Названия растений и их переносные символические, значения в русском фольклоре

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 25 25 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 20.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление 2
Введение 3
1.Русский фольклор: определение, основные жанры. 4
2.Названия растений в русском фольклоре: их переносные символические значения 12
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Рано, да очень рано, ой Зелену, да кудрявуя водичкой-то полила; Зелёная сосёнушка была зелена, Ой, лёли, э-ох. У пятницуМаринушка была весела, Ой, лёли, была весела.В одной из балладных песен возникают образы кипариса и вербы как мужского и женского: На Васильевой могилке вырастала золота верба, На Софииной могилке — кипарисно деревцо; …Проведала Васильева матушка: Золотую вербу выломала, Кипарис-дерево высушила. В песне повествуется о смерти двух влюбленных. Верба почиталась в народном сознании как символ весны, молодости, пробуждения, кипарис же часто ассоциировался со смертью [Кипарис, URL]. Вполне возможно, потому, что на кипарисном кресте, по преданию, был распят Иисус Христос. В данном случае кипарис и верба прорастают на могилах влюбленных как символ вечной жизни.Траурная символика преобладает также в фитониме «ракита». Маркирование негативного локуса этим растением, хорошо известным в функции грустного символа, отмечено и в военных песнях и частушках [Копытов, URL]. Например, в солдатских песнях видим: О, стоял куст раки...Стоял куст, ракитовый кусток. Э-ох, как под тем/ы/ же под кустом, Э-ох, лежал челове... Лежал человечушка /й/убит; Посреди-то поля част ракитов куст, Под кустом-то лежит тело белое, Под кустом-то лежит тело белое, Тело белое, молодой солдат! Под ракитовым кустом девушка может оплакивать свою судьбу – потерю любимого, печаль о том, что ее прочат за нелюбимого: Не летай-ка, соло(о)вей, Вокруг горенки моей, Не садися, соловей, На ракитов куст ня мил(ы).Хотя этот фитоним может обладать и некоторой семантической амбивалентностью. Сходной семантикой обладает фитоним «ковыль». В народных песнях шум ковыли под ветром – вещание смерти [Кононенко, URL]. Особенно яркими примерами здесь могут служить солдатские песни: Ох, да не ковы/е-е/ль-трав/ы/ка Во... во поле ну шата/е-во-во-во/... шата... Во, зашатал/ы/ся. И вот да я не са/а-е-а/м туда*, е, зашёл, Во, не своей охо/э-во-е/... хотою.Фитоним «ель» наполнен символикой отрицательной: это дерево связывалось с инфернальным миром, нечистой силой, множественными отрицательными смыслами. В.Я. Пропп отмечает: «Темнаябуроватая ель и сосна в русском фольклоре не пользуется особым почетом,может быть и потому, что огромные пространства наших степей и лесо-степейих не знают» [Пропп, с. 67]. Так, например, ель может предвещать разлуку: Сяду я, младёшенька, под еловый куст, Послушаю, девушка, что пташечки поют, С миленьким дружочком разлуку нам сулят.Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в русском фольклоре названия растений – фитонимы – редко используются лишь в прямом значении. Чаще всего их значение будет переносным или обогащенным какой-либо символической семантикой. Эта особенность происходит из языческих корней фольклора, когда растения, так же как и фауна, осознавались неотъемлемой частью жизни людей, обладали магическими свойствами.ЗаключениеИтак, в первой главе курсовой работы мы определили понятие фольклора, основные особенности этого вида творчества. Ключевыми для темы курсовой работы, на наш взгляд, явились такие особенности, как коллективизм и традиционность: символическое значение фитонимов могло появиться лишь в условиях совместного народного творчества, берущего свое начало в языческом мировоззрении, а также при условии постоянного воспроизводства определенных смыслов в фольклорных формулах (традиционность). Мы также кратко описали систему жанров фольклора и выяснили, что одной из наиболее разветвленных групп жанров является песня.Во второй главе курсовой работы мы проанализировали основные переносные и символические значения фитонимов в русском фольклоре, привели примеры из народных русских песен. Исходя из анализа можно сделать следующие выводы. 1) Почти все фитонимы семантически могут быть охарактеризованы с точки зрения противоположных бинарных оппозиций мужского – женского, смерти – жизни, хорошего – плохого. 2) Наиболее часто встречающимися фитонимами стали «дуб», «береза», «ракита». 3) Символические значения названий растений оказываются тесно связаны с обрядовыми представлениями русского народа.Таким образом, мы выполнили поставленные в рамках курсовой работы задачи и достигли цели исследования.Список использованной литературыАлешина, Е. К. Исследование наименований растений и национальная языковая картина мира: к постановке проблемы / Е. К. Алешина // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 2: Филология. С. 34–37. Текст: непосредственный.Борисова, Л.В. Кластер «культурные растения» в языковой картине мира» (русско-чувашские параллели) / Л.В. Борисова, А.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2018. № 3. С. 65 78. Текст: непосредственный.Борисова, Л.В. Кластер «дикорастущие растения» в языковой картине мира» (русско-чувашские параллели) / Л.В. Борисова, А.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2017. № 1. С. 144 – 154. Текст: непосредственный.Велецкая, Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Велецкая // Библиотека Гумер: сайт. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php(дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный. Веселовский, А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. М., 1989. 404 с. Текст: непосредственный.Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт / Г.С. Виноградов. Иркутск, 1925. 84 с. Текст: непосредственный.Гудкова, Е. Животные и растения в русских суевериях / Е. Гудкова // Культура.рф: сайт. URL: https://www.culture.ru/materials/254421/zhivotnye-i-rasteniya-v-russkikh-sueveriyakh (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Даль, В.И. Напутное // Викитека: сайт. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C)/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Исаев, Ю.Н. Фитонимы как составная часть языковой картины мира / Ю.Н. Исаев // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitonimy-kak-sostavnaya-chast-yazykovoy-kartiny-mira/viewer (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Кипарис // Роза мира. Фольклор и мифология: сайт. URL: https://folklor-mythology.ru/kiparis/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Колосова, В.Б. Зверобой / В.Б. Колосова // Вестник молодых ученых. СПб., 2001. № 4. (серия: Филологические науки). С. 17-20. Текст: непосредственный.Колосова, В.Б. Ивановское зелье / В.Б. Колосова // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. СПб., 2000. Вып. 2. С. 288-302. Текст: непосредственный.Колосова, В.Б. Лексика и символика народной ботаники восточных славян (на общеславянском фоне). Этнолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.03 / Колосова Валерия Борисовна // Ruthenia: сайт. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/kolosova1.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный. Колосова, В.Б. Лютик (этноботанический этюд) / В.Б. Колосова// Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. СПб., 1999. Вып. 1. С. 211-220. Текст: непосредственный.Колосова, В.Б. Роль цвета в создании символического образа растения / В.Б. Колосова // Кодови словенских култура. Бр. 6. Боjе. Год. 6. Београд, 2001.С. 42-56. Текст: непосредственный.Колосова, В.Б. Чертополох / В.Б. Колосова // Труды факультета этнологии [Европейского ун-та в Санкт-Петербурге]. СПб., 2001. Вып. 1. С. 62-72. Текст: непосредственный.Кононенко, А.А. Ковыль / А.А. Кононенко // ВикиЧтение: сайт. URL: https://history.wikireading.ru/406285 (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Копытов, Н.Ю. К семантике фитонимических символов в фольклорных текстах (на материале песенной традиции Карагайского района Пермской области) / Н.Ю. Копытов // Ruthenia: сайт. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/kopytov1.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора / Н.И. Кравцов. М., 1972. 264 с. Текст: непосредственный.Нидерле, Л. Славянские древности / Л. Нидерле. М.: Культурынй центр «Новый Акрополь», 2010. 744 с. Текст: непосредственный.Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров /В.Я. Пропп // Древнерусская литература: сайт. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-poetika-folklora/principy-klassifikacii-zhanrov.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. СПб.: Терра Азбука, 1995. 176 с. Текст: непосредственный.Рыбаков, Б. А. Нестор о славянских обычаях / Б.А. Рыбаков // Древние славяне и их соседи. М., 1970. С. 43-44. Текст: непосредственный.Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа / М.А. Рыбникова // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие/сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под. ред. Ю.Г. Круглова. М. : Высш. шк., 2003. С. 124 – 132.Текст: непосредственный.Русский фольклор: сайт. URL: http://rusfolklor.ru/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный. Терентьева, П. Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя / П. Терентьева // Русская вера: сайт. URL: https://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Ужанков, А.Н. Духовный смысл русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» И «Гуси-Лебеди») // Православие.ру: сайт. URL: https://pravoslavie.ru/138599.html (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.Фольклор // Культура.рф: сайт. URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/folklor/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.

1. Алешина, Е. К. Исследование наименований растений и национальная языковая картина мира: к постановке проблемы / Е. К. Алешина // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2009. Том 8, выпуск 2: Филология. С. 34–37. Текст: непосредственный.
2. Борисова, Л.В. Кластер «культурные растения» в языковой картине мира» (русско-чувашские параллели) / Л.В. Борисова, А.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2018. № 3. С. 65 78. Текст: непосредственный.
3. Борисова, Л.В. Кластер «дикорастущие растения» в языковой картине мира» (русско-чувашские параллели) / Л.В. Борисова, А.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 22. Теория перевода. 2017. № 1. С. 144 – 154. Текст: непосредственный.
4. Велецкая, Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов / Н. Велецкая // Библиотека Гумер: сайт. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/okkultizm/veleck/index.php (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
5. Веселовский, А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начала дифференциации / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. М., 1989. 404 с. Текст: непосредственный.
6. Виноградов, Г.С. Детский фольклор и быт / Г.С. Виноградов. Иркутск, 1925. 84 с. Текст: непосредственный.
7. Гудкова, Е. Животные и растения в русских суевериях / Е. Гудкова // Культура.рф: сайт. URL: https://www.culture.ru/materials/254421/zhivotnye-i-rasteniya-v-russkikh-sueveriyakh (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
8. Даль, В.И. Напутное // Викитека: сайт. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_(%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C)/%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5 (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
9. Исаев, Ю.Н. Фитонимы как составная часть языковой картины мира / Ю.Н. Исаев // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitonimy-kak-sostavnaya-chast-yazykovoy-kartiny-mira/viewer (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
10. Кипарис // Роза мира. Фольклор и мифология: сайт. URL: https://folklor-mythology.ru/kiparis/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
11. Колосова, В.Б. Зверобой / В.Б. Колосова // Вестник молодых ученых. СПб., 2001. № 4. (серия: Филологические науки). С. 17-20. Текст: непосредственный.
12. Колосова, В.Б. Ивановское зелье / В.Б. Колосова // Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. СПб., 2000. Вып. 2. С. 288-302. Текст: непосредственный.
13. Колосова, В.Б. Лексика и символика народной ботаники восточных славян (на общеславянском фоне). Этнолингвистический аспект: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.03 / Колосова Валерия Борисовна // Ruthenia: сайт. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/kolosova1.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
14. Колосова, В.Б. Лютик (этноботанический этюд) / В.Б. Колосова// Проблемы социального и гуманитарного знания. Сборник научных работ. СПб., 1999. Вып. 1. С. 211-220. Текст: непосредственный.
15. Колосова, В.Б. Роль цвета в создании символического образа растения / В.Б. Колосова // Кодови словенских култура. Бр. 6. Боjе. Год. 6. Београд, 2001.С. 42-56. Текст: непосредственный.
16. Колосова, В.Б. Чертополох / В.Б. Колосова // Труды факультета этнологии [Европейского ун-та в Санкт-Петербурге]. СПб., 2001. Вып. 1. С. 62-72. Текст: непосредственный.
17. Кононенко, А.А. Ковыль / А.А. Кононенко // ВикиЧтение: сайт. URL: https://history.wikireading.ru/406285 (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
18. Копытов, Н.Ю. К семантике фитонимических символов в фольклорных текстах (на материале песенной традиции Карагайского района Пермской области) / Н.Ю. Копытов // Ruthenia: сайт. URL: https://www.ruthenia.ru/folklore/kopytov1.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
19. Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора / Н.И. Кравцов. М., 1972. 264 с. Текст: непосредственный.
20. Нидерле, Л. Славянские древности / Л. Нидерле. М.: Культурынй центр «Новый Акрополь», 2010. 744 с. Текст: непосредственный.
21. Пропп, В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров /В.Я. Пропп // Древнерусская литература: сайт. URL: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-poetika-folklora/principy-klassifikacii-zhanrov.htm (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
22. Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники / В.Я. Пропп. СПб.: Терра Азбука, 1995. 176 с. Текст: непосредственный.
23. Рыбаков, Б. А. Нестор о славянских обычаях / Б.А. Рыбаков // Древние славяне и их соседи. М., 1970. С. 43-44. Текст: непосредственный.
24. Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа / М.А. Рыбникова // Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике: Учеб. пособие/сост. Ю.Г. Круглов, О.Ю. Круглов, Т.В. Смирнова; под. ред. Ю.Г. Круглова.
М. : Высш. шк., 2003. С. 124 – 132. Текст: непосредственный.
25. Русский фольклор: сайт. URL: http://rusfolklor.ru/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
26. Терентьева, П. Духовные стихи — это исповедальный жанр, обращённый как бы внутрь себя / П. Терентьева // Русская вера: сайт. URL: https://ruvera.ru/articles/duhovnye_stihi_ispovedalnyiy_janr (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
27. Ужанков, А.Н. Духовный смысл русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок» И «Гуси-Лебеди») // Православие.ру: сайт. URL: https://pravoslavie.ru/138599.html (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.
28. Фольклор // Культура.рф: сайт. URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/folklor/ (дата обращения: 18.10.2021). Текст: электронный.

Вопрос-ответ:

Какие основные жанры русского фольклора?

Основные жанры русского фольклора включают в себя сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, баллады и другие. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и используется для передачи определенного содержания и символики.

Какую символическую значимость имеют названия растений в русском фольклоре?

Названия растений в русском фольклоре имеют различные символические значения. Например, зеленая сосна может быть символом молодости и свежести, а верба - символом любви и материнства. Кипарис и верба в балладной песне могут представлять мужское и женское начало, соответственно. Такие символические значения растений помогают передать определенные эмоции и идеи в фольклоре.

Какой образ возникает в одной из балладных песен?

В одной из балладных песен возникают образы кипариса и вербы, которые могут представлять мужское и женское начало. Кипарис может символизировать мужественность и силу, в то время как верба - нежность и мягкость. Эти образы помогают выразить определенные идеи и эмоции в песне.

Какие растения упоминаются в фольклорных песнях?

В фольклорных песнях упоминаются различные растения, такие как зеленая сосна, кипарис, верба и другие. Каждое из этих растений может иметь свое символическое значение, которое помогает передать определенные эмоции и идеи в песне.

Какое значение имеет зеленая сосна в русском фольклоре?

Зеленая сосна в русском фольклоре может иметь значение молодости и свежести. Это растение часто упоминается в песнях и сказках, где его зеленые иголки символизируют жизненную силу и обновление. Зеленая сосна может быть ассоциирована с природой и принадлежностью к русской земле.

Какие основные жанры в русском фольклоре?

В русском фольклоре существуют такие основные жанры, как сказка, песня, баллада, загадка, пословица, поговорка. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и используется для передачи определенных символических значений.

Какие символические значения имеют названия растений в русском фольклоре?

Названия растений в русском фольклоре имеют различные переносные символические значения. Например, зеленая сосна может символизировать жизненную силу и неувядающую красоту, а верба - женскую кроткость и покорность. Каждое растение имеет свою символику, которая передается через фольклорные произведения.

В какой балладной песне возникают образы кипариса и вербы?

Образы кипариса и вербы как мужского и женского символов встречаются, например, в балладной песне "У пятницу". В этой песне кипарис символизирует мужскую силу и трагические судьбы, а верба - женскую кроткость и печаль. Эти символические значения помогают выразить эмоциональную зарядку и содержание песни.