Компаративистский (сравнительный) анализ учений Макиавелли и Лютера
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 10.12.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Секуляризационные процессы в Европе XV-XVII вв. 7
1.1. Тенденции рационализации в итальянском гуманизме 7
1.2. Специфика европейской Реформации 13
Глава 2. Социально-политические концепции Н. Макиавелли и М. Лютера 15
2.1. Доктрина политической целесообразности Н. Макиавелли 15
2.2. Основания политической рациональности в концепции М. Лютера 23
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Для Н. Макиавелли современной ему политической реальностью была борьба раздробленных феодальных княжеств, тогда как для М. Лютера – протестное движение, возникшее внутри Церкви.12. По мнению М. Лютера, какова роль светской власти в реформаторской деятельности?Содействие и участие в реформах, предотвращение злоупотреблений в сфере церковного управления является для светской власти священным и гражданским долгом.13. Как М. Лютер обосновывает концепцию светской власти, не подчиненной Церкви?Поскольку, по мнению М. Лютера, светская власть создана Богом для защиты общества от злоупотреблений, порожденных несовершенной человеческой природой, то она вправе реализовывать свои властные полномочия по пресечению таких злоупотреблений без всяких исключений, даже если это затрагивает интересы священничества и папы. («Так как светская власть учреждена Богом для наказания злых и защиты благочестивых, то круг ее обязанностей должен свободно и беспрепятственно охватывать все Тело христианства, без всякого исключения, будь то папа, епископ, священник, монах, монахиня или кто-нибудь еще»).14. Какая фундаментальная идея объединяет взгляды М. Лютера и Н. Макиавелли?Идея организации социально-политической жизни общества на рациональных основаниях, выработки целенаправленной программы преобразований, охватывающих все сферы жизни общества. Другими словами, идея отделения института религии от института политики.15. Какое отличие в учениях Н. Макиавелли и М. Лютера Вы можете назвать основным?Н. Макиавелли видит главной движущей силой социально-политического процесса личность – политического лидера, который своей волей способен изменять существующий социально-политический порядок. Кроме того, вся полнота ответственности за политические решения также возлагается на политического лидера. М. Лютер в качестве такой движущей силы называет социальные классы – прежде всего, привилегированные, чье социальное положение диктует необходимость активного политического участия в преобразованиях.
2. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
3. Горюнов А. В. Общественный идеал в когнитивной структуре проекта / А.В. Горюнов // Общество: философия, история, культура. – 2014. - № 2. – С. 8-12.
4. Гусейнов А. А. Мораль и политика: урок Макиавелли / А.А. Гусейнов // Философский журнал. – 2014. - № 2. – С. 5-23.
5. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
6. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
7. Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства / М. Лютер // Мартин Лютер. Избранные произведения. – Санкт-Петербург : Андреев и согласие, 1994. – С. 55-119.
8. Лютер М. Открытое увещевание ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа / М. Лютер // Мартин Лютер. Избранные произведения. – Санкт-Петербург : Андреев и согласие, 1994. – С. 120-130.
9. Лютер М. О светской власти / М. Лютер // Мартин Лютер. Избранные произведения. – Санкт-Петербург : Андреев и согласие, 1994. – С. 131-163
10. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли – Москва : Планета, 1990. – 80 с.
11. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
12. Полякова М. А. Эволюция лютеровской картины мира и ее роль в религиозном просвещении: от всеобщего священства к Краткому катехизису / М.А. Полякова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. - № 3 (39). – С. 141-153.
13. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
14. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
15. Сапронов П. А. Десакрализация темы власти у Н. Макиавелли и Т. Гоббса / П.А. Сапронов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2011. - №. 3. – С. 60-66.
16. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.
17. Смирин М. М. К истории раннего капитализма в германских землях / М.М. Смирин. – Москва : АН СССР, 1969. – 405 с.
18. Федулов С. С. Учение Н. Макиавелли: политический реализм или политический цинизм? / С.С.Федулов // Общество: философия, история, культура. – 2017. - № 3. – С. 44-48.
19. Чалый В. А. Становление политической рациональности в политико-философских концепциях Реформациях / В.А. Чалый // Проблемы современного образования. – 2017. - № 4. – С. 9-18.
20. Юрченко Н. И. Влияние реформации на формирование демократических институтов Европы [Электронный ресурс] / Н.И. Юрченко // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. – 2017. - № 5(35). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/4857 (дата обращения: 08.11.2021).
Вопрос-ответ:
Какие тенденции рационализации можно выделить в итальянском гуманизме?
В итальянском гуманизме можно выделить несколько тенденций рационализации, например, установление оснований гуманитарных наук на принципах рационального анализа и логики, а также рационализация религиозных верований и культовых практик.
В чем состояла специфика европейской Реформации?
Европейская Реформация была специфичной тем, что она стала началом новой эры в религиозной и политической истории Западной Европы. Реформация проявилась в форме протеста против католической церкви и привела к появлению новых религиозных направлений, таких как протестантизм.
Какова доктрина политической целесообразности Н. Макиавелли?
Доктрина политической целесообразности Н. Макиавелли состояла в том, что правитель должен действовать во благо государства, даже если для этого ему приходится применять жестокие и неэтичные методы. Он считал, что правитель должен быть коварным и хитрым стратегом, готовым использовать любые средства для достижения своих целей.
Каковы основания политической рациональности в концепции М. Лютера?
В концепции М. Лютера основания политической рациональности заключались в признании религиозной веры как основы истинного пути к спасению и утверждении, что правительство должно быть предано Богу и руководиться его волей. Лютер призывал к ограничению власти церкви и привлечению верующих к управлению государством.
Какую реальность Н. Макиавелли считал современной ему политической реальностью?
Н. Макиавелли считал современной ему политической реальностью мир, где государства вели между собой жестокую борьбу за власть и ресурсы. Он видел, что политика кипит интригами, заговорами и военными конфликтами.
Какие существуют тенденции рационализации в итальянском гуманизме?
В итальянском гуманизме можно выделить несколько тенденций рационализации. Одна из них - это утверждение необходимости использования разума и логики во всех сферах жизни, включая политику. Гуманисты стремились к объективности и логической стройности исследования проблем. Также важной тенденцией было стремление к отделению политической сферы от религиозной, что является одним из аспектов секуляризационных процессов.
Какова специфика европейской Реформации?
Европейская Реформация была своеобразным периодом изменений в религиозной сфере. Основными идеями Реформации были: отвержение некоторых традиций и учений католической церкви, акцентирование роли веры и благодати в спасении человека, а также признание прямого доступа к Библии для каждого верующего. Это был один из факторов, способствовавших секуляризации общества и разделению церкви и государства.
В чем состоит доктрина политической целесообразности Н. Макиавелли?
Доктрина политической целесообразности Н. Макиавелли заключается в утверждении необходимости использования любых средств для достижения политических целей. Он полагает, что в политике важны не только правила нравственности и этики, но и реальные результаты. Макиавелли призывает правителей быть гибкими и беспощадными, если это способствует сохранению власти и благополучию государства.
Каковы основания политической рациональности в концепции М. Лютера?
Основания политической рациональности в концепции М. Лютера были связаны с его учением о двойном царстве - царстве Божьем и царстве земном. Лютер утверждал, что светские власти имеют божественную легитимность и должны быть повинны Богу. Он также подчеркивал, что христиане должны быть покорными и смиренными во власти властей, но при этом имеют право защищать себя и свои интересы, если они вступают в противоречие с Библией и верой.
Какие тенденции рационализации были присутствующими в итальянском гуманизме?
В итальянском гуманизме происходило активное развитие рационализма, проявляющееся в отказе от средневекового теоцентризма и стремлении к обоснованию нового центра — человека. Основной тенденцией рационализации в гуманизме было повышение роли антропоцентризма и рационального мышления.