Понятие психолого - педагогической коррекции

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология и педагогика
  • 12 12 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 06.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
0
Фрагмент для ознакомления

VIII. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе. Система отношений ребенка с близкими взрослыми, форм совместной деятельности и способов ее осуществления является важнейшим компонентом социальной ситуации развития ребенка, определяет зону ближайшего его развития. Ребенок развивается в единстве целостной системы социальных отношений. Отклонения и трудности в развитии ребенка выступают в качестве свидетельства не только проблем индивидуального его развития, но и дисгармоничности в целостной системе социальных отношений, а соответственно, необходимости их коррекции и оптимизации. Воспитывающие взрослые также являются связующим звеном между психологом, осуществляющим коррекционную работу, и ребенком. Лишь сотрудничество со значимым окружением ребенка способно содействовать эффективности проводимых коррекционных мероприятий.
В зависимости от форм организации психологической помощи в целях решения коррекционных задач могут быть выделены следующие ее виды:
1. Лекционно-просветительская, содержание которой предусматривает решение профилактических задач. Они направлены на предупреждение дезадаптации и отклонений в психическом развитии детей и создание в педагогическом коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата. Это выработка рекомендаций воспитателям, родителям, педагогам по оказанию помощи детям в адаптационные периоды, при переживании детьми кризисных состояний, при трудностях овладения новой деятельностью и т. д. А также это проведение работ по предупреждению и снятию психологической перегрузки как учащихся, так и педагогического коллектива.
2. Схема консультативно-рекомендательной коррекции, разработанная А. Л. Венгером. Данный вид коррекции используется чаще всего в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Поскольку ребенок такого возраста не способен еще заявить о своих проблемах самостоятельно, то важную роль играет активность по выявлению психологических проблем и их коррекции, как со стороны самого психолога, так и со стороны учителей и родителей. Первый этап работы начинается, как правило, с консультации взрослых, обратившихся за помощью. Задача психолога заключается в том, чтобы выработать рекомендации, которые не только смогут ребенку помочь, но выработать такие рекомендации, которые бы принял воспитывающий взрослый и смог выполнить их. Психологу нужно приложить усилия, чтобы вычленить из «первичной жалобы» реальные трудности ребенка и субъективную картину данных трудностей у взрослого. Психологу необходимо не только наметить программу психодиагностической и коррекционной работы с ребенком, но и определить, как ответить квалифицированно на запрос клиента — воспитывающего взрослого. Порой клиент, приходя к психологу, не знает, чего от этой встречи ожидает. Психологу нужно выяснить, где реальные проблемы ребенка, а где проблемы и трудности самих взрослых. Отсутствие сформированной рефлексии у детей такого возраста, с одной стороны, облегчает, а с другой, усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы (целостный психологический портрет ребенка). Психолог осуществляет диагностическую и коррекционную работу (экспресс-коррекция) с ребенком «здесь и сейчас» и акцентирует внимание на немедленном закреплении позитивных процессов, появляющихся в работе. Сотрудничество с ребенком базируется на создании мотивации интереса, вследствие чего психологу, как в диагностике, так и в коррекционной работе важно применять игровые методы. Те рекомендации, которые взрослому даются также с коррекционной целью, планируются пошагово в совместной работе с психологом.
3. Собственно коррекционная работа применяется с клиентами различных возрастных групп. Включает применение специальных методик, методов, процедур и техник коррекционной работы. Перед началом работы психолог намечает цель, формулирует задачи, разрабатывает программу или определяет стратегию коррекционных воздействий.
В зависимости от формы работы выделяют индивидуальную и групповую психокоррекцию. Выбор формы зависит от профессиональных предпочтений психолога и тяжести психического отклонения. Выбор индивидуальной формы чаще всего обусловлен специфической направленностью коррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения у ребенка.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекция является деятельностью психолога и педагога, направленной на повышение возможностей ребенка в поведении, обучении, в отношениях с другими людьми - взрослыми и детьми, на раскрытие его потенциальных творческих резервов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. - 724 c.
Шевченко Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 30-33.
Юревич С. Н. Взаимодействие образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с. 



Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. – С, 549.
Шевченко Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 30.
Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. – С. 177.
Шевченко Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 32.
Юревич С. Н. Взаимодействие образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — С. 36.









2


1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c.
2. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2016. - 724 c.
3. Шевченко Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей школьного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 30-33.
4. Юревич С. Н. Взаимодействие образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.


Вопрос-ответ:

Что такое понятие психолого-педагогической коррекции?

Психолого-педагогическая коррекция - это комплексная система педагогических, психологических и медико-психологических мероприятий, направленных на преодоление отклонений и трудностей в развитии ребенка.

Какой принцип активно привлекает ближайшее социальное окружение ребенка к участию в коррекционной программе?

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе предполагает активное вовлечение родителей, учителей и других взрослых, с которыми ребенок находится в тесном контакте, в процесс коррекции и сотрудничества с педагогами и специалистами.

Что представляет собой система отношений ребенка с близкими взрослыми?

Система отношений ребенка с близкими взрослыми представляет собой сложную взаимосвязь, основанную на доверии, поддержке, взаимоуважении и взаимодействии между ребенком и взрослыми, с которыми он находится в близком контакте. Эти отношения являются важным фактором в развитии ребенка.

Что такое зона ближайшего развития ребенка?

Зона ближайшего развития ребенка - это расстояние между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальными возможностями развития при помощи более опытного партнера или специалиста. В этой зоне ребенок может достигнуть новых высот в развитии при наличии поддержки и помощи взрослого.

В чем заключается важность социальной ситуации развития ребенка?

Социальная ситуация развития ребенка включает в себя все социальные отношения, в которых он находится, и представляет собой важный контекст для его развития. Она оказывает влияние на формирование личности, развитие навыков и умений, а также способствует установлению эмоциональной связи между ребенком и окружающими взрослыми.

Что такое психолого-педагогическая коррекция?

Психолого-педагогическая коррекция - это комплекс мероприятий, направленных на устранение и снижение отклонений и трудностей в развитии ребенка. Она включает в себя различные педагогические и психологические методики, индивидуальную и групповую работу с ребенком, а также активное привлечение его ближайшего социального окружения.

Почему важно активно привлекать ближайшее социальное окружение ребенка к участию в коррекционной программе?

Активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе является важным компонентом социальной ситуации развития ребенка. Включение родителей, близких взрослых и других детей в процесс психолого-педагогической коррекции способствует более эффективному развитию ребенка, создает условия для формирования положительных социальных отношений и повышает его мотивацию к обучению и развитию.

Каким образом ребенок развивается в единстве социальных отношений?

Ребенок развивается в единстве целостной системы социальных отношений. Окружающая среда, социальные контакты и взаимодействия с другими людьми оказывают сильное влияние на его развитие. Социальное окружение предоставляет ребенку возможность учиться, развиваться и становиться активным членом общества. Взаимодействие с близкими взрослыми и другими детьми способствует развитию у ребенка таких качеств, как коммуникабельность, сотрудничество, умение находить общий язык и решать конфликты.