Конституционные принципы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 26 26 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 08.12.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Механизм государства и его структура………………………………………………5
1.1 Понятие и признаки механизма государства………………………………………………5
1.2 Структура государственного механизма…………………………………………………...7
Глава 2. Государственный аппарат как центральная часть механизма государства……….14
2.1 Понятие и признаки государственного аппарата………………………………………...14
2.2 Понятие, признаки и виды органов государственной власти……………………………16
Глава 3. Принципы организации и функционирования государственного механизма……19
3.1 Система принципов организации и деятельности государственного механизма……...19
3.2 Повышение эффективности деятельности государственного механизма……………...21
Заключение 23
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы……….25
Фрагмент для ознакомления

При этом в законодательстве содержатся изъятия из этого принципа, связанные с требованиями обеспечения национальной безопасности;
8) учет общественного мнения, как принцип, представляет собой механизм, с помощью которого деятельность государственного органа может корректироваться в соответствии с оценкой его деятельности со стороны гражданского общества в целом или отдельных его составляющих;
9) принцип научности представляет собой использование новейших достижений науки и техники, инновационных технологий в организации деятельности как всего государственного аппарата, так и отдельных его элементов;
10) профессиональная компетентность должностных лиц связана с возможность реализовывать объем властных полномочий на достаточно высоком уровне и нести персональную ответственность за качество своей работы;
11) равный доступ к государственной службе, представляющий собой конституционное право гражданина, предполагает наличие равных возможностей вне зависимости от статуса гражданина, желающего применить свои способности в деле управления государством.
В теории конституционного права государственный аппарат рассматривает с точки зрения возможности контроля гражданского общества за ним.
Таким образом, воплощение в жизнь представленной системы принципов повлечет за собой повышение эффективности и качества функционирования государственного аппарата.






3.2 Повышение эффективности деятельности государственного механизма
Принцип разделения властей – не только один из основных принципов организации и деятельности государственной власти, но и одновременно один из ключевых принципов функционирования современного государства.
Содержание его заключается в том, что в правовом государстве отрасли (или ветви) государственной власти должны существовать независимо друг от друга. Каждая из них – законодательная, исполнительная и судебная – должны быть представлены органами, обладающими взаимными полномочиями, не позволяющими ни одной из ветвей занять лидирующее положение.
Сам принцип зародился несколько сот лет назад, обычно его связывают с именем французского ученого Ш. Л. Монтескье (1689—1755). Говоря о термине «ветвь власти», исследователи пришли к выводу, что он возник вследствие ошибочного двойного перевода употребляемого Ш. Монтескье словосочетания «separation des pouvoirs». С точки зрения юриспруденции, более точным следует считать перевод как «отрасль власти».
Политический смысл данного принципа состоит в том, чтобы исключить саму возможность узурпации власти путем перераспределения взаимных полномочий по контролю между тремя ветвями власти, поскольку образование единого органа, совмещающего в себе больший власти, чем определенный для одного направления государственного управления, в дальнейшем неминуемо приведет к узурпации власти. При этом юридический смысл и фактическая реализация власти в государстве должна оставаться целостной, единой.
С юридической точки зрения это выражается в том, что:
1) все органы государства в сумме обладают всей полнотой власти, необходимой для реализации внутренних и внешних функций государства;
2) разделение компетенции исключает возможность для одних органов государства реализовывать полномочия от имени органов, принадлежащих к другой ветви власти.
Принцип разделения властей был впервые закреплен в Конституции США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции, затем в Конституции Франции 1791 г.
Данный принцип содержит в себе также систему требований:
1) каждый орган обладает определенной автономией при реализации своих полномочий, запрещено слияние полномочий или подмена органов;
2) органы каждой ветви власти обладают возможностью нейтрализовывать полностью или частично решения органов других ветвей власти;
3) равномерное распределение всего объема власти между отраслями, как элемент, препятствующий узурпации власти;
4) взаимные полномочия контрольного характера для органов, принадлежащих ко всем ветвям власти;
5) равноправие всех ветвей власти перед законом, нормативно-правовое ограничение их компетенции, невозможность изменения ее неконституционными способами.
Степень воплощения принципа разделения в реальную политическую жизнь государства зависит от многих факторов, в первую очередь от национального правосознания, от конкретной социально-экономической и политической ситуации.
Принцип разделения власти на три «отрасли (ветви)» не абсолютен. Его не следует воспринимать как догму и не учитывать реальные изменения, которые произошли в системе государственной власти после его провозглашения и конституционного закрепления. В большинстве конституционных государств, в которых принцип разделения властей положен в основание организации государственной власти, имеются государственные органы, которые формально не относятся ни к одной из классических отраслей власти.
Подводя итоги, следует отметить, что принципы организации и функционирования государственного механизма представляют собой основополагающие начала, определяющие его сущность и направления развития. С другой стороны, с течением времени, с изменением общественно-политической и правовой ситуации в государстве вышеуказанные принципы объективно могут быть подвергнуты трансформации.













Заключение
Механизм государства, представляющий собой совокупность элементов, посредством которых реализуются внутренние и внешний функции государства, не представляет собой застывший монолит. Он в известной степени подвержен эволюции, обусловленной такими факторами, как изменение формы правления в государстве, социально-экономическими и политическими сдвигами, изменением традиций управленческого характера и т.д.
Создание устойчивого механизма государства и нормативно-правовых основ его дальнейшего функционирования выступает в качестве ключевой задачи любой конституции. Этот механизм должен работать согласованно, своей властной деятельностью охватывая все сферы жизнедеятельности государства и общества.
Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции. Одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства.
Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.
Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.
В рамках научного исследования нами были также рассмотрены теоретико-правовые основы взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации. Выделены основные формы взаимодействия государственных органов публичной власти между собой. Определены элементы системы сдержек и противовесов, которая положена в основу принципа разделения властей. Выявлена проблема нарушения основополагающих начал принципа разделения властей в Российской Федерации, которое выражается в привилегированном положении главы государства, обусловленном экспоненциальным ростом закрепленных за ним публично-властных полномочий. Осуществлен анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, которые укрепляют тенденцию повышения роли главы государства в механизме государственной власти. Выделена проблема отсутствия у Федерального Собрания Российской Федерации достаточных полномочий для осуществления сдерживающих иные субъекты государственной власти мероприятий.






















Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы:

Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_ 28399/
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 25185/.
Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Кененова И.П. и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян С,А.. М Юстицинформ, / Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. 2014. С. 47-51
Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: Зерцало, 2009. С.97
Васильев С.А. Взаимодействие субъектов конституционноправовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 20.
Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). С.96
Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М.: РГУП, 2018. С. 144.
Желдыбина Т.А. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 40.
Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 3. С. 4.
Кравцова Е.А. О действующих моделях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 31 - 34.
Краснов М.А. Точечные изменения в Конституцию. А какие точки? // Конституционный вестник. 2019. № 4 (22). С. 112 / https://historyrussia.org/images/Knigi/Konstitysionniy-vestnik_compressed.pdf
Лукьянов А.И. Заметки старого спикера // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 18.
Некрасов С.И. Конституционное право: конспект лекций. М.: Юрайт, 2017. С. 142.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014.
Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РГУП. 2018. С. 56.
Прохоров К.В. Развитие системы органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 48.
Худякова А. С.Государственное управление и государственное регулирование: проблемы взаимосвязи // Управленческое консультирование. 2018. №12 (72). С.236-238
Четвериков В.С. Институт государственного управления и правового регулирования в деятельности исполнительной власти // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 2. С. 160.
Шаблинский И.Г. Механизм сдержек и противовесов в российской конституционной практике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 37.

См.: Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. - М., 1998. С. 159.

Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27.
Васильев С.А. Взаимодействие субъектов конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 20.
Васильев С.А. Взаимодействие субъектов конституционно-правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 20.
Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/avakian_sa_arbuzkin_am_kenenova_ip_organizacija_gosudarstvennoj_ vlasti_v_rossii_zarubezhnyh_stranah/
Желдыбина Т.А. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 40.

Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27.
Краснов М.А. Точечные изменения в Конституцию. А какие точки? // Конституционный вестник. 2019. № 4 (22). С. 112.
Шаблинский И.Г. Механизм сдержек и противовесов в российской конституционной практике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 37.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 25185/.
Лукьянов А.И. Заметки старого спикера // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 18.
Цит. по Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РГУП. 2018. С. 56 / http://op.raj.ru/index.php/srednee-professionalnoe-obrazovanie-2/692-konstitutsionno-pravovye- osnovy-sistemy-organov-publichnoj-vlasti-v-rf-uchebnoe-posobie
Некрасов С.И. Конституционное право: конспект лекций. М.: Юрайт, 2017. С. 56.

Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 3. С. 4.

Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 3. С. 6.

Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. С. 90.









2





2

Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_ 28399/
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П «По спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом Российской Федерации относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального Прокурора Российской Федерации от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 25185/.
3. Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Кененова И.П. и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян С,А.. М Юстицинформ, / Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс. 2014. С. 47-51
4. Алебастрова И.А. Принцип разделения властей в условиях разрастания количества государственных органов: проблемы сохранения чистоты концепции // Государство и право. 2017. № 9. С. 27.
5. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. М.: Зерцало, 2009. С.97
6. Васильев С.А. Взаимодействие субъектов конституционно¬правовых отношений // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1. С. 20.
7. Дубинина Е. С. Принцип разделения властей как основа построения системы органов государственной власти в Конституции РФ 1993 года // Основы ЭУП. 2013. №5 (11). С.96
8. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М.: РГУП, 2018. С. 144.
9. Желдыбина Т.А. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 7. С. 40.
10. Кабышев В.Т. Конституционная система власти в современной России // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 3. С. 4.
11. Кравцова Е.А. О действующих моделях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 8. С. 31 - 34.
12. Краснов М.А. Точечные изменения в Конституцию. А какие точки? // Конституционный вестник. 2019. № 4 (22). С. 112 / https://historyrussia.org/images/Knigi/Konstitysionniy-vestnik_compressed.pdf
13. Лукьянов А.И. Заметки старого спикера // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1. С. 18.
14. Некрасов С.И. Конституционное право: конспект лекций. М.: Юрайт, 2017. С. 142.
15. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: Учебно-методический комплекс / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014.
16. Писарев А.Н. Конституционно-правовые основы системы органов публичной власти в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РГУП. 2018. С. 56.
17. Прохоров К.В. Развитие системы органов исполнительной власти в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 48.
18. Худякова А. С.Государственное управление и государственное регулирование: проблемы взаимосвязи // Управленческое консультирование. 2018. №12 (72). С.236-238
19. Четвериков В.С. Институт государственного управления и правового регулирования в деятельности исполнительной власти // Вестник Московского уни-верситета МВД России. 2010. № 2. С. 160.
20. Шаблинский И.Г. Механизм сдержек и противовесов в российской конституционной практике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 37.

Вопрос-ответ:

Какие принципы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации?

Принципы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации включают принципы законности, равенства, разделения властей, общественного контроля и ответственности перед гражданами.

Какое понятие и признаки механизма государства?

Механизм государства - это система взаимодействующих и подчиненных друг другу органов государственной власти. Его признаки включают иерархичность, подчиненность, связь, работу в соответствии с законодательством и общественные интересы.

Какова структура государственного механизма?

Структура государственного механизма включает органы государственной власти разных уровней - федеральные, региональные и местные. Также в его состав входят органы исполнительной, законодательной и судебной власти, а также органы государственного управления.

Что такое государственный аппарат и какие у него признаки?

Государственный аппарат - это совокупность организаций и структурных подразделений, занимающихся осуществлением государственных функций. У государственного аппарата есть признаки: иерархичность, подчиненность, кадровая политика, соблюдение принципов законности и прочие.

Какие виды органов государственного аппарата существуют?

В государственном аппарате существуют различные виды органов: исполнительные, законодательные и судебные. К исполнительным органам относятся правительство, муниципальные органы, государственные комитеты и др. Законодательные органы включают парламенты на разных уровнях. Судебные органы занимаются рассмотрением и разрешением судебных дел.

Какие принципы организации и функционирования государственного механизма Российской Федерации закреплены в Конституции?

В Конституции Российской Федерации закреплены следующие принципы организации и функционирования государственного механизма: принцип разделения властей, принцип формирования и деятельности государственных органов, принцип верховенства Конституции, принцип личной ответственности государственных должностных лиц, принцип права и правовое государство.

Что такое государственный аппарат и какие у него признаки?

Государственный аппарат - это организационно-функциональная система, которая обеспечивает реализацию полномочий и функций государственных органов. У государственного аппарата есть следующие признаки: централизованность, профессиональная ориентированность, иерархичность, нормативность, государственное управление и служение интересам общества.

Какова структура государственного механизма Российской Федерации?

Структура государственного механизма Российской Федерации включает три основные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть представлена Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительная власть - Президентом и Правительством Российской Федерации, а судебная власть - судами Российской Федерации.

Какие органы входят в состав государственного аппарата?

В состав государственного аппарата входят органы исполнительной власти, которые подразделяются на федеральный и региональный уровни. На федеральном уровне это Министерства, Федеральные службы и агентства, комитеты и другие органы, обеспечивающие реализацию государственной политики. На региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В чем заключается суть принципа права и правового государства?

Принцип права и правового государства заключается в том, что государственная власть осуществляется на основе законов, которые устанавливают права и обязанности граждан, а также регулируют деятельность государственных органов. Правовое государство предполагает соблюдение принципов правового равенства, законности и справедливости.