Девиантное поведение и пути преодоления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 23 23 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.11.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность девиантного поведения 5
2. Формы девиантного поведения 11
3. Пути преодоления девиантного поведения 17
Заключение 22
Список источников и литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Однако в современных условиях растет преступность среди молодежи. Результаты анализа причин девиантного поведения детей и подростков и возможностей его профилактики и преодоления показывают, что нужно создать широкую сеть центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи. Центры психолого-педагогической коррекции должны начинать работу с детьми раннего возраста. Ранняя психолого-педагогическая коррекция ребенка способствует его наиболее полному развитию, а в последующем его нормальной адаптации в обществе, предупреждению отклоняющегося развития [8]. Немаловажную роль играют центры психолого-педагогической реабилитации. Потребность в них тоже велика. Они могут быть нацелены на работу с самымиразными категориями людей, которые нуждаются в педагогической реабилитации, восстановлении утраченного опыта общения, поведения, профессиональной деятельности и др. [9]. Предметом особого внимания является реабилитация дезадаптированных детей и подростков в результатесложностей в учебе, проблем, которые возникли во взаимоотношениях с ровесниками. Каждая из категорий дезадаптированных детей и подростков требует особой индивидуальной либо групповой диагностики и определения методики реабилитации [2]. Особого внимания заслуживают психолого-педагогические проблемы работы с жертвами насилий. В современных условиях подобных людей, увы, немало. В международной практике имеется опыт реабилитационной работы с жертвами насилий, возникает такой опыт и в наших странах СНГ. Количество пострадавших людей растет, и в связи с этим растет необходимость развития специальной реабилитационной работы с подобной категорией детей. Это же требует специальных теоретических разработок и практического опыта работы самыми различными категориями жертв насилий [4]. Усиливаются алкоголизация и наркоманизация молодежи. Это тоже требует открытия специальных центров медико-социально-психологопедагогического характера. В подобных центрах необходимы комплексные усилия врачей, психологов и социальных педагогов. Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации лиц, которые вышли после завершения срока нахождения в специальных образовательных и пенитенциарных заведениях. Необходимость подобных центров велика и потому, что подростки обычно возвращаются в прежнюю среду. Это нередкообладает негативными последствиями для бывших осужденных. В условиях адаптации в специальном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь подобному подростку в это исключительно сложное критическоевремя, помогли бы обрести уверенность в себе, отыскать область самореализации и так получить возможность нормальной жизнедеятельности по месту жительства или в другом месте. Для прибывших из заключения тоже необходимы адаптация и помощь в трудоустройстве, в противном случае человек оказывается в исключительно сложных условиях, которые побуждают его вернуться на прежний путь. Кроме того, нужно применять позитивные возможности средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Известна большая роль современныхСМИ в формировании мировоззрения детей и подростков. Они несут исключительно разнообразную, многоплановую информацию, не учитывая особенностей аудитории. Активно внедряется в быт современной семьи видеотехника с ее многообразными информационными возможностями. Исследования отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют о пагубном влиянии на молодежь информационной и видеопродукции, которые пропагандируют насилие, свободный секс, идеи легкого бизнеса и даже некоторые мультфильмы для детей трех – пятилетнего возраста. Подобного рода информация бесконтрольно показывается на всех каналах телевидения, широко представлена в интернете. Это постепенно формирует образ действий у людей, не обладающих твердыми нравственными основами, выступает своего рода учебным пособием по криминальной деятельности. Но, стоит, подчеркнуть, что каждодневно по телевидению предлагается и большое количество полезной информации для развития детей и подростков, конечно же, присутствуют интересные, поучительные видеозаписи. В данных условиях резко возрастает роль родителей в управлении процессом общения ребенка с телевидением. Психолого-педагогически целесообразное руководство поможет способствовать разностороннему развитию детей и подростков и одновременно предупреждать их нравственное развращение. В современных условиях издается множество разнообразной печатной продукции, которая также может активно использоваться как в воспитании, так и способствовать извращению духовных взглядов и интересов детей и подростков. Данный факт диктует необходимость повышения роли семьи и школы в направленном использовании печатной продукции, в разностороннем воспитании подрастающего поколения и защиты его от низкопробной, разлагающей, не соответствующей возрасту и уровню его духовного развития. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию и страны СНГ, для всей молодежи. Каждому человеку присущи свои информационные потребности. Под ними понимают потребности человека к различным видам, качеству и объему информации. Информационные потребности выступают как фактор социальной зрелости, активности и самореализации личности. Существует понятие – «информационно-психолого-педагогическая культура человека». Оно является показателем воспитанности человека, проявления его отношения к различным видам СМИ, их содержанию, качеству, объему информации, их целесообразному использованию в самообразовании и самовоспитании. В современных условиях особенно остро возникает вопрос о формировании информационной культуры у подрастающего поколения, которая позволит в определенной степени оградить молодежь от всеядности и научит ее более избирательно подходить к информации, которую предлагают СМИ. Данная задача решается не только семьей, но и всеми образовательными учреждениями, обществом в целом и самими средствами массовой информации. Также необходимо приобщать детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.). Такие центры в основном создаются в городах. Очень многие из них открываются как общественные негосударственные, или коммерческие. Они привлекают молодежь во внеучебное время и своей деятельностью активно способствуют развитию у них здоровых интересов. Деятельность их охватывает различные категории молодежи, в том числе и с отклоняющимся поведением [3]. ЗаключениеДевиантное (ненормальное, аномальное, отклоняющееся) поведение представляет собой систему поступков, противоречащую принятым в обществе нормам и проявляющуюся в качестве несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушения процесса самоактуализации или уклонения от нравственного и эстетического контроля над своим поведением.В работе были рассмотрены основные направления социально-психологопедагогической деятельности по предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения детей и подростков. Каждое из приведенных направлений имеет свой потенциал в решении проблемы. Успех в деле предупреждения и преодоления социально-негативного поведения молодежи во многом зависит от того, в какой степени все изложенные направления находят реализацию на практике. Необходимы создание системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. В этом важнейшее назначение социальной педагогики и психологии.Необходимо развивать сеть центров по преодолению социально-психолого-педагогических проблем у детей, подростков и юношей, также необходимо в этих центрах проводить психолого-педагогическую коррекцию и реабилитацию, медико-социально-психолого-педагогическую работу по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также реабилитации жертв насилия и социальной виктимологии. Список источников и литературыГалич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. - № 20. . – С. 84-91.Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». / Я. И. Гилинский. – Спб.: Питер, 2004. – 520 с.Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 с.Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2-1. – С. 137-143.Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков. / Д.Д. Еникеева – М.: Академия, 2001. – 347 с.Ефремов В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов - СПб.: Диалект, 2004. -480 с.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003. - 288 с.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг— М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001.-160с.Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. / О.Ю. Краев– М.: Прометей, 2016. – 140 с.Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов– М.: Проспект, 2005. – 475 с.Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. / В. Д. Менделевич. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с.Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 195-197.Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. / Е.Б. Усова - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.Хан С.Н. Девиантное поведение подростков как проблема научного исследования. [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/792/9152Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. / Л.Б. Шнейдер – М.: МПСИ, 2016. – 100 с.

1. Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. - № 20. . – С. 84-91.
2. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». / Я. И. Гилинский. – Спб.: Питер, 2004. – 520 с.
3. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. / А.В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. – 240 с.
4. Давлетбаева З. К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012 - № 2-1. – С. 137-143.
5. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий. // Журнал Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - № 3(6), 2011. – С. 99-101.
6. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм у подростков. / Д.Д. Еникеева – М.: Академия, 2001. – 347 с.
7. Ефремов В.С. Основы суицидологии. / В.С. Ефремов - СПб.: Диалект, 2004. -480 с.
8. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). / Е.В. Змановская - М.: Академия, 2003. - 288 с.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. / Ю.А. Клейберг— М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М»2001.-160с.
10. Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи. / О.Ю. Краев– М.: Прометей, 2016. – 140 с.
11. Крылов А.А. Психология. / А.А. Крылов– М.: Проспект, 2005. – 475 с.
12. Манохина О. А. Психологические особенности и причины девиантного поведения подростков. // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2011. - № 1. – С. 106-112
13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. / В. Д. Менделевич. – Спб.: Речь, 2005. – 448 с.
14. Педагогика девиантного поведения. – Волгоград: Учитель, 2015. – 180 с.
15. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков. // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – С. 195-197.
16. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. / Е.Б. Усова - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 180с.
17. Хан С.Н. Девиантное поведение подростков как проблема научного исследования. [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/792/9152
18. Шнейдер Л.Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения. / Л.Б. Шнейдер – М.: МПСИ, 2016. – 100 с.

Вопрос-ответ:

Какая сущность у девиантного поведения?

Девиантное поведение - это отклонение от нормальных и социально приемлемых норм и ценностей. Оно может проявляться в различных формах и иметь разные причины.

Какие формы девиантного поведения бывают?

Существуют различные формы девиантного поведения, такие как преступность, наркомания, алкоголизм, суицидальное поведение, агрессия и другие. Каждая из них имеет свои особенности и причины возникновения.

Какие пути преодоления девиантного поведения существуют?

Преодоление девиантного поведения может осуществляться через различные методы и подходы. Важную роль играют профилактические меры, такие как социальная поддержка, образование, психологическая помощь, а также реабилитационные программы и вовлечение в полезные занятия и деятельность.

Какие причины девиантного поведения у детей и подростков?

Анализ показывает, что причины девиантного поведения у детей и подростков могут быть разными. Они могут быть связаны с неблагоприятными семейными условиями, низким уровнем образования, негативным влиянием социальной среды, психологическими проблемами, отсутствием поддержки и другими факторами.

Какие меры можно предпринять для преодоления девиантного поведения?

Для преодоления девиантного поведения необходимо создать широкую сеть центров, которые могли бы предметно заниматься дифференцированными группами молодежи. Важно также обеспечить доступ к социальной поддержке, психологической помощи, образовательным программам и реабилитационным мероприятиям.

Какая сущность у девиантного поведения?

Сущность девиантного поведения заключается в отклонении от социально принятых норм и правил поведения. Это поведение, которое не соответствует ожиданиям и требованиям общества и может включать в себя различные формы нарушений и преступлений.

Какие есть формы девиантного поведения?

Формы девиантного поведения включают в себя такие проявления, как наркомания, алкоголизм, вандализм, преступления, незаконная деятельность, агрессия и др. Эти формы отличаются по своей сути, причинам возникновения и последствиям.

Какими могут быть пути преодоления девиантного поведения?

Преодоление девиантного поведения может осуществляться через различные программы и мероприятия, такие как социальная поддержка, психологическая помощь, реабилитационные программы, образовательные проекты и другие. Важно развивать навыки самоконтроля, социальной адаптации и воспитывать у детей и подростков понимание значимости социальных норм и ценностей.

Какие источники и литература можно использовать для изучения девиантного поведения?

В изучении девиантного поведения и его преодоления можно использовать различные источники и литературу, такие как научные статьи, книги, исследования, публикации в специализированных изданиях и т.д. Важно обращаться к авторитетным источникам, которые основываются на научных данных и опыте.

Как можно преодолеть девиантное поведение среди молодежи?

Преодоление девиантного поведения среди молодежи требует комплексного подхода. Необходимо создание широкой сети центров, которые могли бы заниматься дифференцированными группами молодежи. Важно проводить профилактическую работу, оказывать психологическую поддержку, развивать социальные навыки, предлагать альтернативные пути самореализации и образования.