Роль межбюджетных трансфертов (субсидии, субвенции, дотации), выделяемых из федерального бюджета, в территориальном развитии субъектов Федерации
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 6 + 6 источников
- Добавлена 26.10.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1Теоретические аспекты межбюджетного финансирования 4
Глава 2 Значение межбюджетных трансфертов в формировании финансового потенциала территорий 8
2.1 Межбюджетные трансферты и их роль в формировании бюджетов субъектов РФ 8
2.2 Оценка проблем, связанных с межбюджетными трансфертами 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Общим направлением деятельности органов власти при этом является стремление повысить финансовую самодостаточность и обеспечить сбалансированность бюджетов дотационных регионов.Собственно, понятия «высокодотационный субъект РФ» и «высокодотационное муниципальное образование» в Бюджетном кодексе, как и в каком-либо ином законодательном акте, не закреплены. Тем не менее, до последнего времени к таким регионам неформально относили регионы, в которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а также субсидий из Инвестиционного фонда Российской Федерации) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% от объема собственных доходов консолидированного бюджета (для муниципалитетов данная доля составляла 70%).В 2015 г. подход к пониманию высокодотационных регионов изменился. В соответствии с поправками, которые были внесены в Бюджетный кодекс Законом от 24.11.2014 г. N° 375-Ф3, к высокодотационным регионам теперь относятся регионы, в которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышает 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета (для муниципалитетов доля дотаций из других бюджетов для соответствия данному критерию составляет теперь 50%).В 2013—2016 гг. в перечень высокодотационных регионов входили республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Карачаево-Черкесия и Чечня, Камчатский край. Ранее в число высокодотационных регионов входили и другие субъекты РФ, среди которых были также республика Кабардино-Балкария,Тамбовская область и Еврейская автономная область. Для сравнения отметим, что в среднем доля всех безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах бюджетов субъектов РФ составляла:- в 2012 году - 20,8%;- в 2013 году - 19,3%;- в 2014 году - 22,3%;- в 2015 году - 21,6%.Во всех высокодотационных регионах наблюдаются схожие тенденции социально-экономического развития, снижающие формирование собственного финансового потенциала [2, с. 112-115]:- относительно невысокие среднедушевые доходы населения и среднемесячная заработная плата (за исключением Камчатского края, где из-за удаленности и суровых географических условий дороже стоимость проживания);- пониженная доля обрабатывающих производств (за исключением Карачаево-Черкесии) в структуре валового регионального продукта;- отсутствие высокопроизводительных промышленных предприятий ярко выраженной специализации во внутрироссийском разделении труда.В то же время применение единого подхода к улучшению финансового потенциала высокодотационных регионов имеет ряд ограничений, во многом вызванных объективно сложившимися различиями между этими регионами. В состав высокодотационных субъектов РФ включались в последние годы и включаются сейчас (с небольшими исключениями) регионы, входящие в состав Северо-Кавказского, Дальневосточного и Сибирского федеральных округов.Повышенная по отношению к другим регионам доля дотаций и субсидий и в ряде других субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе:- республиках Бурятия и Саха (Якутия),- Амурской и Магаданской областях.Тем не менее, с учетом особенностей методики расчета «степени высокодотационности», определяемой наличием установленного критерия хотя бы в двух из трех последних финансовых лет, ожидать, что данные субъекты Российской Федерации окажутся в числе высокодотационных, пока нет оснований.Следовательно, высокодотационные регионы отличаются по различным природно-климатическим условиям и показателям, характеризующим социально-экономическое развитие, включая специализацию на различных отраслях экономики, которые могли бы стать драйверами ее развития и, следовательно, основой для повышения финансового потенциала субъектов Федерации. Все это диктует необходимость выработки и применения дифференцированного подхода во взаимодействии с органами государственной власти высокодотационных регионов.Основная форма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для слабо обеспеченных регионов, как это и определяется теорией межбюджетных отношений, - это дотации, на которые в последнее время приходилось от 54 до 75% всех межбюджетных трансфертов, в первую очередь, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. При этом душевые объемы дотаций в высокодотационных субъектах Федерации, как правило, выше среднероссийских значений. Главная часть расходов консолидированных бюджетов высокодотационных субъектов РФ направляется на текущие нужды (выплаты социального характера и зарплаты сотрудникам бюджетной сферы, финансирование жилищно-коммунального хозяйства и сектора государственного управления).Доля капитальных вложений в общем объеме расходов бюджетов хотя и увеличена по сравнению с иными регионами, все равно незначительна (от 9% в Камчатском крае до 37% в республике Ингушетия), что отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии высокодотационных субъектов РФ.Несмотря на принимаемые высокодотационными субъектами Федерациимеры по повышению поступления налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов бюджетных средств, как и ранее, есть тенденция повышения расходов, при этом не усматривается повышение поступления собственных доходов их консолидированных бюджетов.Утвержденные бюджетные назначения по расходам высокодотационными субъектами Федерации в полном объеме, как правило, не исполняются. Причинами неисполнения бюджетных назначений являются в основном продолжительность проведения бюджетополучателями конкурсных процедур, невыполнение подрядчиками и поставщиками своих обязательств, позднее поступление средств из федерального бюджета.В трех из семи высокодотационных субъектах Федерации в 2015 г. бюджеты исполнены с профицитом. В республиках Ингушетия, Дагестан и Тыва фактические дефициты и их доли в доходах субъектов Федерации (без учета безвозмездных поступлений) превысили ограничения, которые установлены п. 2 ст. 92.1 Бюджетного кодекса, и составили, таким образом, 23,3%, 171,1% и 71,9%. Превышение размера дефицита допущено данными республиками в пределах сумм, которые утверждены законом о бюджете, в составе источников финансирования дефицита бюджета от разницы между погашенными и полученными бюджетными кредитами, уменьшения остатков средств на счетах республиканских бюджетов, поступлений от продажи акций и других форм участия в капитале. Следовательно, преобладание межбюджетных трансфертов из вышестоящего уровня бюджетов в доходах местных бюджетов и бюджетов субъектов регионов влечет уменьшение заинтересованности органов власти при формировании финансового потенциала территорий. У органов власти отсутствуют стимулы к поиску внутренних источников доходов бюджета и появляется искушение повысить расходы за счет повышения дефицита бюджета или снизить объемы расходов бюджета за счет снижения потребности в бюджетных средствах с целью сбалансированности бюджета.ЗаключениеТаким образом, можно сделать следующие выводы.Главными принципами, которыми должны руководствоваться и федеральные, и региональные органы государственной власти при реализации направленных на это мер, должны быть: повышение самостоятельности органов власти высокодотационных регионов; уменьшение зависимости консолидированных бюджетов высокодотационных регионов от финансовой помощи, которая поступает из федерального бюджета; развитие программно-целевых методов управления общественными финансами как на уровне регионов, так и в муниципальных образованиях; улучшение степени качества управления муниципальными и региональными финансами.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N° 670. // Российская газета. - 2004. - 25 ноября.Дядик Н.В., Томилина Н.С. Выравнивание бюджетной обеспеченности: цель не достигнута // Север и рынок. Формирование экономического порядка. 2014. N° 5. С. 112 - 115.Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне. Финансы №2, 2015, с.14-20.Назаров В. Международный опыт эволюции методик распределения выравнивающих трансфертов [Электронный ресурс]. 13 мая 2013. Режим доступа: http://ssm.com/abstract=2264208.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 03.02.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.
3. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 N° 670. // Российская газета. - 2004. - 25 ноября.
4. Дядик Н.В., Томилина Н.С. Выравнивание бюджетной обеспеченности: цель не достигнута // Север и рынок. Формирование экономического порядка. 2014. N° 5. С. 112 - 115.
5. Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне. Финансы №2, 2015, с.14-20.
6. Назаров В. Международный опыт эволюции методик распределения выравнивающих трансфертов [Электронный ресурс]. 13 мая 2013. Режим доступа: http://ssm.com/abstract=2264208.
Вопрос-ответ:
Какова роль межбюджетных трансфертов в территориальном развитии субъектов Федерации?
Межбюджетные трансферты, такие как субсидии, субвенции и дотации, выделяемые из федерального бюджета, играют важную роль в территориальном развитии субъектов Федерации. Они позволяют более равномерно распределить финансовые ресурсы между различными регионами страны, обеспечивая социально-экономическое развитие менее развитых территорий. Эти трансферты помогают субъектам Федерации реализовывать различные программы и проекты, а также улучшать инфраструктуру и качество жизни населения.
Какие межбюджетные трансферты существуют и как они влияют на формирование финансового потенциала территорий?
Существуют три основных типа межбюджетных трансфертов: субсидии, субвенции и дотации. Субсидии направляются на финансирование конкретных программ или проектов субъектов Федерации. Субвенции предоставляются для бюджетного обеспечения расходов субъектов Федерации. Дотации являются целевыми средствами для финансирования отдельных предприятий или отраслей экономики регионов. Эти трансферты способствуют увеличению финансового потенциала территорий, позволяя осуществлять инвестиции, развивать экономику и социальную сферу, а также привлекать инвесторов и создавать новые рабочие места.
Как межбюджетные трансферты помогают формировать бюджеты субъектов РФ?
Межбюджетные трансферты, такие как субсидии, субвенции и дотации, являются значимым источником доходов для бюджетов субъектов РФ. Эти трансферты позволяют компенсировать недостаток собственных доходов регионов и обеспечивать финансовую устойчивость. Они позволяют субъектам Федерации реализовывать свои программы и проекты, финансировать социальные и инфраструктурные объекты, а также обеспечивать население услугами и благами социальной сферы.
Какова роль межбюджетных трансфертов в территориальном развитии субъектов Федерации?
Межбюджетные трансферты, такие как субсидии, субвенции и дотации, выделяемые из федерального бюджета, играют важную роль в территориальном развитии субъектов Федерации. Они помогают повысить финансовое положение регионов и способствуют равномерному развитию страны. Получение этих трансфертов позволяет субъектам Федерации осуществлять свои функции и обеспечивать социально-экономическое развитие территории. Также межбюджетные трансферты способствуют снижению социально-экономических неравенств между регионами и повышению уровня жизни населения.
Какие межбюджетные трансферты существуют и как они влияют на формирование финансового потенциала территорий?
Существуют различные виды межбюджетных трансфертов в России: субсидии, субвенции и дотации. Субсидии являются перераспределением доходов от одного бюджета к другому и предоставляются субъектам Федерации для окрепления их финансового потенциала, осуществления приоритетных программ и проектов. Субвенции направлены на поддержку социально-экономического развития регионов и используются для выполнения функций и обязательств субъектов Федерации. Дотации выделяются из федерального бюджета субъектам Федерации для устранения финансовых дефицитов и обеспечения нормативов, установленных законодательством. Все эти трансферты оказывают значительное влияние на формирование финансового потенциала территорий, позволяя регионам проводить необходимые меры по развитию инфраструктуры, социальной сферы, образования, здравоохранения и других областей.
Что такое межбюджетные трансферты?
Межбюджетные трансферты - это денежные средства, выделяемые из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций или дотаций с целью финансовой поддержки субъектов Федерации.
Какова роль межбюджетных трансфертов в территориальном развитии субъектов Федерации?
Межбюджетные трансферты играют важную роль в формировании финансового потенциала территорий. Они позволяют компенсировать различия в доходах и ресурсах между субъектами Федерации, способствуют реализации социально-экономического потенциала регионов, а также уравновешивают развитие различных территорий страны.
Как межбюджетные трансферты помогают формировать бюджеты субъектов РФ?
Межбюджетные трансферты позволяют субъектам РФ увеличивать доходную часть своих бюджетов, что позволяет им решать социально-экономические задачи, финансировать важные проекты и программы развития. Также они помогают уравновешивать бюджетные системы регионов и компенсировать различия между более развитыми и менее развитыми субъектами Федерации.
Какие проблемы связаны с межбюджетными трансфертами?
Одной из проблем связанных с межбюджетными трансфертами является нерациональное распределение средств и неэффективное использование полученных финансовых ресурсов. Также возникает проблема неравного доступа к трансфертам субъектов Федерации и необоснованное увеличение дотаций для некоторых регионов.
Какие последствия могут быть при неправильном использовании межбюджетных трансфертов?
При неправильном использовании межбюджетных трансфертов могут возникать проблемы с недостаточным развитием региональной инфраструктуры, образования и здравоохранения. Также это может привести к увеличению социально-экономических неравенств между различными регионами страны и ухудшению жизни населения в отдельных территориях.