Психолого-педагогические условия развития интереса к чтению младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 03.01.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к чтению у младших школьников 4
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 4
1.2. Интерес к чтению как мотив читательской деятельности 9
1.3. Особенности проявления интереса к чтению у младших школьников 15
1.4. Психолого-педагогические условия, способствующие развитию интереса к чтению у младших школьников 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Предмет исследования относится к литературному произведению как эстетически значимая часть;2) целостность. В его основе лежит система взглядов современных литературоведов на произведение искусства в целом;3) доступность. Содержание этого принципа определяется как готовность читателя адекватно воспринять основное художественное содержание произведения;4) принцип читательского интереса учащихся: все работы должны стимулировать стремление к переживанию ярких эмоций, желание читать самостоятельно;5) целевое правило: исследовательские работы для литературного развития учащихся;6) принцип яркого проявления образа действительности в изображениях исследуемого произведения:- учитываются возрастные и психологические особенности студентов;- учтена структура читательских интересов.Интерес не связан с врожденными чертами личности ребенка, но возникает в результате человеческой деятельности и развивается по разнообразному и противоположному пути в развитии интересов.Ко второй группе условий относится организация развивающего обучения:- первый этап посвящен технике чтения- использование различных форм деятельности (внеаудиторная работа, работа с родителями).Третья группа - это отношения между учеником и учителем. Необходимо создать особую атмосферу доверия для учителей на уроке, важность общения между учителем и учениками, а литература как вид искусства выступает в качестве средства.Одна из важных задач современной российской школы - формирование у школьников потребности и умений к самостоятельному получению знаний, к системному обучению и самообразованию. Решить эту проблему невозможно без создания устойчивых, устойчивых познавательных мотивов к обучению, познавательного интереса и постоянного желания погрузиться в сферу познания.Познавательный интерес является мотивом и лежит в самом начале учебной деятельности, придавая ей творческий, активный характер.Познавательный интерес характеризуется тремя обязательными пунктами:1. положительные впечатления от учебы;2. наличие познавательной стороны этих чувств, то есть радость познания и познания;3. наличие непосредственного мотива от работы, то есть сама деятельность представляет интерес и побуждает заниматься ею независимо от других мотивов.В познавательной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, возникают: активный поиск; Принятие; Исследовательский подход; Готовность решать проблемы.Таким образом, урок будет познавательным, когда ученики: думают; удивлены; внимательный; фантазировать.Л. С. Выготский писал, что только хорошо, когда обучение предшествует развитию. Затем он возникает и воплощает в жизнь многие другие смыслы, которые находятся в зоне следующей эволюции.У всех детей есть потребность считать себя знающими, талантливыми и успешными [23, с. 375].В школе, в воспитательной работе развиваются все стороны личности, но главное значение в этот период - развитие речи как средства владения и передачи информации, овладение техникой чтения, более широкий круг чтения, развитие самостоятельности. чтение.Изучив и изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать следующий вывод:- интерес играет фундаментальную роль в мотивации обучения, уменьшении учебной перегрузки, повышении качества знаний;- интерес развивается в процессе изучения конкретных предметов;- интерес социально обусловлен, его можно стимулировать и информировать.Нужно спросить ребенка, интересна ему книга или нет. Предложите им поразмышлять над 2-3 книгами на выбор: учащийся с большей вероятностью будет читать по собственному выбору [9, с. 3]. Первой закономерностью в организации чтения считается знакомство через общую литературу с большим, взрослым миром чувств, мыслей, событий, явлений - это подталкивает к развитию личности детей.Вторую закономерность можно назвать регулярностью возрастных соответствий. На нем формируется «золотая библиотека». Любимые книги для детей этого возраста.Третьей закономерностью можно считать закономерность возрастных ограничений: ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к непониманию и неверному объяснению в определенном возрасте, и необходимо давать специально продуманные произведения, которые он поймет безусловно [3, с. 4].ЗаключениеИнтерес к чтению формируется из множества внешних и внутренних факторов, таких как личность самого ребенка, его словарного запаса, самостоятельности, уверенности в себе, а так же личности его родителей и педагога, от взгляда на книги и чтение в культуре современного общества. Возникновение читательского интереса во многом зависит от школьной среды, организующей процессы мышления, эмоции, в среде школьников в ходе занятий чтением, а также от отношений педагога к родителям. Читательский интерес, таким образом, является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенкаРазвитие читательского интереса представляет из себя сложный процесс, связанный не только с механическим изучением содержания текста литературного произведения, но так же включает в себя значительный блок творческих заданий направленный на последовательное формирование в сознании учащегося потребность в глубоком усвоении смысла прочитанного, морали произведения, идеи автора. В последствии данная потребность становится той необходимой основой для формирования устойчивого интереса к чтению, стойкого увлечения процессом познания действительности посредством литературных произведений, последовательного расширения читательского кругозора.В первой главе раскрыто формирование читательских умений младших школьников как психолого-педагогическая проблема, рассмотрено использование средств художественной литературы в формировании читательских умений младших школьников, определены возможности современных программ по литературному чтению в формировании читательских умений младших школьников.Мы также выяснили, что для формирования читательского интереса младших школьников литературу следует заранее тщательно подбирать, чтобы привить любовь к чтению, интерес, произведения должны учить их удивляться, восхищаться. Если мы будем игнорировать интересы и склонности младших школьников, то в результате мы не привьем любовь и интерес к чтению, ребенок не будет ощущать потребности читать, потеряет интерес к литературе в целом. Важно, чтобы ученик захотел самостоятельно читать без напоминания. Особое внимание следует уделять наличию в книгах интересных иллюстраций, соответствующего шрифта. Это помогает понимать содержание прочитанного, создает дополнительный интерес.Нельзя забывать о важности примера для подрастающей личности. Учитель должен показывать пример заинтересованности в чтении, говорить о прочитанных недавно книгах, о впечатлении, которое они произвели. Для формирования и развития читательского интереса необходимо использовать ряд методов и форм, развивающих познавательный интерес: игры, викторины, конкурсы, театрализации.Особую важность представляет работа с родителями обучающихся. Родители должны также показывать наглядный пример, важно устраивать вечера совместного чтения, обсуждения самостоятельно прочитанной художественной литературы, участвовать в литературных конкурсах.Список использованной литературыБожович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – С. 3-14. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб. : Питер, 2011.– 304 с.Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wciom.com (дата обращения: 12.07 2016). Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 155 с. Гербарт, И. Ф. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru (дата обращения 12.07 2016).Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm (дата обращения 14.07.2016). Григорьев, Д. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. Григорьев // Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90. Гройсман, А. Г. О проблемах детского чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/problems/groysman-oproblemah-detskogo-chteniya/ (дата обращения17.04.2017).Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс [Текст] : Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. – М. : Дрофа, 2010. – 64 с. Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст] / О. В. Джежжелей // Начальная школа. – 1989. – №1. – С. 33-38. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения [Текст] : метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2005. – 67 с.Ковалева, Г. С., Краснянская, К. А. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России». [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/ (дата обращения 04.11.2021).Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр Академия, 2000. – 176 с. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст] : методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 40 с. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках [Текст] : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т. М. Ладыженская, О. В. Марысева. – Изд. 2-е, дораб. – М. : Издательство Ювента, издательство Баласс, 2008. – 192 с. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев – М. : Смысл, 2011. – 185 с. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2000. – 509 с. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локадова. – М. : Исходная школа, 2007. – 35 с. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников [Текст] / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород: Просвещение, 2009. – 124 с. Михайлов, Е. П. Учись читать [Текст] / Е. П. Михайлов. – М. : Исходная школа, 2003. – 47 с. 30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1979. – 74 с. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.chaltlib.ru/articles/Library/ natsionalnaya programmarazvitiyachteniya / (дата обращения 04.11.2021). 32. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] / М. : Библиотека, 2006. – №1. – С. 25-30.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября 2020 г.) Просмотреть ФГОС СОО с изменениямиПриказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.) Просмотреть ФГОС НОО с изменениямиФедеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: Утвержден приказом Министерства образования и науки от 22.02.2018 г. № 121. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): утвержден приказом Министерства образования и науки от 22.02.2018 г. № 125.
1. Божович, Л. И. Личность и её развитие в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] Л. И. Божович // Известия АПН РСФСР. – Вып. 73. – С. 3-14.
3. Бордовская, Н. Педагогика [Текст] : учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб. : Питер, 2011.– 304 с.
4. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wciom.com (дата обращения: 12.07 2016).
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
6. Выготский, Л. С. Собр. соч. Т. 4. [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 155 с.
7. Гербарт, И. Ф. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru (дата обращения 12.07 2016).
8. Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm (дата обращения 14.07.2016).
9. Григорьев, Д. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. Григорьев // Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
10. Григорьева, Е. Ю. Развитие у учащихся интереса к чтению [Текст] / Е. Ю. Григорьева // Молодой ученый. – 2011.– №7. – С. 86-90.
11. Гройсман, А. Г. О проблемах детского чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/problems/groysman-oproblemah-detskogo-chteniya/ (дата обращения17.04.2017).
12. Джежелей, О. В. Литературное чтение. Чтение и литература. 1-4 класс [Текст] : Программа для общеобразовательных учреждений / О. В. Джежелей. – М. : Дрофа, 2010. – 64 с.
13. Джежжелей, О. В. Формирование круга чтения младших школьников [Текст] / О. В. Джежжелей // Начальная школа. – 1989. – №1. – С. 33-38.
14. Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. – М. : Политиздат, 1986. – 85 с.
15. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
16. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения [Текст] : метод. пособие к учеб. «Родная речь» 2 кл. / Л.Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2005. – 67 с.
17. Ковалева, Г. С., Краснянская, К. А. Краткий отчет «Результаты Третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России». [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.centeroko.ru/ (дата обращения 04.11.2021).
18. Коджаспиров, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Издательский центр Академия, 2000. – 176 с.
19. Колесникова, Е. В., Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет [Текст] : методическое пособие / Е. В. Колесникова, Е. П. Телышева. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 40 с.
20. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст]: учебное пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. – М. : Просвещение, 1980. – 192 с.
21. Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
22. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках [Текст] : учебная тетрадь для 4 класса / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Т. М. Ладыженская, О. В. Марысева. – Изд. 2-е, дораб. – М. : Издательство Ювента, издательство Баласс, 2008. – 192 с.
23. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] : учебник для студентов вузов / А. А. Леонтьев – М. : Смысл, 2011. – 185 с.
24. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2000. – 509 с.
25. Локадова, Н. П. Отчего дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локадова. – М. : Исходная школа, 2007. – 35 с.
26. Лутова, Т. Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников [Текст] / Т. Н. Лутова. – Н. Новгород: Просвещение, 2009. – 124 с.
27. Михайлов, Е. П. Учись читать [Текст] / Е. П. Михайлов. – М. : Исходная школа, 2003. – 47 с. 30. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. – М. : Просвещение, 1979. – 74 с.
28. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.chaltlib.ru/articles/Library/ natsionalnaya programmarazvitiyachteniya / (дата обращения 04.11.2021). 32. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] / М. : Библиотека, 2006. – №1. – С. 25-30.
29. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября 2020 г.) Просмотреть ФГОС СОО с изменениями
30. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г.) Просмотреть ФГОС НОО с изменениями
31. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: Утвержден приказом Министерства образования и науки от 22.02.2018 г. № 121.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): утвержден приказом Министерства образования и науки от 22.02.2018 г. № 125.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности есть у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной активностью, любознательностью и интересом к окружающему миру. Они развивают свои познавательные способности, улучшают координацию движений и развиваются в социальном плане.
Что такое интерес к чтению и как он связан с мотивацией к чтению?
Интерес к чтению - это познавательное и эмоциональное отношение ребенка к чтению как виду деятельности. Он тесно связан с мотивацией к чтению, так как интерес является одним из основных мотивов, побуждающих ребенка заниматься чтением. Чем сильнее интерес к чтению, тем более мотивированным становится ребенок для чтения книг.
Как проявляется интерес к чтению у младших школьников?
Интерес к чтению у младших школьников проявляется через желание самостоятельно брать книги, читать их, задавать вопросы о прочитанном, рассказывать о прочитанном своим друзьям. Они проявляют любознательность к разным темам и жанрам литературы, их интересуют как художественные, так и научные книги.
Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию интереса к чтению у младших школьников?
Среди психолого-педагогических условий, способствующих развитию интереса к чтению у младших школьников, можно выделить создание комфортной атмосферы чтения, регулярные семейные чтения, организацию библиотечных занятий, использование разнообразных методик и игровых элементов при чтении, развитие навыков критического мышления.
В чем заключается предмет исследования данной статьи?
Предмет исследования данной статьи заключается в психолого-педагогических условиях, которые способствуют развитию интереса к чтению у младших школьников. Авторы рассматривают теоретические основы формирования интереса к чтению, особенности проявления этого интереса у детей младшего школьного возраста и предлагают ряд практических рекомендаций для педагогов и родителей по созданию условий для развития интереса к чтению у детей.
Какие психологические особенности младших школьников влияют на формирование интереса к чтению?
У младших школьников формируется активность мышления, что позволяет им лучше понимать тексты и наслаждаться чтением. Также в этом возрасте начинают развиваться воображение, внимание и память, что способствует интересу к чтению. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Что такое интерес к чтению и почему он важен для детей младшего школьного возраста?
Интерес к чтению - это внутреннее стремление ребенка к изучению книг, познанию мира через прочитанные истории. Для детей младшего школьного возраста интерес к чтению важен, так как это позволяет развивать их логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, расширяет словарный запас и помогает усвоению учебной информации.
Какие особенности проявления интереса к чтению младшими школьниками можно выделить?
Младшие школьники могут проявлять интерес к чтению через активное общение о прочитанных книгах, задавая вопросы, делясь впечатлениями. Они также могут участвовать в драматических постановках, рисовать и делать поделки, связанные с прочитанными книгами. Некоторые дети проявляют интерес к чтению через самостоятельное чтение и составление собственных историй.
Какие психолого-педагогические условия способствуют развитию интереса к чтению у младших школьников?
Для развития интереса к чтению у младших школьников важно создать комфортную атмосферу чтения в классе и дома, предложить ребенку разнообразные книги на разные темы, учитывая его индивидуальные предпочтения. Также важно включать интересные и доступные учебные материалы, проводить беседы о прочитанном, стимулировать ребенка к самостоятельному чтению и письму.
Какие психологические особенности младших школьников стоит учитывать при формировании интереса к чтению?
При формировании интереса к чтению у младших школьников важно учитывать их возрастные особенности, такие как активность мышления, развивающееся воображение, особенности внимания и памяти. Также следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его уровень развития и интересы.