Конституционное право граждан на объединение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 30 30 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 11.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие права граждан на объединение 4
2. Нормативное содержание права граждан на объединение 10
3. Ограничение права на объединение. Ликвидация общественного объединения 14
4. Гарантии права граждан на объединение 19
Заключение 24
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, система юридических гарантий, в узком смысле, во всех слу406 чаях будет характеризоваться особым идеологическим, политическим, экономическим и иным наполнением.В конечном итоге уже ставшая традиционной классификация гарантий на общие, юридические и организационные (с последующей внутренней систематизацией) в целом подходит для максимально полного теоретического раскрытия института гарантий прав и свобод с точки зрения, как их обеспечения, так и их охраны. Одновременно нельзя не заметить, что научные изыскания в сфере выработки оптимальных теоретических способов представления системы гарантий прав свобод продолжаются, как применительно к реализации всего комплекса субъективных прав, так и применительно к реализации отдельных субъективных прав, в частности, права на объединение. В базовом федеральном законе, посвященном общественным объединениям, понятие «гарантии» употребляется лишь один раз. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях» данный закон определяет, в том числе, основные государственные гарантии права на объединение. Несмотря на тот факт, что само предназначение федерального закона состоит в установлении системы гарантий полноценной реализации и обеспечения права на объединение, категория «гарантии права на объединение» в законе практически не употребляется. Сложность в представлении оригинальной системы гарантий права на объединение заключается в традиционной неопределенности множества терминов и понятий, которые используются в соответствующем научном дискурсе. В частности, речь идет о соотношении таких понятий как «реализация» и «обеспечение». Нередко разделение между ними производится на основании оценки степени участия заинтересованного субъекта.Т. е. в случае с «реализацией» – речь в большей степени идет о правообладателе, а в случае с «обеспечением» – речь в большей степени идет о деятельности специально уполномоченных на то органов. Нетрудно заметить, что такое деление выглядит в некоторой степени условным. Оригинальные соображения высказываются и по поводу разделения понятий «защита» и «охрана». Кроме того, от последних нередко отграничивается понятие «восстановление нарушенного права». Речь идет о том, что в случае, когда право уже нарушено – его следует восстанавливать, а не защищать и охранять. Аналогичные научные дискуссии ведутся и в отношении иных терминов и категорий, включенных в соответствующий теоретический дискурс. На наш взгляд, гарантии права на объединение представляют собой особую систему политических, социальных, экономических, моральнонравственных, специально-юридических и организационных условий и предпосылок полноценной реализации и обеспечения данного права, его защиты и охраны, включая различные превентивные мероприятия, а также его восстановления в ситуации нарушения, незаконного ограничения и умаления. Важность всесторонней и адекватной теоретической и практической оценки системы гарантий права на объединение, объясняется тем фактом, что само по себе право на объединение нередко выступает одной из основных гарантий реализации всего комплекса конституционных прав и свобод. Полноценная реализация каждым права на объединение – залог продолжения демократических преобразований в России, гарантия полноценного обеспечения личной, политической, социально-экономической и культурной безопасности человека и гражданина.В настоящее время допускаются нарушения ч. 2 ст. 30 Конституции РФ. Например, некоторые работодатели обязывают сотрудников вступать в профсоюзы. Членство в какой-либо партии или в профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и в целом служить причиной для ограничения прав и свобод человека. Конституция не определяет, в каких формах и видах могут создаваться общественные объединения. Таким образом, субъектам объединения дается достаточная свобода выбора. Общественные объединения могут образовываться по различным признакам: по профессиональному, например, профсоюзы; по политическому, как партии и т.д. ЗаключениеОбщественное объединение, на основании ст. 5 Федерального Закона «Об общественных объединениях» — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое образование, созданное по инициативе граждан, объединенных на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Федеральное законодательство предусматривает различные организационно-правовые формы общественных объединений, дифференцируя их по наличию членства, уплате взносов и по направлениям деятельности, но при этом, не устанавливая различий в правосубъектности (законодатель предусмотрел общие требования к созданию, объему прав и обязанностей, реорганизации, ликвидации всех общественных объединений) ограничивая ее лишь рамками уставных целей. При этом статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» закрепляет шесть организационно-правовых форм, выделяя политическую партию в отдельную организационно-правовую форму, в то время как часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает более двадцати организационно-правовых форм некоммерческих организаций, объединяя общественную организацию и политическую партию в одну организационно-правовую форму.Конституция РФ закрепляет следующие положения, связанные с реализацией рассматриваемого права: 1. Право на объединение принадлежит каждому человеку. Возможность реализации данного права принадлежит не только гражданам РФ, но также иностранным гражданам и лицам без гражданства, законно находящимся на территории России. 2. Государство гарантирует свободу общественных объединений. Данное положение находится в тесной связи со ст. 13 Конституции, которая устанавливает идеологическое и политическое многообразие. В соответствии с данной статьей в Российской Федерации признается многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом. Ст. 19 Конституции гарантирует равенство граждан независимо от их принадлежности к общественным объединениям. Свобода объединения подразумевает право лица объединять других лиц, принимать участие в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения со стороны государства и всеми другими лицами. В случае ограничения свободы деятельности общественного объединения предусмотрено право на защиту, включая и международную. 3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение. Исходя из определения, данного в ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 №-82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественное объединение является добровольным формированием. Следовательно, исключается любое принуждение вступления в объединения. Ограничить это право может только суд на основании закона. Государство не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели и задачи. Свобода объединения предполагает также право создавать общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов. Уставы принимаются ими самостоятельно и подлежат только государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе для признания их в качестве юридического лица.В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» установлен запрет на создание и деятельность общественных объединений, преследующих экстремистские цели.Право на объединение может быть также ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения. Кроме ограничения прав общественных объединений, действуют ограничения и в отношении отдельных категорий граждан. К примеру, государственные служащие не имеют права принимать участие в деятельности политических партий и религиозных организаций. Данное ограничение не распространяется на создание профессиональных союзов и ветеранских организаций.Полноценная реализация каждым права на объединение – залог продолжения демократических преобразований в России, гарантия полноценного обеспечения личной, политической, социально-экономической и культурной безопасности человека и гражданинаКонституция не определяет, в каких формах и видах могут создаваться общественные объединения. Таким образом, субъектам объединения дается достаточная свобода выбора. Общественные объединения могут образовываться по различным признакам: по профессиональному, например, профсоюзы; по политическому, как партии и т.д. Список использованной литературыНормативные актыКонституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995 г. - N 21. - Ст. 1930.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. - 1996 г. - № 3. - Ст. 145.Федеральный закон от 17.01 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992 г., - № 8. - Ст. 366.Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. - 2002 г.- № 30. - Ст. 3031.Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 26. - Ст.2399.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российскаягазета. – 1999. - №22-23.Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 // Бюллетень международных договоров. - № 3. – 2001 г.Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 // Действующее международное право. – 3 том.научная литератураБоброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм / Н. А. Боброва. - Воронеж, 1984. - С. 8.Болдырев С.Н. Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности// Общество и право. - 2010. - №5. - С.18–21.Воеводин Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства / Л. Д. Воеводин. - М., 1979. - С. 107.Грачев В.С. Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон и право. 2019. - № 3. -С. 29 – 30.Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации: Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М., 2002. - 332 c. – 300 с.Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова. - М., 2015.-592 с.Комарова В.В. Общественные объединения в системе прямой демократии // Актуальные проблемы российского права. - 2013. – № 12. - С. 1523 - 1528.Лапаева В.В. Право граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию: основания и пределы ограничения // Журнал конституционного правосудия. - 2013. - № 1. - С. 1 - 8.Малый Д. А. Конституционное право на объедине- ние в Российской Федерации / Д. А. Малый. - М., Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 431с.Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 7. - С. 3 - 5.Пидоря А. В. Гарантии конституционного права граждан на объединение // Проблемы конституционно-правового развития России. – 2020. – С. 172-175.Письменов Ю.В., Письменов В.Н. К вопросу о принудительной ликвидации политических партий в России // Актуальные проблемы и перспективы развития парламентаризма: российский и зарубежный опыт: Сборник научных статей. - Курск, 2015. - С. 111-116.Старкин Н.Ю. Общественные объединения как субъекты конституционного права // Пробелы в российском законодательстве. 2017. - № 5. - С. 44 – 47.Фан И.Б. Общественные объединения в современной России: Проблемы, гипотезы, принципы исследования // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-obedineniya-vsovremennoy-rossii-problemy-gipotezy-printsipy-issledovaniya (дата обращения 05.10.2021 г.).Фатов И.С. Конституционно-правовой статус общественных объединений и механизм его реализации в становлении гражданского общества в России. Автореферат дисс. к.ю.н. – М., 2008 г., – 29 с.Федеральная Служба Государственной Статистики: Россия в цифрах. Крат.стат.сб. / Росстат- M., – 2017. - 513 с. Шеломенцев В.Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ. Автореферат дисс. д.ю.н. – М., 2006 г. – 56 с. С.Яценко В.В. Конституционное право: учеб. Пособие / В. В. Яценко. - Курск, 2014. - 210 с.Судебная практика28. Решение городского суда Санкт-Петербурга № 4А-132/2018 4А-2033/2017 от 10 января 2018 г. по делу № 4А-132/2018 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).29. Постановление Конституционного Суда от 12.02.1993 № 3-П // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).31. Апелляционное определение Верховного Суда РФ №4-АЛЛ 6-3 от 22 мая 2020 г. // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // СЗ РФ. - 1995 г. - N 21. - Ст. 1930.
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. - 1996 г. - № 3. - Ст. 145.
5. Федеральный закон от 17.01 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992 г., - № 8. - Ст. 366.
6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. - 2002 г.- № 30. - Ст. 3031.
7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1995. - № 26. - Ст.2399.
8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – 1999. - №22-23.
9. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 // Бюллетень международных договоров. - № 3. – 2001 г.
10. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 // Действующее международное право. – 3 том.

научная литература

11. Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм / Н. А. Боброва. - Воронеж, 1984. - С. 8.
12. Болдырев С.Н. Гарантии как технико-юридические средства обеспечения прав и свобод личности// Общество и право. - 2010. - №5. - С.18–21.
13. Воеводин Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность высших представительных органов власти социалистического государства / Л. Д. Воеводин. - М., 1979. - С. 107.
14. Грачев В.С. Общественные объединения как субъекты гражданского общества в Российской Федерации // Закон и право. 2019. - № 3. -С. 29 – 30.
15. Дмитриев Ю. А. Конституционное право Российской Федерации: Основы теории конституционного права. Курс лекций. Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. - М., 2002. - 332 c. – 300 с.
16. Козлова Е.И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова. - М., 2015.-592 с.
17. Комарова В.В. Общественные объединения в системе прямой демократии // Актуальные проблемы российского права. - 2013. – № 12. - С. 1523 - 1528.
18. Лапаева В.В. Право граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию: основания и пределы ограничения // Журнал конституционного правосудия. - 2013. - № 1. - С. 1 - 8.
19. Малый Д. А. Конституционное право на объедине- ние в Российской Федерации / Д. А. Малый. - М., Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. – 431с.
20. Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 7. - С. 3 - 5.
21. Пидоря А. В. Гарантии конституционного права граждан на объединение // Проблемы конституционно-правового развития России. – 2020. – С. 172-175.
22. Письменов Ю.В., Письменов В.Н. К вопросу о принудительной ликвидации политических партий в России // Актуальные проблемы и перспективы развития парламентаризма: российский и зарубежный опыт: Сборник научных статей. - Курск, 2015. - С. 111-116.
23. Старкин Н.Ю. Общественные объединения как субъекты конституционного права // Пробелы в российском законодательстве. 2017. - № 5. - С. 44 – 47.
24. Фан И.Б. Общественные объединения в современной России: Проблемы, гипотезы, принципы исследования // Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-obedineniya-vsovremennoy-rossii-problemy-gipotezy-printsipy-issledovaniya (дата обращения 05.10.2021 г.).
25. Фатов И.С. Конституционно-правовой статус общественных объединений и механизм его реализации в становлении гражданского общества в России. Автореферат дисс. к.ю.н. – М., 2008 г., – 29 с.
26. Федеральная Служба Государственной Статистики: Россия в цифрах. Крат.стат.сб. / Росстат- M., – 2017. - 513 с.
27. Шеломенцев В.Н. Общественные объединения в России: теоретико-правовой и институциональный анализ. Автореферат дисс. д.ю.н. – М., 2006 г. – 56 с. С.
28. Яценко В.В. Конституционное право: учеб. Пособие / В. В. Яценко. - Курск, 2014. - 210 с.
Судебная практика

28. Решение городского суда Санкт-Петербурга № 4А-132/2018 4А-2033/2017 от 10 января 2018 г. по делу № 4А-132/2018 // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).
29. Постановление Конституционного Суда от 12.02.1993 № 3-П // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).
30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г. № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).
31. Апелляционное определение Верховного Суда РФ №4-АЛЛ 6-3 от 22 мая 2020 г. // КонсультантПлюс : справочные правовые системы : Судебная практика. – Режим доступа: http: //www.consultant/ru/software/systems (дата обращения – 05.10.2021).

Вопрос-ответ:

Что такое право граждан на объединение?

Право граждан на объединение - это основное конституционное право индивидуума на свободное формирование и вступление в различные общественные объединения, такие как политические партии, профсоюзы, религиозные организации и др.

Какие действия гарантируются правом граждан на объединение?

Право граждан на объединение гарантирует им право образовывать и входить в различные общественные объединения, участвовать в их деятельности, выражать свои мнения и идеи, осуществлять совместные действия в защиту своих интересов.

Каким образом может быть ограничено право на объединение?

Право на объединение может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законом и при соблюдении определенных процедур. Например, государство может ограничить деятельность общественного объединения, если оно признано экстремистской организацией или нарушает законы и порядок.

Какие гарантии существуют для права граждан на объединение?

К гарантиям права граждан на объединение относятся свобода выбора и формирования общественных объединений, право на свободное выражение мнений и идей, право на участие в принятии решений в общественных организациях, защита от незаконных вмешательств и дискриминации.

Что такое система юридических гарантий в узком смысле?

Система юридических гарантий в узком смысле представляет собой комплекс правовых норм, которые регулируют право граждан на объединение, определяют его ограничения и обеспечивают защиту от нарушений и незаконных вмешательств со стороны государства или других лиц.

Какое право гарантирует гражданам Конституция?

Конституция гарантирует гражданам право на объединение.

Что подразумевается под правом граждан на объединение?

Под правом граждан на объединение понимается возможность граждан создавать и вступать в общественные объединения, такие как партии, профсоюзы, общественные организации и другие.

В чем заключается нормативное содержание права граждан на объединение?

Нормативное содержание права граждан на объединение включает свободу создания и вступления в общественные объединения, участие в их деятельности, свободное выражение своих взглядов и мнений, защиту интересов членов объединения.

Какие ограничения могут быть на право на объединение граждан?

Ограничения на право на объединение могут быть установлены законом и должны быть обоснованы интересами государства, общества, безопасностью. Например, право на объединение может быть ограничено в случае, если организация осуществляет деятельность, противоречащую конституционно-правовым принципам или призывает к насилию.

Какие гарантии существуют для права граждан на объединение?

Гарантии для права граждан на объединение включают защиту от незаконных ограничений, запрет на незаконное распуск и ликвидацию общественных объединений, обязанность государства обеспечивать свободу деятельности объединений и участие граждан в них.