Аксиологические проблемы современной молодёжи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.04.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Аксиология, как философское учение
2. Асиологические доминанты в жизнедеятельности человека
3. Ценностные приоритеты современной молодежи
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Поэтому не удивительно, что достижение успехов в составе поколения «отцов» чаще ставится под сомнение, т. к., по их мнению, его определяют внешние обстоятельства. Снимая с себя ответственность за собственное счастье, многие представители старшего поколения ожидают, что в достижении благополучия им помогут более успешные. По их мнению, именно материально преуспевшие должны помогать тем, кто не преуспел (54%). Молодежь же в основном (63%) считает, что человек должен сам добиваться своих успехов в жизни.
Современная молодежь в основной своей массе все больше и чаще обращается к западному образу жизни, как наиболее приемлемому и прогрессивному. Однако – этот процесс имеет в своем итоге не только положительные, но и отрицательные результаты. С одной стороны западный образ жизни ставит в основные ценностные приоритеты такие значимые аспекты, как индивидуальность, карьеризм, материальный достаток. Одновременно с этим он отодвигает на второй план семейные ценности и духовность, делая упор на гедонизм. По своим жизненным устремлениям в современной молодежи можно выделить условно четыре различных социальных типа.
Наиболее часто встречающимся типом среди молодежи являются «предприимчивые», которые планируют добиться успехов в бизнесе и богатстве, «максималисты», которые уверены, что добьются успехов практически во всех сферах жизни, «труженики», которые рассчитывают на хорошую работу, «семейные», основное устремление которых – создание прочной семьи, «гедонисты», рассчитывающие на жизнь полную удовольствий и «карьеристы», которые считают, что добьются всего, но только ценой таких усилий, которые не позволят им иметь много свободного времени. При этом на формирование этих моделей жизненных устремлений оказывают влияние характеристики социальной среды, в которой формируется молодежь.
К примеру, в городской среде, где молодежь имеет больше возможностей реализовать свои потребности и запросы к работе, больше «тружеников» и «предприимчивых», а в сельской местности, где таких шансов мало, молодежи остается рассчитывать на самореализацию в свободное время – «гедонистов». Так же нужно отметить, что «максималистов» больше в семьях, где оба родителя имеют успех в жизни, и где у молодежи есть объективные основания рассчитывать на то, что в жизни и им удастся добиться того, чего они хотят, а «семейных» – в наименее благополучных слоях.
Относительно городской среды отмечается и в корне обратная тенденция. Город имеет гораздо больше возможностей для развлечений, а потому молодежь, проживающая в относительно крупных городах в большей степени нацелена на гедонизм. Этому способствует и относительно легкий, в сравнении с деревней, способ заработка. В сельской же местности присутствует достаточно тяжелый труд, который делает результат более ценным и заставляет уделять ему больше времени, особенно в свете ограниченности возможности развлечься. При этом как сами модели жизненных устремлений, так и те факторы, которые повлияли на их формирование, активно влияют на поведенческие практики молодежи, связанные с получением образования, выбором профессии и т. д.
Имеют свои особенности трудовые предпочтения молодежи. Современные молодые люди имеют собственные понятия о ценности труда и приоритетах в выборе профессии, напрямую связанных со сформировавшейся у них системой ценностей. В сравнении в прошлым веком значительно сократилась доля молодежи, работающей в государственном секторе. Это связано со стремлением молодых людей к карьерному росту и большему заработку, который более вероятно получить на частном предприятии. Так же нужно отметить, что молодые люди все чаще выбирают должности не связанные с их образованием. То есть по специальности работает все меньше молодежи. Особенно выраженной эта тенденция является в России.
Касательно России большая часть молодежи не проявляет особого желания к работе в органах государственной власти – практически половина утверждает, что не хотела бы работать в этих органах. Интерес к работе в органах власти со стороны молодежи свойственен в настоящий момент в большей степени той ее части, которая вообще не работает.
В сравнении с Россией государственная служба в странах Запада для молодежи напротив – является приоритетной. Но в государственные структуры труднее всего устроиться на работу, в связи с чем процент работающей на государства молодежи так же невелик, не взирая на престиж.
Таким образом, одной из приоритетных ценностей современной молодежи является интересная. перспективная работа и высокий уровень заработной платы. Согласно данным опросов британского социологического общества материальное благополучие позволяет молодым людям чувствовать себя более уверенно и стабильно. Так же респонденты отмечали, что материальное благополучие позволяет воплощать в жизни свои желания. Удовлетворять духовные потребности.
Таким образом, необходимо отметить, что большинство ценностных приоритетов современной молодежи зависит от нескольких факторов. Приоритетным фактором в данном процессе является место жительства молодого человека. Горожане не только имеют большее разнообразие видов услуг, которыми они при желании могут воспользоваться, но и большие возможности по получению отдачи от вложенных средств. Так же горожане имеют гораздо больший доступ к духовным ценностям, ведь именно в городах расположены такие центры культурной жизни, как музеи, театры и др. Сельская же молодежь гораздо больше направлена на материальные ценности, связанные с трудовой деятельностью и результатами труда. Она более практичная и ограничена в духовных потребностях, нежели молодежь городская.
Основными ценностными приоритетами современной молодежи являются: собственное социальное положение и стремление к повышению своего социального статуса, материальное благосостояние, образование, профессиональный статус. Духовные ценности у большинства молодежи, в сравнении с материальными отходят на второй план. Неизменными и значимыми для молодежи являются такие ценности, как свобода и здоровье.
Основным страхом современной молодежи является страх остаться без средств к существованию и сопряженные с ним опасения потерять работу или не суметь ее найти. Зато по мере достижения индивидуального материального благополучия, жизнь для молодежи становится все привлекательнее.




Заключение
Ценность неразрывно связана с человеческой деятельностью, в которой существуют те или иные нормы и правила, образцы и эталоны и т.п. То, в чем человек проявляет свое отношение к некоторому объекту. С другой стороны, в них проявляет себя сам объект: он может быть интересным или неинтересным для человека или группы людей. Другими словами, под ценностью можно понимать свойство объекта быть в той или иной степени значимым для субъекта, или норму, предписание, идеал, в которых выражена общественная оценка того или иного явления. Существуют и другие подходы к пониманию ценностей; а античной философии ценности связываются с бытием и имеют относительный характер, в Средние века ценности делят в соответствии с двумя мирами, в которых живет человек, на духовные и вещные ценности, первые из которых считаются высшими. Философы Нового времени тоже имели свой взгляд на ценности.
Аксиология (учение о ценностях) как самостоятельный раздел философии возникает в начале XX в. Внутри этого раздела философии и в науке существует большое количество концепций ценностей, которые можно объединить в следующие основные группы: концепции натуралистического психологизма, концепции аксиологического трансцендентализма, теории культурно-исторического релятивизма, теории персоналистического онтологизма, а также социологические концепции.
В современной отечественной философии и науке в зависимости от основания различают: «предметные» и «субъектные», а также положительные и отрицательные ценности; ценности экономические, политические, социальные и духовные; личностные и надындивидуальные ценности и т.д.
Ценности играют существенную роль в жизни человека и общества, так как, обладая познавательным и регулятивно-целевым значением, выступают в качестве жизненных ориентиров, норм, предписаний и идеалов. Они являются фундаментом мировоззрения личности и практическим руководством в повседневной жизни и профессиональной деятельности. В связи с какими-либо чувственными потрясениями или глубокими переживаниями тех или иных событий, а также с фундаментальными изменениями общественной системы возможна переоценка как личностных ценностей личностей, так и ценностей общества.
Ценности имеют сложнейший, многоуровневый характер. Они объективны и субъективны, личностны и надиндивидуальны. Ценности обусловлены социальной действительностью и, одновременно с этим, сами оказывают воздействие на все сферы человеческого бытия.
Большинство ценностных приоритетов современной молодежи зависит от нескольких факторов. Приоритетным фактором в данном процессе является место жительства молодого человека.
Среди основных ценностных приоритетов современной молодежи возможно выделить: собственное социальное положение и стремление к повышению своего социального статуса, материальное благосостояние, образование, профессиональный статус. Духовные ценности у большинства молодежи, в сравнении с материальными отходят на второй план. Неизменными и значимыми для молодежи являются такие ценности, как свобода и здоровье.











Список литературы

Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология./Ред. Р.И. Соловьева – М.: ЭКЭА , 2010.
Арутюнова И.Д. Язык и мир человека. - М.: Элита, 2009.
Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии. - №5. - 2000.
Виндельбанд В. Прелюдии. – Л.: Политиздат, 1964.
Головных Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. - 1989. - № 6.
Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. - 1991. - №2.
Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Дашков и К, 2006.
Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад.// http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
Леонтьев ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - №4.- 1996.
Плотников В.И. Аксиология; Благо; Будущее; Ценность // Современный философский словарь. – Спб.: Питер, 2008.




Плотников В.И. Аксиология; Благо; Будущее; Ценность // Современный философский словарь. – Спб.: Питер, 2008. с.98.
Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология./Ред. Р.И. Соловьева – М.: ЭКЭА , 2010. с.118.
Риккет Г. Науки о природе и науки о культуре. – Спб., 1911. с.128.
Виндельбранд В. Прелюдии. – Л.: Политиздат, 1964. с.23.
Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения//Социологические исследования. – 1991. - № 2. – с. 110.
Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад.// http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад.// http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html












2

Список литературы

1.Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология./Ред. Р.И. Соловьева – М.: ЭКЭА , 2010.
2.Арутюнова И.Д. Язык и мир человека. - М.: Элита, 2009.
3.Берлин И. Стремление к идеалу//Вопросы философии. - №5. - 2000.
4.Виндельбанд В. Прелюдии. – Л.: Политиздат, 1964.
5.Головных Я. Ценностные ориентации и перестройка общественного сознания // Философские науки. - 1989. - № 6.
6.Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. - 1991. - №2.
7.Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М.: Дашков и К, 2006.
8.Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад.// http://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html
9.Леонтьев ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - №4.- 1996.
10.Плотников В.И. Аксиология; Благо; Будущее; Ценность // Современный философский словарь. – Спб.: Питер, 2008.




Вопрос-ответ:

Что такое аксиология?

Аксиология – это философская наука, изучающая ценности и ценностные отношения. Она занимается исследованием того, что считается ценным, чего стоит желать и преследовать, какие цели и идеалы наиболее значимы для человека.

Какие факторы влияют на аксиологические доминанты в жизнедеятельности человека?

Аксиологические доминанты в жизнедеятельности человека определяются несколькими факторами. Во-первых, это культурные и исторические традиции общества, в котором человек живет. Во-вторых, это личные цели, интересы и убеждения. В-третьих, влияние среды и окружающих людей, так как часто ценности человека формируются под воздействием мнения других людей.

Какие ценностные приоритеты преобладают у современной молодежи?

Ценностные приоритеты современной молодежи могут различаться в зависимости от конкретной группы людей и их личных предпочтений. Однако, среди общих трендов можно выделить следующие приоритеты: саморазвитие и личностный рост, свобода и независимость, социальная справедливость и равенство, экологическая осознанность и здоровый образ жизни.

Почему многие представители старшего поколения сомневаются в возможности достижения успеха у молодежи?

Многие представители старшего поколения сомневаются в возможности достижения успеха у молодежи, так как считают, что успех определяется внешними обстоятельствами. Они снимают с себя ответственность за свое счастье и уверены, что благополучие зависит от внешних факторов, а не от личных усилий и стремлений.

Какие цели и идеалы наиболее значимы для современной молодежи?

Цели и идеалы, которые наиболее значимы для современной молодежи, могут различаться в зависимости от конкретной группы людей и их интересов. Однако, в целом, молодежь стремится к достижению личного и профессионального успеха, самореализации и самоутверждению, преодолению социальных неравенств и созданию справедливого общества.

Что такое аксиология?

Аксиология - это философское учение, которое изучает ценности и их значение в жизни человека. Она занимается анализом и классификацией ценностей, а также изучением процессов их формирования и изменения.

Какие асиологические доминанты существуют в жизнедеятельности человека?

В жизнедеятельности человека существуют различные асиологические доминанты, такие как материальные ценности (деньги, имущество), духовные ценности (вера, моральные нормы), социальные ценности (семья, дружба) и др. Каждый человек может придавать разное значение данным доминантам в зависимости от своих убеждений и приоритетов.

Какие ценностные приоритеты существуют у современной молодежи?

У современной молодежи существуют различные ценностные приоритеты. Некоторые предпочитают материальные ценности и стремятся к финансовой независимости, другие больше ценят духовное развитие, самореализацию или социальное признание. Важно отметить, что ценностные приоритеты могут существенно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей и контекста жизни каждого молодого человека.