Речевая агрессия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 18 18 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 05.12.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Понятие речевой агрессии 5
2. Причины возникновения и механизмы речевой агрессии 8
3. Сферы существования речевой агрессии 12
4. Способы и избегания и нивелировки речевой агрессии 14
Заключение 16
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Ю.В. Щербинина рекомендует следующие психолого-педагогические приемы избегания речевой агрессии: игнорирование (продолжение общения в спокойной ровной тональности, прекращение диалога, молчание в ответ на агрессивное высказывание), переключение внимание агрессивно настроенного собеседника (задать неожиданный вопрос, внести интересное предложение и т.п.), проецирование личностных качеств и поведенческих реакций (напоминание агрессивно настроенному собеседнику о его положительных качествах, выражение удивления его агрессивности и др.), использование положительных оценочных высказываний, открытое словесное порицание, а также юмор. Для успешного использования подобных способов, на наш взгляд, нужно обладать высокой степенью речевой компетентности.Повышение степени речевой компетентности, а также развитие навыков эмпатии, толерантности, по словам Г.Н. Кобяковой, помогут бороться с речевой агрессией в школьной сфере. В этом смысле сходны со школьной сферой и сферы производственные, где имеет место авторитарное управление (начальник – подчиненные). Н.С. Столяров рекомендует начальствующим не допускать формирования агрессивного речевого пространства, быть более снисходительными к подчиненным: «спокойное и взвешенное слово руководителя, выражение надежды на недопущение в дальнейшем недостатков в работе оказывают гораздо большее влияние, чем самый строгий разнос и выговор».Выше мы упоминали об официальном методе борьбы с речевой агрессией, таком как законодательство (например, закон о запрете нецензурной лексики в СМИ). Закон работает преимущественно с четко определенными понятиями, поэтому представляются определенные трудности законодательного регулирования речевой агрессии. Пока непонятно, насколько эффективным может быть такой метод, поскольку он провоцирует изменение и совершенствование форм агрессии, однако это не означает, что он неприменим на практике. На наш взгляд, необходимо разрабатывать вспомогательные методики дополнительно к законодательным (например, методику распознавания речевой агрессии в публичных высказываниях и др.). ЗаключениеИтак, мы проанализировали определения, даваемые речевой агрессии различными исследователями и сделали вывод о неоднозначности этих определений. В частности, выделили широкое и узкое понимание этого явления, а также установили, что для наиболее адекватного определения самого явления речевой агрессии необходимо обращаться к данным многих гуманитарных наук.Среди причин, способствующих возникновению и широкому распространению речевой агрессии, мы, основываясь на лингвистических и педагогических работах, выделили следующие: утрата традиций и этикета публичной речи, желание самоутверждения за счет дискредитации собеседника, желание развлечения или заработка (типично для интернет-коммуникации).Мы также сделали вывод о том, что механизм речевой агрессии характеризуется цикличностью, т.к. каждый речевой акт в стратегии диксредитации порождает ответную конфликтную коммуникацию, за счет чего во многом и развивается речевой конфликт.Среди средств избегания и нивелировки речевой агрессии можно выделить две большие группы: законодательные, предполагающие некоторые репрессивные меры за использование стратегии дискредитации (их эффективность пока находится под вопросом, и они нуждаются в более тщательном изучении и разработке) и индивидуальные, психолого-педагогические (игнорирование, переключение внимания, использование положительных оценочных высказываний, соблюдение норм речевого этикета и т.п.). Последние оказываются наиболее эффективными в каждой частной коммуникативной ситуации.Таким образом, задачи, поставленные в курсовой работе, решены и цель достигнута.Список литературыБасовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С. 257 – 263.Дементьев В.В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания, 2015. № 6. С. 78 – 107.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. 480 с.Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.Карабань Н.А., Дикарева А.В. речевая агрессия в интернет-общении // Филология: научные исследования. 2018. № 2. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-internet-obschenii/viewer (дата обращения: 03.11.2021).Кобякова Г.Н. Речевая агрессия в современной школе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 2. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-sovremennoy-shkole/viewer (дата обращения: 03.11.2021).Ковалева А.В. Бондаренко Н.С. Ценностно-ориентированные стратегии коммуникативного воздействия в рекламе // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 22. С. 117 – 126.Кондрашева Е.В., Тинина А.О. Речевая агрессия в языке СМИ: разновидности и причины появления // Эпоха науки. 2018. № 4. С. 241 – 246.Кошкарова Н.Н. Лингвистические механизмы речевой агрессии в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2009. № 10. С. 48 – 52.Кронгауз М. От редактора. Речевая агрессия и речевой этикет // Слово.ру: Балтийский акцент. 2020. № 4. С. 6.Ларионова Т.В. Речевая агрессия: от речевой практики к социокогнитивной матрице // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7-1. С. 117 – 120.-matritse (дата обращения: 04.11.2021).Марзан М.А. Речевая агрессия в газетной периодике // Огарев-Online. 2017. № 6. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-gazetnoy-periodike/viewer (дата обращения: 03.11.2021).Рацибурская Л.В., Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии // TheLib.ru. Электронная библиотека: сайт. URL: https://thelib.ru/books/larisa_viktorovna_raciburskaya/yazyk_sovremennyh_smi_sredstva_rechevoy_agressii-read.html(дата обращения: 03.11.2021).Степанова Е.В. Мотивированность коммуникативных стратегий манипулирования в рекламе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2009. №1 (9). С. 156 – 159.Столяров Н.С. Учиться управлять речевой агрессией // Вестник Российского университета дружбы народов. 2014. № 2. С. 5 – 7.Терских М. В. Реализация стратегий коммуникативного воздействия в текстах социальной рекламы // Научный диалог. 2020. № 5. С. 146—157.Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста / В.С. Третьякова // Philology.ru. Русский филологический портал: сайт. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/tretyakova-00.htm (дата обращения: 4.11.2021).Шмелева Т.В. Медиалингвистика как медийноеречеведение // Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. С. 56 – 61.Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М.: Флинта-Наука, 2004. 224 с.

Список литературы
1. Басовская Е.Н. Творцы черно-белой реальности: о вербальной агрессии в СМИ // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С. 257 – 263.
2. Дементьев В.В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи // Вопросы языкознания, 2015. № 6. С. 78 – 107.
3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. 480 с.
4. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
5. Карабань Н.А., Дикарева А.В. речевая агрессия в интернет-общении // Филология: научные исследования. 2018. № 2. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-internet-obschenii/viewer (дата обращения: 03.11.2021).
6. Кобякова Г.Н. Речевая агрессия в современной школе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2020. № 2. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-sovremennoy-shkole/viewer (дата обращения: 03.11.2021).
7. Ковалева А.В. Бондаренко Н.С. Ценностно-ориентированные стратегии коммуникативного воздействия в рекламе // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2020. № 22. С. 117 – 126.
8. Кондрашева Е.В., Тинина А.О. Речевая агрессия в языке СМИ: разновидности и причины появления // Эпоха науки. 2018. № 4. С. 241 – 246.
9. Кошкарова Н.Н. Лингвистические механизмы речевой агрессии в СМИ // Вестник ЧелГУ. 2009. № 10. С. 48 – 52.
10. Кронгауз М. От редактора. Речевая агрессия и речевой этикет // Слово.ру: Балтийский акцент. 2020. № 4. С. 6.
11. Ларионова Т.В. Речевая агрессия: от речевой практики к социокогнитивной матрице // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №7-1. С. 117 – 120.-matritse (дата обращения: 04.11.2021).
12. Марзан М.А. Речевая агрессия в газетной периодике // Огарев-Online. 2017. № 6. // Киберленинка: сайт. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-agressiya-v-gazetnoy-periodike/viewer (дата обращения: 03.11.2021).
13. Рацибурская Л.В., Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии // TheLib.ru. Электронная библиотека: сайт. URL: https://thelib.ru/books/larisa_viktorovna_raciburskaya/yazyk_sovremennyh_smi_sredstva_rechevoy_agressii-read.html (дата обращения: 03.11.2021).
14. Степанова Е.В. Мотивированность коммуникативных стратегий манипулирования в рекламе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2009. №1 (9). С. 156 – 159.
15. Столяров Н.С. Учиться управлять речевой агрессией // Вестник Российского университета дружбы народов. 2014. № 2. С. 5 – 7.
16. Терских М. В. Реализация стратегий коммуникативного воздействия в текстах социальной рекламы // Научный диалог. 2020. № 5. С. 146—157.
17. Третьякова В.С. Конфликт глазами лингвиста / В.С. Третьякова // Philology.ru. Русский филологический портал: сайт. URL: http://www.philology.ru/linguistics2/tretyakova-00.htm (дата обращения: 4.11.2021).
18. Шмелева Т.В. Медиалингвистика как медийное речеведение // Медиатекст как полиинтенциональная система: сборник статей. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2012. С. 56 – 61.
19. Щербинина Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления. – М.: Флинта-Наука, 2004. 224 с.

Вопрос-ответ:

Что такое речевая агрессия?

Речевая агрессия - это форма негативного поведения, которая проявляется в оскорблениях, угрозах, ругательствах, принуждении и других агрессивных словесных высказываниях.

Какие могут быть причины возникновения речевой агрессии?

Причины возникновения речевой агрессии могут быть различными: недовольство, стресс, эмоциональное напряжение, несогласие, конфликт, желание унизить или причинить боль другому человеку и т.д.

В каких сферах жизни может проявляться речевая агрессия?

Речевая агрессия может проявляться в разных сферах жизни, в том числе в семье, школе, работе, общении с друзьями или незнакомыми людьми.

Как можно избегать и нивелировать речевую агрессию?

Для избегания и нивелировки речевой агрессии можно использовать такие способы, как игнорирование, продолжение общения в спокойной ровной тональности, прекращение диалога, молчание в ответ на агрессивное высказывание, переключение внимания и другие педагогические приемы.

Какие психолого-педагогические приемы рекомендуется использовать для избегания речевой агрессии?

Для избегания речевой агрессии рекомендуется использовать такие психолого-педагогические приемы, как игнорирование, продолжение общения в спокойной ровной тональности, прекращение диалога, молчание в ответ на агрессивное высказывание, переключение внимания и другие предложенные Ю.В. Щербининой приемы.

Каково определение речевой агрессии?

Речевая агрессия - это нарушение коммуникативного процесса, выражающееся в использовании оскорбительных, унизительных или угрожающих слов и выражений в адрес собеседника.

Какие причины могут привести к возникновению речевой агрессии?

Причины возникновения речевой агрессии могут быть различными, включая личностные особенности, низкий уровень самоконтроля, эмоциональное напряжение, социальные конфликты и неудовлетворенность.

В каких сферах существует речевая агрессия?

Речевая агрессия может проявляться в разных сферах жизни, таких как семья, работа, образование, интернет и общественные мероприятия.

Какими способами можно избегать и нивелировать речевую агрессию?

Существуют различные способы избегания и нивелировки речевой агрессии, включая игнорирование, продолжение общения в спокойной тоне, прекращение диалога, молчание в ответ на агрессивное высказывание и переключение внимания.

Какие психолого-педагогические приемы рекомендуются для избегания речевой агрессии?

Психолого-педагогические приемы избегания речевой агрессии включают игнорирование, продолжение общения в спокойной тоне, прекращение диалога, молчание в ответ на агрессивное высказывание и переключение внимания.

Какое определение имеет речевая агрессия?

Речевая агрессия - это использование унижающих, оскорбительных или угрожающих высказываний в целях нанесения вреда или вызывания стресса у другого человека.