Теневой рынок как фактор нарушения рыночного равновесия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 35 35 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 18.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования теневой экономики 5
1.1 Понятие и причины возникновения, теневого рынка 5
1.2 Структура теневого рынка и его влияние на рыночное равновесие 8
Глава 2. Анализ функционирования теневого рынка в современной экономке России 12
2.1 Масштабы теневого рынка в современной экономике России 12
2.2 Последствия нарушения рыночного равновесия под воздействием теневого рынка 17
Глава 3. Деятельность государственных институтов по противодействия функционированию теневого рынка в современной экономке России 20
3.1 Методы и инструменты государственного противодействия теневому рынку в современной экономке России 20
3.2 Роль ОВД по противодействию функционирования теневого рынка 26
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 35

Фрагмент для ознакомления

Основное предназначение сотрудника зависит от установленных законом обязанностей. Кроме того, для успеха обслуживающий персонал должен сначала пройти полный курс обучения, который по-прежнему является основным достоянием школы.индивидуальный. Следует отметить, что деятельность ОВД РФ дел была учреждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях разработки и эффективного применения комплекса правовых мер, направленных на предупреждение и наказание рассматриваемых правонарушений.В связи с этим выделим основные направления борьбы с экономической преступностью, в частности:- разработка и реализация комплекса мер (действий) и выявление профилактики и борьбы с экономической преступностью;- разработка предложений на основе имеющихся данных по защите экономики от криминальных атак, а также законопроектов, направленных на усиление борьбы с экономической и налоговой преступностью;- участие в налоговых проверках по запросу налоговых органов при наличии достаточных данных, указывающих на нарушения (ст. 36 Налогового кодекса РФ).Оперативная деятельность ОВД ежегодно выявляет большое количество экономических преступлений. К ним относятся, в частности, коррупция, кража и мошенничество, незаконный бизнес, умышленное или фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, хищение и налоги; незаконный доступ к кредиту.Анализ статистики позволяет сгруппировать экономические преступления по сферам экономической преступной деятельности. В этом контексте особое внимание уделяется финансовым, кредитным и валютным преступлениям в экономике, которые связаны с накоплением крупных денежных сумм и возможностью получения незаконной прибыли в относительно короткие сроки.Текущая деятельность ОВД следует отметить, что на всех уровнях власти (федеральном, региональном и муниципальном) существуют специализированные органы, основной задачей которых является борьба с экономической преступностью.При этом в системе национальной экономической безопасности центральным управлением является Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, созданное на базе Министерства экономической безопасности. Основные секторы экономической безопасности разделены на семь отделов и два тыловых участка. Руководство также несет ответственность за предотвращение проникновения преступников в Государственную Думу Российской Федерации.Сегодня борьба с коррупцией стала ключевым направлением деятельности во всех сферах обслуживания Министерства иностранных дел.интерьер. Во-первых, это связано с беспрецедентным уровнем коррупции в нашей стране. В результате, например, средний уровень коррупции в России увеличился более чем в пять раз в 2019 году. Соблюдение строительных, экологических и других нормативных требований снижает качество предоставляемых услуг и давление со стороны государственного бюджета, что замедляет экономический рост за счет привлечения инвесторов.Следует отметить, что сфера деятельности этого сектора не только в борьбе с коррупцией, но и в выявлении и расследовании экономических и налоговых преступлений, представляющих реальную угрозу экономической безопасности страны. Основными задачами ГУЭБиПКявляются:- участие в l & apos; разработка общих направлений политики национальной экономической безопасности;- участие в законодательных и нормативных актах, касающихся повышения экономической безопасности, в организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями в пределах своей компетенции и предотвращения экономических и налоговых преступлений;- Министерство иностранных дел Российской Федерации, внутренние, основные регионы и главные подразделения. Внутри главных управлений по борьбе с экономическими и фискальными правонарушениями. Организация и методическое руководство подразделениями.Следует отметить, что инструменты правовой статистики являются основным инструментом АТС для сбора информации, оценки информации и определения перспектив. Статистика преступности показывает, что на протяжении многих лет Россия находится в сложной ситуации, характеризующейся жесткой криминализацией компаний и даже распространенной на социально-экономические институты, которые только недавно были защищены от угроз. Ситуация в стране остается сложной, несмотря на последние статистические данные, указывающие на неуклонное снижение криминальной активности в экономической сфере.Согласно официальной статистике, общее количество зарегистрированных экономических преступлений в 2015 г. составило 11 245 тыс., в 2016 г. - 108 754 тыс., В 2017 г. - 105 087 тыс., в 2018 г. - 109 436 тыс., а в 2019 г. - 104 927 тыс. (таблица 3.1) (приложение 1). Анализ данных показывает, что доля экономических преступлений с каждым годом снижается. Однако основными причинами этого снижения являются: вступление в силу уголовного законодательства, уголовного производства и изменения налогового законодательства.Следует отметить, что органы внутренних дел учреждений играют важную роль в раскрытии экономических преступлений. Так, в 2019 году МВД представило 28 тыс. (1,5%) следственных комиссий при прокуратуре, по которым зафиксировано 3 дела, выявлены все экономические правонарушения (1,6%). При этом, как всегда, основной задачей ОВД в борьбе с экономическими преступлениями является защита законных интересов граждан и обеспечение экономической безопасности российского государства.В связи с этим основные цели улучшение управления устойчивым развитием заключаются в следующем:- создать благоприятную и привлекательную среду для инвесторов;- устранение дисбалансов и дисбалансов в условиях устойчивого развития в отдельных секторах городской экономики путем активной инвестиционной и социально-экономической политики, а также территориальных демографических показателей предоставляемых услуг.Для такого мегаполиса, как Москва, стратегический подход к устойчивому развитию городской экономики должен быть реализован в реализации стратегического подхода к устойчивому развитию городской экономики:- обеспечение экологической безопасности территории и охрана окружающей среды;- улучшение пространственной структуры города;- улучшение общественного достояния, систем центров и социальной инфраструктуры;- восстановление и благоустройство жилых и промышленных территорий;- улучшение городского транспорта, технической инфраструктуры и энергосистем.Эта деятельность может осуществляться в соответствующей среде, чему, на наш взгляд, может способствовать упрощение процесса согласования лицензий и проектной документации для инвестиционных проектов и экономических проектов.Подводя итоги, отметим, что теневая экономика тесно связана с формальной экономической деятельностью, нулевого уровня теневой экономики не существует ни в одной стране мира. Она сложно поддается учету и контролю. Неопределенность сущности теневой экономики, непонимание ее сущности и единый подход к оценке масштабов затрудняют проведение исследований и разработку предложений по ее сокращению на макро-, мезо- и микроуровнях.Основные задачи государства: - побудить регионы к действиям по формированию и реализации системы политик, программ и проектов по борьбе с распространением неформальной экономики; - объединить практиков и ученых для разработки эффективных инструментов ограничения масштабов неформального сектора, изучения, организации и внедрения лучших региональных и зарубежных практиков для борьбы с теневым частным сектором; - международное сотрудничество в этой области.ЗаключениеВ настоящее время теневая экономика является предметом большого количества исследований, но за 40-летнюю историю исследований этого явления общепризнанная концепция теневой экономики так и не сформулирована. Социальная опасность теневой экономики привела к появлению различных методов, используемых для расчета ее размера, со своими достоинствами и недостатками. Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Широкое распространение теневой экономики в России приводит к нестабильности экономической активности, существенно снижает эффективность национальной экономики.Тем не менее, в Российской Федерации коррупция глубоко проникла в структуру управления, а именно в среду чиновников, формирующих экономическую политику. Следует признать, что антикоррупционной деятельности недостаточно, чтобы нанести реальный ущерб обществу и государству в целом. Такие проблемы, как теневая экономика и массовая коррупция, стали достаточно серьезной проблемой национальной безопасности в России, решить которую можно только путем принятия мер во всех сферах жизни общества и общества.Для преодоления негативных последствий необходимо, с одной стороны, изменить экономические условия, а с другой - интегрировать здоровую часть теневой экономики (здоровая теневая экономика понимается как экономическая активность).новые виды бизнеса и бизнесы, не успевшие обосноваться на легальном рынке), а также официальной экономики.Таким образом, сжатие теневого сектора требует усилий как со стороны государства, так и общества.Список использованной литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс 2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) НК РФ Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов//Консультант Плюс4. Приказ МВД РФ № 333 от 30.04.2011 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России». //Консультант Плюс5. "Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018) //Консультант ПлюсНаучная литература6. Балог М. М. Измерение теневой экономики в регионах России / М. М. Балог // Вестник Псковск. гос. ун-та. – 2017. – № 6. – С. 49–56. 7. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 5. С. 28–37.8. Марциевский Н.С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 1. Томск: STT; 2016. 282 c.9. Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство. 2015. №8. С.64–70.10. Слепов В. А. Макроэкономический разбор противодействия теневым финансовым потокам в России // Финансовый бизнес. 2017. № 2. С. 56–61.Электронные ресурсы11. Агузарова Л.А. Сущность теневой экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-tenevoy-ekonomiki (дата обращения 03.10.2021)12. Латов, Ю.В. Теневая экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002819608 (дата обращения 27.09.2021)13. Основные направления бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения 03.10.2021)14. Перов Е. В. Оценка теневой экономики России / Е. В. Перов // Управление экономическими системами. – 2016. – № 3 (75). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34065307 (дата обращения 27.09.2021)15. Счетная палата. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ach.gov.ru/ (дата обращения 03.10.2021)16. Теневая экономика по данным Росстат. – Статистика и показатели. Региональный и федеральные. Rosinfostat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika (дата обращения: 01.03.2021)17. Финмаркет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/ article/5016093 (дата обращения 03.10.2021)18. ФСФН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/(дата обращения 03.10.2021)19. ЦБ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения 27.09.2021)20. Правонарушения в сфере экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13722 (дата обращения 27.09.2021)21. Сушко А.А. Деятельность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-vnutrennih-del-po-protivodeystviyu (дата обращения 27.09.2021)22. Финансовая безопасность. №28/2020 октябрь. Колокольцев В.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/28.pdf (дата обращения 27.09.2021)23. Теневая экономика: Государственные меры борьбы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/015_ (дата обращения 27.09.2021)ПриложениеТаблица 3.1Сведения о преступлениях экономической направленности (2015—2019 гг.)Выявлено преступлений, в отчетном периоде2015г.2016г.2017г.2018г.2019г.2019г. к 2018г.%Всегов том числе предварительноеследствие по которым обязательно11244510246610875496395105087912961094639220010492792849-4,1-4,5из них: тяжкие и особо тяжкие7040165134598196473663285-2,2нарушение авторских и смежныхправ;совершенных с использованиекомпьютерных технологий;против собственности в том числе: кражамошенничество; присвоение или растрата1781-351828272210888081294-346738362239783081046861133615941249167402672970033873860260026612522995632596982251786172-22,3+2,6-3,8+14,2-3,2-6,7в сфере экономическойдеятельности в том числе: незаконноепредпринимательство; изготовление или сбыт поддельныхденег или ценных бумаг;контрабанда;производство, приобретение,хранение, перевозка или сбытнемаркированных товаров ипродукции;легализация (отмывание) денежныхсредств3000283972113640863289673421877846818300423291629037711365433771755056993377882981796263946+3,4-21+0,8+12,5-4,7незаконный оборот драгоценныхметаллов, природныхдрагоценных камней или жемчуга;неправомерные действия прибанкротстве, преднамеренноебанкротство, фиктивноебанкротство; против интересов службы вкоммерческих и иных в том числе:коммерческий подкуп; против государственной власти,интересов гос. службы и службы ворганах местного самоуправления в том числе: взяточничество2793053180220571133111022742100116517477998477281174184012213709027115347401326270902841674990139498459+4,8+7,4+33,8+5.,2+19,3связанные с: потребительскимрынком; финансово-кредитной системой; внешнеэкономическойдеятельностью; операциями с недвижимостью111993159610936208986228884971636298182728887267431018229833950737285662977911127340-15,9-0,2+17,1-0,4

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) НК РФ Статья 36. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов//Консультант Плюс
4. Приказ МВД РФ № 333 от 30.04.2011 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России». //Консультант Плюс
5. "Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Президентом РФ 30.05.2018) //Консультант Плюс
Научная литература
6. Балог М. М. Измерение теневой экономики в регионах России / М. М. Балог // Вестник Псковск. гос. ун-та. – 2017. – № 6. – С. 49–56.
7. Боташева Л.Х., Саркисян К.С. Выявление и оценка теневой экономики: методологический аспект // Экономика. Налоги. Право. 2018. Т. 11, № 5. С. 28–37.
8. Марциевский Н.С. Теневая Россия: истоки, сущность, причины, последствия: в 3-х т. Т. 1. Томск: STT; 2016. 282 c.
9. Орусова О. В. Методы измерения теневой экономики и проблемы ее легализации. Экономика и предпринимательство. 2015. №8. С.64–70.
10. Слепов В. А. Макроэкономический разбор противодействия теневым финансовым потокам в России // Финансовый бизнес. 2017. № 2. С. 56–61.
Электронные ресурсы
11. Агузарова Л.А. Сущность теневой экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-tenevoy-ekonomiki (дата обращения 03.10.2021)
12. Латов, Ю.В. Теневая экономика. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002819608 (дата обращения 27.09.2021)
13. Основные направления бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_308390/ (дата обращения 03.10.2021)
14. Перов Е. В. Оценка теневой экономики России / Е. В. Перов // Управление экономическими системами. – 2016. – № 3 (75). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elibrary.ru/contents. asp?id=34065307 (дата обращения 27.09.2021)
15. Счетная палата. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ach.gov.ru/ (дата обращения 03.10.2021)
16. Теневая экономика по данным Росстат. – Статистика и показатели. Региональный и федеральные. Rosinfostat.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/tenevaya-ekonomika (дата обращения: 01.03.2021)
17. Финмаркет. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/ article/5016093 (дата обращения 03.10.2021)
18. ФСФН. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/(дата обращения 03.10.2021)
19. ЦБ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения 27.09.2021)
20. Правонарушения в сфере экономики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13722 (дата обращения 27.09.2021)
21. Сушко А.А. Деятельность органов внутренних дел по противодействию экономической преступности. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-organov-vnutrennih-del-po-protivodeystviyu (дата обращения 27.09.2021)
22. Финансовая безопасность. №28/2020 октябрь. Колокольцев В.А. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/content/files/documents/2020/28.pdf (дата обращения 27.09.2021)
23. Теневая экономика: Государственные меры борьбы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/015_ (дата обращения 27.09.2021)

Вопрос-ответ:

Что такое теневой рынок?

Теневой рынок - это сфера экономики, которая функционирует параллельно официальному рынку и не контролируется государственными органами. На теневом рынке происходит оборот товаров и услуг, но они не отражаются в официальных статистических данных и не облагаются налогами.

Почему возникает теневой рынок?

Теневой рынок возникает по разным причинам. Одной из основных причин является желание участников рынка избегать налогообложения или других государственных ограничений. Кроме того, теневой рынок может возникать из-за экономической нестабильности, когда люди ищут способы выживания в условиях ограниченных возможностей.

Какая структура теневого рынка и как она влияет на рыночное равновесие?

Теневой рынок имеет разнообразную структуру, включающую в себя различные сферы экономики, такие как сфера услуг, строительства, торговли и другие. Эти сферы влияют на рыночное равновесие, поскольку создают конкуренцию для официального сектора и могут приводить к снижению цен и прибыли, а также увеличению безработицы в официальном секторе.

Каковы масштабы теневого рынка в современной экономике России?

Масштабы теневого рынка в современной экономике России достаточно значительны. По оценкам экспертов, доля теневого сектора в ВВП России составляет около 30-40%. Это означает, что значительная часть экономической активности происходит вне официальных границ и не учитывается в официальных статистических данных.

Какие последствия нарушения рыночного равновесия под воздействием теневого рынка?

Нарушение рыночного равновесия под воздействием теневого рынка может иметь различные последствия. Одно из них - снижение государственных доходов из-за уклонения от уплаты налогов. Кроме того, теневой рынок может приводить к искажению конкуренции, ухудшению инвестиционного климата, росту безработицы и неравенству в обществе.

Что такое теневой рынок?

Теневой рынок - это сфера экономической деятельности, которая происходит вне официального регулирования и контроля. На таком рынке совершаются транзакции, которые не отражаются в статистике и не учитываются официальными органами. Теневой рынок включает в себя различные сферы: от сферы товаров и услуг до трудовой и финансовой деятельности.

Почему возникает теневой рынок?

Причины возникновения теневого рынка могут быть разными. Одной из основных причин является налоговая нагрузка. Высокие налоги и сложная процедура уплаты налогов мотивируют предпринимателей и индивидуальных предпринимателей искать способы ухода в тень, чтобы сэкономить на налогах. Также к причинам возникновения теневого рынка относятся коррупция, недоверие к системе правосудия, ограничения и регулирования государством.

Как теневой рынок влияет на рыночное равновесие?

Теневой рынок может нарушить рыночное равновесие по нескольким причинам. Во-первых, наличие теневого рынка лидирует к перераспределению ресурсов и доходов в экономике. Неконтролируемая деятельность на теневом рынке может приводить к сокрытию доходов и увеличению неравенства. Во-вторых, теневой рынок может создавать искажения спроса и предложения на официальных рынках, так как товары и услуги могут быть проданы по более низким ценам на теневом рынке.

Какие масштабы имеет теневой рынок в России?

Масштабы теневого рынка в России довольно значительны. По оценкам экспертов, объем теневой экономики составляет около 30% от ВВП страны. Это означает, что треть всей экономической активности не отражается в официальной статистике и не контролируется государством. Теневой рынок затрагивает разные сферы: от производства и торговли до услуг и занятости.

Что такое теневой рынок и как он влияет на рыночное равновесие?

Теневой рынок - это экономический сегмент, в котором товары и услуги обмениваются вне официальных рынков и зачастую обходят государственные регулирования и налогообложение. Такое поведение может нарушить рыночное равновесие, поскольку создает недостаток или избыток товаров на официальных рынках, что ведет к нестабильности цен и конкуренции. Кроме того, теневой рынок может привести к искажению данных о реальном спросе и предложении, что затрудняет принятие эффективных экономических решений.

Каковы причины возникновения теневого рынка?

Причины возникновения теневого рынка могут быть разнообразными. Одной из основных причин является желание участников экономики избегать налогов и государственного регулирования. Также факторами могут быть отсутствие или недостаточность правовой и институциональной базы, высокая коррупция, сложности в получении разрешений и лицензий, а также недоверие к официальной экономике и незаконная деятельность.

Какие масштабы теневого рынка в современной экономике России?

Масштабы теневого рынка в современной экономике России довольно значительны. Согласно данным, объем теневого сектора экономики составляет около 40% от общего объема ВВП. Это указывает на существенное нарушение рыночного равновесия, поскольку значительная часть экономики функционирует вне официальных рынков и уклоняется от государственного контроля.