Теневая экономика и ее особенности в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Макроэкономика
  • 43 43 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 28.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования теневой экономики 4
1.1 Сущность теневой экономики 4
1.2 Выявление и оценка теневой экономики 11
Глава 2. Состояние и масштабы теневой экономики в России 22
2.1 Предпосылки к расширению теневого сектора экономики 22
2.2 Пути преодоления теневой экономики в РФ 29
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 1 41
Приложение 2 42
Приложение 3 43
Фрагмент для ознакомления

Исходя из международного опыта принятия превентивных мер по нейтрализации этих угроз экономической безопасности страны, можно выделить следующие общие рекомендации:- снижение уровня безработицы за счет широкого спектра горящих рабочих мест для сезонных сельскохозяйственных рабочих, курьеров, операторов, так называемых «коронавирусных» волонтеров и других популярных специальностей;- дальнейшее изучение вопросов легализации самозанятых работников (в частности, в сфере репетиторства, няни и домработницы), а также мониторинг сотрудников, работающих вне офиса (удаленно);- расширение списка транзакций, которые можно проводить только посредством безналичной оплаты (например, в некоторых странах даже на рынках действуют запреты на наличные платежи с заменой транзакций на оплату через QR-коды) и усиление контроля за безналичными переводами между физическими лицами;- введение в обращение собственных национальных криптовалют и легализация транзакций, проводимых в основных криптовалютах мира.2.2 Пути преодоления теневой экономики в РФАктуальность проблемы подтверждается, в частности, принятием на государственном уровне ряда нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, которая тесно связана с теневой экономикой:- Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;- Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 237-ФЗ «О противодействии коррупции»;- Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утверждена Президентом Российской Федерации 30 мая 2018 г.) и другие.Российская Федерация ратифицировала международные конвенции против криминальной экономики. Кроме того, в 2001 году были созданы:- финансовая служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)и ее территориальные органы, выполняющие функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и оружия массового уничтожения, разработке государственной политики и правового регулирования в этой сфере. площадь. объем, координация деятельности в этой сфере, оценка угроз национальной безопасности;- межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию денег) доходы от преступной деятельности и финансирования терроризма. В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, одной из угроз экономической безопасности названо сохранение значительной доли теневой экономики; борьба с теневой экономикой признана одной из ключевых задач.Правительство РФ. Важность проблемы привлекает внимание ученых и практиков:- ведутся дискуссии на страницах журналов, в 2014 году появилось специализированное издание «Теневая экономика»; опубликованы монографии;- защищены диссертации;- в июне 2019 года прошел круглый стол в Чите, в сентябре 2019 года в Баку (Азербайджан) международная конференция «Борьба с теневой экономикой как важный фактор устойчивого экономического роста», а в октябре - очередная международная научная конференция. и практическая конференция «Оценка занятости и необходимых навыков в неформальной экономике: подходы и выводы из регионального и местного мониторинга рынка труда».Однако дело в том, что, по оценкам МВФ, Ассоциации дипломированных бухгалтеров (ACA), уровень теневой экономики в России намного выше, чем в развитых странах, и, по прогнозам, ситуация в России будет не изменить. в ближайшем будущем это свидетельствует о недостаточных усилиях по сокращению его масштабов.В настоящее время исследования российских и зарубежных ученых ведутся по трем ключевым направлениям:- обоснование существенных и значимых характеристик теневой экономики;- разработка и систематизация методического инструментария, позволяющего оценить размер параллельного сектора экономики. В достаточно полной форме методы оценки параметров теневой экономики для трех крупных блоков представлены в работе Е. Петрова, некоторые из них раскрыты в работе М.М. Балога;- систематизация инструментов снижения масштабов теневой деятельности.Однако до сих пор отсутствуют общепринятые методические подходы для определения структуры и состава теневой деятельности и оценки масштабов теневой экономики. Теоретическое наличие методологических проблем, затрудняющих измерение теневой экономики, бенчмаркинг и разработку предложений по борьбе с ее распространением на уровне стран, секторов и регионов. Анализ различных исследований уровня теневой экономики в России снимает проблему ее оценки.Вот несколько примеров. По данным АССА, (табл. 3)(приложение) уровень параллельного сектора в России в 2017 году составил почти 40% ВВП. По оценкам Росфинмониторинга, размер параллельного сектора (серый импорт, сокрытие подоходного налога и таможни, «черная» заработная плата) в 2018 году составил 20% ВВП и превысил 20 трлн рублей. В 2015-2016 гг. он составлял 28%. Как видно из расчетов АССА, экспертные оценки более пессимистичны. В любом случае надо признать, что размер параллельного сектора больше расходов федерального бюджета, бюджета нацпроектов.По оценкам Счетной палаты и Росстата, в 2018 г. потери бюджета из-за теневой занятости составили 2,3 трлн. руб., 15 млн россиян (около 20% трудоспособного населения) работают в теневой сфере. Надзорные органы фиксируют использование теневыми структурами фиктивной внешнеэкономической деятельности для вывода средств за пределы РФ. Установлено, что сокрытие доходов в России широко распространено как среди физических лиц, так и среди коммерческих организаций и государственных учреждений.По данным Счетной палаты, бюджет потерял 440 млрд. рублей. Только на аренде государственной земли. Это сопоставимо с суммой, необходимой для покрытия дефицита Пенсионного фонда России. Параллельный сектор существует во всех странах, что обусловлено рядом объективных причин: юридический запрет, например, незаконного оборота наркотиков, легализация доходов, полученных преступным путем; правовые барьеры для выхода на рынок (например, возрастные ограничения на рынке труда, лицензирование, сертификация); характеристика тарифной и фискальной политики государства и др.Кроме того, существует множество субъективных причин, в основном связанных с недостатками механизма правового и налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов. За последнее десятилетие в России были предприняты серьезные правовые, экономические и институциональные усилия по сокращению доли неформального сектора. Основные инструменты:- реформа налоговой системы;- препятствие «бегству» капитала;- усиление борьбы с коррупцией и отмыванием грязных денег;- пресечение подпольного производства и др.В стране разработан механизм, согласно которому все платежи физических лиц сверх определенной суммы должны производиться в неденежной форме. А банки должны проверить происхождение средств и подтвердить уплату налогов на эти средства. Российская Федерация активно сотрудничает с международными организациями:- по нелегальной миграции - с МОТ;- против финансовых преступлений - с МВФ, ВБ; «Трансперэнси интернэшнл» / Transparency International; - проводит совместные расследования с правоохранительными органами разных стран;- участвует в решении проблем теневой экономики в рамках СНГ, АСЕАН, NAFTA, статистической комиссии ООН и др.Россия входит в состав FATF - Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег с 2003 года. По данным ЦБ, трехлетний рынок инкассации (2015–2018 годы) снизился с 600 до 176 млрд. рублей. Эксперты отмечают озабоченность теневой копии банковского сектора оборотом наличных денег в торговле (рынки, магазины, автосалоны активировались косвенными операциями); строительный сектор продолжает оставаться основным потребителем услуг неформального сектора.В 2018 году почти три четверти средств, собранных или выведенных за границу по фиктивным причинам, приходилось на строительный сектор (29% от всех транзакций); торговля промышленными и потребительскими товарами (16%), продуктами (12%). Таким образом, можно сделать вывод о необходимости изменения механизмов мониторинга, инструментов и координации усилий по ограничению теневой экономики.Ожидания значительного изменения сокращения параллельного сектора связаны с цифровизацией экономики и налогового контроля, увеличением доли безналичных платежей, созданием искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег, внедрение электронных журналов работы.В настоящее время уже зарекомендовали себя информационные технологии и цифровые инструменты:- по мнению экспертов, снижению активности метро способствовало законодательное установление требований к установке терминалов, введение безналичного регулирования в районах с повышенным риском выхода из «тени»;- цифровизация и автоматизация значительно повысили качество и скорость налоговых проверок;- эффективность борьбы с контрабандой обеспечивается, в частности, спутниковой навигацией, отправкой товаров с использованием систем ГЛОНАСС, GPS, Galileo;- использование специальных голографических знаков, радиодатчиков в системе ГЛОНАСС влияет на сокращение объема теневых операций во внешнеэкономической деятельности;- первый положительный опыт отслеживания уклоняющихся от уплаты налогов по номерам автомобилей с помощью дорожных камер и т. д.Подводя итоги, отметим, что теневая экономика тесно связана с формальной экономической деятельностью, нулевого уровня теневой экономики не существует ни в одной стране мира. Сложно считать и контролировать. Неопределенность сущности теневой экономики, непонимание ее сущности и единый подход к оценке масштабов затрудняют проведение исследований и разработку предложений по ее сокращению на макро-, мезо- и микроуровнях.Основными задачами государства являются мотивация регионов к формированию и реализации системы политики, программ и проектов по борьбе с распространением теневой экономики; объединить практиков и ученых для разработки эффективных инструментов ограничения масштабов неформального сектора, изучения, организации и внедрения лучших региональных и зарубежных практик по борьбе с теневым частным сектором; и международное сотрудничество в этой области.ЗаключениеВ настоящее время теневая экономика является предметом большого количества исследований, но за 40-летнюю историю исследований этого явления общепризнанная концепция теневой экономики так и не сформулирована. Социальная опасность теневой экономики привела к появлению различных методов, используемых для расчета ее размера, со своими достоинствами и недостатками. Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Широкое распространение теневой экономики в России приводит к нестабильности экономической активности, существенно снижает эффективность национальной экономики.Тем не менее в Российской Федерации коррупция глубоко проникла в структуру управления, а именно в среду чиновников, формирующих экономическую политику. Следует признать, что антикоррупционной деятельности недостаточно, чтобы нанести реальный ущерб обществу и государству в целом. Такие проблемы, как теневая экономика и массовая коррупция, стали достаточно серьезной проблемой национальной безопасности в России, решить которую можно только путем принятия мер во всех сферах жизни общества и общества.Для преодоления негативных последствий необходимо, с одной стороны, изменить экономические условия, а с другой - интегрировать здоровую часть теневой экономики (здоровая теневая экономика понимается как экономическая активность). новые виды бизнеса и бизнесы, не успевшие обосноваться на легальном рынке), а такжеофициальной экономики.Таким образом, сжатие теневого сектора требует усилий как со стороны государства, так и общества.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. "Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018) //Консультант Плюс4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”//Консультант ПлюсНаучная литература5. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. М.: ИНФРА-М; 2018. 538 с. 6. Ахмедуев А. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2015. № 9. C. 152–160. 7. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 5. С. 28–37.8. Киреенко А. П., Невзорова Е. Н., Орлова Е. Н., Полякова О. Ю. Теневая экономика в регионах России: оценка на основе MIMIC-модели // Регион: экономика и социология. 2017. № 1. С. 164–189. 9. Марциевский Н.С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 1. Томск: STT; 2016. 282 c.10. Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство. 2015; 8–1:64–70.11. Слепов В. А. Макроэкономический разбор противодействия теневым финансовым потокам в России // Финансовый бизнес. 2017. № 2. С. 56–61.Электронные ресурсы12. ACCA [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.accaglobal.com/russia/ru.html (дата обращения 27.09.2021)13. Агузарова Л.А. Сущность теневой экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-tenevoy-ekonomiki (дата обращения 27.09.2021)14. Балог М. М. Измерение теневой экономики в регионах России / М. М. Балог // Вестник Псковск. гос. ун-та. – 2017. – № 6. – С. 49–56. 15. Боташева Л.Х. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-i-otsenka-tenevoy-ekonomiki-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения 27.09.2021)16. Выходя из тени. Теневая экономика до 2025 года. [Электронныйресурс] – Режимдоступа: www.accaglobal.com/content/dam/ ACCA_Global /Technical/Future/pi-shadow-economy.pdf. (дата обращения 27.09.2021)17. Гаспарениенеа Л., Ремейкиенеа Р. Методологии оценки теневой экономики в мире и в Литве: включены ли критерии, фиксирующие цифровую тень? Экономика и финансы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doi.org/. (дата обращения 27.09.2021)18.Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/metod/izmer.pdf (дата обращения 27.09.2021)19. Исследование: почти четверть ВВП Украины составляют теневые операции // ТАСС. 2020. 17 февр. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7781577 (дата обращения 27.09.2021)20. Кошкина Ю. В России впервые с начала кризиса сократился оборот наличных // РБК. 2020. 2 дек. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/02/12/2020/5fc608809a794705902517c6 (дата обращения 27.09.2021)21. Криптовалюты [Электронный ресурс] // Investing.com. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.investing.com/crypto (дата обращения 27.09.2021)22. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/taxes (дата обращения 27.09.2021)23. Неформальная экономика в России выросла до рекордных размеров. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/eco nomics/ (дата обращения 27.09.2021)24. Перов Е. В. Оценка теневой экономики России / Е. В. Перов // Управление экономическими системами. – 2015. – № 3 (75). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34065307 (дата обращения 27.09.2021)25. Росстат [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 27.09.2021)26. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги // Официальный сайт Центрального банка России. 2020. 31 марта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/resist/resist_sub/2019 (дата обращения 27.09.2021)27. Трудовые ресурсы // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения 27.09.2021)28. Фактические данные о банкротстве // Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bankrot.fedresurs.ru (дата обращения 27.09.2021)29. Федеральное казначейство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения 27.09.2021)30. Финмаркет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/ article/5016093 (дата обращения 27.09.2021)31. ЦБ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения 27.09.2021)Приложение 1Таблица 1Анализ масштабов теневой экономики (в % к ВВП)Страна201120162017ПрогнозВ среднем за 2011– 2025 20202025По миру в целом23,122,622,522,1121,3922,35Австралия12,8211,411,0910,248,8910,85Канада14,8214,414,1513,9513,814,3США8,27,787,697,426,947,59Китай10,5310,1510,1710,059,910,12Япония10,2210,089,899,427,869,5Италия26,2426,3226,526,5626,3726,37Россия39,3339,0739,2939,3739,339,19Украина45,1645,9646,1246,145,9845,84Бразилия35,5734,7634,7534,4834,234,69Пакистан32,531,7831,9932,4133,8932,46Болгария30,2829,9329,8529,5629,5630,06Эстония27,7828,4828,428,0926,4627,83Кения27,7726,8226,7926,626,7226,89Таблица 2 Уровень безработицы населения в возрасте 15–72 лет по субъектам РФ за 2020 г., %Федеральный округЯнварь – мартАпрель – июньИюль – сентябрьОктябрь – декабрьНоябрь – январь 2021Центральный2,93,94,44,44,3Северо-Западный3,75,05,95,65,3Южный5,36,66,46,26,0Северо-Кавказский11,414,315,014,814,9Приволжский4,35,55,65,25,1Уральский4,45,96,25,75,6Сибирский5,87,88,37,57,2Дальневосточный6,06,86,66,66,5Российская Федерация в целом4,66,06,46,15,9Приложение 2Рисунок 1 – Изменение наличных денег в обращении вне Банка России, млрд р.Рисунок 2 – Курс биткоина к доллару США за последние 5 летПриложение 3Рисунок 3 – Курс эфириума к доллару США за последние 5 летРисунок 4 – Курс Binance Coin к доллару США за последние 5 лет

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. "Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018) //Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 “О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года”//Консультант Плюс
Научная литература
5. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. М.: ИНФРА-М; 2018. 538 с.
6. Ахмедуев А. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2015. № 9. C. 152–160.
7. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 5. С. 28–37.
8. Киреенко А. П., Невзорова Е. Н., Орлова Е. Н., Полякова О. Ю. Теневая экономика в регионах России: оценка на основе MIMIC-модели // Регион: экономика и социология. 2017. № 1. С. 164–189.
9. Марциевский Н.С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 1. Томск: STT; 2016. 282 c.
10. Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство. 2015; 8–1:64–70.
11. Слепов В. А. Макроэкономический разбор противодействия теневым финансовым потокам в России // Финансовый бизнес. 2017. № 2. С. 56–61.
Электронные ресурсы
12. ACCA [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.accaglobal.com/russia/ru.html (дата обращения 27.09.2021)
13. Агузарова Л.А. Сущность теневой экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-tenevoy-ekonomiki (дата обращения 27.09.2021)
14. Балог М. М. Измерение теневой экономики в регионах России / М. М. Балог // Вестник Псковск. гос. ун-та. – 2017. – № 6. – С. 49–56.
15. Боташева Л.Х. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-i-otsenka-tenevoy-ekonomiki-metodologicheskiy-aspekt (дата обращения 27.09.2021)
16. Выходя из тени. Теневая экономика до 2025 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.accaglobal.com/content/dam/ ACCA_Global /Technical/Future/pi-shadow-economy.pdf. (дата обращения 27.09.2021)
17. Гаспарениенеа Л., Ремейкиенеа Р. Методологии оценки теневой экономики в мире и в Литве: включены ли критерии, фиксирующие цифровую тень? Экономика и финансы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://doi.org/. (дата обращения 27.09.2021)
18.Измерение ненаблюдаемой экономики: руководство // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/metod/izmer.pdf (дата обращения 27.09.2021)
19. Исследование: почти четверть ВВП Украины составляют теневые операции // ТАСС. 2020. 17 февр. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7781577 (дата обращения 27.09.2021)
20. Кошкина Ю. В России впервые с начала кризиса сократился оборот наличных // РБК. 2020. 2 дек. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/02/12/2020/5fc608809a794705902517c6 (дата обращения 27.09.2021)
21. Криптовалюты [Электронный ресурс] // Investing.com. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.investing.com/crypto (дата обращения 27.09.2021)
22. Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики // Официальный сайт Правительства России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/taxes (дата обращения 27.09.2021)
23. Неформальная экономика в России выросла до рекордных размеров. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rbc.ru/eco nomics/ (дата обращения 27.09.2021)
24. Перов Е. В. Оценка теневой экономики России / Е. В. Перов // Управление экономическими системами. – 2015. – № 3 (75). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34065307 (дата обращения 27.09.2021)
25. Росстат [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения 27.09.2021)
26. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги // Официальный сайт Центрального банка России. 2020. 31 марта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/today/resist/resist_sub/2019 (дата обращения 27.09.2021)
27. Трудовые ресурсы // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения 27.09.2021)
28. Фактические данные о банкротстве // Единый Федеральный реестр сведений о банкротстве. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bankrot.fedresurs.ru (дата обращения 27.09.2021)
29. Федеральное казначейство. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/ (дата обращения 27.09.2021)
30. Финмаркет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/ article/5016093 (дата обращения 27.09.2021)
31. ЦБ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения 27.09.2021)

Вопрос-ответ:

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это неофициальная, незаконная или незарегистрированная экономическая деятельность, которая не отражается в официальных статистических данных и не подвергается государственному контролю.

Как выявляют и оценивают теневую экономику?

Выявление и оценка теневой экономики проводится через несколько методов, таких как анализ объема наличности, использование моделей оценки теневой экономики, анкетирование предпринимателей и населения, а также использование импортно-экспортных данных.

Какие факторы способствуют расширению теневого сектора экономики в России?

Среди предпосылок расширения теневого сектора экономики в России можно выделить высокую степень коррупции, сложные налоговые процедуры, высокую ставку налогов, низкую заработную плату в официальном секторе, слабость контроля и наказания со стороны государства.

Какие пути преодоления теневой экономики в РФ предлагаются?

Для преодоления теневой экономики в России предлагается упрощение налогового законодательства и процедур, снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, ужесточение контроля и наказаний за нарушения, повышение прозрачности экономических процессов, создание благоприятного инвестиционного климата.

Что можно сказать о международном опыте принятия превентивных мер по нейтрализации теневой экономики?

Международный опыт принятия превентивных мер по нейтрализации теневой экономики показывает, что успешные пути включают укрепление правовой базы, усиление контроля, снижение ставок налогов, расширение социальных гарантий, повышение доверия населения к государству и его органам.

Что такое теневая экономика?

Теневая экономика - это сфера экономической деятельности, которая происходит вне официальной системы учета и контроля. В нее включаются нелегальные операции, неоплачиваемый труд, уклонение от уплаты налогов и другие незаконные практики.

Как можно выявить и оценить теневую экономику?

Выявление и оценка теневой экономики включает в себя использование различных методов и подходов. Это может быть анализ статистических данных, исследования внешнеэкономических связей, анкетирование и опросы населения, использование экономических моделей и другие методы.

Какие предпосылки способствуют расширению теневого сектора экономики в России?

В России существует ряд предпосылок, способствующих расширению теневого сектора экономики. Это, например, высокая степень коррупции, сложная бюрократическая система, высокие налоговые и административные барьеры для бизнеса, отсутствие конкуренции, низкий уровень социальной защищенности и другие факторы.