Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 16.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства 7
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге 9
1.2 Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги 12
1.3 Правила, приемы и средства композиции 14
Глава II.Методика ознакомления детей с творчеством художников – иллюстраторов 17
Глава III. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации) 24
3.1 Задачи и методика проведения эксперимента 24
3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста 25
Заключение 30
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Дети часто ㅤ дополняют свои ㅤ рисунки словами, в которых ㅤ изображенные образы играют ㅤ больше раз.В группе четырехлетних детей ㅤ учатся смешивать ㅤ цвета, получают представление ㅤ о спектре, учатся ㅤ полностью покрывать ㅤ фон, воспринимать настроение ㅤ цвета. Движения рук ㅤ становятся более осознанными. Рассматривая ㅤ объект, играющий роль ㅤ природы, мы обращаем внимание на ㅤ расположение, цвет и ㅤ форму его ㅤ частей, выделяем общие ㅤ признаки и ㅤ характерные черты. Постепенно развивает способность ㅤ воспринимать, сравнивать, различать предметы. При этом педагог ㅤ продолжает напоминать, как правильно держать кисть, как пользоваться ㅤ краской. В процессе работы педагог ㅤ старается подойти к каждому ребенку и ㅤ помочь индивидуально, когда в чем-то возникают трудности. После того, как рисунок закончен, организуется выставка, на которой будут показаны все работы. Педагог в увлекательной игровой форме ㅤ ведет беседу ㅤ с каждым ребенком, внимательно рассматривая его рисунок, находя ㅤ на каждое одобрительное слово.Читая ㅤ многие книги, иллюстрированные лучшими художниками, ребенок начинает относиться к книге как к эстетическому объекту. Иллюстрации в книге ㅤ часто являются первыми произведениями изобразительного искусства, которые дети усваивают. Хорошие иллюстрации формируют вкус, способствуют художественному развитию и поощряют творчество.Глава III. Констатирующий ‏ㅤ эксперимент (уровень ‏ㅤ восприятия детьми ‏ㅤ книжной иллюстрации)3.1 Задачи ‏ㅤ и методика ‏ㅤ проведения экспериментаВ ‏ㅤ ряде работ ‏ㅤпсихологовипедагогов анализируются особенности ‏ㅤ восприятия детьми ‏ㅤ разных возрастных ‏ㅤ групп иллюстраций ‏ㅤ в детской ‏ㅤ книге. Маленькие дети ‏ㅤ предпочитают окраску ‏ㅤ предметов, некоторые предметы ‏ㅤ художественной выразительности ‏ㅤ вызывают непонимание ‏ㅤ изображенного (неоконченность, набросочность, передача ‏ㅤ объема темным ‏ㅤ пятном, сложные ракурсы, резкая ‏ㅤ деформация предмета, сложные ‏ㅤ перспективы). Схематичные картинки ‏ㅤ не удовлетворяют ‏ㅤ ни младших, ни ‏ㅤ старших детей: дети ‏ㅤ хотят видеть ‏ㅤ в картинке ‏ㅤ все существенные ‏ㅤ признаки предмета.Одним ‏ㅤ из показателей ‏ㅤ художественного восприятия ‏ㅤ является умение ‏ㅤ понять выразительность ‏ㅤ образа, характеристику, данную ему ‏ㅤ художником. Если с ‏ㅤ детьми не ‏ㅤ ведется специальная ‏ㅤ работа, то у ‏ㅤ них наблюдается ‏ㅤ слабый, односторонний интерес ‏ㅤ к иллюстрациям ‏ㅤ в книгах: иллюстрации ‏ㅤ являются для ‏ㅤ них только ‏ㅤ средством припоминания ‏ㅤ книги, и лишь ‏ㅤ немногие дети ‏ㅤ при специальном ‏ㅤ вопросе взрослого ‏ㅤ обращают внимания ‏ㅤ на выразительные ‏ㅤ средства книжной ‏ㅤ графики.Нами были ‏ㅤ поставлены следующие ‏ㅤ задачи экспериментального ‏ㅤ исследования:1. Изучить особенности ‏ㅤ восприятия иллюстрации ‏ㅤ детьми старшего ‏ㅤ дошкольного возраста;2. Провести ‏ㅤ работу, направленную на ‏ㅤ обогащение художественного ‏ㅤ опыта детей ‏ㅤ путем ознакомления ‏ㅤ с творчеством ‏ㅤ художников – иллюстраторов,с литературными ‏ㅤ произведениями и ‏ㅤ рассматривания иллюстраций;3. Разработать ‏ㅤ серию занятий, которые ‏ㅤ могут быть ‏ㅤ использованы в ‏ㅤ практической работе.Исследование ‏ㅤ проводилось в ‏ㅤ ДОУ № 57. г. Сызрани ‏ㅤ в январе ‏ㅤ 2007 года.В эксперименте принимало ‏ㅤ участие 11 детей ‏ㅤ старшей группы.3.2 Художественное ‏ㅤ восприятие иллюстрации ‏ㅤ детьми старшего ‏ㅤ дошкольного возрастаВ ‏ㅤ процессе констатирующего ‏ㅤ эксперимента нами ‏ㅤ были выдвинуты ‏ㅤ следующие критерии ‏ㅤ оценки рисунков ‏ㅤ детей и ‏ㅤ уровни развития ‏ㅤ изобразительных умений:1. Устойчивый ‏ㅤ интерес, увлеченность, желание рассматривать ‏ㅤ иллюстрации. Эмоциональный отклик ‏ㅤ на художественный ‏ㅤ образ, сопереживание герою, ассоциация ‏ㅤ его чувств ‏ㅤ с собственными.2. Правильное ‏ㅤ соотнесение иллюстрации ‏ㅤ с текстом ‏ㅤ и жанром ‏ㅤ данного литературного ‏ㅤ произведения. Понимание единства ‏ㅤ содержания и ‏ㅤ средств художественной ‏ㅤ выразительности книжной ‏ㅤ графики: рисунка, передающего характер ‏ㅤ образа ( с ‏ㅤ помощью линий, штрихов, пятен ‏ㅤ передается образ ‏ㅤ предмета, животного, человека, позы, движения, жесты, мимика); колорита – цветовой ‏ㅤ согласованности как ‏ㅤ средства передачи ‏ㅤ настроения героев, сезона ‏ㅤ или времени ‏ㅤ суток, подчеркивания главного; композиции ‏ㅤ – построения как ‏ㅤ макета книги, так ‏ㅤ и изображения ‏ㅤ на каждой ‏ㅤ странице, выделения главного. Понимание ‏ㅤ особенностей использованных ‏ㅤ художником средств ‏ㅤ выразительности в ‏ㅤ зависимости от ‏ㅤ жанра и ‏ㅤ стиля литературного ‏ㅤ произведения. Видение индивидуальной ‏ㅤ творческой манеры ‏ㅤ изображения.3. Представления о ‏ㅤ книжной графике, её ‏ㅤ особенностях (связь ‏ㅤ с текстом), знание ‏ㅤ средств художественной ‏ㅤ выразительности, имен художников ‏ㅤ - иллюстраторов и ‏ㅤ книг, которые они ‏ㅤ иллюстрировали, видение их ‏ㅤ творческой манеры. Представления ‏ㅤ о творческом ‏ㅤ процессе создания ‏ㅤ рисунка для ‏ㅤ книги. Самостоятельные, доказательные эстетические ‏ㅤ суждения о ‏ㅤ достоинствах художественных ‏ㅤ иллюстраций.Соответственно эти ‏ㅤ показателям мы ‏ㅤ определили уровни ‏ㅤ художественного восприятия ‏ㅤ детьми книжной ‏ㅤ иллюстрации.Высокий уровень ‏ㅤ (III) -предполагает наличие ‏ㅤ всех показателей.Средний ‏ㅤ уровень (II)- у ‏ㅤ детей есть ‏ㅤ эмоциональное отношение ‏ㅤ к иллюстрации, они ‏ㅤ радуются знакомым ‏ㅤ иллюстрациям, понимают содержание ‏ㅤ иллюстрации, соотносят её ‏ㅤ с текстом. Осознают ‏ㅤ некоторые средства ‏ㅤ выразительности: рисунок (поза, движение, жест, иногда ‏ㅤ мимика); цвет, выполняющий декоративную ‏ㅤ функцию.Понимают эмоциональное ‏ㅤ состояние героев ‏ㅤ (веселый, смеется, плачет, испуган и ‏ㅤ т.д.), иногда – характер ‏ㅤ персонажа (злой ‏ㅤ волк, хитрая лиса), если ‏ㅤ они ярко ‏ㅤ переданы художником, или ‏ㅤ ясны и ‏ㅤ знакомы ситуации, или ‏ㅤ изображены предметы, которые ‏ㅤ уточняют характер ‏ㅤ (палка у ‏ㅤ медведя и ‏ㅤ т.д.). Видят пространственное ‏ㅤ построение изображения ‏ㅤ на странице, перечисляют ‏ㅤ объекты и ‏ㅤ выделяют главный. Есть ‏ㅤ представления об ‏ㅤ иллюстрации, её назначение ‏ㅤ в книге. Дети ‏ㅤ могут высказать ‏ㅤ эстетическую оценку ‏ㅤизображенного, хотя и ‏ㅤ не развернутую.Низкий ‏ㅤ уровень (I). Нет ‏ㅤ интереса к ‏ㅤ иллюстрации, или он ‏ㅤ неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального ‏ㅤ отклика. Дети могут ‏ㅤ соотносить только ‏ㅤ знакомые иллюстрации ‏ㅤ со знакомой ‏ㅤ книгой. При восприятии ‏ㅤ образов идут ‏ㅤ от перечисления ‏ㅤ деталей, не выделяя ‏ㅤ существенного. Не соотносят ‏ㅤ средства выразительности со ‏ㅤ смыслом изображенного, с ‏ㅤ содержанием. Из средств ‏ㅤ выразительности видят ‏ㅤ одно-два (рисунок ‏ㅤ-действие, жест, цветовую характеристику ‏ㅤ – замечают редко, на ‏ㅤ композицию не ‏ㅤ обращают внимания). Нет ‏ㅤ представления об ‏ㅤ иллюстрации, её назначении. Собственных ‏ㅤ суждений не ‏ㅤ высказывают, или высказывания ‏ㅤ носят ситуативный ‏ㅤ характер.Констатирующий этап ‏ㅤ эксперимента состоял ‏ㅤ из 2-ух ‏ㅤ занятий.Цель констатирующего ‏ㅤ этапа – выявить ‏ㅤ начальный уровень ‏ㅤ развития сюжетных ‏ㅤ композиций в ‏ㅤ рисунках детей, оригинальности ‏ㅤ изображения. На 1-ом ‏ㅤ занятии детям ‏ㅤ предложили определить ‏ㅤ средства выразительности ‏ㅤ в работах ‏ㅤ художника-иллюстратора Ю.Васнецова.Оказалось, что ‏ㅤ из всех ‏ㅤ использованных художником ‏ㅤ средств выразительности ‏ㅤ основная масса ‏ㅤ детей отмечала ‏ㅤ лишь действие ‏ㅤ персонажа ( бежит, сидит, стоит ‏ㅤ и др.) Жест, поза, мимика ‏ㅤ чаще всего ‏ㅤ оставались незамеченными. Дети, называли ‏ㅤ их только ‏ㅤ в том ‏ㅤ случае, если они ‏ㅤ были ярко ‏ㅤ поданы. Цвет называли ‏ㅤ тогда, когда он ‏ㅤ нес декоративную, украшательскую ‏ㅤ функцию; композиционное построение ‏ㅤ раскрывали чаще ‏ㅤ всего на ‏ㅤ одной странице, понимания ‏ㅤ макета книги ‏ㅤ в целом ‏ㅤ не наблюдалось.Результаты ‏ㅤ анализа ответов ‏ㅤдетейпредставлены в графике ‏ㅤ № 1.График № 1В ‏ㅤ результате анализа ‏ㅤ детских ответов:низкий ‏ㅤ уровень – 8 детей ;средний ‏ㅤ уровень – 3 ребенка;высокий ‏ㅤ уровень – нет .На ‏ㅤ втором занятии ‏ㅤ мы предложили ‏ㅤ детям другое ‏ㅤ задание – нарисовать ‏ㅤ сюжетную композицию ‏ㅤ на тему ‏ㅤ русской народной ‏ㅤ сказки «Колобок» в ‏ㅤ обработке А.Н.Толстого; художник ‏ㅤЕ.Рачев. Изд.1969г., М. Такое задание, на ‏ㅤ наш взгляд, предполагает ‏ㅤ использование всех ‏ㅤ знакомых детям ‏ㅤ средств выразительности,создание необычной, непохожей ‏ㅤ на другие, сюжетной ‏ㅤ композиции.Выполнивзадание дети все ‏ㅤ равно не ‏ㅤ смогли выделить ‏ㅤ главные средства ‏ㅤ выразительности и ‏ㅤ поэтому их ‏ㅤ сюжетные композиции ‏ㅤ были шаблонными, не яркими ‏ㅤ и не ‏ㅤ впечатляющими. Детине смогли сопоставить ‏ㅤ размеры героев ‏ㅤ сказки. Например: колобок большой, заяц- маленький. Результаты ‏ㅤ анализа рисунков ‏ㅤ представлены в ‏ㅤ графике № 2.График ‏ㅤ №2.В результате ‏ㅤ анализа рисунков:низкий ‏ㅤ уровень – 5 рисунков;средний ‏ㅤ уровень –6 рисунков;высокий ‏ㅤ уровень – нет.Для ‏ㅤ того, чтобы выяснить ‏ㅤ представления детей ‏ㅤ об выразительных ‏ㅤ средствах сюжетной ‏ㅤ композиции, нами была ‏ㅤ проведена беседа. Детям ‏ㅤ задали вопросы:Чем сказочные ‏ㅤ герои отличаются ‏ㅤ от реальных? Каким ‏ㅤ цветом характеризуется ‏ㅤ каждое время ‏ㅤгода?Какие средства выразительности ‏ㅤ будут использовать ‏ㅤ дети при ‏ㅤ рисовании рисунка, передающего ‏ㅤ характер образа ‏ㅤ Дети сказали, что ‏ㅤ сказочные герои ‏ㅤ (животные) могут говорить, а ‏ㅤ реальные – нет; в ‏ㅤ сказке герои ‏ㅤ могут разговаривать ‏ㅤ с животными, а ‏ㅤ в реальной ‏ㅤ жизни – нет.На вопрос, каким ‏ㅤ цветом отличается ‏ㅤ каждое время ‏ㅤ года, дети ответить ‏ㅤ затруднились, а на ‏ㅤ третий вопрос, дети ‏ㅤ совсем не ‏ㅤ смогли ответить.Таким ‏ㅤ образом, можно сделать ‏ㅤ выводы: Изменением задачи ‏ㅤ изображения не ‏ㅤ побуждает детей ‏ㅤ искать новый, оригинальный ‏ㅤ образ. Дети лишь ‏ㅤ добавляют к ‏ㅤ готовым образам ‏ㅤ новые детали. Неумение ‏ㅤ создавать сказочныеобразыможет объясняться ‏ㅤ недостаточным художественным ‏ㅤ опытом детей, невниманием ‏ㅤ педагогов к ‏ㅤ этим образам.ЗаключениеИзучение ‏ㅤ психолого-педагогической литературы ‏ㅤ показало, что развитие ‏ㅤ сюжетных композиций ‏ㅤ в рисунках ‏ㅤ детей, преодоление стереотипности ‏ㅤ – одна из ‏ㅤ важных задач ‏ㅤ обучения рисованию ‏ㅤ в дошкольном ‏ㅤ возрасте.Методами, помогающими осуществить ‏ㅤ эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание ‏ㅤ картин и ‏ㅤ книжных иллюстраций, метод ‏ㅤ творческих заданий.Иллюстрации ‏ㅤ к литературным ‏ㅤ произведениям разных ‏ㅤ художников дают ‏ㅤ представление о ‏ㅤ вариативности образов, расширяют ‏ㅤ круг представлений, в ‏ㅤ какой-то мере ‏ㅤ стимулируют собственное ‏ㅤ творчество детей.Знакомство ‏ㅤ детей со ‏ㅤ сказочными образами ‏ㅤ – одна из ‏ㅤ важных сторон ‏ㅤ работы, направленной на ‏ㅤ развитие изобразительного ‏ㅤ творчества детей.Необходимо ‏ㅤ познакомить детей ‏ㅤ с литературным ‏ㅤ произведением, обратив внимание ‏ㅤ детей на ‏ㅤ необычный образ, а ‏ㅤ потом, на занятии, вернуться ‏ㅤ к нему, предложив ‏ㅤ детям нарисовать ‏ㅤ сказочный сюжет. Рассматривание ‏ㅤ иллюстраций в ‏ㅤ этом случае ‏ㅤ должно предшествовать ‏ㅤ занятию.Разработана серия ‏ㅤ занятий по ‏ㅤ ознакомлению дошкольников ‏ㅤ с произведениями ‏ㅤ художественной литературы ‏ㅤ и книжной ‏ㅤ графики.Рисование для ‏ㅤ детей— органическая потребность, канал, по ‏ㅤ которому может ‏ㅤ выявляться и ‏ㅤ реализовываться в ‏ㅤ материале внутренняя ‏ㅤ жизнь детской ‏ㅤ души. Занятия изобразительной ‏ㅤ деятельностью заключают ‏ㅤ в себе ‏ㅤ большие возможности ‏ㅤ для всестороннего ‏ㅤ развития ребенка ‏ㅤ — умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. В результате ‏ㅤ систематических занятий ‏ㅤ рисованием формируются ‏ㅤ воображение и ‏ㅤ память, развивается мелкая ‏ㅤ моторика руки ‏ㅤ и связанные ‏ㅤ с ней ‏ㅤ мышление и ‏ㅤ речь. Рисуя, ребенок постоянно ‏ㅤ анализирует, сравнивает, обобщает, абстрагирует — и ‏ㅤ это также ‏ㅤ формирует его ‏ㅤ мышление, пробуждает ассоциативные ‏ㅤ связи. Кроме того, рисование ‏ㅤ имеет психотерапевтический ‏ㅤ эффект для ‏ㅤ тревожных, невротических детей.В ‏ㅤ целом задачи ‏ㅤ моего исследования ‏ㅤ можно считать ‏ㅤ выполненными. Однако, в связи ‏ㅤ с тем, что ‏ㅤ данная проблема ‏ㅤ изучена недостаточно, она ‏ㅤ требует дальнейших ‏ㅤ теоретических и ‏ㅤ практических разработок.Список ‏ㅤ литературы:1. Вопросы эстетического ‏ㅤ воспитания в ‏ㅤ детском саду. – М., 1960., 335с.2. Григорьева ‏ㅤ Г.Г. Развитие дошкольника ‏ㅤ в изобразительной ‏ㅤ деятельности:Учебное пособие ‏ㅤ для студентов ‏ㅤвысшихучебных заведений. – М.: Академия, 2000., 300с.3. Григорьева Г.Г. Изобразительная ‏ㅤ деятельность дошкольника. – М., 1999., 220с.4. Давыдов ‏ㅤ В.В. Теория развивающего ‏ㅤ обучения. -М., 1996., 99с.5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение ‏ㅤ художественное// Детскаялитература. – 1969. - № 4.- С. 77-84.6. Дехтерев Б. Познание мира ‏ㅤ и иллюстрация ‏ㅤ // Детская литература. – 1972. - № 3. – С. 56-63.7. Езикеева В.А. Иллюстративный ‏ㅤ материал для ‏ㅤдетскогоизобразительноготворчества. – М., 1973., 115с.8. Зубарева Н.М. Дети ‏ㅤ и изобразительное ‏ㅤ искусство. – М., 1968.,187с.9. Казакова Т.Г. Изобразительная ‏ㅤ деятельность и ‏ㅤхудожественноеразвитиедошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.10. Казакова Т.Г. Развивайте ‏ㅤ у дошкольников ‏ㅤ творчество. – М., 1985.,127с.11. Комарова Т.С. Дети ‏ㅤ в мире ‏ㅤ творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с.12. Комарова Т.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность в ‏ㅤ детском саду: обучение ‏ㅤитворчество. – М.: Педагогика, 1990., 326с.13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы ‏ㅤ изобразительного искусства ‏ㅤиметодика руководства изобразительной ‏ㅤ деятельностью детей: Учебноепособие для ‏ㅤ студентов педагогических ‏ㅤ институтов. М.: Просвещение,1981г., 323с.14. Котова И. О ‏ㅤ некоторых особенностях ‏ㅤ восприятия иллюстраций ‏ㅤмладшимидошкольниками//Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.15. Кудрявцева ‏ㅤ Л.С. Художники детской ‏ㅤ книги: Пособие для ‏ㅤ студентов среднихи высших ‏ㅤ педагогических учебных ‏ㅤ заведений. – М.: Издательский центр"Академия", 1998., 240с.16. Курочкина ‏ㅤ Н.А. Детям о ‏ㅤ книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.,185с.17. Лабунская Г.В. Изобразительное ‏ㅤ творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.,208с.18. Мелик-Пашаев ‏ㅤ А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к ‏ㅤ творчеству: Художественное развитие ‏ㅤ ребенка в ‏ㅤ семье. – М.: Педагогика, 1987., 324с.19. Методика обучения ‏ㅤ изобразительной деятельности ‏ㅤ и конструированию /Под ‏ㅤ ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982., 426с.20. Мухина В.С. Детская ‏ㅤ психология. – М.: Просвещение, 1985.,340с.21. Мухина В.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность ребенка ‏ㅤ как форма ‏ㅤусвоениясоциального опыта. – М.: Педагогика, 1981., 365с.22. Полуянов Ю.А. Дети ‏ㅤ рисуют. – М.: Педагогика, 1988., 160с.23. Психология рисунка ‏ㅤ и живописи. Вопросы ‏ㅤ психологического исследованияформирования образа. – М., 1954., 127с.24. Работа ‏ㅤ с книгой ‏ㅤ в детском ‏ㅤ саду. – М., 1967., 356с.26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность в ‏ㅤдетскомсаду. – М., 1982., 283с.25. Сакулина Н.П. Рисование в ‏ㅤ дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965., 243с.26. Теория ‏ㅤ и методика ‏ㅤ изобразительной деятельности ‏ㅤ в детском ‏ㅤ саду /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985., 356с.27. Художественное ‏ㅤ творчество в ‏ㅤ детском саду ‏ㅤ /Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М.,1974., 425с.28. Эстетическое ‏ㅤ воспитание в ‏ㅤ детском саду. – М., 1985., 256с.

1. Вопросы эстетического ‏ㅤ воспитания в ‏ㅤ детском саду. – М., 1960., 335с.
2. Григорьева ‏ㅤ Г.Г. Развитие дошкольника ‏ㅤ в изобразительной ‏ㅤ деятельности:
Учебное пособие ‏ㅤ для студентов ‏ㅤ высшихучебных заведений. – М.: Академия, 2000., 300с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная ‏ㅤ деятельность дошкольника. – М., 1999., 220с.
4. Давыдов ‏ㅤ В.В. Теория развивающего ‏ㅤ обучения. -М., 1996., 99с.
5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение ‏ㅤ художественное// Детскаялитература. – 1969. - № 4.- С. 77-84.
6. Дехтерев Б. Познание мира ‏ㅤ и иллюстрация ‏ㅤ // Детская литература. – 1972. - № 3. – С. 56-63.
7. Езикеева В.А. Иллюстративный ‏ㅤ материал для ‏ㅤ детского изобразительноготворчества. – М., 1973., 115с.
8. Зубарева Н.М. Дети ‏ㅤ и изобразительное ‏ㅤ искусство. – М., 1968.,187с.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная ‏ㅤ деятельность и ‏ㅤ художественное развитиедошкольников. – М.: Педагогика, 1983.,206с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте ‏ㅤ у дошкольников ‏ㅤ творчество. – М., 1985.,127с.11. Комарова Т.С. Дети ‏ㅤ в мире ‏ㅤ творчества. – МП.: Педагогика, 1995., 165с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность в ‏ㅤ детском саду: обучение ‏ㅤ итворчество. – М.: Педагогика, 1990., 326с.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы ‏ㅤ изобразительного искусства ‏ㅤ иметодика руководства изобразительной ‏ㅤ деятельностью детей: Учебноепособие для ‏ㅤ студентов педагогических ‏ㅤ институтов. М.: Просвещение,1981г., 323с.
14. Котова И. О ‏ㅤ некоторых особенностях ‏ㅤ восприятия иллюстраций ‏ㅤ младшимидошкольниками//Дошкольное воспитание, - 1973. - № 2.- С. 47-54.
15. Кудрявцева ‏ㅤ Л.С. Художники детской ‏ㅤ книги: Пособие для ‏ㅤ студентов среднихи высших ‏ㅤ педагогических учебных ‏ㅤ заведений. – М.: Издательский центр"Академия", 1998., 240с.
16. Курочкина ‏ㅤ Н.А. Детям о ‏ㅤ книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005.,185с.
17. Лабунская Г.В. Изобразительное ‏ㅤ творчество детей. – М.: Просвещение, 1965.,208с.
18. Мелик-Пашаев ‏ㅤ А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к ‏ㅤ творчеству: Художественное развитие ‏ㅤ ребенка в ‏ㅤ семье. – М.: Педагогика, 1987., 324с.
19. Методика обучения ‏ㅤ изобразительной деятельности ‏ㅤ и конструированию /Под ‏ㅤ ред. Т.С.Комаровой. – М., 1982., 426с.
20. Мухина В.С. Детская ‏ㅤ психология. – М.: Просвещение, 1985.,340с.
21. Мухина В.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность ребенка ‏ㅤ как форма ‏ㅤ усвоениясоциального опыта. – М.: Педагогика, 1981., 365с.
22. Полуянов Ю.А. Дети ‏ㅤ рисуют. – М.: Педагогика, 1988., 160с.
23. Психология рисунка ‏ㅤ и живописи. Вопросы ‏ㅤ психологического исследованияформирования образа. – М., 1954., 127с.
24. Работа ‏ㅤ с книгой ‏ㅤ в детском ‏ㅤ саду. – М., 1967., 356с.
26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная ‏ㅤ деятельность в ‏ㅤ детскомсаду. – М., 1982., 283с.
25. Сакулина Н.П. Рисование в ‏ㅤ дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 1965., 243с.
26. Теория ‏ㅤ и методика ‏ㅤ изобразительной деятельности ‏ㅤ в детском ‏ㅤ саду /В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1985., 356с.
27. Художественное ‏ㅤ творчество в ‏ㅤ детском саду ‏ㅤ /Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М.,1974., 425с.
28. Эстетическое ‏ㅤ воспитание в ‏ㅤ детском саду. – М., 1985., 256с.

Вопрос-ответ:

Какие средства художественной выразительности используют художники-иллюстраторы в работах?

Художники-иллюстраторы используют различные средства художественной выразительности, такие как линия, цвет, форма, композиция и т.д. Они могут использовать разные стили и техники рисования, чтобы передать настроение и выразить идеи.

Как иллюстрации влияют на понимание детьми художественного текста книги?

Иллюстрации влияют на понимание детьми художественного текста книги, так как они помогают визуализировать сюжет и персонажей. Они могут помочь детям лучше представить происходящее и легче воспринять содержание книги. Иллюстрации могут также вызывать эмоциональные отклики и помогать детям лучше вжиться в происходящее.

Какие правила, приемы и средства композиции используют художники-иллюстраторы?

Художники-иллюстраторы используют различные правила, приемы и средства композиции для создания иллюстраций к детской книге. Они могут использовать принципы баланса, пропорции и цветовой гармонии, а также различные композиционные приемы, такие как использование точек зрения, перспективы и фокусировки внимания. Они также могут использовать разные стили и техники рисования, чтобы создать интересные и привлекательные иллюстрации.

Какую роль выполняет иллюстрация в детской книге?

Иллюстрация в детской книге выполняет роль визуального сопровождения текста и помогает детям лучше понять и воспринять сюжет. Она является важным средством эстетического развития дошкольников.

Какие средства художественной выразительности используются в иллюстрациях для детской книги?

В иллюстрациях для детской книги художники-иллюстраторы используют различные средства художественной выразительности, такие как цвет, линия, форма, текстура, композиция и т.д. Они помогают передать настроение и создать соответствующую атмосферу в рисунке.

Как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги?

Иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги, потому что она визуализирует события и персонажей, помогает представить мир, описанный в книге, и сделать чтение более интересным и запоминающимся.

Какие практические правила, приемы и средства композиции используются в иллюстрациях к детской книге?

В иллюстрациях к детской книге применяются такие практические правила, приемы и средства композиции, как выбор ракурса, баланс объектов на рисунке, пропорциональность форм, использование пустого пространства и т.д. Они помогают создать гармоничную композицию и передать задуманное художником изображение.

Как провести ознакомление детей с творчеством художников-иллюстраторов?

Ознакомление детей с творчеством художников-иллюстраторов можно провести с помощью просмотра и обсуждения иллюстраций из разных детских книг. Детям можно рассказать о разных стилях и приемах работы художников-иллюстраторов и попросить их сделать свои собственные иллюстрации к какой-нибудь известной сказке или рассказу.

Что является источником и средством эстетического развития дошкольников в иллюстрациях детской книги?

Иллюстрации детской книги являются источником и средством эстетического развития дошкольников. Они позволяют детям учиться созерцать и воспринимать красоту, развивать воображение и эмоциональность, формировать вкус и чувство прекрасного.