Структурные модели коммуникации (Шеннона-Уивера, де Флера, Морозова, Якобсона и др.)
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 10 + 10 источников
- Добавлена 29.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основные понятия, связанные со структурными моделями коммуникации 5
2 Виды структурных моделей коммуникации 10
2.1 Модель Аристотеля. 10
2.2 Шумовая Шеннона-Уивера 11
2.3 Модель де Флера 13
2.4 Модель Лассуэлла 14
2.5 Модель Романа Якобсона. 16
2.6 Модель Морозова 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20
С какими ресурсами? Используя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким результатом?Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для того, чтобы найти правильный ответ на второй вопрос.Вопрос «с каким намерением?»является ключевым. Только после понимания истинной цели коммуникации, можно подобрать адекватные этой цели средства. Ответ на этот вопрос «в какой ситуации?» связан с определением того, в какой ситуации — благоприятной, неблагоприятной или нейтральной — осуществляется коммуникативный акт. Отвечая на вопрос «с какими ресурсами?», надо знать, что к ним относится, а также обладать информацией о финансовых и информационных средствах.Ответить на вопрос «используя какую стратегию?» — означает правильный выбор стратегии и обеспечение наиболее эффективного способа достижения цели с получением максимальной прибыли для предприятия в современных условиях. Вопрос «на какую аудиторию?» означает правильный выбор аудитории коммуникации, то есть тех, кому адресованы сообщения. Отвечая на вопрос «с каким результатом?», подразумевается оценка итога общих усилий участников коммуникационного процесса. Эффективность коммуникации действительно подтверждается только в тех случаях, когда реализация поставленных целейосуществляетсясогласно установленным срокам, а издержки в таких случаях будут минимизированы любыми доступными средствами. Коммуникативная эффективность обусловлена изменением в установках, убеждениях или поведения получателя информации.2.5 Модель Романа Якобсона.Роман Якобсон известен даже школьникам по упоминанию в стихах В. Маяковского. В послереволюционные годы он переехал в Прагу, а затем в США, где работал профессором Массачусетского технологического института. В своей работе "Лингвистика и поэтика" он представил речевую коммуникацию в виде следующих шести факторов, каждому из которых соответствует своя функция языка[9]. Эмотивная (экспрессивная) функция связана с адресантом и имеет целью выражение его отношения к тому, что он говорит. В языке, как правило, одно и то же содержание даже интонационно мы можем оформить так, чтобы было понятно наше одобрение, осуждение и т.д. Якобсон Р. приводит пример, что актер Московского художественного театра в качестве эксперимента произносил фразу "Сегодня вечером" с помощью сорока различных интонаций. И что самое важное - эти интонации однозначно считывались аудиторией; Конативная функция отражает ориентацию на адресата. Якобсон Р. существенным образом дополнил и развил деление знаков на типы, предложенное Ч. Пирсом. Если знаки у Пирса - иконы, индексы и символы - стоят раздельно друг от друга, то Якобсон считал, что все знаки обладают общими чертами, различие состоит в преобладании одной характеристики над другими. Работы Р. Якобсона составили отдельную эпоху в развитии изучения коммуникации. Наибольшее распространение получила его схема речевой коммуникации, с которой мы начали наше рассмотрение. Как отмечает В. В. Иванов, научные заслуги Р. Якобсона у него на родине долго замалчивались, его избранные статьи, подготовленные к изданию еще в 60-е годы, смогли выйти только посмертно.2.6 Модель МорозоваВ этой модели коммуникация представлена как двухканальная система, но не в технологическом, а в психологическом смысле. Ее особенностью является учет автором функциональной асимметрии мозга человека, являющейся физиологической основой независимости невербальной функции речи от вербальной. В своей модели Морозов В.П. обособляет вербальный и невербальный каналы коммуникации во всех звеньях коммуникационной цепи. Но между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние. Внешний вид этой модели показа на рис. 7 [10].Рисунок 7 – Внешний вид общей модели Морозова, где ОС 1 являетсясистемой контроля говорящего (как жесты), ОС – 2 Системой, результатом воздействия его речи на слушателя.Согласно получившей широкое распространение схемы К. Шеннона (подраздел 2.2) (рис. 8, позиция А), любая система коммуникации, в том числе и рассматриваемая нами невербальная экстралингвистическая, представляет собой взаимодействие трех основных частей: источника информации, в данном случае — говорящего человека, генерирующего и передающего эту информацию;сигнала, несущего информацию в закодированной определенным образом форме;приемника, обладающего свойством декодировать указанную информацию, в данном случае — слуховой системы, мозга и психики субъекта восприятия (слушателя). В свете системного подхода ни одна из этих трех составных частей, взятая в изолированном виде, не может быть понята и объяснена даже при самом тщательном изучении. Внешний вид такой модели, которая модернизирована Морозовым, показана рис. 8.Рисунок 8 – Внешний вид традиционной схемы коммуникации (А), которая представлена одним каналом (по Шеннону, 1983), и схема речевого общения (Б), подчеркивающая его двухканальную природу (Морозов модернизировал в 1989 году).ЗаключениеПо итогам написания данной работы хотелось бы указать, что востребованность этого направления исследований, суть которого была описана в процессе раскрытия темы, не вызывает сомнений. Без развития данных технологий невозможно развитие современных предприятий, а также государства в целом. Это направление исследований является двигателем прогресса в области науки и технологий, поэтому автор рекомендует данные разработки применять на практике. По завершению данной работы удалось достичь всех поставленных целей и задач в данной работе. Также при ее выполнении применялись актуальные данные из различных источников, включая современную литературу и глобальной международной сети Интернет.Список использованной литературыПопов А.А., Черникова О.Н. Эволюция и современные тенденции развития менеджмента. Киров: МЦИТО, 2019. — 300 с.Василик М.А. (ред.) Основы теории коммуникации. Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.Oliver S. (ed.) A Handbook of Corporate Communication and Public Relations. Routledge, 2011. — 463 p.Социология коммуникаций: текст лекций. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, социологический факультет, 2015. – 549 с.Модели коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/, свободный. – Загл. с экрана.Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб. : Питер, 2011. — 288 сОсновы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/938/18938/1038?p_page=4, свободный. – Загл. с экрана.Структурные модели коммуникации[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://life-prog.ru/1_34740_strukturnie-modeli-kommunikatsii.html, свободный. – Загл. с экрана.Краснянский Д.Е. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL:https://studfile.net/preview/7544384/page:7/, свободный. – Загл. с экрана.Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 164 с.
1. Попов А.А., Черникова О.Н. Эволюция и современные тенденции развития менеджмента. Киров: МЦИТО, 2019. — 300 с.
2. Василик М.А. (ред.) Основы теории коммуникации. Учебник. — М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
3. Oliver S. (ed.) A Handbook of Corporate Communication and Public Relations. Routledge, 2011. — 463 p.
4. Социология коммуникаций: текст лекций. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, социологический факультет, 2015. – 549 с.
5. Модели коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://zaochnik.com/spravochnik/menedzhment/modeli-kommunikatsii/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб. : Питер, 2011. — 288 с
7. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/938/18938/1038?p_page=4, свободный. – Загл. с экрана.
8. Структурные модели коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://life-prog.ru/1_34740_strukturnie-modeli-kommunikatsii.html, свободный. – Загл. с экрана.
9. Краснянский Д.Е. Основы теории коммуникации [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://studfile.net/preview/7544384/page:7/, свободный. – Загл. с экрана.
10. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 164 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия связаны со структурными моделями коммуникации?
Основными понятиями, связанными со структурными моделями коммуникации, являются источник информации, сообщение, кодирование, канал связи, декодирование, получатель информации и шум.
Какие виды структурных моделей коммуникации существуют?
Существует несколько видов структурных моделей коммуникации. Это модель Аристотеля, шумовая модель Шеннона-Уивера, модель де Флера, модель Лассуэла, модель Романа Якобсона и модель Морозова.
В чем заключается модель Аристотеля?
Модель Аристотеля предполагает наличие трех элементов коммуникации: говорящего (ритора), сообщения и слушателя (адресата). Говорящий передает сообщение адресату через речь.
Чем отличается шумовая модель Шеннона-Уивера?
В шумовой модели Шеннона-Уивера вводится понятие "шум", который может искажать или препятствовать передаче информации от источника к получателю. Эта модель также содержит элементы источника, кодирования, канала связи, декодирования и получателя.
Что представляет собой модель Романа Якобсона?
Модель Романа Якобсона включает в себя шесть факторов коммуникации: отправителя, получателя, контекст сообщения, код, канал и контакт.
Что такое структурные модели коммуникации?
Структурные модели коммуникации - это концептуальные модели, которые описывают основные элементы и связи в процессе коммуникации между отправителем и получателем сообщения.
Какие виды структурных моделей коммуникации существуют?
Существует несколько видов структурных моделей коммуникации, включая модель Аристотеля, шумовую модель Шеннона-Уивера, модель де Флера, модель Лассуэлла, модель Романа Якобсона и модель Морозова.
Какая основная идея модели Аристотеля?
Основная идея модели Аристотеля заключается в том, что коммуникация состоит из трех элементов: оратора, аудитории и сообщения. Цель оратора - убедить аудиторию в своей точке зрения путем использования риторических приемов.
Что представляет собой шумовая модель коммуникации Шеннона-Уивера?
Шумовая модель коммуникации Шеннона-Уивера описывает процесс передачи информации с учетом возможности возникновения шума, который может искажать или препятствовать передаче сообщения. В модели выделяются источник, кодирование, передача, декодирование, получатель и шум.
Какой принцип лежит в основе модели Лассуэлла?
Основным принципом модели Лассуэлла является идея, что коммуникация включает в себя не только передачу информации, но и воздействие на аудиторию. В модели выделяются шесть элементов: отправитель, сообщение, средство передачи, получатель, эффект и контекст.