Личность и творческая индивидуальность в культуре

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 24 24 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.12.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Личность в системе культуры 5
1.1.Понятия личности, индивида и индивидуальности 5
1.2.Культура и человек. Функции культуры в общественной системе 8
Глава 2.Личностное измерение культуры и проблема творческой индивидуальности в культуре 15
2.1.Культура как пространство раскрытия и развития личности 15
2.2.Творческая индивидуальность в культуре 20
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Религиозное сознание выступает у них в качестве «несущей конструкции» культуры, ее «духовного нерва». «Культура — это святыни народа, святыни нации». «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации» — это важнейшие мысли Д.С. Лихачева по данному поводу [8].Данный высказывания также объясняют, почему Дмитрий Сергеевич придавал особое значение понятию «Святая Русь»: «Святая Русь» — это святыни нашей культуры, ее наука, ее тысячелетние культурные ценности». «Святыни «Святой Руси» не могут быть растеряны, проданы, поруганы, забыты, разбазарены: это смертный грех» [8].Необходимо также заметить, что Д.С. Лихачев проводил тесную связь между совестью человека и культурой как духовной средой человека: «Культура расширяет и обогащает «пространство совести» [8].Размышления Д.С. Лихачева о сущности и природе культуры как феномена органично связаны с понятием экологии культуры, разработкой которого также занимался Д.С. Лихачев. Им было открыто новое и важнейшее направление в научной мысли, которое связано с основными проблемами современной цивилизации. Существование человека протекает в определенной природной среде, в случае загрязнения, истощения и уничтожения которой весь человеческий род погибнет. Однако Лихачев говорить о существовании ещё одной реальности, которая не является биологической, но вместе с тем, она представляет особую важность. Речь идет о реальности культуры. Казалось бы, в некоторых случаях данную реальность трудно уловить, она носит эфемерный характер. Однако реальность культуры также необходима, как и природная среда для существования человека. Как часто отмечал Д.С. Лихачев, если гибель природы несет в себе угрозу для человека как биологического вида, то гибель культуры угрожает ему человеку как социальному и духовному существу: «Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социальности» [9].Д.С. Лихачев считал, что закономерности культурного развития охватывают прежде всего «средний уровень», саму «толщу» исторической эволюции, слой, где протекают «массовые процессы». Именно здесь можно проследить культурные изменения, в том числе и прогрессивные. «Прогресс — не в талантах и гениях, а именно в средних возможностях, в совершенствовании их и в расширении и усложнении художественной сущности литературы» [8]. Лихачев нередко говорил о том, что выдающимся личностям свойственно выпадать из общего культурно-исторического контекста, выходить за рамки традиции и пределы нормы, в то же время именно они выступают в качестве генератора бесконечного духовно-смыслового расширения культуры и еётворческих возможностей.2.2.Творческая индивидуальность в культуреТворческой индивидуальности свойственно эстетически осваивать мир, в том числе и посредством создания произведений искусства, которые обогащают мир искусства. Социокультурная необходимость искусства определяет его базовые особенности. В частности, это особое отношение искусства к действительности и особый способ идеального освоения, который мы можем найти в искусстве. Этот способ определяется как художественный образ. Соответственно, рассмотрим данное понятие подробнее. Художественный образ в большинстве определений выступает как структура художественного сознания. Кроме того, важно отметить, что через художественный образ идет художественное освоение мира. Искусство невозможно себе представить без создания художественного образа. Произведение искусства – это материя, это реальность, которая способствует рождению уникального художественного образа. В целом, понятие художественного образа отражает многие важные элементы такого понятия и феномена, как художественное сознание. Через категории художественного образа и сознания мы можем постигать, исследовать особенности искусства, осознавать ценность произведений искусства, понять, каковы границы искусства как феномена [11].Эстетическое (от греч. aisthetikos - чувственно воспринимаемый) - отношение человека к миру, в котором в концентрированном виде заключена сущность человека, который есть свободное и сознательное существо. Специфика эстетического отношения к миру проявляются в таких аспектах, как его эмоциональная наполненность, особое чувство удовольствия, бескорыстность эстетического переживания. Эстетическая ориентация предполагает процесс переживания мира в таких качествах, как его целостность, организованность, бесконечное многообразие как предпосылка универсального развёртывания человеческих способностей, как сфера приложения его усилия творческой направленности. Эстетическое отношение к миру является освоением мира в его смысловой перспективе. Человек уже воспринимает мир не только как объект познавательного, производственного, социально-преобразующего воздействия: то есть, здесь мы можем говорить об отречении от эгоистического "Я". Соответственно, следует сказать о децентрации мира. Эстетическое отношение к миру – это не рациональная конструкция, оно способно приобщаться кразного рода духовным образованиям (и эксплуатироваться ими) – здесь мы подразумеваем утопическое сознание, миф, идеологию. Базовые эстетические ценности – речь идет о прекрасном, возвышенном, трагическом - представляют собой основу эстетической оценки окружающего. Тем самым, как осознанные, эстетические ценности осуществляют реализацию функции исходных принципов эстетического отношения к действительности – обретают статус эстетических категорий. Эстетическое отношение к действительности непременно предполагает, что присутствует и воспитывается эстетическая культура. В свою очередь, категории эстетической культуры и эстетического сознания связаны с искусством.Эстетическая культура имеет отличия от культуры художественной тем, что у неё наблюдается отсутствие локальных границ, она не является самостоятельной подсистемой культуры, а проявляется в качестве аспекта в художественной культуре и в иных видах деятельности. Здесь важно обратиться к понятию эстетического сознания. Эстетическое сознание является частью общественного сознания, его формой, элементом структуры. Если рассматривать его в историческом аспекте, то можно сказать, что эстетическое сознание, как религиозное и нравственное, имеет отношение к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно, является его старой формой, непосредственно порожденной благодаря наличию материальных условий жизни [3].Категория эстетического, являющаяся наиболее всеобщей и широкой категорией эстетики, выполняет задача обозначения ценности предметов, природных явлений и социальной жизни для всего человечества. Искусству свойственно непосредственно принимать участие в том, чтобы создавать, накапливать и передавать данные ценности, в данном случае это материальные ценности, а не духовные [1]. Итак, искусство направлено на научение нас вечным ценностям, то есть, искусство обладает способностью воспитания нравственности человека. Оно ориентируется и ориентирует на них, осуществляет постижение и освещение реальности в соотнесении с ними.ЗаключениеЧеловек – это творец культуры. Обобщая все подходы, можно сказать, что культура – это человеческая деятельность в ее различных проявлениях, культура связана с самовыражением и самопознанием личности. Достаточно актуальной в данном отношении является концепция культуры Лихачева. Д.С. Лихачев показал, что культура в своем развитии направлена на преодоление хаоса и достижение гармонии. Культура представляет собой духовную среду и особую реальность, которая дает возможность человеку обрести высший смысл. Организация культурных форм, взращивание гуманистического и личностного начал в человеке – это важнейшие с точки зрения Лихачева функции культуры. В культуре Д.С. Лихачев видел способ достижения истины. Кроме того, неоднократно он отмечал, что душа любого народа может быть познана через культуру. В творении культуры, по мнению Лихачева, принимают участие три главных составляющих – Слово, Вера и Любовь. Русскую культуру Д.С. Лихачев считал обладающей гуманистической сущностью, которая сформировалась под влиянием религиозного начала – христианства. Д.С. Лихачевым было разработано и введено особое понятие – экология культуры. Как уже отмечалось ранее, утрату культурных ценностей Лихачев считал величайшим бедствием, которое положит конец человеку как социальному и духовному существу. Соответственно, в процессе разработки понятия «экология культуры» Д.С. Лихачев сформировал собственную концепцию сохранения культуры, являющейся духовной средой человека, без которой обретение истинного смысла человеческой жизни не представляется возможным.Творческая индивидуальность личности раскрывается в искусстве. Искусство оказывает ценную помощь человеку в поиске смысла бытия, жизненного пути, оно направлено на просветление разума и души. Искусство выступает как источник высшего смысла, высших идей и непреходящих ценностей творчества, кроме того, в искусстве находят отражение образы реальной действительности.Духовное освоение произведений искусства является высшей потребностью человека. Данная потребность имеет диалектический характер: в ней осуществляется интеграция стремления познавать мир и самого себя, искать смысл бытия и обсуждать кардинальные нравственные вопросы, открывать и сотворять совершенное, также нужно сказать о важности стремления к самовыражению, общению и душевному единству с окружающими людьми. Все люди обладают художественной потребностью, однако здесь необходим определенный уровень сознательного бытия. Художник как раз имеет такую потребность в полной мере. Эстетическому в жизни каждого человека и всего человечества в целом принадлежит важная роль. Эстетические эмоции могут носить масштабный характер, а эстетическое переживание быть столь глубоким, что оно иногда полностью может привести к полному изменению человеческой судьбы. Список литературыБалонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. Нижний Новгород, 2007. Борисов О.С. Культурология. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008.//URL: http://textb.net/32/index.html Гуриева М. Ч. Концепция эстетического в мифоэпическом сознании // Молодой ученый. 2010. №6. С. 178-180.Гусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006.Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. Лихачев Д.С. Русская культура.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды. – СПб., 2006. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006. Основы этики и эстетики. – Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/182/540/1217Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 624 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/1063753 Философский словарь.// https://gufo.me/dict/philosophy_dictФлиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2018. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ.ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. М.: Политиздат, 1992.

Список литературы
1. Балонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. Нижний Новгород, 2007.
2. Борисов О.С. Культурология. СПб: СПбГУ ИТМО, 2008.//URL: http://textb.net/32/index.html
3. Гуриева М. Ч. Концепция эстетического в мифоэпическом сознании // Молодой ученый. 2010. №6. С. 178-180.
4. Гусейнов А.А. О культурологии Д.С. Лихачева // Гусейнов А.А., Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. – СПб., 2006.
5. Запесоцкий А.С. Д.С. Лихачев — великий русский культуролог. - СПб., 2006.
6. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998
7. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
8. Лихачев Д.С. Русская культура.// http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215
9. Лихачев Д. С. Экология культуры // Лихачев Д. С. Избранные труды. – СПб., 2006.
10. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка.//Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб., 2006.
11. Основы этики и эстетики. – Режим доступа: http://media.ls.urfu.ru/182/540/1217
12. Социология : учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 624 с. URL: http://znanium.com/catalog/product/1063753
13. Философский словарь.// https://gufo.me/dict/philosophy_dict
14. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. М., 2018.
15. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. М.: Политиздат, 1992.

Вопрос-ответ:

Что такое личность и индивидуальность в культуре?

Личность в культуре представляет собой уникальное сочетание индивидуальных черт, ценностей, убеждений и поведенческих паттернов, которые формируются взаимодействием с культурным окружением. Индивидуальность в культуре – это выражение уникальных качеств и творческого потенциала личности, которое способствует ее развитию и вносит вклад в культурное наследие общества.

Каковы функции культуры в общественной системе и для личности?

Культура выполняет множество функций в общественной системе, включая передачу ценностей и традиций, формирование социального порядка, обеспечение самоидентификации и самореализации личности. Для личности культура служит пространством самовыражения, позволяет осознать свое место в обществе, развиваться, повышать свою психологическую, интеллектуальную и творческую индивидуальность.

Как культура способствует раскрытию и развитию личности?

Культура предоставляет личности широкий спектр символов, норм, ценностей и ролей, внутри которых она может находиться и осуществлять свое самовыражение. Культурные практики и традиции помогают личности ориентироваться в общественной среде и формировать свой индивидуальный путь развития. Также культура предоставляет возможность получения образования, доступа к искусству и науке, которые способствуют развитию творческой индивидуальности.

Чем отличается индивидуальность от творческой индивидуальности в культуре?

Индивидуальность – это уникальные качества и черты личности, которые выделяют ее из общей массы людей. Творческая индивидуальность в культуре предполагает также наличие творческого потенциала, способности к самовыражению через искусство, науку или другие формы творческой деятельности. Творческая индивидуальность в культуре отличается большей активностью, самостоятельностью и вкладом в развитие культурного наследия.

Какую роль играет личность в системе культуры?

Личность играет важную роль в системе культуры, она является основным носителем и создателем культурных ценностей. Через свои уникальные качества и творческую индивидуальность личность вносит вклад в развитие и формирование культуры, определяя ее направление и стиль.

В чем заключается разница между понятиями "личность индивида" и "индивидуальность"?

Понятие "личность индивида" обозначает уникальные характеристики конкретного человека, его индивидуальность, которая формируется под влиянием окружающей культуры. "Индивидуальность" же представляет собой совокупность особенностей, свойственных человеку в целом, без привязки к конкретному индивиду. Таким образом, каждый человек обладает своей индивидуальностью, а личность - это уникальная проявленная сторона этой индивидуальности.

Какие функции выполняет культура в общественной системе?

Культура выполняет ряд важных функций в общественной системе. Она служит средством передачи знаний и опыта от одного поколения к другому, формирует и поддерживает социальные нормы и ценности, способствует социализации индивида. Кроме того, культура позволяет людям выражать свою индивидуальность и творческий потенциал, а также создает основу для развития и самореализации личности.

В чем состоит роль культуры в раскрытии и развитии личности?

Культура является пространством, где личность может раскрыть свой потенциал и развить свои индивидуальные способности. Через участие в культурных событиях, изучение и творческую активность личность находит себя, обогащает свой внутренний мир, развивает свои таланты и умения. Культура также предоставляет личности возможность самовыражения и самореализации, а также взаимодействия с другими людьми.

Что такое личность и индивидуальность в контексте культуры?

Личность в системе культуры - это понятие, которое описывает человека как индивида, его уникальные особенности и качества, а также его роль и место в культурной среде. Индивидуальность же относится к тем уникальным чертам личности, которые делают его отличным от других людей.

Какую роль играет культура в формировании личности человека?

Культура играет огромную роль в формировании личности человека. Она является неким руководством, которое определяет нормы и ценности, регулирует поведение и воспитание. Культура также предлагает различные варианты самореализации и развития индивидуальности.

В чем заключается роль творческой индивидуальности в культуре?

Творческая индивидуальность в культуре играет роль двигателя развития и новаторства. Она способствует появлению новых идей, искусства, научных открытий. Такие люди становятся важным фактором прогресса общества, их творческий потенциал оказывает сильное влияние на развитие культурного пространства.