Речевой портрет
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.10.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы речевого портретирования 4
1.1 Определение понятия «речевой портрет» в современной лингвистической науке 4
1.2 Принципы создания речевого портрета 6
1.3 Специфика жанра видеоблога в жанре фэшн 8
Глава 2. Основные черты речевого портрета Чумы Вечеринки. Сравнительная характеристика в роли ведущего и гостя 10
2.1 Специфика речевого портрета Чумы Вечеринки в роли интервьюента (на основе блога «10 глупых вопросов историку моды») 10
2.2 Черты речевого портрета Чумы Вечеринки в роли ведущего фэшн-блога (на основе блога «D94») 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
В фэшн-видеоблоге среди заимствований можно выделить Y2K, бэби-дол, кроп-топчики. При этом многие англицизмы используются не только в транскрибированном виде, но и в оригинальном написании. Например: стразовая надпись Angel. Более того, Чума Вечеринка на основе заимствований создает языковую игру, как в следующем примере: впереди нас ждет просто тоталити-шмоталити. Слово тоталити является заимствованиемиз английского языка (total) и отражает значение чего-то большого, глобального. Добавление слова шмоталити позволяет создать юмор на основе языковой игры. Термины моды, которые используются в фэшн-видеоблоге, исходя из его тематики, употребляются и исконно русские, и англоязычные: латексные юбочки, свитерки, стразовый, кроп-топчики.Посколькуконтентфэшн-видеоблога является продуманным, а не спонтанным, как в интервью, здесь часто используются прецедентные феномены. При этом прецедентность основываетсяне только на упоминаниях названий стран, городов или имен известных модельеров и других деятелей в области моды. Например: Мы если че, понимаешь ли, токма вылупляемся, мы такие как говорится лунтики немножечко на пути к мировой масштабности, значит, компуктеризации. Во-первых, мы если че такие кроты в дюймовочке.В приведенном примере можно наблюдать сразу два прецедентных феномена, связанных с отображаемым значением: мультфильм «Лунтик» и мультфильм и сказка «Дюймовочка», известный широкой публике. На основе фэшн-видеоблога можно сделатьзначимый вывод о словах-паразитах, а именно: данные лексические единицы являются не случайной характеристикой речевого портрета, а намеренновводимой чертой для создания собственного портрета. Так, в видеоблоге «D94», помимо слова значит, также активно используется слово понимаете / понимаешь. Например: И что началась просто мания. Значит, когда будет 00, все компуктеры остановятся, но ежеликомпуктеры остановятся, все почему-то решили, что самолеты начнут падать, лифты погрязнут в шахтах, значит, бабушкин телефон вот, который на кругляшке тоже отрубится, всё завязло, понимаешь, на дате.Среди стилистических особенностей следует выделить,прежде всего, использование фразеологизмов и пословиц. При этом некоторые пословицы являются придуманными Чумой Вечеринкой: Я Чума Вечеринка. Это D94. Чтобы быть, надо сначала казаться. Юмористичность видеоблога более продуманная, чем в интервью. Юмор состоит здесь не только во включении смеха в процесс говорения, но также и имеет лексическое наполнение. Например: У нас деревянные счеты в магазинах. Мы особливо не парились, потому что не только швейцарских счетов не было во всех банках, но и сыра даже не было, швейцарского; Когда в списках Раисязначилась как страна почему-то максимально немножечко сильно не готова к тому, что грядет диджитальный миллениум.Как ив интервью «10 глупых вопросов», в фэшн-видеоблогеЧумы Вечеринки отмечается активное использование метафорических выражений. Они также в большинстве случаев являются максимально понятными: железяки (космические корабли), золотая жила (источник дохода), вылупляться (появляться на свет, быть на начальной стадии развития). Помимо метафоры, в фэшн-видеоблогенаблюдаются и другие стилистические приемы, которые практически не используются в интервью. Следовательно, над ними Чума Вечеринка тщательно работает для создания собственного речевого портрета. Одним из таких стилистических приемов является игра слов: ...что самолеты начнут падать, лифты погрязнут в шахтах... Слово погрязнуть в данном случае используется не в переносном значении, которое кажется на первый взгляд, а в прямом значении: «утонуть в грязи». Чума Вечеринка в собственномвидеоблоге использует также обилие эпитетов, украшающих ее речь: страшные (жадюги),максимально потрясающий (попил денег), тотальная (истерия). При этом зачастую эпитеты используются в рамках инверсии, т.е. эпитет ставится после определяющего слова: Просто осознайте неимоверный вообще попил денег и просто такое, наскокмо все были истерией тотальной; компуктеры токмо заполоняли пространство мировое.Можно выделить также оксюморон в фэшн-видеоблоге, который является яркой характеристикой речевого портрета Чумы Вечеринки: Когда в списках Раисязначилась как страна почему-то максимально немножечко сильно не готова к тому, что грядет диджитальный миллениум. Оксюморон заключается в сочетании противоположных по значению слов максимально немножечко сильно. Всинтаксическом аспекте речевой портрет Чумы Вечеринки как ведущего фэшн-видеоблога совпадает с ее портретом в интервью. Здесь также наблюдаются простые предложения, а сложные практически не используются. Эмоциональность проявляется в виде восклицательных конструкций. Активно используются экстралингвистические способы коммуникации, однако в видеоблоге они уже проявляются в появлении надписей значимых моментов на экране, наряду с их озвучиванием. ЗаключениеВ ходе проведения исследования мы пришли к выводу, что под речевым портретом следует понимать языковую манеру индивидуальной личности, представленную определенными языковыми и речевыми средствами.Принципы создания речевого портрета заключаются в исследовании индивидуальных характеристик конкретной языковой личности. Создание речевого портрета происходит за счет лингвистических средств разного языкового уровня (фонетического, лексического, стилистического синтаксического) при учете экстралингвистическиххарактеристик. Фэшн-блог определен в данной работе как блог, представляющий собой журнал видеозаписей, связанныхс модой, стилем, косметикой и одеждой. Характерными чертами фэшн-видеоблога являются термины из области моды, интернет-лексика, восклицания, разговорная лексика, эпитеты, аллюзии.Анализ двух видеоблогов позволил составить речевой портрет фэшн-блогераЧумы Вечеринки как интервьюента и ведущего. Отличительной характеристикой является новояз, создаваемый за счет нарушения фонетических, орфографических норм, устаревшей лексики, просторечий (просторечия больше характерны для речевого портрета Чумы как ведущего). В тематическом аспекте в фэшн-блогахиспользуются русскоязычные и заимствованные термины моды, интернет-лексика. Чума Вечеринка использует уменьшительно-ласкательную лексику, сленг, англицизмы. При этом как ведущийона больше употребляеторигинальных англицизмов. Прецедентные феномены более разнообразны в речевом портретеведущей. Фразеология, наоборот, больше характерна для речевого портрета интервьюента. В обоих речевыхпортретах отмечено намеренное использование слов-паразиитов, простые предложения, воклицания, комизм. При этом в собственном фэшн-блоге юмор являетсяболее продуманным и часто включает языковую игру.Только здесь также наблюдаются примеры эпитетов, инверсии, оксюморона, что не характерно для речевого портрета Чумы Вечеринки как интервьюента. Список использованной литературы1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Рипол-Классик, 2013. 608 с.2. Ахренова Н. А. Особенности дискурса fashion-блогов / Н. А. Ахренова // Вестник МГОУ. Серия: лингвистика. 2015. № 4. С. 14-23.3. Белоусова А. Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровнянарратива :автореф. дис. ... канд. филол. Наук : 10.02.04 / А. Е. Белоусова. М., 2012. 24 с.4. Бирюкова Е. О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе / Е. О. Бирюкова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 1. № 3 (31). С. 30-33.5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2000. 688 с.6. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации / Д. П. Гавра. СПб. : Питер, 2011. С. 10–16.7. Елькин В. В. К вопросу о лексико-семантических средствах лингвокреативного арсенала фэшн-блогера / В. В. Елькин, Е. Н. Мельникова // Казанский лингвистический журнал. 2019. Т. 2. № 1. С. 32-49.8. Инфантова Г. Г. Язык. Речь. Личность : монография / Г. Г. Инфантова Ростов-на-Дону : Легион, 2008. 504 с.9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М. : Рус. яз., 1987. 263 с.10. Квятковский А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. М. : РГГУ, 2013. 584 с.11. Кораблева Н. Ю. Функции идиолекта литературного персонажа / Н. Ю. Кораблева // Вестник МГЛУ. 2011. № 620. С. 51-59.12. Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) / Л. П. Крысин // Крысин Л.П. Русское слово свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М. : Языки славянской культуры, 2004. 483 с.13. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент : попытка речевого портрета / Л. П. Крысин // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90–106.14. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: Речь русских студентов на рубеже XX-XXI веков / С. В. Леорда. Германия :LambertAcademicPublishing, 2012. 144 с.15. Макеева С. О. Речевой портрет в круге смежных понятий // С. О. Макеева // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : материалы и тезисы докладов ежегодной международной конференции, 7 февраля 2014 г., Екатеринбург. Екатеринбург, 2014. Ч. 3. С. 79-85.16. Моргунова М. Н. Лексико-стилистические особенности англоязычного блогового дискурса (на материале авторского блога) / М. Н. Моргунова, М. М. Чашко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 2. С. 85-93.17. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 2-е изд. М. : Просвещение, 1976. 543 с.18. Хартунг В. Ю. Речевая характеристика персонажа на различных уровнях текста как средство интерпретации художественного образа (на материале произведений Р. Даля) / В. Ю. Хартунг, А. В. Шевченко // Филологический аспект. 2019. № 2 (46). С. 47-56.Список источников19. 10 глупых вопросов историку моды // YouTube. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=uXHk7Mm1xew (дата обращения: 20.09.2021). 20. D94. Мода 2000 — Проблема Y2K. Apple. Матрица // YouTube. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=YC-AGTueBus&t=324s (дата обращения: 20.09.2021).
1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Рипол-Классик, 2013. 608 с.
2. Ахренова Н. А. Особенности дискурса fashion-блогов / Н. А. Ахренова // Вестник МГОУ. Серия: лингвистика. 2015. № 4. С. 14-23.
3. Белоусова А. Е. Речевой портрет как структурный компонент макроуровня нарратива : автореф. дис. ... канд. филол. Наук : 10.02.04 / А. Е. Белоусова. М., 2012. 24 с.
4. Бирюкова Е. О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе / Е. О. Бирюкова // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 1. № 3 (31). С. 30-33.
5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. 2-е изд. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2000. 688 с.
6. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации / Д. П. Гавра. СПб. : Питер, 2011. С. 10–16.
7. Елькин В. В. К вопросу о лексико-семантических средствах лингвокреативного арсенала фэшн-блогера / В. В. Елькин, Е. Н. Мельникова // Казанский лингвистический журнал. 2019. Т. 2. № 1. С. 32-49.
8. Инфантова Г. Г. Язык. Речь. Личность : монография / Г. Г. Инфантова Ростов-на-Дону : Легион, 2008. 504 с.
9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М. : Рус. яз., 1987. 263 с.
10. Квятковский А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский. М. : РГГУ, 2013. 584 с.
11. Кораблева Н. Ю. Функции идиолекта литературного персонажа / Н. Ю. Кораблева // Вестник МГЛУ. 2011. № 620. С. 51-59.
12. Крысин Л. П. О речевом поведении человека в малых социальных общностях (постановка вопроса) / Л. П. Крысин // Крысин Л.П. Русское слово свое и чужое. Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М. : Языки славянской культуры, 2004. 483 с.
13. Крысин Л. П. Современный русский интеллигент : попытка речевого портрета / Л. П. Крысин // Русский язык в научном освещении. 2001. № 1. С. 90–106.
14. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: Речь русских студентов на рубеже XX-XXI веков / С. В. Леорда. Германия : Lambert Academic Publishing, 2012. 144 с.
15. Макеева С. О. Речевой портрет в круге смежных понятий // С. О. Макеева // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики : материалы и тезисы докладов ежегодной международной конференции, 7 февраля 2014 г., Екатеринбург. Екатеринбург, 2014. Ч. 3. С. 79-85.
16. Моргунова М. Н. Лексико-стилистические особенности англоязычного блогового дискурса (на материале авторского блога) / М. Н. Моргунова, М. М. Чашко // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 2. С. 85-93.
17. Розенталь Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. 2-е изд. М. : Просвещение, 1976. 543 с.
18. Хартунг В. Ю. Речевая характеристика персонажа на различных уровнях текста как средство интерпретации художественного образа (на материале произведений Р. Даля) / В. Ю. Хартунг, А. В. Шевченко // Филологический аспект. 2019. № 2 (46). С. 47-56.
Список источников
19. 10 глупых вопросов историку моды // YouTube. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=uXHk7Mm1xew (дата обращения: 20.09.2021).
20. D94. Мода 2000 — Проблема Y2K. Apple. Матрица // YouTube. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=YC-AGTueBus&t=324s (дата обращения: 20.09.2021).
Вопрос-ответ:
Что такое речевой портрет?
Речевой портрет - это способ характеризовать речевую активность человека по определенным критериям. В лингвистике он определяется как описание речевой деятельности человека с учетом его индивидуальных особенностей и стилевых предпочтений.
Какие принципы лежат в основе создания речевого портрета?
В создании речевого портрета используются такие принципы, как системность, комплексность и контекстуальность. То есть, анализируются различные аспекты речи, включая лексику, грамматику, стиль, тональность и многое другое, с учетом контекста речевой ситуации и индивидуальных особенностей говорящего.
Каковы особенности жанра видеоблога в жанре фэшн в контексте речевого портретирования?
В жанре видеоблога в жанре фэшн речевой портрет характеризуется высокой степенью визуальности, эмоциональности и актуальности. В видеоблогах модных блогеров особое внимание уделяется описанию модных трендов, представлению новинок и рекомендациям по стилю и тенденциям моды.
Какие основные черты можно выделить в речевом портрете Чумы Вечеринки в роли ведущего и гостя?
В речевом портрете Чумы Вечеринки в роли ведущего и гостя можно выделить такие черты, как экспрессивность, юмористичность, свободный стиль речи и активная позиция в общении. Оба персонажа обладают живым языком и способностью создавать атмосферу развлечения и позитива.
Какие специфические черты можно найти в речевом портрете Чумы Вечеринки в роли интервьюента на основе блога "10 глупых вопросов историку моды"?
В речевом портрете Чумы Вечеринки в роли интервьюента основанного на блоге "10 глупых вопросов историку моды" можно найти такие специфические черты, как непосредственность, прямота, последовательность и спонтанность. Вопросы задаются с целью вызвать неожиданные, иногда шуточные или провокационные ответы и показать авторский юмор и стиль интервьюируемого.
Что такое речевой портрет?
Речевой портрет - это описание индивидуально-авторского стиля речи, основанный на наблюдении и анализе различных речевых приемов и особенностей.
Какие принципы лежат в основе создания речевого портрета?
Основными принципами создания речевого портрета являются наблюдение, анализ, классификация и сравнение различных речевых приемов и особенностей.
В чем заключается специфика жанра видеоблога в жанре фэшн?
Специфика жанра видеоблога в жанре фэшн заключается в том, что блогеры визуально демонстрируют различные наряды и модные тренды, комментируя их и делясь своими собственными впечатлениями и советами.
Какие основные черты речевого портрета Чумы Вечеринки в роли ведущего и гостя?
Основными чертами речевого портрета Чумы Вечеринки в роли ведущего и гостя являются юмор, провокационность, неформальность и спонтанность высказываний.
Чем отличается речевой портрет Чумы Вечеринки в роли интервьюента на основе блога "10 глупых вопросов историку моды"?
Речевой портрет Чумы Вечеринки в роли интервьюента на основе блога "10 глупых вопросов историку моды" характеризуется остроумием, насмешливостью и игрой со словами в целях создания развлекательного эффекта.
Как определяется понятие "речевой портрет" в современной лингвистической науке?
В современной лингвистической науке речевой портрет определяется как описание особенностей речевого поведения человека на основе его высказываний в различных ситуациях общения. Речевой портрет включает в себя не только лингвистические характеристики, но и нелингвистические факторы, такие как интонация, жесты, мимика и т.д. Он помогает понять и анализировать индивидуальные особенности человека, его манеру речи, стиль общения и другие аспекты его речевой деятельности.