Понятие и классификация умственной отсталости
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 22.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения умственной отсталости 5
1.1. Умственная отсталость: понятие и классификация 5
1.2. Причины умственной отсталости 8
Глава 2. Диагностика умственной отсталости детей младшего школьного возраста 11
2.1. Особенности исследования детей младшего школьного возраста на предмет выявления умственной отсталости 11
2.2. Методики диагностики умственной отсталости младших школьников 14
Заключение 20
Список использованных источников и литератyры 22
Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я закончу читать. Готов? Читаю». Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол. Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее число слов. Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости.Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.Опосредованное запоминание по А.Н.ЛеонтьевуВозраст:4,5 –8 лет.Стимульный материал: набор карточек размером 5x5 см с изображениями предметов и набор слов. Карточки: полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья, поднос.Слова для запоминания: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.Порядок проведения. Перед испытуемым раскладывают рядами все 15 карточек серии в любом порядке, но так, чтобы все они были видны. Инструкция: «Тебе нужно будет запомнить слова. Для того чтобы легче было их запомнить,нужно выбрать одну из карточек, такую, чтобы она помогла вспомнить заданное слово». Спустя 40 минут или час испытуемому показывают по одной эти карточки в произвольном порядке, просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана, и обязательно спрашивают, как удалось припомнить слово или чем эта карточка напомнила заданное слово.Обработка результатов. 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.Интерпретация. Исследование направлено на сопоставление непосредственного и опосредованного запоминания у детей. Как правило, выполнять это задание очень легко. От испытуемого требуется, чтобы он установил содержательную смысловую связь между заданным для запоминания словом и изображением на карточке. Для детей с ЗПР процесс опосредования труден, воспроизведение неполно, объем запоминания такой же или несколько меньше, чем при непосредственном запоминании (запоминание 10 слов).Пиктограмма (для детей с 8 лет)Методика представляет собой вариант опосредованного запоминания. Ею лучше пользоваться после какой-либо другой методики исследования памяти.Цель: выявление эффективности опосредованного запоминания, анализ характера ассоциаций.Стимульный материал: лист бумаги и карандаш.Порядок проведения. Испытуемому предлагается набор из 12—16 слов, порядок их предъявления варьируется в зависимости от цели исследования и конкретного испытуемого (более конкретные или абстрактные слова). По мере произнесения слов ребенок должен рисовать рисунки. В конце обследования предлагается вспомнить заданное слово. Можно предложить записать слово под рисунком. Обязательно следует спросить ребенка, как удалось вспомнить слово, чем помог ему рисунок.Инструкция: «Тебе будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить запоминание, нужно нарисовать что-либо такое, что могло бы помочь тебе вспомнить позже заданное слово. Хороший или плохой рисунок — роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы это помогло при запоминании. Не пиши ни слов, ни букв».I.Веселый праздник, развитие, богатство, ядовитый вопрос, глухая старушка, печаль, дружба, беззубый дед, сердитая учительница, надежда, любовь, мысль.II. Тяжелая работа, разлука, сомнение, смелый поступок, слепой мальчик, болезнь, война, темная ночь, мальчик трус, зависть, страх.III. Вкусный ужин, богатство, справедливость, теплый вечер, девочке холодно, счастье, ум, голодный человек, больная женщина, отчаяние, сожаление, ожидание.Обработка результатов. 50% и менее правильных ответов соответствуют очень низкому уровню опосредованного запоминания.Интерпретация. При анализе результатов обращается внимание на то, насколько легко удается ребенку выполнить задание, способствует ли рисунок более эффективному запоминанию: следует сравнить результаты непосредственного и опосредованного запоминания. Улучшение результатов опосредованного запоминания по сравнению с непосредственным свидетельствует о нарушении памяти при сохранности мыслительных процессов, обратное соотношение указывает на снижение интеллектуальных возможностей.ЗаключениеИнтеллектуальные способности ниже среднего уровня, которые присутствуют до 18 лет и препятствуют процессам развития и способности нормально функционировать в повседневной жизни (адаптивное поведение).Термин умственная отсталость обычно используется для обозначения людей с коэффициентом интеллекта (IQ) ниже 70. Коэффициент интеллекта 80-130 считается нормальным диапазоном, а 100 считается средним. В соответствии с определением, содержащимся в Диагностическом и статистическом руководстве Американской психиатрической ассоциации (DSM-IV), умственно отсталый человек значительно ограничен, по крайней мере, в двух из следующих областей: самообслуживание, общение, домашнее проживание, социальные/межличностные навыки, самоуправление, использование общественных ресурсов, функциональные академические навыки, работа, досуг, здоровье и безопасность. Умственная отсталость поражает примерно 1% американского населения. По данным Министерства образования США, около 11% детей школьного возраста были охвачены специальными образовательными программами для учащихся с умственной отсталостью.Симптомы умственной отсталости обычно проявляются к первому или второму году жизни ребенка. В случае синдрома Дауна, который включает в себя отличительные физические характеристики, диагноз обычно может быть поставлен вскоре после рождения. Умственно отсталые дети отстают от своих сверстников в таких важных этапах развития, как сидение, улыбка, ходьба и разговор. Они часто демонстрируют более низкий, чем обычно, уровень интереса к своему окружению и отзывчивость к другим, и они медленнее, чем другие дети, реагируют на зрительную или слуховую стимуляцию. К тому времени, когда ребенку исполняется два или три года, задержку развития можно определить с помощью физических и психологических тестов. Тестирование важно в этом возрасте, если у ребенка проявляются признаки возможной задержки развития, поскольку могут быть обнаружены и устранены альтернативные причины, такие как нарушение слуха.Нет лекарства от умственной отсталости, как только она возникла. Программы лечения направлены на то, чтобы помочь отсталым детям полностью раскрыть свой потенциал, а не на то, чтобы помочь им догнать своих сверстников, которые не являются отсталыми. Тем не менее, этот тип абилитативного вмешательства может подготовить большинство отсталых людей к полноценной и продуктивной жизни в качестве активных членов своих сообществ. По закону все штаты обязаны предлагать программы раннего вмешательства для умственно отсталых детей с момента их рождения. Чем раньше будет поставлен диагноз умственной отсталости, тем больше можно будет помочь ребенку. У умственно отсталых детей основное внимание в лечении уделяется сенсомоторному развитию, которое может быть стимулировано упражнениями и специальными видами игр. Требуется, чтобы специальные образовательные программы были доступны для детей с задержкой развития, начиная с трехлетнего возраста. Эти программы сосредоточены на основном уходе за собой, таком как кормление, одевание и приучение к туалету. Существует также специализированная помощь, доступная для людей с языковыми и коммуникативными трудностями и физическими недостатками. По мере взросления детей предлагается обучение навыкам повседневной жизни, а также учебным предметам.Список использованных источников и литератyрыI. Источники: Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Дополнительный том: моногр. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2019. - 344 c.Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.II.ЛитератyраАхметзянова, А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника / А.И.Ахметзянова. – М.: PalmariumAcademicPublishing, 2020. – 534 c.Бизюк, А.П. Структура интеллекта детей врасстройствомаутистического спектра и детей с легкой степенью умственной отсталости / А.П. Бизюк, Т.А. Колосова, Е.Э. Кац, В.М. Сорокин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – №2(225). – С. 95-104.Выготский, Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 2017. – 184 c.Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений в шести томах / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.Выготский, Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Л.С.Выготский. – М.: РГГУ, 2018. – 787 c.Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости / Л.С. Выготский. – М.: Высшая школа, 2020. – 475 c.Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков. Учебник / Н.В. Зверева. – М.: Академия (Academia), 2019. – 875 c.Колосова, Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Т.А. Колосова. – М.: Каро, 2020. – 240 c.Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей. – М.: МГПИ им. Ленина, 2017. – 110 c.Соловьева, С.Н. Нарушения поведения умственно отсталых детей / С.Н. Соловьева. – М.: PalmariumAcademicPublishing, 2021. – 136 c.Сорокин, А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] / А.Б. Сорокин // Современная зарубежная психология. – 2018. – Том 7. – №1. – С. 38–44.
I. Источники:
1. Выготский, Л. С. Л. С. Выготский. Собрание сочинений в шести томах. Дополнительный том: моногр. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2019. - 344 c.
2. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
II. Литератyра
3. Ахметзянова, А.И. Практикум по психологии умственно отсталого школьника / А.И. Ахметзянова. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2020. – 534 c.
4. Бизюк, А.П. Структура интеллекта детей в расстройством аутистического спектра и детей с легкой степенью умственной отсталости / А.П. Бизюк, Т.А. Колосова, Е.Э. Кац, В.М. Сорокин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – №2(225). – С. 95-104.
5. Выготский, Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Наука, 2017. – 184 c.
6. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Собрание сочинений в шести томах / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
7. Выготский, Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Л.С. Выготский. – М.: РГГУ, 2018. – 787 c.
8. Выготский, Л.С. Проблема умственной отсталости / Л.С. Выготский. – М.: Высшая школа, 2020. – 475 c.
9. Зверева, Н.В. Клиническая психология детей и подростков. Учебник / Н.В. Зверева. – М.: Академия (Academia), 2019. – 875 c.
10. Колосова, Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Т.А. Колосова. – М.: Каро, 2020. – 240 c.
11. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно-отсталых детей. – М.: МГПИ им. Ленина, 2017. – 110 c.
12. Соловьева, С.Н. Нарушения поведения умственно отсталых детей / С.Н. Соловьева. – М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. – 136 c.
13. Сорокин, А.Б. Нарушения интеллекта при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] / А.Б. Сорокин // Современная зарубежная психология. – 2018. – Том 7. – №1. – С. 38–44.
Вопрос-ответ:
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллектуальные способности человека значительно ниже среднего уровня, что приводит к ограничениям в усвоении новой информации, адаптации в обществе и выполнении повседневных задач.
Как классифицируется умственная отсталость?
Умственная отсталость классифицируется на основе интеллектуального уровня, задержки развития и специфических факторов. В зависимости от уровня интеллектуальной недоразвитости, выделяют легкую, умеренную, значительную и глубокую умственную отсталость.
Какие могут быть причины умственной отсталости?
Причины умственной отсталости могут быть различными, включая генетические нарушения, хромосомные аномалии, инфекционные заболевания во время беременности, травмы головы, недостаток кислорода при родах и другие факторы, влияющие на нормальное развитие мозга.
Какие особенности исследования умственной отсталости у детей младшего школьного возраста?
Исследование умственной отсталости у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, так как требует учета возрастных особенностей и понимания основных навыков и способностей, развиваемых в данном возрасте. Также важно использование специальных методик и тестов, адаптированных для детей данного возраста.
Какие методики используются для диагностики умственной отсталости у младших школьников?
Для диагностики умственной отсталости у младших школьников используются различные методики, включающие наблюдение за поведением ребенка, проведение разных тестов на интеллектуальные способности, обследование психологом и педагогом. Некоторые из методик включают решение задач, выполнение простых заданий и оценку различных аспектов развития ребенка.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость - это нарушение психического развития, которое характеризуется ограничениями в когнитивных, интеллектуальных и адаптивных функциях.
Как классифицируется умственная отсталость?
Умственная отсталость классифицируется на основе уровня нарушения интеллектуальных функций и адаптивных навыков. В зависимости от степени нарушения выделяют легкую, умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость.
Что может стать причиной умственной отсталости?
Умственная отсталость может быть вызвана различными причинами, такими как генетические нарушения, хромосомные аномалии, нарушения внутриутробного развития, инфекционные болезни, травмы головы, неблагоприятные условия окружающей среды и другие факторы.
Какие особенности исследования умственной отсталости у детей младшего школьного возраста?
При исследовании умственной отсталости у детей младшего школьного возраста учитываются их возрастные особенности, специфика развития, а также проводятся психологические и педагогические тесты для определения уровня интеллектуальной функции и адаптивных навыков.
Какие методики используются для диагностики умственной отсталости у младших школьников?
Для диагностики умственной отсталости у младших школьников используются различные методики, такие как тесты на интеллектуальные способности, наблюдение за поведением и жизнедеятельностью ребенка, психологические и педагогические интервью, а также сбор анамнеза.
Что такое умственная отсталость?
Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллектуальные способности человека значительно ниже среднего уровня для его возрастной группы. Отсталость может быть обусловлена различными причинами, такими как генетические нарушения или повреждения мозга.