Трудности в обучении младших школьников с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 35 35 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 03.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ПРОБЛЕМА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 5
1.1 Понятие, причины возникновения и типы ЗПР 5
1.3 Причины трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития 9
Выводы по теоретическому исследованию 13
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 14
2.1. Диагностика основных трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе. 14
2.2. Диагностика причин трудностей обучения детей с ЗПР в начальной школе 19
2.3 Рекомендации по организации обучения младших школьников с ЗПР 23
Выводы по эмпирическому исследованию 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Фрагмент для ознакомления

Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т. д.9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз (через 10 минут).12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т. п.).14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации (похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.).особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.20. Создание доверительных отношений со взрослыми.21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.Методы обучения детей с ЗПР в основной школе в зависимости от способа организации учебной деятельности:1. Коммуникативный метод обучения.Образовательная цель занятия: усвоение готовых знаний. Деятельность: а) изложение учителем нового материала, в том числе проблемное изложение, и восприятие его учащимися; б) беседа по содержанию нового учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; в) работа с текстом учебника, в том числе самостоятельное изучение учащимися текста; г) оценка работы. 2. Познавательный метод обучения.Образовательная цель: восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала. Деятельность учащихся: наблюдение, моделирование, из учение иллюстраций, восприятие, анализ и обобщение демонстрируемых материалов.3. Преобразовательный метод обучения.Дидактическая цель: усвоение учащимися и творческое применение умений и навыков. Деятельность учителя и учащихся: выполнение упражнений, проблемных заданий, познавательных задач, практическая и производственная деятельность. 4. Систематизирующий метод обучения.Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. Деятельность: а) обобщающее изложение учителем знаний по нескольким связанным между собой разделам программы, б) обобщающая беседа; составление систематизированных таблиц и т. д. 5. Контрольный метод обучения.Дидактическая цель: выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция. Деятельность: выполнение учащимися по заданию учителя контрольных письменных работ, контрольный устный опрос учащихся, выполнение практических заданий.С целью адаптации объема и характера учебногоматериала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий,такие как:- дополнительные наводящие вопросы;- наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;- приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;- помощь в выполнении определенных операций;- образцы решения задач;- поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.На каждом уроке в основной школе при работе с детьми с ЗПР обязательна словарная работа, чтобы для обучающегося не осталось незнакомых слов и терминов. Каждого ученика следует стараться выслушать до конца; необходимо включать предметно-практические действия, цель которых - подготовить детей к усвоению или закреплению теоретического материала. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика. Особое место в коррекционном процессе должны занять уроки технологии, так как на них значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы. Следует уделять внимание обучению действию по словесному образцу. Необходимо научить находить образец, соотнести его с инструкцией, разобрать, что показывает данный конкретный образец, т. е. проанализировать его. Действия по образцу сначала следует отрабатывать на упражнениях с одним заданием, а затем постепенно вводить образец в упражнения с несколькими заданиями. Нужно, чтобы ученик возвращался к образцу на каждом этапе деятельности: «Правильно ли я сделал, так ли у меня получилось, как в образце?», что позволит видеть возможные расхождения, находить и устранять их причины.Одна из главных задач коррекционной педагогики – усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся. С помощью речи он может обдумать и спланировать ход предстоящей работы, вычленить отдельные ее типы, установить их последовательность, соотнести результат своей деятельности с образцом. Целесообразно просить таких детей обдумать задание вслух, спланировать свои действия, спрогнозировать конечный результат. Сначала это достигается путем ответов учащихся на поставленные учителем вопросы, затем обучающийся самостоятельно выполняет подобное зхадание. На основе широкого привлечения речи учитель добивается понимания учащимися смысла выполняемой деятельности, осознания правильности (или ошибочности) произведенных действий, адекватной оценки результата работы в соответствии с требованиями.Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителямразрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;задания тренировочного характера, аналогичные образцу;задания контрольного характера и т. д.Работу следует организовывать таким образом, чтобы ребенок сознательно относился к выбору типа задания, т. е. создавать обстановку свободы выбора, помощи и взаимопомощи.В процессе самостоятельной познавательной деятельности развиваются:- мышление,- память,- внимание,- творческое воображение,- вырабатываются практические умения и навыки,- формируется психологическая установка на самостоятельное пополнение знаний.Поэтому, организовать деятельность ученика нужно таким образом, чтобы ему были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, планирование своей деятельности, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника. Степень самостоятельности ученика, как правило, соответствует его учебным возможностям и постепенно возрастает.Во время учебного процесса учебная деятельность должна быть богатой по содержанию, требующей от школьника интеллектуального напряжения, но одновременно обязательные требования не должны быть перегруженными по обхвату материала и доступны ребенку. Только доступность и понимание помогут вызвать у учащихся с ЗПР интерес к учению. Немаловажным фактором в обучении таких детей является доброжелательная, спокойная атмосфера, атмосфера доброты и понимания.Выводы по эмпирическому исследованию1. Трудности обучения учеников с ЗПР 2 класса показали, что скорость чтения у учащихся этого класса составляет 22-38 слов в минуту, при чтении за минуту делают от 3 до 8 ошибок. У большинства учеников слоговое чтение, что соответствует отметке 2 и 3 согласно ФГОС НОО. Обучающиеся класса находятся на низком уровне развития учебных навыков по письму. Под диктовку пишут медленно, допускают до 10 ошибок (пропуски гласных и согласных, пропуски слогов и частей слова, лексико-грамматические, пунктуационные и графические ошибки), при списывании от 7 до 9.2. При анализе трудностей в обучении математике я выявил, что почти все дети выполняют устные и письменные вычисления на «+» и «-» в пределах 20 с ошибками, учащиеся не различают ломаную, прямую, отрезок, неправильно выполняют построение геометрических фигур по заданным размерам. Решение уравнений вызывает затруднения.3. Изучение литературы посвященной проблеме познавательной активности детей с задержкой психического развития, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов) и методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия).4. Далее нами было проведено диагностическое исследование познавательной активности с задержкой психической активности с использованием вышеописанных методик.5. Определив уровень развития внимания у детей с задержкой психического развития по методике оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов), мы сделали выводы, что дети с ЗПР испытывают трудности в концентрации внимания на одном предмете. 6. Определив уровень памяти у детей с задержкой психического развития по методике «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия), мы сделали выводы, что у детей с ЗПР сниженный уровень запоминания. 7. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что причиной трудностей в обучении младших школьников с ЗПР является нарушение познавательной сферы учащихся.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель курсовой работы заключалась в исследовании трудности в обучении младших школьников с ЗПР.В связи с этим, были сформулированы следующие выводы:1. Рассмотрев понятие, структуру, классификацию, функции социально – психологической адаптации личности, можно сказать, чтоадаптация выступает процессом, направленным на поддержание равновесия и стабильности. Этот процесс осуществляется в ходе трансформации стабильности состояния индивида в определенной среде и завершается по достижению такого же состояния в другой. Приспособление в свою очередь происходит в момент трансформации внутренней среды, изменения самой среды или самого индивида. Социальная адаптация понимается как активное приспособление человека к социальной среде. Это способ взаимодействия индивида и социальной среды. Социальная адаптация способствует приспособлению индивида к условиям существующей социальной среды. Этому способствует умение субъекта осуществлять анализ текущей социальной ситуации, осознавать свои возможности в существующей социальной ситуации, придерживаться в своем поведении главным целям деятельности.2. Раскрыв понятие и виды ЗПР, можно констатировать, чтодети с задержкой психического развития составляют наиболее многочисленную категорию детей с особыми потребностями развития. Увеличение количества подобных детей отмечается по всему земному шару, потому проблема сложности в обучении на сегодняшний день явилась одной из актуальных психолого-педагогических проблем. Как показывают исследования, большую часть детей, которые испытывают сложности в обучении, составляют дети с ЗПР. По степени сформированности некоторых психических функций они не соответствуют своему возрасту, а можно сказать находятся на более ранних этапах развития. ЗПР — это расстройство нормального темпа развития психики, когда определенные психические функции отстают в своем развитии от принятых психологических норм для конкретного возраста.3. Описав особенности адаптации первоклассников с ЗПР к школьному обучению, можно сделать выводы, чтотрудности вадаптации первоклассников с ЗПР к школьному обучению проявляются в дезадаптация, представляющим собой психическое состояние ребенка, когда психосоциальный статус детской личности не соответствует новой социальной обстановке, что осложняет либо совсем отменяет возможность приспособления.Во второй главе было проведено экспериментальное исследование познавательной активности детей с задержкой психического развития, в связи, с чем был составлен психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: Методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы (Р. С. Немов) и методика «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия). Далее нами были выявлены особенности познавательной активности у детей с задержкой психического развития с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что причиной трудностей в обучении младших школьников с ЗПР является нарушение познавательной сферы учащихся.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балабаева Н.В. Понятие и сущность познавательной активности младших школьников. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - № 1, 2008. – С. 3-4.
2. Болгарова М.А. Своеобразие развития познавательного интереса у учащихся с задержкой психического развития младшего школьного возраста. // Специальное образование. // № 8, 2007. – С. 23-29.
3. Булатова О. В. Познавательный интерес младших школьников с задержкой психического развития в контексте регуляционного компонента общей способности к учению. // Вестник Югорского государственного университета. - № 1-1 (44), 2017. – С. 29-34.
4. Гаджимагомедова Т.Г. Проблемы познавательной деятельности детей с ЗПР. // Сибирский педагогический журнал. - № 13, 2007. – С. 300-307.
5. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008.
6. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
7. Дмитриев А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. – М.: высшая школа, 2010.
8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
9. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология (11 издание) – СПб., 2004. – 1166 с.
10. Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2004. - 553 с.
11. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия 2007. – 144 с.
12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
13. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2001. – 511 с.
14. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. – Спб.: Питер, 2014. – 592 с.
15. Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.–. № 1, 2010. – С. 125-129.
16. Морозова, И.С.Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития.– № 12, 2012. – С. 162-165.
17. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
18. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2000.
19. Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. – М.: Юрайт, 2014. – 1008 с.
20. Перре М., Бауманн У. Клиническая психология и психотерапия. — СПб.: Питер, 2012. — 944 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2007. – 720 с.
22. Специальная психология. // Под р. В.И. Лубовского – М.: Академия 2003.
23. Тиганов А.С. Общая психопатология. – М.: Медицинское информационное агентство, 2008. – 128 с.
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
25. Энциклопедия психического здоровья / ред. Виттхен Г.-У. - М.: Алетейя, 2006 – 552 с.

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к возникновению трудностей обучения у младших школьников с задержкой психического развития?

Причины трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития могут быть разнообразными. Некоторые из них включают отставание в развитии речи и коммуникативных навыков, ограниченную память и внимание, ухудшенные моторные навыки, нарушения восприятия информации и трудности в адаптации к учебной программе. Эти причины могут быть как врожденными, так и возникнуть в результате внешних факторов, таких как травма или неблагоприятная среда воспитания.

Какие выводы можно сделать из теоретического исследования проблемы трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития?

Из теоретического исследования можно сделать вывод, что трудности обучения младших школьников с задержкой психического развития имеют разнообразные причины и проявления. Они связаны как с врожденными особенностями ребенка, так и с неблагоприятными внешними факторами. Понимание этих причин и типов трудностей позволяет разрабатывать эффективные подходы и методики обучения, направленные на преодоление этих трудностей и поддержку развития младших школьников.

Какие типы трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития могут выделяться?

Среди типов трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития можно выделить такие, как отставание в развитии речи и коммуникативных навыков, ограниченная память и внимание, ухудшенные моторные навыки, нарушения восприятия информации и затруднения в адаптации к учебной программе. Каждый ребенок может иметь сочетание разных типов трудностей, и поэтому требуется индивидуальный подход к организации обучения и поддержке развития каждого младшего школьника с задержкой психического развития.

Почему у младших школьников могут возникать трудности в обучении?

Трудности в обучении у младших школьников могут возникать по разным причинам. Некоторые из них могут быть связаны с задержкой психического развития, а другие - с отсутствием подходящей методики обучения.

Какие типы трудностей в обучении младших школьников существуют?

Существует несколько типов трудностей в обучении младших школьников. Одни из них связаны с уровнем интеллекта и способностей ребенка, а другие - с его психомоторными и коммуникативными навыками.

Какие причины могут вызывать трудности в обучении младших школьников с задержкой психического развития?

Причины трудностей в обучении младших школьников с задержкой психического развития могут быть разнообразными. Одна из них - недостаточное развитие определенных умений и навыков, таких как чтение, письмо или математика. Другой причиной может быть неподходящая методика обучения или недостаточная поддержка со стороны родителей и учителей.

Какие выводы можно сделать на основе теоретического исследования трудностей обучения младших школьников с ЗПР?

На основе теоретического исследования трудностей обучения младших школьников с ЗПР можно сделать несколько выводов. Во-первых, эти трудности могут иметь разнообразные причины и проявляться в разных сферах обучения. Во-вторых, детям с ЗПР требуется индивидуальный подход и специальные методики обучения, а также поддержка со стороны учителей и родителей.

Что включает в себя эмпирическое исследование трудностей обучения младших школьников с ЗПР?

Эмпирическое исследование трудностей обучения младших школьников с ЗПР включает в себя диагностику основных трудностей обучения у этих детей, а также диагностику причин этих трудностей. С помощью специальных тестов и наблюдений можно выявить наиболее значимые проблемы и определить необходимые коррекционно-образовательные мероприятия.

Какие могут быть причины трудностей обучения младших школьников с задержкой психического развития?

У младших школьников с задержкой психического развития трудности в обучении могут быть вызваны различными причинами. Это может быть недостаточное развитие речи, нарушения восприятия информации, проблемы с памятью и вниманием, утомляемость, испытываемая ребенком в процессе обучения, а также педагогические и организационные проблемы.

Какие типы ЗПР могут оказывать влияние на трудности обучения младших школьников?

В обучении младших школьников с задержкой психического развития могут проявляться различные типы задержки. Это может быть задержка речевого развития, нарушения восприятия информации, дислексия или дисграфия, проблемы в социальной адаптации и другие. Каждый тип задержки имеет свои специфические особенности и требует индивидуального подхода в обучении.

Как диагностировать основные трудности обучения детей с ЗПР в начальной школе?

Для диагностики основных трудностей обучения детей с задержкой психического развития в начальной школе используются различные методики и инструменты. Важно провести комплексное обследование ребенка, включающее оценку уровня развития речи, восприятия информации, внимания, памяти, моторики и других когнитивных функций. По результатам обследования можно определить основные трудности ребенка и разработать индивидуальный план помощи и поддержки.