Энциклопедизм возрожденческой культуры

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Предпосылки становления и основания ренессансного энциклопедизма 4
Заключение 16
Список использованной литературы 17


Фрагмент для ознакомления

Так, Лоренцо Валла в труде «Об истинном и ложном благе» утверждает необходимость как земного, так и небесного счастья, причем последнее имеет большее значение, чем первое. Однако благо в раю у философа имеет оригинальную, связанную с высшими чувственными удовольствиями, трактовку. Размышляя о христианской концепции Воскресения, Л. Валла спрашивает: «В чем был бы смысл возвращения тел, если бы мы не имели ничего более, чем имели бы без них?». Он отвергает сократовскую позицию, согласно которой для счастья достаточно только добродетели, и полагает, что добродетель нужна, в первую очередь, для ограничения зла, но сама по себе она не является благом. Человек испытывает благо от земных удовольствий. Смысл ограничения, считает Л. Валла, заключается только в том, чтобы затем вновь получить возможность испытывать удовольствие. И добродетель имеет то же назначение. Таким образом, Л. Валла порывает с позицией абсолютизации морали, в которой добродетель и нравственность предстают главным назначением человека.По пути Л. Валлы двигался и другой мыслитель эпохи Ренессанса – Эразм Роттердамский. Он тоже обращается к миру, демонстрируя, что без человеческих слабостей и пороков нет и самого человека. Философ полагал, что владение универсальным знанием лишило бы человека его индивидуальности. Поэтому в своем сатирическом памфлете «Похвала глупости» он изображает абсолютно добродетельного, лишенного эмоций мудреца: «Кто не убежит в ужасе от такого существа, не то чудовища, не то привидения, недоступного природным чувствованиям, не знающего ни любви, ни жалости, твердому камню подобного…».Ключевой особенностью философии Возрождения, в первую очередь, остается ее гуманистический пафос, стихийная диалектика, признание величия и красоты природы. Идею сближения бога с миром развивал Джордано Бруно, который создал пантеистическое учение, направленное против средневекового теизма. Основной категорией философской мысли Дж. Бруно стало Единое, которое одновременно выступает и как причина бытия, и само бытие вещей. В Едином материя совпадает с формой, а духовное – с телесным. Единое есть Вселенная, которая существует и которая бесконечна. Человек божественен, поскольку божественна природа его породившая, и неотъемлемой частью которой он является. Но истинно божественным человека делает его стремление к высшему деянию и знанию.Философы эпохи Ренессанса стремятся наделить земное бытие принципиально иным, чем в средневековом теизме, онтологическим статусом – представить его в качестве необходимой для самоопределения человека стадии развития. В некоторых концепциях это формулируется посредством утверждения промежуточного положения человека в космосе.Например, Парацельс понимал существование природы как абсолюта, живого и обладающего единой мировой душой. Душа, трактуемая в неоплатоническом духе, представляет, по мысли Парацельса, тонкий эфир, пятую сущность, что обуславливает параллелизм макро- и микрокосмоса. Это обеспечивает возможность магического воздействия на природу со стороны сознания человека. Такая философская система подразумевала возвеличивание личности, которая наделялась практически божественной властью.Оформившийся в эпоху Ренессанса переход от теоцентризма к антропоцентризму вызвал у мыслителей этого периода интерес к человеку познающему, к ключевым особенностям личности, влияющим на способности и достижение истины. В результате этого начинает оформляться научное познание и происходит расширение гносеологического ряда, сформированного учеными Ренессанса, новыми компонентами, которые отсутствовали в работах средневековых философов.Таким образом, эпоха Возрождения породила многомерную, сложную культуру, вектор которой был направлен на возвеличивание человека через познание его способностей и возможностей. Это обусловило широкий спектр вопросов, попавших в фокус интереса ученых и мыслителей Ренессанса – это вопросы социального бытия, политического и общественного порядка, принципов научного познания, закономерностей существования физического мира.ЗаключениеВ данной работе была охарактеризована культура эпохи Возрождения.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Эпоха Возрождения привнесла принципиально новые черты в культуру, искусство и науку того периода. Прежде всего, происходит преодоление средневекового аскетизма и теоцентризма, в результате чего вектор философского и научного знания сдвигается с божественного на человеческое.Главным лейтмотивом культурных и научных изысканий данного периода становятся различные проявления человеческой природы, которая более не мыслится, как отсталая, греховная и недостойная в сравнении с природой Бога.Такой антропоцентристский подход детерминировал и круг проблем, изучаемых философией и наукой данного периода. В проблемное поле исследования вовлекаются вопросы этики, социального и политического бытия, проблемы закономерностей существования физического мира.Оформляется новый идеал человека – просвещенного интеллектуала-универсала, обладающего внутренней свободой и творческим духом. Культура Ренессанса не отвергала напрямую существование Бога, однако природа божественного более не считалась центром притяжения научного знания.Величие человека мыслители этого периода усматривали в таких качествах, как свобода воли и способность к творческому созиданию. Из этогоберет начало и предназначение человека, и его обязанность в отношении себя и окружающего мира. Достоинство человека заключено в потенциях его природы, которые непременно должны быть реализованы в полной мере.Список использованной литературыАралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли / Л. Валла – Москва : Наука, 1989. – 476 с.Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Пико дела Мирандола Дж.. Речь о достоинстве человека / Мирандола дела Пико [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm (дата обращения: 04.11.2021).Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский – Москва : Сов. Россия, 1991. – 464 с.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.

Список использованной литературы
1. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.
2. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
3. Валла Л. Об истинном и ложном благе, о свободе воли / Л. Валла – Москва : Наука, 1989. – 476 с.
4. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.
5. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
6. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
7. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
8. Пико дела Мирандола Дж.. Речь о достоинстве человека / Мирандола дела Пико [Электронный ресурс]. URL: http://psylib.org.ua/books/_pikodel.htm (дата обращения: 04.11.2021).
9. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
10. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
11. Роттердамский Э. Похвала глупости / Э. Роттердамский – Москва : Сов. Россия, 1991. – 464 с.
12. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.


Вопрос-ответ:

Каковы предпосылки становления ренессансного энциклопедизма?

Ренессансный энциклопедизм возник как результат нескольких факторов. Одним из них было возрождение интереса к античной культуре и науке. Еще одной предпосылкой было повышение уровня образования в обществе благодаря появлению печатного дела и распространению книг. Кроме того, развитие научного метода и философии способствовало расширению энциклопедического знания.

Какие основания лежат в основе ренессансного энциклопедизма?

В основе ренессансного энциклопедизма лежит идея о всестороннем развитии личности. Ренессансыкие ученые и философы стремились охватить все области знания, объединив их в единую систему. Также важным основанием были древние традиции, в том числе античная культура и наука, которым ученые ренессанса возвращались с целью обогатить свое собственное знание и понимание мира.

Какое значение имеет небесное счастье по мнению Лоренцо Валлы?

Лоренцо Валла считает, что небесное счастье имеет большее значение, чем земное. По его мнению, небесное счастье связано с высшими чувственными удовольствиями и имеет оригинальную трактовку, связанную с философской концепцией Воскресения. Таким образом, для Валлы небесное счастье является целью, к которой человек должен стремиться.

Что спрашивает Лоренцо Валла, рассуждая о христианской концепции Воскресения?

Лоренцо Валла спрашивает, в чем заключается смысл возвращения после смерти. Рассматривая христианскую концепцию Воскресения, он задается вопросом, какова будет природа этой новой жизни и какие состояния она принесет людям. Валла интересуется, какие чувственные удовольствия и опыты будут доступны людям в раю после воскресения.

Какова роль Лоренцо Валлы в становлении ренессансного энциклопедизма?

Лоренцо Валла является одним из представителей ренессансного энциклопедизма. В своем труде "Об истинном и ложном благе" он высказывает идею о необходимости как земного, так и небесного счастья, при этом придавая большее значение последнему. Он также размышляет об христианской концепции Воскресения и задает вопрос о смысле возвращения.

Какие предпосылки привели к становлению ренессансного энциклопедизма?

Среди предпосылок становления ренессансного энциклопедизма можно выделить множество факторов. Одним из них является возрождение интереса к античной культуре и наследию, которое произошло в период Возрождения. Другой предпосылкой является развитие книгопечатания и распространение знаний. Также важным фактором было развитие науки и философии, что способствовало появлению потребности в систематизации и распространении знаний через энциклопедии.

Какова связь между ренессансным энциклопедизмом и религией?

В ренессансном энциклопедизме присутствует связь с религией, особенно с христианством. Некоторые философы, такие как Лоренцо Валла, исследовали вопросы христианской концепции Воскресения и связывали их с идеями о благе и счастье. Валла, например, утверждал, что небесное счастье имеет большее значение, чем земное, и имел свою оригинальную трактовку блага в раю, связанную с высшими чувственными удовольствиями.

Какие основания лежат в основе ренессансного энциклопедизма?

Основания ренессансного энциклопедизма базировались на возрождении интереса к античной культуре и наследию. Энциклопедисты рассматривали античную эпоху как эпоху свободы и ценности знания. Они также использовали философские и научные идеи своего времени для создания своих энциклопедий. Таким образом, основания ренессансного энциклопедизма были положены на философских и научных основах, а также на уважении к античной культуре.

Какие были предпосылки становления и основания ренессансного энциклопедизма?

Предпосылками становления и основанием ренессансного энциклопедизма служили несколько факторов. Во-первых, возникновение и развитие городов, где образование и культура играли важную роль. Во-вторых, переосмысление классического наследия античности и стремление к знаниям о мире и человеке. В-третьих, развитие книгопечатания, что позволило быстрее распространять знания и идеи.

Какую роль играла концепция истинного и ложного блага в ренессансном энциклопедизме?

Концепция истинного и ложного блага имела важное значение в ренессансном энциклопедизме. Лоренцо Валла утверждал, что необходимо достичь и земного, и небесного счастья, причем последнее имеет более высокую ценность. Валла рассматривал благо в раю как состояние, связанное с высшими чувственными удовольствиями и совершенством человеческой души.

Как Лоренцо Валла рассматривал концепцию Воскресения?

Лоренцо Валла задумывался о христианской концепции Воскресения и ставил вопрос о смысле возвращения. Он утверждал, что если бы смысл возвращения заключался только в земных удовольствиях, то это было бы пустым и бессмысленным. Однако, Валла видел в возвращении смысл, связанный с небесными благами и совершенством человеческой души.

Какие предпосылки легли в основу возникновения ренессансного энциклопедизма?

Основания ренессансного энциклопедизма были обусловлены несколькими факторами. Во-первых, это восприятие наследия античности, которое стало возможным благодаря открытию и переводу античных текстов, которые долгое время были забыты или утеряны. Во-вторых, это развитие гуманистических идей, которые подчеркивали роль человека и его творческого потенциала. В-третьих, это развитие науки и познания, которые требовали систематизации и классификации знаний, что и привело к появлению энциклопедий и энциклопедического мышления.