Жанр оперы в творчестве А.Г. Шнитке

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 23 23 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 13.12.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Полижанровость в творчестве А. Г. Шнитке 4
2. Жанр оперы-триллера в творчестве А. Шнитке 9
Заключение 21
Список использованной литературы 22


Фрагмент для ознакомления

Никто из организаторов не ожидал наплыва публики, поэтому на деньги Московской филармонии было отпечатано всего 350 программок с полным текстом либретто оперы. Но регулярное исполнение произведений Шнитке делает свое дело: публика в Большом зале консерватории на этот раз была довольно большой. «Иезуальд» - уникальное произведение для Шнитке. После камерного фарса Ерафеева «Жизнь с идиотом» это его единственная крупная опера. Правда, почти одновременно с венской премьерой «Иезуальда» в Гамбурге была поставлена ​​«История доктора Иоганна Фауста», но на самом деле Шнитке добавил свою раннюю одноименную кантату. Опера, заказанная Венской государственной оперой, основана на реальных событиях из жизни принца Венозы и знаменитого композитора позднего Возрождения Карла Иезуальда, друга Тарквата Таса и создателя классического жанра полифонического мадригала. Убийство собственной жены (обвиненной в прелюбодеянии) и сына принесло Карлу Джесуальду еще большую известность.Либретто из 32 сцен написал венский драматург Рихард Блещахер, а в Москве его исполнил в русском переводе Алексей Парин. Только пролог и эпилог, окружающие оперу, написаны a capella в духе иезуитских мадригалов, других стилизаций в опере нет, хотя при желании есть много сверстников с болезненным экспрессионизмом «Вотека» Берга, мрачной атмосферой «Синяя борода» Франческа и Римини "Рахманинова. В этом мрачном триллере участвует большой оркестр, который играет преимущественно в камерном стиле, а певцы поют преимущественно под аккомпанемент клавесинов и колоколов. Чрезмерное увлечение колоколом, особенно во втором акте оперы, полностью отражает композиционную неразбериху, присущую Шнитке в последние годы. Но в целом опера - одно из лучших произведений композитора последних лет. В сценах убийств (особенно в финале, где крик младенца передает леденящий душу монотонный свист) музыка достигает сильнейшего театрального эффекта. К сожалению, если исполнение Симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского было на уровне такого уставного мероприятия, то привлеченные в дирижер певцы явно не справились со сложными певческими и актерскими задачами. Шнитке, как это свойственно композиторам неооперы, писал чрезвычайно сложные, тяжелые вокальные партии.Понятно, что и в Вене, и в Москве было сложно добиться участия звезд, сторонящихся такой музыки. Но приглашение в основные партии солистов московских театров и филармонии, которые поют, как правило, «Ешьте служили», не подействовали. Неслучайно наиболее заметными были исполнители небольших партий брата и сестры Иезуальда - Сергея Аксенова и Екатерины Кичигиной. Олег Шагоцкий из «Новой Оперы» просто не потянул за партию Иезуальда, написанную явно для другого типа голоса - более драматичного и плотного по звучанию.Венская премьера оперы «Иезуальд» под управлением Мстислава Ростроповича не удалась. Спектакль итальянского режиссера Карло Леви по понятным причинам исчез из репертуара театра. Но для России, где за последние годы не было написано ни одной значимой оперы, этот опус Шнитке играет важную роль. Появление оперы в репертуаре наших театров спасло бы «Иезуальд» от забвения, потому что режиссерам есть над чем поработать. 4. Опера «История доктора Иоганна Фауста»Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) – одно из ключевых произведений Альфреда ШниткеПервоначально композитор задумал оперу по второй части «Фауста» Гете, но вскоре обратился к «Народной книге» И. Шписа (1587)На этот сюжет, уже через 11 лет, за четыре года до смерти Шнитке создал оперу, в которой музыка кантаты (смерть Фауста) стала третьим актом.В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы «Народной книги», повествующие о конце жизни Фауста. Текст этот настолько естественно ложился на предощущаемую им музыку, что он не изменил в нем ни слова; был использован оригинальный немецкий текст, а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод.В кантате 10 эпизодов:Пролог. «Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста» (хор).Близок час. «Когда минули 24 года…» (рассказчик, Мефистофель, хор).Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. «Все идут в трактир, садятся за стол…» (хор, рассказчик).Исповедь Фауста. «Досточтимые любимые господа, друзья мои…» (Фауст, хор, рассказчик).Скорбь друзей. «Раз уж так и другого быть не может…» (хор, рассказчик).«Ложное утешение» (Мефистофелем Фауста). «О, Фауст мой, что за малодушие?.. (Мефистофель – обе партии, двухголосно).Гибель Фауста. «А после двенадцати, к часу ночи…» (Мефистофель, хор).После смерти Фауста. «Те же магистры, бакалавры, студенты…» (рассказчик, хор).Эпилог (хор).Финальный припев (результат кантаты, обучение потомков). «Так что будьте осторожны, берегитесь! Все время, когда твой враг жесток, дьявол жаждет жертв!» (четыре солиста, хор).Кульминация кантаты - сцена расправы над Фаустом Мефистофелем. Как это представить в музыке? Это было проблемой для композитора. Композитор сначала решил воссоздать этот эпизод с выразительной диссонирующей музыкой, полностью выдержанной в духе эстетики ХХ века. Но быстро сообразил, что так желаемого эффекта не добьется. Вот как он выразился: «Чтобы передать атмосферу адской бездны, требуется некоторое стилистическое унижение, а это шокирующий стилистический контраст. И для этого я использовал ритм танго». «Хит - это хорошая маска всевозможной бесовщины, способ проникнуть в душу, поэтому я не вижу другого способа выразить зло в музыке, кроме удара».Контраст между элементарной мелодией и ужасающим натуралистическим текстом, описывающим ужасающие подробности смерти Фауста, ошеломляет. Это то, что композитор когда-то назвал «унижением пошлости».Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Алай Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и всего четыре месяца спустя, 23 октября 1983 г. (после многочисленных петиций и несмотря на непрекращающиеся препятствия) - в Москве, а затем, в 1984 г. - в Ленинграде (ныне с Раиса Котова в роли Мефистофеля Карателя).ЗаключениеДля всех произведений Шнитке характерен новаторский музыкальный язык, который часто содержит элементы полистилистики - так композитор раскрывает конфликт между гармоничным мировоззрением и дисгармоничной реальностью. В 1970-е гг. происходит возврат к четкому мелодическому началу - в этот период композитор создает такие произведения, как Реквием, Фортепианный квинтет, Гимны для ансамбля на темы старинных русских песен.Композитор придумал термин «полистилистика», ему удалось совместить разную эстетику, казалось бы, совершенно необъяснимую. В 1972 году он написал свое первое серьезное произведение - балет «Лабиринты», а затем фортепианный квинтет, который впоследствии трансформировался в «Реквием».Музыка Шнитке отличается от произведений большинства композиторов того времени. Альфред использовал редкий метод алеаторики для написания многих своих музыкальных произведений. Такой подход к написанию музыки развился вопреки строгим, устоявшимся традициям. Произведения Шнитке предполагали неопределенную случайную последовательность различных элементов музыки. В его произведениях быстро менялись ритм, тембр и динамика. Выстроенная в произведении гармония кардинально изменила свою форму, обретя новые черты. Можно сказать, что у его работ не было ни жанровых, ни стилистических ограничений.За свою творческую жизнь Шнитке создал более 20 концертов, опер и балетов, 9 симфоний, 4 скрипичных концерта и струнных квартетов. Скомпилировал музыку к фильмам и спектаклям. Музыкальное произведение «Полет», «Вальс-простор» мы слышим в фильме «Сказка о путешествиях». Песня «Экипаж» создана специально для одноименного фильма. В «Синдроме петрушки» звучит мелодия «Танго в сумасшедшем доме».Список использованной литературыАверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века / Аверьянова О.И. - М.: Музыка, 2019. – 256 с.Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века /Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. - М.: Знание,2016. – 192 с.Дорошевич А.Н. Триллер против детектива / А.Н. Дорошевич - М.: НИИ киноискусства, 2018. – С. 5-20. Дьячкова Л.С. Опера А. Шнитке «Джезуальдо»: параллели и инверсии художественных систем Ренессанса и современности / Л.С. Дьячкова - М.: Композитор, 2016. - С. 56—78. Ивашкин А. Диалоги с Шнитке / А. Ивашкин - М.: РИК «Культура», 2005. - С. 162. Калинина, Г.Ф., Егорова, Л.Н. Музыкальная литература. Выпуск 4. Тесты по отечественной музыке XX века. – М.: ИП Калинин, 2014. – 132 с.Кандинский А.И. Из истории русской и советской музыки / Кандинский А.И. – М.: Музыка,2017. – 337 с.КусоваЛ.И. Очерки по русской музыкальной литературе второй половины ХХ века /Кусова Л.И. – Орел: Орлов, обл. тип.,2019. – 47 с.Михалкович В.И. Что такое триллер / В.И. Михалкович – М.: Искусство, 1976. - С. 187-214. Самохвалова А.А. Феномен театра абсурда на музыкальной сцене. Опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом»: автореферат дис. … канд. Искусствоведения / Самохвалова А.А. - М., 2011. – 451 с.СолодовниковаА.Г. Опера Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода»: между мистерией и экспрессионистской драмой / А.Г. Солодовникова - СПб., 2005. - С. 62-87. Франтова Т.В. Полифония Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т.В. Франтова - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. – 403 с. Ханнанова Е.Н. «Карло Джезуальдо» и Альфред Шнитке / Е.Н. Ханнанова - М.: Композитор, 2016. - С. 234-243. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы Альфреда Шнитке «Джезуальдо»: лабиринты смыслов / Е.Н. Ханнанова - М., 2010. – 218 с. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке /Холопова В., Чигарева Е. – М.: Советский композитор, 2019. – 350 с.Альфред Гарриевич Шнитке[электронный ресурс] / URL: https://www.belcanto.ru/shnitke.html(дата доступа: 13.11.2021)Альфред Гарриевич – биография и творчество[электронный ресурс] / URL: https://biographe.ru/znamenitosti/alfred-shnitke/(дата доступа: 13.11.2021)

Список использованной литературы
1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века / Аверьянова О.И. - М.: Музыка, 2019. – 256 с.
2. Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века / Алексеева Л.Н., Григорьев В.Ю. - М.: Знание, 2016. – 192 с.
3. Дорошевич А.Н. Триллер против детектива / А.Н. Дорошевич - М.: НИИ киноискусства, 2018. – С. 5-20.
4. Дьячкова Л.С. Опера А. Шнитке «Джезуальдо»: параллели и инверсии художественных систем Ренессанса и современности / Л.С. Дьячкова - М.: Композитор, 2016. - С. 56—78.
5. Ивашкин А. Диалоги с Шнитке / А. Ивашкин - М.: РИК «Культура», 2005. - С. 162.
6. Калинина, Г.Ф., Егорова, Л.Н. Музыкальная литература. Выпуск 4. Тесты по отечественной музыке XX века. – М.: ИП Калинин, 2014. – 132 с.
7. Кандинский А.И. Из истории русской и советской музыки / Кандинский А.И. – М.: Музыка, 2017. – 337 с.
8. Кусова Л.И. Очерки по русской музыкальной литературе второй половины ХХ века / Кусова Л.И. – Орел: Орлов, обл. тип., 2019. – 47 с.
9. Михалкович В.И. Что такое триллер / В.И. Михалкович – М.: Искусство, 1976. - С. 187-214.
10. Самохвалова А.А. Феномен театра абсурда на музыкальной сцене. Опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом»: автореферат дис. … канд. Искусствоведения / Самохвалова А.А. - М., 2011. – 451 с.
11. Солодовникова А.Г. Опера Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода»: между мистерией и экспрессионистской драмой / А.Г. Солодовникова - СПб., 2005. - С. 62-87.
12. Франтова Т.В. Полифония Шнитке и новые тенденции в музыке второй половины XX века / Т.В. Франтова - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ АПСН, 2004. – 403 с.
13. Ханнанова Е.Н. «Карло Джезуальдо» и Альфред Шнитке / Е.Н. Ханнанова - М.: Композитор, 2016. - С. 234-243.
14. Ханнанова Е.Н. Поэтика оперы Альфреда Шнитке «Джезуальдо»: лабиринты смыслов / Е.Н. Ханнанова - М., 2010. – 218 с.
15. Холопова В., Чигарева Е. Альфред Шнитке / Холопова В., Чигарева Е. – М.: Советский композитор, 2019. – 350 с.
16. Альфред Гарриевич Шнитке [электронный ресурс] / URL: https://www.belcanto.ru/shnitke.html (дата доступа: 13.11.2021)
17. Альфред Гарриевич – биография и творчество [электронный ресурс] / URL: https://biographe.ru/znamenitosti/alfred-shnitke/ (дата доступа: 13.11.2021)

Вопрос-ответ:

Какой жанр был основным в творчестве А. Г. Шнитке?

Основным жанром в творчестве А. Г. Шнитке была опера.

Какие были особенности жанра оперы в творчестве А. Г. Шнитке?

Жанр оперы в творчестве А. Г. Шнитке был полижанровым - в его оперных произведениях присутствовали элементы различных жанров и стилей музыки.

Какими идеями была проникнута опера "Иезуальд" А. Г. Шнитке?

Опера "Иезуальд" А. Г. Шнитке была проникнута идеями о трагической судьбе композитора Карло Джезуальдо и его связи с музыкой.

Сколько программок с полным текстом либретто оперы было отпечатано на деньги Московской филармонии?

На деньги Московской филармонии было отпечатано всего 350 программок с полным текстом либретто оперы.

Какую реакцию вызвало исполнение произведений Шнитке в Большом зале консерватории?

Исполнение произведений Шнитке в Большом зале консерватории вызвало довольно большую реакцию публики, которая оказалась неожиданно обильной.

Какие жанры можно найти в творчестве А.Г. Шнитке?

В творчестве А.Г. Шнитке можно найти полижанровость - смешение различных жанров и стилей.

В каком жанре написана опера А.Г. Шнитке "Иезуальд"?

Опера "Иезуальд" относится к жанру оперы-триллера.

Сколько программок с полным текстом либретто оперы было отпечатано на деньги Московской филармонии?

На деньги Московской филармонии было отпечатано всего 350 программок с полным текстом либретто оперы.

Какая была реакция публики на исполнение произведений Шнитке?

Публика в Большом зале консерватории была довольно большой и положительно отреагировала на исполнение произведений Шнитке.