Управление конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации как важнейшее направление военно-социального управления
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты военно-социального управления.
1.1. Понятие, сущность и особенности военно-социального управления .
1.2. Актуальные технологии и методы военно-социального управления в условиях изменений в системе Вооруженных сил Российской Федерации .
Глава 2. Управление конфликтами в Вооруженных Силах как важнейшее направление военно-социального управления.
2.1. Конфликты в Вооруженных Силах Российской Федерации: условия, специфика, типология.
2.2. Методы управления конфликтами и эффективного взаимодействия внутри военных коллективов Вооруженных Сил Российской Федерации.
Заключение.
Список используемой литературы и источников.
п.).Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что под управлением конфликтом в Вооруженных Силах понимается сознательное воздействие, направленное на его профилактику, разрешение или регулирование. Под профилактикой конфликтов подразумеваются мероприятия, нацеленные на их предотвращение, под разрешением понимается обоюдная деятельность сторон конфликта по выработке взаимоприемлемых соглашений, под регулированием - принятие соглашений с участием третьей стороны.В конце 60-х годов XX в. возник новый подход к технологиям управления конфликтами, названный проблемно-разрешающим (Дж. Бертон, Л. Дуб, В. Фолц, С. Келман и др.). Его разработчики исходили из предположения, что обычные методы вмешательства третьей стороны, основанные на законе и дипломатических традициях, не очень успешны и эффективны при регулировании конфликта. Разработка проблемноразрешающего подхода стала существенным вкладом в технологии разрешения конфликтов.Идеи Дж. Бертона впоследствии получили оригинальное развитие в практике подготовки Вооруженных Сил к осуществлению миротворческих миссий. Г. Тиллет положил технологию «контролируемой коммуникации» в основу тренингов по разрешению конфликтов для военных миротворцев. Программа тренинга знакомит военных с основными понятиями и технологиями разрешения конфликтов. Военнослужащие учатся определять причины конфликтов, выбирать варианты для устранения, уменьшения или преодоления конфликта. Цель тренинга Г. Тиллета - дать военнослужащим практический опыт анализа и разрешения конфликтов, чтобы они могли справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно.Необходимыми условиями эффективного (конструктивного) управления конфликтами в Вооруженных Силах являются: 1) наличие организационно-правовых механизмов профилактики, разрешения и регулирования конфликтов; 2) правовая и конфликтологическая грамотность военнослужащих; 3) наличие навыков и опыта конструктивного управления конфликтами у военнослужащих; 4) наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций и т.п.После рассмотрения технологий управления конфликтами необходимо обратиться к анализу основных противоречий армии как социальной организации.Анализ современного состояния Вооруженных Сил России, причин, видов и характера протекания конфликтов позволяет в соответствии с основными группами причин выделить следующие виды конфликтов:1)по поводу распределения власти, которые проявляются: а) в нарушениях воинской дисциплины; б) воинских преступлениях, связанных с неуставными отношениями («дедовщина», «годковщина), должностными злоупотреблениями и т.п.;2)по поводу распределения материальных ресурсов, которые проявляются в создании социальной напряженности из-за невыплаты зарплат и низкой социальной защищенности военнослужащих, в протестном их поведении;3)ценностные, которые проявляются: а) в нежелании молодежи служить в армии; б) разочаровании кадровых военных в своей профессии.В соответствии с субъектами конфликтного взаимодействия выделяются следующие виды конфликтов:1)между обществом и армией как социальным институтом: уклонение от воинской службы; критика армии и силовых структур в СМИ и т.п.;2)между гражданскими и военными институтами и ведомствами (например, между энергетиками и Министерством обороны);3)между структурными подразделениями и военными ведомствами;4)между солдатами срочной службы разных сроков призыва при отсутствии порядка подчиненности; между представителями различных национальностей и регионов проживания («неуставные отношения» на почве «дедовщины», «годковщины», «землячества»);5)между командирами и подчиненными в виде неповиновения командирам (начальникам), в том числе групповом, в применении или угрозе применения силы;6)между равными по званию (должности) кадровыми военнослужащими. Могут выражаться в межличностных конфликтах по поводу распределения должностных обязанностей и ответственности; по поводу конкуренции в карьерном росте; разногласиях в религиозных и политических убеждениях и т.п.;7)внутриличностные конфликты у военнослужащих (разочарование в военной профессии; суицидальное поведение; алкоголизм, наркозависимость; немотивированное насилие и т.п.). Как правило, вызван столкновением двух макро-ролей:а) Гражданская – индивидуум был свободен в выборе, его действия регламентировались лишь законом, сам же он был волен выполнять или нет те или иные обязанности.б) Военнослужащий – строгий регламент со стороны Устава – четко поставленные рамки.В таком случае две макро-роли сталкиваются друг с другом, в связи с их диаметральной направленностью, что влечет за собой внутриличностный конфликт, из которого вытекает принятие роли военнослужащего или агрессивное, деструктивное поведение, вызванное отторжением реальности из-за невозможности принять насильственно навязанную роль.Оценивая характер протекания конфликтов в Вооруженных Силах РФ, необходимо констатировать, что значительное их число имеет насильственную форму, особенно на низовом уровне (отношения между солдатами, между солдатами и сержантами, между солдатами и офицерами). Диапазон форм насилия увеличивается, начиная от психологического насилия (оскорбления, нецензурная брань, угрозы и т.п.) и заканчивая расстрелами сослуживцев. Это объясняется следующими причинами: 1) снижением качества призывного и офицерского состава, распространением пьянства и наркотической субкультуры; 2) спецификой мужской ментальности: мужское насилие отличается большей жестокостью и грубостью по сравнению с женским насилием, носящим преимущественно психологический характер; 3) жесткостью военной организации, ориентированной на применение насилия, что формирует у военнослужащих соответствующие стереотипы поведения; 4) снижением качества воспитательной работы.Данная типология подтверждается мнением населения.Организацией «Фонд Общественного Мнения» от 02 марта 2021 года было проведено исследование о положении дел в армии. Основное направление составило изучение престижа военнослужащих контрактной и срочной службы. Результаты опроса населения по вопросу «Как вы оцениваете положение дел в российской армии – как отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое или очень плохое?»Результаты опроса населения по вопросу «Одни называют срочную службу в армии «школой жизни», по мнению других, это – «потерянное время». С какой точкой зрения вы согласны?»Из графика видно после реформы Вооруженных Сил в 2012 году престиж военнослужащего по мнению опрошенных сильно вырос. В основном это связано с резким улучшением материального и социального положения. Далее до настоящего времени идет постепенное разочарование в престиже военнослужащего. Это связано с значительным отставанием по времени обновления вооружения и военной техники, а также материально-технического снабжения. Уменьшение количества военнослужащих привело к тому, что на военного контрактной службы возлагается непомерно много обязанностей. Также ни для кого не секрет, так как система бюрократизирована, основное занятие военнослужащего – не боевая подготовка, а выполнение «бумажной» работы. В связи с этим, военнослужащий перестает понимать с какой целью выбрал путь армии, наступает экзистенциальный кризис, влекущий за собой ухудшение эффективности работы. Также снижение интереса связано с разрывом шаблона «ожидание – реальность» - в военкоматах расположены лозунги агитационной направленности, например:На плакате парень за рулем танка и фраза: «Хочешь прокатиться?»На плакате военный на судне морского флота, фраза: «Хочешь посмотреть мир?»На плакате летчик в истребителе, фраза: «Летит быстрее, чем феррари!»Таким образом, призывник пропитывается желанием служить! В реальности же он встречается с общей строевой подготовкой, покраской травы, бордюров, деревьев. Став служащим по контракту, он вновь не встречает ни танков, ни самолетов, ни морских судов, а только огромный пласт бумажной работы.2.2. Методы управления конфликтами и эффективного взаимодействия внутри военных коллективов Вооруженных Сил Российской Федерации.В современной российской армии пока нет достаточно эффективной системы управления конфликтами, но существуют институциональные механизмы и командные структуры, которые могут составить ее основу. Верховным субъектом управления конфликтами в Вооруженных Силах является политическое и военное руководство страны (Президент, Федеральное Собрание, Правительство), которое создает институциональные механизмы профилактики, регулирования и разрешения конфликтов. Так, например, «Закон о статусе военнослужащих» (1998 г.) служит правовым ресурсом для решения споров о нарушении законных прав военнослужащих. Важным субъектом управления конфликтами в Вооруженных Силах являются командиры и, в частности, офицерский корпус. Существенную часть рабочего времени командира подразделения занимает управление конфликтами. В служебные обязанности командира входит профилактика, а также регулирование конфликтов среди подчиненных, создание условий для их разрешения.Говоря о субъектах и механизмах разрешения и регулирования конфликтов в Вооруженных Силах, нельзя сбрасывать со счетов и низшее звено управления - сержантский корпус, а также сам солдатский коллектив, который в определенных условиях действует как система, способная к саморегулированию микроконфликтов.Разумеется, собственно армейские инструменты управления конфликтами и сами военные как субъекты такого управления не всегда будут эффективны и порой могут отступать от буквы закона. Кроме того, в ряде ситуаций военные будут действовать исходя из ведомственных и корпоративных интересов. Следовательно, нужны субъекты управления как относительно, так и полностью независимые от военных институтов, способные выполнять роль третьей стороны во внутриармейских конфликтах. Эту роль принимают на себя институты внешнего и внутреннего контроля над состоянием дел в Вооруженных Силах. Инструменты внутреннего контроля — это военная прокуратура и военные суды, в компетенцию которых входит принятие решений по административным и уголовным правонарушениям военнослужащих, надзор за законностью. В настоящее время существует орган внутреннего контроля - военная полиция. Субъектами управления, осуществляющими внешний контроль над Вооруженными Силами, выступают институты гражданского контроля. Развитие гражданского контроля является важным направлением для создания институтов управления конфликтами в армии. Правозащитные организации, СМИ и т.п. служат гарантами того, что факты противоправных действий и нарушений закона в войсках будут отслеживаться, виновные будут наказываться.Таким образом, система субъектов управления конфликтами в армии должна быть направлена на профилактику конфликтов, а также на контроль и мониторинг за соблюдением прав военнослужащих. Безусловно, создание этой системы должно сопровождаться ростом материальной обеспеченности, социальной защищенности военнослужащих и реформированием Вооруженных Сил в соответствии с требованиями обороноспособности и геополитической ситуации.ВыводДанное исследование позволило выявить скрытую проблематику, также показало пути к решению проблем внутри военных коллективов в современной России. Это позволило обнаружить новые методы стимулирования военнослужащих, что впоследствии даст положительный результат на эффективности работы военного коллектива/подразделения в целом. Это усилит боевую устойчивость работы Вооруженных сил Российской Федерации.Также исследовательская смогло определить важность системообразующих факторов в управлении, например, принцип целенаправленности требует подчинения всей системы военно-социального управления главным целям и задачам, стоящим перед ней. Они обусловлены характером военной политики государства, приказами министра обороны РФ, особенностями военно-политической и боевой обстановки, в которых действуют подразделения и части. Военно-социальное управление – постоянное воздействие на военно-социальную систему с целью успешного выполнения стоящих перед нею задач. Это решение всех возникающих внутренних и внешних конфликтов структуры, решаемых с помощью социальных, правовых, моральных и нравственных технологий.Военно-социальное управление регулирует социальные отношения между военнослужащими Вооруженных сил, создавая единый регламент и единую иерархию в стране. Таким образом военнослужащие могут четко понимать парадигму действий не только свою, но и всей страны. Военно-социальное управление осуществляется на основе принципов, определяющих единую теоретическую и практическую основу военно-социального управления. На практике военно-социальное управление реализуется через функции управления. Управленческая деятельность выглядит как определенная последовательность повторяющихся активных действий субъекта, направленная на достижение поставленных целей. Совокупность действий субъекта управления, начинающаяся с уяснения проблемы и заканчивающаяся достижением определенного результата, называется управленческим циклом. В военно-социальном управлении выделяются организационно-административные, социально-психологические и экономические методы. Методы составляют основу механизма военно-социального управления. Их квалифицированное комплексное использование зависит от уровня профессионализма офицерского состава Вооруженных сил РФ.Список используемой литературы и источников1. Нормативно правовые акты и официальные документы- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-Ф3.- Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ.- Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.- Приказ Министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28.02.2005 г. № 79.2. Учебники, монографии и статьи в периодической литературе- А.К.Кротов, канд. пед. наук, профессор А.А.Мовчан, доцент ФГКВОУВО «Ярославское ВВУ ПВО». УДК 355.233.2: 378.147 Конфликтные ситуации в воинскихколлективах. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в подразделениях. - Якушина Н.В. Вестник Санкт-Петербургского университета вып. 3 «Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии» 2008 г.- В. И. Веремчук, А. С. Скок Социологическое сопровождение Военно-социального управления в Вооруженных Силах РФ как социальная технология // УДК 316.354:355.1 Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 1 (778) / 2017.- Ведерников В.Н. О методологии военно-социологического познания // Социс. 1995. № 6. - Свитич Л.Г. Социология журналистики: учеб. пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.- Образцов И.В. Армия как социальный институт государства: российский опыт в контексте мировых тенденций // Актуальные проблемы международных отношений. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (662). Исторические и политические науки.).3. Электронные ресурсы.- Мармаза С. А. Военно-социальное управление как объект социально-философского анализа // Вестник университета, №1, 2013.Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-sotsialnoe-upravlenie-kak-obekt-sotsialno-filosofskogo-analiza. - Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Издание МО РФ, 2003. С. 5152; Красная звезда. 2003. 11 окт. Российская армия: социальные проблемы и способы их решения. Исследование на сайте МО РФ. Автор Тощенко Жан Терентьевич. URL: https://ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_numbers/more.htm?id=11481135%40cmsArticle- ФОМнибус Статьи: Режим доступа: URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14545 «Положение дел в армии. Срочная служба»; Режим доступа: URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14199 «Служба в армии и престиж профессии военного».- Интернет-журнал «Военное обозрение» Данные ВЦИОМ об отношении россиян к Вооруженным силам РФ https://topwar.ru/151839-dannye-vciom-ob-otnoshenii-rossijan-k-vooruzhennym-silam-rf.html.- Интернет-журнал «Военное обозрение» Статья «Российские призывники: количество или качество?» https://topwar.ru/14675-rossiyskie-prizyvniki-kolichestvo-ili-kachestvo.html- Информационно-аналитический и методический журнал Минобороны России «Военные комиссариаты России» Статья «Индекс оборонной привлекательности» https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/186822/
1. Нормативно правовые акты и официальные документы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-Ф3.
- Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ.
- Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ.
- Приказ Министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28.02.2005 г. № 79.
2. Учебники, монографии и статьи в периодической литературе
- А.К.Кротов, канд. пед. наук, профессор А.А.Мовчан, доцент ФГКВОУ ВО «Ярославское ВВУ ПВО». УДК 355.233.2: 378.147 Конфликтные ситуации в воинских коллективах. Подготовка офицеров к разрешению конфликтных ситуаций в подразделениях.
- Якушина Н.В. Вестник Санкт-Петербургского университета вып. 3 «Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии» 2008 г.
- В. И. Веремчук, А. С. Скок Социологическое сопровождение Военно-социального управления в Вооруженных Силах РФ как социальная технология // УДК 316.354:355.1 Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 1 (778) / 2017.
- Ведерников В.Н. О методологии военно-социологического познания // Социс. 1995. № 6.
- Свитич Л.Г. Социология журналистики: учеб. пособие. М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005.
- Образцов И.В. Армия как социальный институт государства: российский опыт в контексте мировых тенденций // Актуальные проблемы международных отношений. М.: ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 2 (662). Исторические и политические науки.).
3. Электронные ресурсы.
- Мармаза С. А. Военно-социальное управление как объект социально-философского анализа // Вестник университета, №1, 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-sotsialnoe-upravlenie-kak-obekt-sotsialno-filosofskogo-analiza.
- Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Издание МО РФ, 2003. С. 5152; Красная звезда. 2003. 11 окт. Российская армия: социальные проблемы и способы их решения. Исследование на сайте МО РФ. Автор Тощенко Жан Терентьевич. URL: https://ens.mil.ru/science/sociological_center/army_in_numbers/more.htm?id=11481135%40cmsArticle
- ФОМнибус Статьи: Режим доступа: URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14545 «Положение дел в армии. Срочная служба»; Режим доступа: URL: https://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/14199 «Служба в армии и престиж профессии военного».
- Интернет-журнал «Военное обозрение» Данные ВЦИОМ об отношении россиян к Вооруженным силам РФ https://topwar.ru/151839-dannye-vciom-ob-otnoshenii-rossijan-k-vooruzhennym-silam-rf.html.
- Интернет-журнал «Военное обозрение» Статья «Российские призывники: количество или качество?» https://topwar.ru/14675-rossiyskie-prizyvniki-kolichestvo-ili-kachestvo.html
- Информационно-аналитический и методический журнал Минобороны России «Военные комиссариаты России» Статья «Индекс оборонной привлекательности» https://voenkom.ric.mil.ru/Stati/item/186822/
Вопрос-ответ:
Какие методы и технологии используются в управлении конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации?
В управлении конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации применяются различные методы и технологии. Одним из основных методов является дипломатическое решение конфликтов, которое осуществляется путем переговоров и международных договоренностей. Кроме того, используются такие технологии, как психологическая поддержка солдат, медиация и миротворческая деятельность. Важным инструментом управления конфликтами является также общественно-политическое участие и информационная поддержка.
Какие особенности имеет управление конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации?
Управление конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации имеет свои особенности. Во-первых, данная система управления направлена на сохранение безопасности и защиту интересов государства. Во-вторых, она учитывает специфику военной деятельности и требования, возникающие во время вооруженных конфликтов. В-третьих, в управлении конфликтами важную роль играет внутренняя структура Вооруженных Сил и система командования.
Что понимается под военно социальным управлением в Вооруженных Силах Российской Федерации?
Военно социальное управление в Вооруженных Силах Российской Федерации означает управление социальной сферой, связанной с деятельностью военных организаций. Это включает в себя решение вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности военнослужащих и их семей, созданием условий для профессионального развития и карьерного роста, управлением конфликтами и взаимоотношениями внутри организации, а также предоставлением социальной поддержки и защиты для солдат и их семей.
Какие основные аспекты рассматривает статья?
Статья рассматривает теоретические аспекты военно-социального управления, актуальные технологии и методы военно-социального управления в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также управление конфликтами в Вооруженных Силах в качестве важнейшего направления военно-социального управления.
Что такое военно-социальное управление?
Военно-социальное управление - это система деятельности, направленная на решение социальных проблем и управление взаимоотношениями военнослужащих в рамках Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно включает в себя различные технологии, методы и инструменты для эффективного решения военно-социальных задач.
Какие технологии и методы используются военно-социальным управлением?
Военно-социальное управление использует такие технологии, как психологическое консультирование, социальная адаптация, социальная поддержка, организация досуга и т.д. В качестве методов применяются анализ конфликтов, медиация, тренинги по развитию межличностных навыков и другие.
Почему управление конфликтами в Вооруженных Силах Российской Федерации является важнейшим направлением военно-социального управления?
Управление конфликтами в Вооруженных Силах является важнейшим направлением военно-социального управления, поскольку помогает предотвращать возникновение серьезных конфликтов и разрешать уже существующие, что способствует повышению эффективности и боеспособности военных формирований.
Какие изменения в системе Вооруженных Сил Российской Федерации влияют на технологии и методы военно-социального управления?
Изменения в системе Вооруженных Сил Российской Федерации, такие как профессионализация армии, внедрение новых видов вооружения и техники, а также изменение социальных условий службы, требуют применения новых технологий и методов военно-социального управления, направленных на учет этих изменений и современных вызовов.