомые сказки. Если дети испытывают затруднения, ведущий даетневербальную "подсказку. Если кто-нибудь из детей самостоятельноназывает сказку, ведущий просит рассказать, про кого она, помогаетвспомнить основных персонажей. Ведущий предлагает каждому участникувыбрать себе персонажа и "от его имени" исполнить маленький танец.Упражнение «Активное слушание» Выполняется в парах. Один участник пары – в роли подростка, второй – в роли родителя / педагога / сверстника. Первый номер в паре заявляет о какой-либо проблеме. Например, «У меня нет нормальных друзей». Задача второго номера – разобраться в проблеме собеседника, используя приемы активного слушания. Общение продолжается 2 минуты, затем участники меняются ролями. По окончании работы участники делятся впечатлением от общения. Что вам было интереснее – рассказывать о своей проблеме или слушать, как собеседник говорит о своей? Легко ли было слушать? Легко ли было говорить? Какие приемы удалось использовать в диалоге? Насколько комфортно было общение в парах? Продолжаем осваивать техники снятия напряжения, усталости, беспокойства.1. Выжатый лимон. 2. Масштаб. 3. Качели. 4. Разгладим море.5. Караван верблюдов.III. Заключительный этапРефлексия занятия. Упражнение «Рисунок по кругу» для сплочения группы, развития креативности, повышения самооценки. Участники рассаживаются по кругу, у каждого в руках карандаш и подготовленные заранее листы бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 части заворачиваются вовнутрь, подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. Первый человек рисует голову, передает лист другому, и тот рисует тело, не глядя на голову. Затем лист отдается третьему человеку, который рисует ноги. Следующий разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем». Обсуждение. Прощание.Занятие 4I. Вводная частьУпражнение «Делай, как я»Цель: разогрев участников; создание доброжелательной атмосферы,подготовка к работе.Время: 10-15 мин.Материалы: музыкальные записи (этническая музыка, детские песни,джазовые композиции)Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка, и участникиначинают двигаться, причем первый становится ведущим, а остальные –ведомыми. Пребывая в роли ведущего участник старается максимальноиспользовать свой танцевальный репертуар и средства самовыражения.Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения иего экспрессию. Через некоторое время (например, по сигналу тренера)первый участник переходит в конце ряда и становится ведомым, уступаяместо "главного танцора" другому члену группы.Схемы обсуждения: что испытывали, танцуя, как другой человек, примеривна себя его экспрессию? Чей танец запомнился, понравился?II. Основная частьУпражнение «Попади в друга»(аналоги "Заморозь противника" "Растопи ледяную фигуру", "Освободипленника каменной скалы").Вариант "Попади в друга" (называемый также "Подстрели друга"),вследствие своей "милитаристической направленности", на этическом уровне часто отторгается. Однако, включение этого упражнения в работу всегдахорошо воспринимается детьми: они весело и быстро включаются в игру,артистично демонстрируют ранение и последующее "оживание". Впсихокоррекционной работе можно вариант с "выстрелом"использовать однократно, а в последующих занятиях модернизироватьупражнения с применением "волшебных прикосновений", обладающихспособностью замораживать (мгновенно) или превращать в камень(медленно застывая), с постепенным высвобождением и ощущением радостиот возвращенной свободы движений.Участники распределяются по залу и, по команде ведущего, 2-3выбранных игроков, приближаясь к другим, дотрагиваются кончиком пальца,обозначая "выстрел" или "волшебное воздействие". Можно озвучить такуюинструкцию: "Представьте, что вы – шпион и у вас есть маленькийшпионский пистолетик, ваша задача – попасть в каждого. Вы не на поле боя,ваши действия должны быть точны и аккуратны. Те, кому предстоит "бытьраненым", - медленно опускайтесь на пол. Дети, берегите себя и других".Ощутив прикосновение, участник начинает падать или застываетнеподвижно (в зависимости от варианта упражнения). Через несколькосекунд (можно предложить медленно досчитать "про себя" до 30) он может"ожить" и вновь присоединиться к игре.Грамотно проведенная работа с падениями повышает энергию группы ижизненный тонус ее участников, улучшает сплоченность группы,нейтрализует негативные переживания.Упражнение «Карнавал животных»Упражнение предусматривает символическую ролевую игру итворческое взаимодействие с другими членами группы.Инструкция: "Выберите любое млекопитающее, рептилию или птицу. Втечение 10-15 минут вам предстоит находиться в роли этого животного("побыть в его шкуре"), "переняв" его обличие, рисунок его движений,специфику издаваемых им звуков. Часто бывает, что несколько участниковвыбирают одно животное. Как интересно, если в группе 5 тигров, и укаждого - свой характер, свои привычки, своя стать. Не объявляйте о своемвыборе и внимательно присматривайтесь к остальным. Ползайте, шумите,прыгайте, скачите и "летайте", изображая это животное. Знакомьтесь ивзаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески".После демонстрации животных, ведущий просит детей поделитьсявпечатлениями о происходящем: кто кем был, угадали ли его зверя другиечлены группы, какое животное по характеру изобразил участник, какиечувства возникали у детей в процессе взаимодействия (страх, гнев, доверие).Формат обсуждения моделируется ведущим. Ведущий обращает вниманиеучастников, что каждое приобретенное в процессе упражнения и наблюденийновое движение означает вместе с тем и приобретение новой степенивнутренней свободы.Упражнение «Обитатели бирюзовой лагуны»Цель: мышечная релаксация, расширение двигательного потенциала.Материалы: красивая, необычная музыка, "инкрустрированная" звукамиспокойного журчания воды, переливами струящегося водного потока,расцвеченная каплями дождя.Участники размещаются по всему свободному пространствузала как можно дальше друг от друга, и опускаются на пол в положениилежа или сидя.С началом звучания музыки дети начинает очень медленно, плавнодвигаться всем телом - перекатываясь, сворачиваясь, разворачиваясь,"плавая" – так, как хочется. Упражнение можно выполнять с закрытымиглазами. Ведущий сопровождает движения детей рассказом о сказочнойкрасоте морского побережья – о прогретых солнцем бирюзовых отмелях, гдецарит умиротворение, гармония, безмятежность, где все подчиненоразмеренному ритму волн, и в прозрачной воде обитают удивительныесущества. Ведущий говорит об их неторопливых движениях, об их плаваниив водном потоке во власти волн. Движения могут ассоциироваться соспокойным колыханием водорослей в потоках воды, с неторопливымперемещением медуз, морских звезд или моллюсков, живущих в красивыхраковинах, с медленным плаванием крупных ярких рыб.III. Заключительный этапРефлексия занятия.Упражнение «Домик» для обретения силы и мощи духа, развития силы воли.Инструкция участникам. Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика. Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение дома по 1-2 минуты, несколько раз в день.Прощание.Занятие 5I. Вводная частьУпражнение «Приветствие без слов». Участникам предлагается передвигаться по комнате в течение 2–3 минут и приветствовать других участников. Это должно быть сделано без слов: кивком, поклоном, рукопожатием, объятием и т. д. При этом можно использовать каждый способ только один раз (для каждого последующего приветствия необходимо придумать новый способ).II. Основная частьУпражнение «Именитый гость»Цель: отработка невербальных коммуникаций, коррекция самооценки.Ведущий просит одного из участников стать для всей группыОчень Значимым Человеком – Именитым гостем. Он садится в центр круга,его представляют участникам. Задача детей – с почтительностью обращатьсяк Гостю (по одному) и выразить в танце свою просьбу о чем-нибудь. Задача«Именитого Гостя» - осознавать свои чувства, возникающие при обращениик нему других детей. На данную роль мы стараемся не назначать активныхдетей-лидеров группы, а бережем ее для застенчивых детей, чей статус вгруппе и самооценка могут поменяться в процессе этого упражнения.Это упражнение можно использовать неоднократно, меняя фабулуобращения (детям танцевальными движениями надо позвать на помощь,просить восстановить справедливость, пожаловаться, молить о пощаде,обратить на себя внимание). В роли Верховного Судьи, Небесного владыки ит.д. (титулы придумываем вместе с детьми) могут побывать практически всечлены группы.Упражнение «Не сходя с места»Цель: снятие мышечных зажимов.Материалы: Музыка: для основной части — барабаны с меняющимсяритмом, быстрые, энергичные композиции с вкраплениями романтических,спокойных тем; для релаксации — музыка со звуками моря, воды, прибоя.Инструкция: «Выберите себе место в зале, так, чтобы на расстояниевытянутой руки никого рядом с вами не было. Поставьте ноги на ширину плеч. Важно, чтобы вам было удобно стоять, и чтобы вы стояли устойчиво.Чуть согните ноги в коленях.Представьте, будто вы сидите на надувном шаре; подвигайтесь вверх-вниз,не отрывая ноги от пола (важно, чтобы ноги стояли твердо).Представьте, будто вы пружинка, которая, сжимаясь, опускается вниз, апотом с силой распрямляется вверх (ноги по-прежнему не отрываем от пола).Представьте себя уютной мягкой тряпочкой (или своим любимымсвитером), который развешен для просушки и колышется от порывов ветра(расслабьте тело, отпустите голову, распустите "завязочки" на лице, наплечах, на ногах, на руках). Можно сгибаться, дотрагиваясь до пола. Висимсвободно, радуемся ветру и танцуем вместе с ним (не сходя с места).Потрясите руками, плечами, покачайте головой.А теперь вбираем в себя музыку и прислушиваемся к своему и телу.Почувствуйте, какие движения вам хотелось бы совершать под такуюмузыку.Найдите свой ритм и двигайтесь в танце (не сходя с места). Когда музыкаизменится, ложимся на спину, в позу звезды и отдыхаем».Вопросы для обсуждения:Что было самым радостным, захватывающим, интересным, трудным в этомупражнении? Какая его часть больше всего понравилась.Рефлексия. Сможете ли вы реализовать свои планы? Кто может помочь вам осуществить их? (обсуждение записей). Совпадают и ваши желания с реальными возможностями?Упражнение «Кораблекрушение».Участники этого упражнения должны будут выслушать историю. В которой герой оказался передсложной проблемой. Командам, на которые разбивается группа, предстоит найти ответ на вопрос:как моряк с потерпевшего кораблекрушение корабля может спасти свою жизнь?Группа делится на команды по 4-5 человек. Команды расходятся по комнате. Сначала руководительгруппы рассказывает историю о потерпевшем кораблекрушение моряке. Каждая команда должнапридумать финал этой истории и этот финал должен быть хорошим.III. Заключительный этапУпражнение «Обратный отсчет»Инструкция участникам. Сядьте удобно. Закройте глаза и вспомните все в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Вспомните все, как можно подробнее, что происходило на наших занятиях, ничего не поясняя и не интерпретируя. В конце участники делятся мнениями о том, что с каждым из них происходило. В частности, им предлагается рассказать о следующем: 1) об общем впечатлении от занятий; 2) о том, что открыл в себе с помощью группы; 3) о своих пожеланиях.
2. Авдулова, Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 137с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. 5-е изд. / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 362с.
4. Барамзина, С.А. Активизация учебной деятельности дошкольников в условиях личностно ориентированного обучения: Автореф. дис. канд. пед. Наук / С.А. Барамзина. – Киров, 2014. – 20 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.
6. Веселкова, О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук / О.А. Веселкова. – Омск, 2000. – 21с.
7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. – М.: Academia, 2002. – 409с.
8. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб: Питер, 2008. – 192с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2014. – 240 с.
10. Головин, С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. – М.: Харвест, 2007. – 800с.
11. Гришина, Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье / Г.Н. Гришина // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 1. – С. 43–49.
12. Дьяченко, В.К. Технология разноуровнего обучения при переходе к коллективному способу обучения / В.К. Дьяченко // Дошкольное образование. – 2017. – № 12 – С.9−13.
13. Захарова, С.Е. Социометрический метод в классных коллективах / С. Е. Захарова, А. Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82–93.
14. Землянская, Е.Н, Родители — лишь консультанты и помощники / Е.Н. Землянская, М.К. Чугреева // Воспитатель. – 2017. – № 5. – С. 5−8.
15. Зотова, Т.В. Коммуникативная готовность детей к школе: роль и место образовательного учреждения / Т.В. Зотова // Наука и школа. – 2015. – №2. – С. 166 – 172.
16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2005. – 160 с.
17. Капитонова, Т.А. Развитие познавательной самостоятельности дошкольников: автореф. дис.канд. пед. наук / Т.А. Капитонова. – Саратов, 2017. – 20 с.
18. Классическая социальная психология : учеб. пособие для студентов вузов / И.Г. Антипов и др., общ. ред. Е.И. Рогова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 414 с.
19. Козлов, Н.И. Формула личности / Н.И. Козлов. – СПб.: Питер 2000. – 368с.
20. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с.
21. Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. – М.:Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., 1990. – 212 с.
23. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2017. – 939с.
24. Красноплахтова, Л.И. Личность и межличностные отношения в группах и коллективах: учебное пособие / Л.И. Красноплахтова. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 92 с.
25. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Г. Лефрансуа. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.
26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
27. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981 – 354с.
28. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
29. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Н.И. Ганошенко, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 240 с.
30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Психология, 1998. – 276 с.
31. Наследов, А.В. Математические методы психологического исследования / А.В. Наследов. – СПб., 2016. – 392с.
32. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова. – М., 2006. – 374 с.
33. Общение детей в детской саду и семье / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М.: Педагогика, 1990. – 280 с.
34. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.
35. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / под ред. Т.А. Репиной. – М. : Педагогика, 2008. – 200 с.
36. Павлова, Т.В. Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом / Т.В. Павлова, Д.С. Рубцова // Наука и современность – 2015. – №38. – С. 118 – 122.
37. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики / А.А. Романов. – М.: Школьная пресса, 2003. – 144 с.
38. Сенникова А.А. Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности с социометрическим статусом в подростковой группе / А.А. Сенникова // Научный альманах. – 2016 – №2-4(16). – С. 204-206.
39. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова – М.: ВЛАДОС, 2010. – 128с.
40. Смирнова, Н.Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку / Н.Н. Смирнова // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 732-735.
41. Смолева, Т.О. Исследование психологического неблагополучия ребенка и его детерминант в группе сверстников / Т.О. Смолева // Психология развивающейся личности. Вестник ПГЛУ. Спецвыпуск. – Иркутск, 2008. – С. 33 – 36.
42. Соловьева, Е.А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.
43. Степанов, С.С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. – 384 с.
44. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника / Г.Р. Хузеева. – СПб.: Владос, 2014. – 80с.
45. Цой, Л.Н. Практическая конфликтология / Л.Н. Цой. – М.: Глобус, 2001. – 233 с.
Вопрос-ответ:
Какой вопрос изучает статья?
Статья изучает вопрос о влиянии уровня коммуникации на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста.
Какие аспекты коммуникации и социального статуса детей изучаются в статье?
В статье изучаются теоретические аспекты коммуникации и социального статуса детей в группе старшего дошкольного возраста.
Какие особенности коммуникативного развития дошкольников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности коммуникативного развития дошкольников.
Какие особенности социального статуса в группе дошкольников обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются особенности социального статуса в группе дошкольников.
Какие результаты эмпирического исследования о взаимосвязи уровня коммуникации на социальный статус детей дает статья?
Статья дает результаты эмпирического исследования, которое показывает взаимосвязь между уровнем коммуникации и социальным статусом детей в группе старшего дошкольного возраста.
Какой взаимосвязи существует между уровнем коммуникации и социальным статусом детей в группе старшего дошкольного возраста?
Исследования показывают, что уровень коммуникации значительно влияет на социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста. Дети, которые обладают высоким уровнем коммуникативных навыков, часто занимают лидирующие позиции и получают более высокий статус в группе. Наоборот, дети с низким уровнем коммуникации могут испытывать трудности в установлении социальных связей и оказываться на нижних ступенях социальной иерархии.
Какие теоретические аспекты изучают коммуникацию и социальный статус детей в группе старшего дошкольного возраста?
В исследованиях коммуникации и социального статуса детей в группе старшего дошкольного возраста ученые обращают внимание на различные аспекты. Например, многие из них изучают коммуникативное развитие и способы коммуникации детей, а также влияние коммуникации на формирование и изменение социального статуса. Также изучается взаимосвязь между коммуникацией и другими факторами, такими как избирательность взаимоотношений и групповая интеграция.
Какие особенности коммуникативного развития дошкольников могут влиять на их социальный статус в группе?
У детей старшего дошкольного возраста есть свои особенности в коммуникативном развитии, которые могут влиять на их социальный статус. Например, дети, которые обладают богатым словарным запасом и умеют ясно выражать свои мысли, могут лучше устанавливать контакты со сверстниками и завоевывать признание в группе. Также важным фактором является умение слушать и отвечать на коммуникацию других детей, проявлять внимание и эмоциональную открытость в общении.