Проблемы и перспективы правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 24 24 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Теоретический обзор права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 6
1.1 Понятие права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 8
Глава 2. Проблемы и перспективы правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства 13
2.1 Ограничение права на свободу передвижения 13
2.2 Проблемные аспекты права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и направления развития 15
Заключение 20
Список использованных источников 22


Фрагмент для ознакомления

В целях решения вышеуказанных задач прошедший тридцатилетний период становления миграционного законодательства и правоприменения требуетконцептуального, в т.ч. научного, осмысления и анализа с целью выработки системного, комплексногоподхода к его реформированию, коррелирующемусяс новыми задачами государственной миграционнойполитики в условиях современных вызовов и угрозкак внутриполитического характера, так и внешних.Из этой цели могут вытекать следующие задачии предложения:- унификация миграционных правил, созданиепростых, понятных для исполнения гражданами июридическими лицами механизмов взаимодействияс государственными органами;- более широкое внедрение современных информационных технологий в процедуры осуществлениягосударственного контроля и предоставления государственных услуг в сфере миграции;- введение реестра иностранных трудовых мигрантов;- введение реестра работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу;- осуществление иностранными гражданами независимо от порядка въезда трудовой деятельностина основании электронного патента и уплаты имиавансовых платежей по налогу на доходы физических лиц;- повышение уровня обеспечения безопасности иправопорядка;- закрепление правовых основ информационноаналитического обеспечения миграционной политики;- установление эффективных регуляторов миграционными процессами;- обязательное медицинское освидетельствованиеиностранных граждан на предмет опасных заболеваний, полный курс лечения в случае выявления опасных заболеваний, в т.ч. в принудительном порядке;- обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан и т.д.Эти и другие задачи будут способствовать совершенствованию законодательства в сфере миграции иреализации права граждан на свободу передвижения.В заключение следует отметить, что пандемиякоронавируса внесла существенные коррективы вмиграционные процессы, в т.ч. и в реализацию правакаждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Закрытие границ, прекращение транспортного сообщения междустранами, введение карантинных ограничений привели к тому, что люди, оказавшиеся в тот момент заграницей, не смогли вернуться на родину.Устранение проблем и противоречий законодательства в сфере реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства должно быть направлено на более четкоеправовое положение иностранных граждан и лиц безгражданства в Российской Федерации трудовой,предпринимательской и иной деятельности.ЗаключениеНа основании проведенного исследования в заключении можно сказать о том, что право на свободу передвижения – это одно изфундаментальных прав человека и свобод личности, предполагающее запрет любых произвольныхформ ограничения со стороны государства, а такжегарантирующее защиту со стороны государства оттакого вмешательства третьих лиц.Содержащиеся в ст. 27 Конституции РФ нормысформулированы таким образом, что предполагают предоставление права свободно передвигаться,выбирать место пребывания и жительства любомулицу, находящемуся на территории РФ на законныхоснованиях. Такой подход согласуется с существующими международными институтами и стандартами в сфере обеспечения прав человека, в которыхсвобода передвижения закрепляется как универсальное, не ограниченное по кругу лиц право.Закон РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Так, ст. 8 указанногозакона закрепляет основания ограничения права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. В качестве одного из оснований ограничения соответствующих прав на отдельных территориях и в населенных пунктах указывается на опасность распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, отравления людей, где быливведены особые условия и режимы проживания населения и его хозяйственнойдеятельности.Законодательством предусматривается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, однако меры, используемые приэтом государством, не могут быть применимы безосновательно и возможнылишь в необходимых для того ситуациях. В таком случае, на наш взгляд, правильнее было бы говорить не об ограничении прав и свобод человека и гражданина, а об ограничении их реализации.Таким образом, свобода передвижения, выборместа пребывания и жительства в пределах Российской Федерации является одним из неотъемлемыхэлементов правового статуса личности в демократическом государстве. Однако задачи, которые решаются государством, нередко требуют ограниченийэтой свободы для достижения общественно- социальных целей, таких как: охраны государственнойбезопасности, общественного порядка; здоровьяили нравственности населения; борьбы с преступностью; прав и свобод других лиц; защиты населения от неконтролируемой миграции и другие.Разрешение этого противоречия требует строгойправовой регламентации взаимоотношений государства и личности в указанной сфере. В связи счем актуальна проблема поиска правовых способови средств, которые обеспечивали бы минимизациюограничений свободы передвижения, выбора местапребывания и жительства с одной стороны, а с другой, позволили бы эффективно решать политические, экономические, социальные и другие задачигосударства.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2021) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", N 152, 10.08.1993.Булатов, Р.Б., Боер В.М., Хазов Е.Н., Андрейцо С.Ю. Муниципальная власть и муниципальный строй. Под редакцией Р.Б. Булатова. Москва, 2021. 492 с.Воробьев В.Ф., Гарашко А. Ю., Дурнев В.С., Забавка В.И., Зинченко Е.Ю., Кикоть-Глуходедова Т.В., Хазов Е.Н. Основы теории национальной безопасности: учебно-методическое пособие для курсантов очной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. под ред. Е.Н. Хазова, Т.В. Кикоть-Глуходедова. М.:Мос у МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021- 57 с.Галиев Р.С. Отступление государства от международно-правовых обязательств в сфере прав и свобод человека в условиях угрозы жизни нации как мера обеспечения безопасности государства (проблемные аспекты) // Сибирский юридический форум: проблемы обеспечения прав человека: мат-лы Всероссийской научно-практ. конф-ции / под ред. Ю.В. Анохина. Барнаул: БЮИ МВД России, 2020. С. 93-94.Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. В сборнике: Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности. 2019. С. 75-80.Окороков Э.С. Пути совершенствования нормативно-правового закрепления ограничения права на свободу передвижения в законодательстве РФ // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: правовая система и современное государство: мат-лы V Всероссийской научно-практ. конф-ции c международным участием. 2020. С. 250-253.Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография / Л.В. Андриченко, И.В. Плюгина. М.:ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. 356 с.Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д. и др. Правоведение. Москва, 2020. 873 с.Харламов С.О., Егоров С.А., Ларина Л.А. и др. Конституционное право России (теоретические и правовые основы). Москва, 2019. 627 с.Хазов Е.Н., Харламов С.О., Егоров С.А. и др. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности / Москва, 2018. 572 с. Хазов Е.Н., Халилов Р.М. Правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 147-151.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
4. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
5. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // "Собрание законодательства РФ", 19.08.1996, N 34, ст. 4029.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.10.2021) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
7. Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 01.07.2021) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" // "Российская газета", N 152, 10.08.1993.
8. Булатов, Р.Б., Боер В.М., Хазов Е.Н., Андрейцо С.Ю. Муниципальная власть и муниципальный строй. Под редакцией Р.Б. Булатова. Москва, 2021. 492 с.
9. Воробьев В.Ф., Гарашко А. Ю., Дурнев В.С., Забавка В.И., Зинченко Е.Ю., Кикоть-Глуходедова Т.В., Хазов Е.Н. Основы теории национальной безопасности: учебно-методическое пособие для курсантов очной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. под ред. Е.Н. Хазова, Т.В. Кикоть-Глуходедова. М.: Мос у МВД России имени В.Я. Кикотя, 2021- 57 с.
10. Галиев Р.С. Отступление государства от международно-правовых обязательств в сфере прав и свобод человека в условиях угрозы жизни нации как мера обеспечения безопасности государства (проблемные аспекты) // Сибирский юридический форум: проблемы обеспечения прав человека: мат-лы Всероссийской научно-практ. конф-ции / под ред. Ю.В. Анохина. Барнаул: БЮИ МВД России, 2020. С. 93-94.
11. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. В сборнике: Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности. 2019. С. 75-80.
12. Окороков Э.С. Пути совершенствования нормативно-правового закрепления ограничения права на свободу передвижения в законодательстве РФ // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: правовая система и современное государство: мат-лы V Всероссийской научно-практ. конф-ции c международным участием. 2020. С. 250-253.
13. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография / Л.В. Андриченко, И.В. Плюгина. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019. 356 с.
14. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д. и др. Правоведение. Москва, 2020. 873 с.
15. Харламов С.О., Егоров С.А., Ларина Л.А. и др. Конституционное право России (теоретические и правовые основы). Москва, 2019. 627 с.
16. Хазов Е.Н., Харламов С.О., Егоров С.А. и др. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения системы МВД, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности / Москва, 2018. 572 с.
17. Хазов Е.Н., Халилов Р.М. Правовые гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 147-151.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет право на свободу передвижения?

Право на свободу передвижения является одним из основных и неотъемлемых прав человека. Оно позволяет каждому человеку самостоятельно выбирать место пребывания и жительства, перемещаться в пределах своей страны или за ее пределы. Это право является основой для удовлетворения многих других прав и свобод, таких как право на свободу выражения мнения, право на образование, право на работу и многое другое.

Каким образом право на свободу передвижения регулируется законодательством?

Право на свободу передвижения охраняется и регулируется государственным законодательством. Законы определяют условия и ограничения, которые могут быть применены к данному праву. Например, государство может установить ограничения на передвижение в районах с нарушениями общественного порядка или на государственных границах. Однако, любые ограничения должны быть законными и предусмотренными законом, чтобы не нарушать права человека.

Какие проблемы возникают в правовом регулировании права на свободу передвижения?

Одной из основных проблем является баланс между защитой общества и обеспечением прав и свобод граждан. Нередко возникают ситуации, когда ограничения прав на свободу передвижения вводятся в целях безопасности и общественного порядка, но могут нарушать основные гражданские свободы. Еще одной проблемой является разное толкование законодательства разными инстанциями и неоднозначность его формулировок.

Какие перспективы развития правового регулирования права на свободу передвижения?

С развитием современных технологий и возможности удаленной работы, становится все более актуальным вопрос выбора места пребывания и жительства. Перспективы включают в себя разработку более гибкого и прозрачного законодательства, которое бы учитывало современные реалии и потребности граждан. Также можно ожидать использования новых технологий для обеспечения безопасности и контроля передвижения граждан.

Какое значение имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства?

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства является одним из фундаментальных прав человека. Оно гарантирует свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах государства и за его пределами. Это означает, что каждый индивид имеет право свободно перемещаться и выбирать место, где он будет жить или находиться временно.

Каким образом право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регулируется на законодательном уровне?

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства регулируется на законодательном уровне через специальные нормы и законы. В каждом государстве существуют правовые акты, которые устанавливают правила и условия осуществления этого права. Например, в России такими актами являются Конституция РФ, Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Закон "О гражданстве Российской Федерации" и другие.

Какие проблемы и перспективы существуют в правовом регулировании права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства?

В правовом регулировании права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства существуют различные проблемы и перспективы. Одной из проблем является ограничение этого права в некоторых случаях, например, во время военных действий или для некоторых категорий лиц. Также возникают вопросы о балансе между правом на свободу передвижения и безопасности общества. Одной из перспектив является развитие электронного правительства и использование новых технологий для упрощения процедур передвижения и регистрации места жительства.