Современные представления об отклонениях в развитии у детей.
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии. 5
2. Виды отклонений в развитии 11
3. Основные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии 18
Заключение 23
Список использованных источников 24
Общепринятое понятие «дети с особыми образовательными потребностями» делает акцент на насущности обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, имеющих конкретные особенности в развитии.По словам французского ученого Г. Лефранко, понятие особых потребностей применяется по отношению к лицам, чья социальная, физическая или эмоциональная специфика требует специального внимания и услуг, которые предоставляют возможность расширить собственный потенциал [2].Выделяются следующие особые образовательные потребности детей с расстройствами поведения: наличие современных специальных образовательных программ как общеобразовательных, так и коррекционно-развивающих; учет специфики развития любого ребенка, индивидуальный педагогический подход, который проявляется в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в использовании специальных методов и способов обучения компенсации и коррекции, в частности технических; образование правильной среды жизнедеятельности; осуществление коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и его психологическое сопровождение специальными психологами и педагогами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг; специальная работа педагога по установлению и развитию эмоционального контакта с таким ребенком, который позволил бы оказать ему помощь в понимании происходящего и соотнесении единого группового темпа с индивидуальным; дозированная подача новой информации при учете темпа и работоспособности такого ребенка; специальная отработка форм правильного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с взрослым; создание адаптированной образовательной программы; постоянная помощь ребенку в осмыслении усваиваемых знаний и умений; проведение индивидуальных занятий; организация занятий, которые способствовали бы образованию представлений об окружающей реальности, отработке способов психологическое сопровождение, которое оптимизировало бы взаимодействие ребенка с педагогами и сверстниками; психологическое сопровождение, которое отлаживало бы взаимодействие семьи, как образовательной организации, так и родителей детей с нормой развития; индивидуально дозированное и постепенное расширение образовательного пространства ребенка за границы образовательной организации [5].По утверждению Н.М. Назаровой, содержание специального образовательного процесса детей с расстройствами поведения, протекающего в специальных образовательных условиях, состоит из следующих аспектов: наличия современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учета особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; адекватной среды жизнедеятельности; проведения коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг. Дети с расстройствами поведения могут осваивать различные уровни образования, что во многом зависит от следующих факторов: от имеющихся интеллектуальных возможностей; качества и своевременности создания специальных образовательных условий [2]. Содержание специального образования является педагогически адаптированной системой знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к окружающей реальности, при усвоении которой обеспечивается развитие детей с расстройствами поведения. Содержание специального образования зависит от специфики дефекта и возрастных особенностей. Специальный образовательный стандарт или государственный стандарт общего образования детей с ОВЗ является базовым нормативным документом, который определяет структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования, которое, по замечанию Н.М. Назаровой, отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями [2]. Стандарт включает следующие компоненты: федеральный, являющейся обязательным минимумом содержания образовательных программ; национально-региональный, устанавливающий определенные условия и особенности образования. Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с расстройством поведения. Для преодоления поведенческих дефектов предусмотрены следующие мероприятия: изменения в содержании образовательных предметов; специфические учебные предметы (например, для слепых детей-занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).Специальное образование детей с расстройствами поведения основывается на следующих принципах: педагогический оптимизм, подразумевающий раскрытие потенциальных возможностей лиц с особыми образовательными потребностями, опора на идею о «зоне ближайшего развития»; ранняя педагогическая помощь, направленная на обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонения ребенка для определения его образовательных потребностей; коррекционно-компенсирующая направленность образования, требующая гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности; социально-адаптирующая направленность образования, подразумевающая подчиненность специального воспитания социальному развитию; развитие мышления, языка и коммуникации в качестве средств специального образования – удовлетворение потребности в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения; деятельностный подход в обучении и воспитании-определение подходов к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для всех возрастных периодов деятельности, в ходе которой появляются психологические новообразования, которые определяют развитие детской личности; дифференцированный и индивидуальный подход, является организацией специального образовательного процесса, который реализуется с учетом индивидуальных и специфических особенностей детей; необходимость специального педагогического руководства – реализация организационно-управленческих функций в специальном образовательном процессе высокопрофессиональными специальными педагогами.Специальное образование детей с расстройствами поведения реализуется в следующих формах:индивидуальной, групповой, фронтальной, классно-урочной.В ходе обучения детей с расстройствами поведения применяются следующие методы: организация и реализация учебно-познавательной деятельности; стимулирование и мотивация учения; контроль и самоконтроль. Данные методы специального образования отбираются в соответствии со сущностью образовательных потребностей данной категории детей, а имено: 1. На начальной стадии могут быть ведущими наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения.2. Словесные методы используются на начальных этапах обучения только как дополнительные – в результате расстройства речевого развития при поведенческих отклонениях. Как ведущие применяются на более поздних этапах овладения материалом при сочетании с наглядными и практическими. 3. Логические и гностические методы применяются ограниченно в силу доминирования наглядных видов мышления у детей, страдающими поведенческими расстройствами. 4. Сочетание наглядных и практических методов повышает результативность коррекционно-педагогической деятельности [5].ЗаключениеК лицам с ОВЗ можно отнести тех, кто имеет аномалии в физическом и/или психическом развитии. К данной категории лиц относятся глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды, инвалиды.Дети с расстройствами поведения, прежде всего, нуждаются в индивидуальном педагогическом подходе и в правильно организованном психологическом сопровождении, отлаживающее взаимодействие родственников ребенка, в качестве образовательной организации и родителей нормально развивающихся детей.В структуре образования детей с расстройствами поведения выделяется следующие основные области: язык, математика, естествознание, знания о человеке, знания в области искусств, бществознание. А содержательная область в соответствии с общей структурой специального образовательного стандарта включает в себя два взаимодействующих элемента: «академический» и «жизненной компетенции».Список использованных источниковВоспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. — 246 с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.Кобрина Л.М., Денисова О.А. Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - №, 2016. – С. 1-14.Крамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ.ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419
1. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, пути их решения. Материалы научно-практической конференции. — Ярославль, 1998. — 246 с.
2. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
3. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
4. Кобрина Л.М., Денисова О.А. Эволюция общих и специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте актуальных представлений о сопровождении. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - №, 2016. – С. 1-14.
5. Крамарова С.Н. Психологические особенности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. // I Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова. - Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015 - 452 c.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
7. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
8. Осадчих А., Лебедев И., Лысенко А. Проблемы инвалидности и инвалидов: современные подходы// Социальное обеспечение. - №4, 2008. - С. 30 – 32.
9. Психология инвалидности. // Сост. Н.А. Соловьева. – Ярославль, 2004. 47 с.
10. Ростовых Е.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.scienceforum.ru/2013/165/6419
Вопрос-ответ:
Какие характеристики имеют дети с отклонениями в развитии?
Дети с отклонениями в развитии имеют различные характеристики, включая задержки в физическом, интеллектуальном или эмоциональном развитии. Они могут иметь проблемы с общением, аутизмом, нарушениями восприятия, дефектами речи и другими отклонениями, которые могут сказываться на их образовательной способности и поведении.
Какие виды отклонений в развитии существуют?
Виды отклонений в развитии включают такие состояния, как аутизм, гиперактивность, дислексию, диспраксию, ретардацию и другие. Каждое отклонение имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к образованию и воспитанию детей.
Какие образовательные потребности у детей с отклонениями в развитии?
Основные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии включают индивидуализированный подход к обучению, использование специальных методов и оборудования, адаптированные программы обучения, дополнительную поддержку от педагогов и специалистов, а также социальную интеграцию и поддержку от сверстников.
Что подразумевается под образовательной поддержкой детей с отклонениями в развитии?
Образовательная поддержка детей с отклонениями в развитии включает в себя предоставление дополнительных ресурсов и услуг, таких как специальные учителя, помощники, специализированные программы обучения и оборудование. Цель такой поддержки - обеспечить оптимальные условия для развития ребенка и его успешного обучения, учитывая его индивидуальные особенности.
Какую поддержку нужно оказывать детям с отклонениями в развитии?
Детям с отклонениями в развитии необходима комплексная поддержка, включающая психологическую, педагогическую, медицинскую и социальную помощь. Они нуждаются в индивидуальном подходе, специализированных методиках обучения и регулярном мониторинге и оценке их прогресса. Ответственность за оказание такой поддержки лежит на педагогах, специалистах и родителях, которые должны работать вместе для достижения лучших результатов в развитии детей.
Что входит в психолого-педагогическую характеристику детей с отклонениями в развитии?
Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии включает в себя анализ физического, психического и педагогического состояния ребенка, его уровня развития, особенностей поведения, способностей и нужд. Кроме того, такая характеристика также учитывает реакции ребенка на образовательный процесс и среду, а также возможные проблемы и трудности, с которыми ребенок может столкнуться в процессе обучения.
Какие виды отклонений в развитии бывают у детей?
Отклонения в развитии у детей могут быть различными. Некоторые из них включают задержку психического развития, затруднения в обучении, аутизм, нарушения речи и коммуникации, нарушения в поведении и эмоциональной сфере, нарушения в двигательной активности и др. Каждое из этих отклонений требует особого подхода в образовательном процессе и поддержки со стороны педагогов и специалистов.
Какие образовательные потребности есть у детей с отклонениями в развитии?
Основные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии включают создание доступной среды обучения, индивидуализацию образовательного процесса, применение специальных методик и технологий, адаптацию учебных программ и материалов, развитие общих и специальных навыков и умений, формирование социальных и эмоциональных компетенций, оказание психологической и педагогической помощи.
Зачем нужна психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии?
Психолого-педагогическая характеристика детей с отклонениями в развитии необходима для определения особенностей развития и образовательных потребностей каждого ребенка, планирования и организации образовательного процесса, выбора соответствующих методик и технологий обучения, адаптации и индивидуализации учебных программ и материалов, оказания необходимой психологической и педагогической поддержки.
Что такое отклонения в развитии у детей?
Отклонения в развитии у детей - это различные нарушения и отклонения в физическом, психическом или интеллектуальном развитии, которые могут привести к трудностям в обучении и адаптации в обществе.